Алексей Фролов и Марат Галеев рассказали о ходе реформы системы ЖКХ

КУДА ПОЙТИ, ЕСЛИ ТРЕСНЕТ ФУНДАМЕНТ

До 18 апреля граждане республики должны определиться, каким образом они намерены аккумулировать отчисляемые средства на капремонт многоквартирных домов. По республике таких домов насчитывается более 15,3 тыс., но решение приняли всего лишь 700 домов. Об этом сегодня на пресс-конференции в Госсовете РТ сообщил замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Алексей Фролов.

Он напомнил, что по новому законодательству жители имеют право принять три варианта накопления на капремонт. Первый: на спецсчете регионального оператора программы капремонта (он создан на базе ГИСУ), второй вариант: просто в ГИСУ, и третий вариант (он может быть использован только в отдельно стоящих домах под управлением ТСЖ или в нескольких домах с количеством квартир не более 30): на счете в любом банке.

Напомним, что этот вопрос недавно поднимался на совещании в кабмине с участием президента РТ Рустама Минниханова, председателя набсовета госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Сергея Степашина и генерального директора — предправления фонда Константина Цицина. Тогда Минниханов сильно возмущался, что лоббисты закона предусмотрели несколько вариантов для накопления средств на капремонт. По его мнению, этим могут воспользоваться недобросовестные управленцы, которые живут только одним днем, а рачительно распоряжаться средствами людей может лишь государство, способное взять под жесткий контроль расходы и сохранность средств населения.

Сегодня аналогичный посыл прозвучал и от спикеров пресс-конференции Фролова и председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марата Галеева. Он напомнил, что капремонт — это весьма затратное удовольствие и тут важно предостеречь граждан от необдуманных решений, если они вдруг решат открыть спецсчета пусть даже и в ГИСУ (средства со спецсчета дома не могут быть направлены на ремонт других домов). Собранных денег с одного дома может не хватить, полагает депутат, если вдруг возникнут форс-мажорные обстоятельства, тогда как при солидарном накоплении государство берет на себя обязанности решать проблемные вопросы. «В капремонт включается целый ряд видов работ. Это и ремонт крыши, подвалов, замена коммуникаций. И самое главное — фундамента. А если фундамент треснет? Денег жильцов может и не хватить!» При этом Галеев посетовал, что, увы, собственники жилья не чувствуют себя хозяевами дома, полагаясь на то, что кто-то придет и что-то за них решит.

Это мнение поддержал и Фролов.

«Сегодня уже можно говорить, что реального собственника в многоквартирном доме мы не получили и население все свое недовольство выплескивает в сторону государства. И мы вынуждены этими вопросами заниматься», — констатировал замминистра.

И сообщил, что минстрой совместно с минсвязи готов создать государственную информационную систему с единой базой данных по всем обслуживающим организациям и лицевым счетам граждан.

«Для решения задач в ЖКХ на госуровне, считаем, что база данных, на основании которой производится начисление, она должна быть государственной. На основании этой базы данных государство должно получать весь пакет информации для четкого управления: для того же лицензирования управляющих компаний, для раскрытия информации для оценки деятельности организаций, которые находятся в системе. Будет создан единый стандарт для населения в виде платежного документа», — сказал замминистра.

Он также сообщил, что в ближайшее время будет проведен конкурс для ІТ-разработчиков. Предполагается, что информационная база будет находиться на едином сервере в IT-парке с интеграцией со всеми управляющими компаниями, ТСЖ, расчетными центрами. Причем, предполагает Фролов, новая система станет не только инструментом для контроля со стороны государства, но и удобным способом общения людей по проблемам своих домов, улиц, микрорайонов по типу социальных сетей.

«Граждане, проживающие в многоквартирном доме, при помощи обмена информацией посредством своих лицевых счетов смогут обсуждать проблему внутри подъезда, что их беспокоит внутри дома, микрорайона, создать свою социальную сеть», — заявил Фролов.

«В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ НАС ПРОСТО НЕ УСЛЫШАЛИ...»

Прокомментировал Фролов и вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о ситуации с аварийными домами в Зеленодольске. «Зеленодольск — сложная площадка, я считаю, что они нас просто не услышали», — даже с некоторой обидой констатировал Фролов. И стал объяснять, что недалеко то время, когда бесплатного жилья не будет вообще, а государство сегодня стараемся минимизировать расходы граждан при переселении из аварийного жилья, причем предлагая разные условия.

«На самом деле вопрос аварийного жилья всех беспокоит, потому что это жилье опасно для граждан, на сегодняшний день на федеральном уровне отношение к жилью меняется кардинальным образом. Реально бесплатного жилья уже может и не быть, — высказал мнение замминистра. — Есть определенный уровень населения, которое реально не способно что-то изменить, улучшить свои условия. А есть люди, которые просто спекулируют на этом фоне, мы это проанализировали», — едко заметил Фролов.

И сообщил, что «президент республики очень сильно переживает за решение этой задачи»: «Но мы, отвечая за безопасность проживания людей, предлагаем механизмы, чтобы улучшить условия, причем на выбор конкретной семьи. Семья даже может две квартиры по программе социальной ипотеки взять, семья даже может не платить эту ипотеку, если неспособна, она может просто взять ее по найму. Но при этом в квартире семья будет иметь долевую собственность. Это гарантия того, что никто ее оттуда не выселит», — объяснял замминистра. И в заключение спикеры мероприятия еще раз призвали сограждан обратить свои взоры на регионального оператора: «Сегодня собственники должны принять решение о форме накопления средств. Но при этом региональный оператор гарантирует софинансирование ремонтных работ, контролирует проектно-сметную документацию, стоимость, отбор подрядных организаций, то есть мы внедрили все государственные инструменты контроля использования денежных средств», — убеждал Фролов.

С последним весомым аргументом выступил Галеев.

«Президент — сторонник того, чтобы эти средства сохранить, чтобы никаких нецелевых уходов на другие статьи не было», — заявил он.

111.jpg
По федеральной программе государство берет обязательство софинансирования мероприятий по капремонту из расчета 1,8 рублей государственных инвестиций на 1 рубль вложения граждан

«ВЫБОР ДОЛЖЕН БЫТЬ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, НО...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили предстоящее нововведение.

Вячеслав Шелуханов — директор ТСЖ «Азино-1»:

— Счет в банке мы сразу же отметаем, потому что эта система действует только для отдельно стоящих домов ТСЖ, для домов, в которых не более 30 квартир. Таким образом, остается два варианта: либо спецсчет у регионального оператора, либо общий котел у оператора. Я полагаю, что для жителей выгоднее вкладывать средства в общий котел, в котором будут аккумулироваться все средства. Я считаю, что ввод такой системы с выбором — вполне хорошее решение, выбор должен быть в любом случае. Единственное, нужно объяснить населению все плюсы и минусы той или иной операции, обязательно провести разъяснительные беседы.

Я думаю, государство должно обеспечивать контроль за формированием и расходом средств за жилищно-коммунальные услуги. В любом случае соответствующие службы уже сейчас в обязательном порядке должны отслеживать эти процессы. Другое дело, из-за небольшого штата они просто не успевают охватить весь объем управляющих компаний. Также сейчас разработана система мониторинга, куда мы выкладываем все данные, где четко можно просмотреть, по какой статье и сколько поступило денежных средств, сколько на данный дом денежных средств израсходовано. Такие данные у нас есть.

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ, эксперт по ЖКХ:

— Все зависит от формы управления. Если мы говорим о ТСЖ, то это собственный счет. Если об управляющей компании, то это наверняка региональный оператор. В этом случае я сам провожу некий конкурс на проведение работ и, в отличие от закона РФ, я добавляю туда еще некую мелочь, а именно — качество.

Разумеется, государство должно обеспечивать контроль за формированием и расходом средств за жилищно-коммунальные услуги. Контроль за коммунальными услугами осуществляет совет при президенте РТ. Кроме того, у нас есть еще и комитет по тарифам, который занимается коммунальными услугами. Таким образом, по мере сил эти комитеты занимаются своими обязанностями. Сейчас есть предложение о проранжировании домов на пять типов, в зависимости от типа устанавливать предельное значение.

Геннадий Сомов — председатель союза домовых комитетов Казани:

— Я думаю, здесь никакого выбора нет. Потому что есть жесткие условия о том, что ТСЖ открывает отдельный на дом счет, а те, кто входит в управляющие компании, должны перечислить счет региональному оператору. По-моему, это очень некрасиво. Сейчас проводили собрания, посвященные этому вопросу, и я считаю, они имеют нелегитимный характер. Их проводили три дня в рабочее время. Например, с наших четырех домов вышли 57 человек, преимущественно бабушек. Второе, почему был не выполнен федеральный закон о выполнении исполнительным комитетом капремонта домов и передачи их собственнику? Кроме того, самое главное, где наши деньги, которые мы перечисляли с 2002 года по сегодняшний день? Получается, они исчезли и возврату не подлежат. И вообще, где находится график ввода домов в капитальный ремонт? Где логика этой системы? Почему некоторые дома ремонтируют спустя 15 лет, а некоторым 40-летним домам нужно ждать своей очереди еще 20 - 30 лет. При таких раскладах, государство обязательно должно осуществлять контроль за формированием и расходом средств за жилищно-коммунальные услуги. И этим контролером должен быть исполком Казани. Но увы, в эти контрольные группы входят только управляющие компании, а общественников не пригласили. Получается, что они контролируют сами себя.