Конституционный суд РФ разрешил раскрывать врачебную тайну в отдельных случаях, если она существенно затрагивает права родных и близких пациента, говорится в определении суда.

Поводом для рассмотрения закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" стала жалоба в суд жителя Казани Владимира Зубкова, он оспорил части 2, 3 и 4 статьи 13 закона об основах охраны здоровья. В марте 2014 года в городской больнице Казани у Зубкова скончалась супруга, ранее наблюдавшаяся в другом медучреждении. Мужчина хотел получить медицинские документы жены, чтобы убедиться, что врачи назначили ей правильный курс лечения, однако врач ему отказал. По его мнению, Зубков не является ни доверенным лицом умершей пациентки, ни ее представителем. В больнице и в минздраве РТ сослались на врачебную тайну, после чего мужчина обратился в суд.

По мнению Зубкова, врачебная тайна мешает проведению проверок со стороны родственников, которые пострадали от ошибок врачей, а также исключает предоставление близким людям умершего его медицинских сведений.

"Ограничение на предоставление медицинских сведений умершего гражданина третьим лицам отвечает конституционным положениям о защите чести и достоинства умершего и доброй памяти о нем. При этом полный отказ в получении такой информации, особенно тогда, когда ее наличие помогло бы внести ясность в обстоятельства смерти, существенно затрагивает права родных и близких", — говорится в постановлении КС РФ, сообщает РИА "Новости"

Суд напомнил, что в российском законодательстве предусмотрен порядок предоставления сведений, содержащих врачебную тайну. "В настоящее время заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу или близкому родственнику, а при их отсутствии — иным родственникам либо законному представителю умершего. Следовательно, если сведения о причине смерти и диагнозе заболевания пациента уже стали доступны, то сокрытие информации о предпринятом лечении не может оправдываться врачебной тайной, особенно с учетом мотивов и целей обращения лица, объема уже имеющейся у него информации и иных обстоятельств", — отметил суд.