С ЗЕМЛЕЙ В ГОРОДАХ И В ДРЕВНОСТИ БЫЛО СЛОЖНО

Послушать лекции московского архитектора-планировщика собралось в минувшую субботу в «Смене» порядка 70 человек. Это были и студенты-архитекторы, и общественники, а также простые думающие люди, которым интересна тема урбанизации. Многие в этом новом центре современного искусства были впервые, и подобный формат мероприятия людям явно понравился.

Надежда по образованию — социолог-архитектор. Она пытается объединить эти две темы воедино, чтобы понять, для кого строить новые здания и каков сегодня заказ общества. Нилина преподает в московской архитектурной школе «Марш», а в Казани с помощью своей лекции пыталась доказать, что архитектуре без социологии при планировании городов просто не обойтись. Ее основной посыл — желание рассматривать проблемы дизайна гораздо в более широком культурном социологическом аспекте как взаимодействие нескольких дисциплин.

IMG_9777.jpg
Послушать лекции московского архитектора-планировщика собралось в «Смене» порядка 70 человек

По сути, улица является самым ярким инструментом в оркестре города. Каждый сможет принять в нем участие и внести свои изменения в данную симфонию. Она раздражает, пугает, унижает, разъединяет или служит пространством объединения. По словам Надежды, улица как основной инструмент градостроительства впервые была использована древними греками и позже внедрена ими во всех колониях. Две основные прямые улицы, вокруг которых устраивалась вся жизнь, служили основой развития всех римских поселениях.

Однако средневековые европейские города не соблюдали этих канонов и строились во многом хаотично. Общественные пространства в них не имели никакой ценности. Это была агломерация закрытых ячеек, каждая из которых имела собственную границу. Средневековые города состояли из анклавов. Они были как семейными, так и торговыми. Монастыри также были обособленными звеньями с замкнутой системе. Как правило, такие города не имели возможностей роста. Так как их нужно было оборонять, территория ограничивалась крепостными стенами. После того как необходимость в обороне перестала быть актуальной, появились новые идеи в планировке городов. Улицы понадобились для движения между обособленными городскими ячейками. В XIII веке во Флоренции были внедрены новые правила, которые были направлены на организацию уличного пространства. Так как с землей в городах и тогда было сложно, люди надстраивали два-три этажа над своими жилищами, в результате чего им не хватало ни света, ни воздуха. Властями было принято решение снести эти надстройки.

IMG_9821.jpg
Многие в новом центре современного искусства были впервые, и подобный формат мероприятия людям явно понравился

КАНАЛИЗАЦИЯ — ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ

Очень важным временем в истории развития городов является эпоха Просвещения. В первую очередь именно тогда возникло понимание природы бактерий. До общества стало очевидным, что огромное количество эпидемий связано с качеством городской среды. А ученый микробиолог Луи Пастер выдвинул теорию, что эпидемии, бушевавшие в те времена по миру, лучше всего распространяются в тесных пространствах.

Движение за соблюдением гигиены привело к сносу большого количества средневековых трущоб и созданию новой теории градостроительства, основанной на обеспечении максимального количества света, воздуха и открытых пространств. Тогда же зародилась новая инженерная школа, которая положила начало водопроводу, канализации в городах, появлению ливневок. По сути, тогда и закладывался фундамент современных городов, ведь всеми этими благами мы пользуемся и сегодня.

СОЦИОЛОГИЯ ИЗ ДЕРЕВНИ

В конце XIX века движение за гигиену в городах сменяется социализацией общества.

С одной стороны, многое делалось для того, чтобы город был более комфортным для проживания, с другой — росло число людей, которые были исключены из этой среды.

В XIX веке происходит трансформация города, начинается процесс урбанизации. Большое количество людей из деревни перемещается в город. Количество населения в Берлине увеличивается в 5 раз, Париж — в 4 раза. В связи с этим появляется большое количество социальных проблем. В это время и зарождается наука социология.

УЛИЦА ВМЕСТО КОМФОРТА

Основная тема социологии на тот момент — трансформация деревенского жителя в городского, изменения в душевном состоянии, возможности сосуществования с разными слоями общества. В 50-х годах прошлого века в обществе, особенно в американском, появилось стойкое мнение, что улицы как элемент общественного пространства уже отжили себя. Появляется большое количество скоростных шоссе и развязок, автолюбитель становится главным действующим лицом в крупных мегаполисах. Однако через несколько десятков лет в Европе и Америке вновь вернулись к тому, что улицы в привычном понимании оказались совершенно незаменимы иными современными способами передвижения. Надежда уверяет: «В Америке и Европе власти сносят развязки и эстакады, возвращаясь к обычной улице...»

НЕ ХОЧЕШЬ ВЕШАТЬСЯ — ЕЗЖАЙ В ПРИГОРОД

В России настоящая автомобилизация началась с распадом СССР, мы повторяем тот же самый путь развития, что и Запад. Пока у нас так же все продвигается по пути уничтожения улицы.

Если раньше огромное количество людей работало на улице, предлагая свои услуги, начиная от чистильщиков обуви, заканчивая газетными лотками, то сегодня улица перестает быть подобным пространством.

Станет ли глобализация концом урбанизации? Перейдут ли все человеческие отношения с межличностного в виртуальное пространство? Будет ли необходимость физического присутствия людей в городе, или он может потерять свою ценность? Это главные вопросы социологии в последнее время.

IMG_9780.jpg
«В Америке и Европе власти сносят развязки и эстакады, возвращаясь к обычной улице...»

Существует две точки зрения: некоторые считают, что человечество развивается благодаря компактности и удобству в городах. Другие уверены, что город — это пространство безумия, существование в нем может привести к суициду. Сложность городского пространства, темпы жизни ведут к одиночеству и замкнутости среди людей. Вот почему в последнее время во многих странах жители крупных мегаполисов стараются перебраться в пригород.

СТЕРИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН

Городская улица — это возможность присутствия совершенно разных людей. Много процессов, связанных с улицами, которые сегодня просто исчезли из нашей жизни. К примеру, вы сегодня редко можете увидеть на улице похоронную процессию, хотя 30 лет назад улица активно использовалась для этих целей. Или раньше можно было увидеть детей, которые самостоятельно шли в школу, и родители не боялись их отпускать одних. Сегодня толпу школьников, возвращающихся с уроков, можно наблюдать нечасто. Детей после школы стараются забрать родители на машинах или няни. Для детворы вообще осталось немного свободного пространства в современном городе. Улица не используется сегодня для протестов, хотя это основное пространство для критики власти.

Основная проблема современного дизайна — это его стерильность. Информация и общение постепенно исчезают с улиц городов, перебираясь в виртуальное пространство. Власти должны понимать, что человек хочет участвовать в политике, жизни города, видеть других людей, встречаться с разностью. Улица не должна работать как стена, разделяющая нас по разным секторам, как в средние века. Она не должна предназначаться только для комфортного передвижения из одного конца города в другой. Она должна иметь возможность эволюционировать и развиваться.