ELGS9683.jpg

«ТАТНЕФТЬ» ОПАСАЕТСЯ ПОХОЛОДАНИЯ СО ШТАТАМИ

Кульминацией состоявшейся вчера поездки премьер-министра России Дмитрия Медведева в Казань стало посещение им Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). В стенах вуза он провел совещание, посвященное поддержке инновационных проектов.

Вначале Медведев напомнил о том, что в стране действует госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика». На формирование инновационных кластеров ей отводится до 5 млрд. рублей ежегодно.

— Но главное, чтобы это приносило синергетический эффект, чтобы создавало такую в хорошем смысле цепную реакцию, потому что у нас есть опыт, но далеко не всегда он срабатывает, — подчеркнул премьер. — Важно, чтобы этот опыт тиражировался, подхватывался институтами развития. Я вижу смысл нашей сегодняшней встречи в этом. Я приехал по приглашению Рустама Минниханова в Татарстан, потому что нужно, чтобы мы пропагандировали современные, наиболее эффективные и перспективные модели бизнес-поведения, особенно в такой сложной сфере, как инновации. Нам не хватает драйва, который позволил бы говорить о России как о современной, высокоинновационной стране. У нас этого пока нет, давайте скажем откровенно. Мы встретились для того, чтобы по итогам нашей встречи я мог дать поручения для подготовки конкретных государственных решений. В этом прикладной смысл сегодняшней встречи.

Премьер заранее попросил, чтобы присутствующие в своих выступлениях не рассказывали об успехах, а выдвигали предложения, делились проблемами. Взяв слово, Рустам Минниханов напомнил, что для Татарстана по-прежнему одной из важнейших отраслей остается нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, и попросил задать тон совещанию заместителя гендиректора ОАО «Татнефть» Наиля Ибрагимова.

— У всех нефтяников Татарстана есть важная проблема: мы находимся на поздней стадии, — рассказал топ-менеджер. — Это высокая обводненность, трудно извлекаемые запасы. — Для этой стадии характерно плавное снижение объемов добычи нефти. Доля трудноизвлекаемых запасов увеличилась с 22 до 73 процентов. Для добычи этих запасов необходимо применение новых технологий — обычные уже не дают эффекта.

От технологий Ибрагимов перешел к проблеме подготовки кадров. По словам Ибрагимова, возникла необходимость создания научно-образовательного кластера, который готовит специалистов к работе в новых условиях.

— В рамках этого кластера мы стали интересоваться сланцевой нефтью — это то, что находится на глубине более 2 километров, и первые результаты в этом направлении обнадеживающие... — добавил Ибрагимов.

Минниханов решил поддержать топ-менеджера «Татнефти» и расставить акценты. Президент РТ заверил, что «Татнефть» не намерена до 2030 года снижать объемы добычи, но без разработки битумной и сланцевой нефти держать темп будет проблематично. Медведев поддержал идею, но напомнив о минусах «гидроразрыва», попросил заниматься разработками с оглядкой на будущее.

— Технология гидроразрыва имеет свои ограничения, и в данном случае мы должны просчитать последствия, но это уже вопрос не ко мне, а к науке, — пояснил глава правительства.

Ибрагимов упомянул о том, что «Татнефть» интересовалась опытом американцев в области добычи сланцевой нефти, объяснив, что Соединенные Штаты заметно ушли вперед в этой области. В связи с этим он, слегка сглаживая углы, дал понять: из-за последних глобальных событий на мировой политической арене могут возникнуть трудности с американскими партнерами.

— Вы говорите: «Неизвестно, что будет дальше», — отреагировал Медведев. — А я скажу так: «Ничего дальше не будет». Те, кто хочет с нами сотрудничать в любой сфере — будь то наука, производственная кооперация — будут сотрудничать и впредь.

ELGS9659.jpg

ПРОСЬБЫ БУСЫГИНА И ГАФУРОВА

Затем слово взял председатель совета директоров ОАО «Нижнекамскнефтехим» Владимир Бусыгин, а Минниханов коротко напомнил, что эта компания представляет камский производственно-территориальный кластер.

— Негативно сказывается на нефтехимии порядок таможенного регулирования сжиженно-углеводородных газов (СУГ), — заявил Бусыгин. — Необходимо, на наш взгляд, восстановить пошлину до уровня экспортных пошлин светлых нефтепродуктов.

Стоит отметить, что руководство «Нижнекамскнефтехима» давно бьет тревогу из-за пошлин, ссылаясь на то, что сроки ввода новых мощностей могут переноситься из-за заминок в этой области. Предприятие считает уровень действующих экспортных пошлин на СУГ низким, а отсутствие экспортных пошлин на чистые фракции (бутан нормальный и изобутан), по мнению промышленников, крайне негативно сказывается на сырьевом обеспечении отечественных предприятий нефтехимической отрасли в целом и компании «Нижнекамскнефтехим» в частности.

— Давайте все-таки поговорим про инновации, но все обращения ко мне я готов рассмотреть, — заявил Медведев, выслушав Бусыгина.

Минниханов, обращаясь к Медведеву, сказал, что он объяснит ему сложившуюся ситуацию при встрече тет-а-тет, упомянув о том, что камский промышленный кластер к 2020 году может вырасти в 3 раза. Ранее президент говорил об этом на встрече с вице-премьером правительства РФ Аркадием Дворковичем.

Отметим, что выступающие не прекратили рассказывать о своих проблемах, но зато стали чаще употреблять волшебное слово «инновации». Ректор КФУ Ильшат Гафуров посетовал на то, что бюджетные места в настоящее время отдают только тем специальностям, которые прошли государственную аттестацию. Между тем, по словам Гафурова, рынок развивается динамично и появление новых специальностей не заставит себя долго ждать.

— Сейчас государственная аккредитация новой специальности длится пять лет, — объяснил Ильшат Рафкатович. — Все это время бюджетных мест по этим специальностям мы выделить не можем...

— А что же вы предлагаете выдавать аттестацию быстрее? — поинтересовался Медведев.

— Мы можем предложить другую схему, — вмешался министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, сидевший по левую руку от премьера. — Ускорим процесс выдачи аккредитации по новым специальностям для наших ведущих вузов, их у нас около 40.

Медведев кивнул, идею, что называется, взяли на карандаш.

КОГОГИН ЗАХОТЕЛ ПОЛИГОН

Председатель совета директоров открывшегося недавно частного технопарка Navigator Campus Рамиль Ибрагимов предложил реализовать проект производства комплектующих для 3D-принтеров, в том числе в российском формате. Медведев предложил обсудить проект.

— Надо посмотреть проект, — сказал он. — Тем более что в Татарстане у вас уже многое получилось.

А вот предложение представителей ОАО «КАМАЗ» премьер, кажется, воспринял скептически. Медведеву рассказали о том, что предприятию необходим полигон для испытаний. Причем команда Сергея Когогина предложила создать в Татарстане полигон для всех местных автопроизводителей, на нем в перспективе могут тестировать продукцию, к примеру, АвтоВАЗа и Sollers.

— Вы хотите, чтобы из федерального бюджета вам это спонсировали? — спросил Медведев. — А сами автопроизводители скинуться не могут? Мы можем рассматривать этот проект только в рамках государственно-частного партнерства — в таком случае можно обсуждать.

По предварительным расчетам, полигон обойдется в 14 млрд. рублей.

О создании на базе технополиса «Химград» условий для обеспечения дополнительного передела продукции нефтехимии и о дальнейшем развитии этой инновационной площадки рассказал председатель совета директоров технополиса Альберт Каримов. Он также отметил, что сегодня технопарк готов тиражировать накопленный опыт.

С предложением об интеграции инжиниринговых центров выступил ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. Кроме того, он предложил обсудить возможность проведения на российском уровне инженерного фестиваля.

ELGS9675.jpg

КАК МЕДВЕДЕВ СТУДЕНТОВ В КРЫМ УЧИТЬСЯ ОТПРАВИЛ

Не менее продуктивно у Медведева прошла встреча со студентами. За полчаса они успели обсудить с премьером не только проблемы образования, но и поговорить на отвлеченные темы. Формат встречи получился почти неофициальным — в пользу этого говорило даже то, что часть студентов сидела в галстуках, а те, что были рядом с Дмитрием Анатольевичем, галстуки почему-то сняли за несколько минут до начала встречи. Сперва глава правительства обсудил с молодыми людьми поддержку отраслевых вузов и отсрочку от воинской службы для студентов, а затем поговорил о возможности работы студенческих трудовых отрядов вуза в Крыму.

— В Крыму сейчас очень много работы, — заметил Медведев. — Это благодатный, прекрасный, красивый регион, но он запущен, там много придется строить, там много придется создавать новых объектов, восстанавливать. Поэтому я уверен, что место найдется и для студентов.

Кроме того, Медведев ответил и на ряд неформальных вопросов, в частности, рассказал о том, что экономит дома электроэнергию, и поделился впечатлениями от Универсиады, признав, что она ничуть не уступила Олимпиаде в Сочи.

— Вам повезло, когда мы, к примеру, с Рустамом Нургалиевичем учились, таких масштабных проектов не было, — взгрустнул премьер.

Напоследок Медведев ответил на вопрос: «Как добиться успеха в общественной и политической деятельности?» «Надо вкалывать и хорошо учиться», — выдал рецепт Дмитрий Анатольевич.