Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин Фото: «БИЗНЕС Online»

Провал по демографии, рост баллов ЕГЭ по математике

В последние годы мы часто слышим, что выпускников становится все меньше, а значит, среднее профессиональное и высшее образование ждет затяжной коллапс. В 2023-м в Татарстане в государственной итоговой аттестации приняли участие 16,5 тыс. человек, что почти на 1 тыс. меньше, чем в 2022 году. Похожая картина в целом по стране.

Число выпускников российских школ падало с 2010-го до 2017 года. Потом начался период стабилизации. Согласно прогнозу минпросвещения РФ, рост количества выпускников в РФ ожидается только в 2025-м. При этом участок стабилизации, начавшийся с 2021 года, больше напоминает «мертвый штиль». Ведь если сравнивать численность выпускников школ с базовым уровнем 2010-го, получается, что даже при условии небольшого роста к 2025 году мы едва перешагнем долю в 93,3%. Не очень радостная демографическая новость для отечественной системы высшего образования.

Что происходит с баллами ЕГЭ у выпускников разных лет? Особенно это интересно сейчас, когда с каждого телевизионного канала, как заклинание, звучат фразы о том, что нужно возрождать инженерное образование. Рассмотрим статистические данные по результатам ЕГЭ с 2017 по 2023 год по пяти основным дисциплинам для поступления на инженерные специальности (русский язык, профильная математика, физика, информатика и ИКТ и химия).

В целом ситуация стабильна. По математике просматривается тенденция ежегодного улучшения результатов, а вот по русскому языку и информатике видна некая хаотичность (то рост, то снижение показателей). Это можно объяснять концептуальными изменениями, которые были внесены в контрольно-измерительные материалы. К сожалению, как формальная (школы), так и неформальная (репетиторы) образовательные системы не успевают за этими изменениями, что сказывается на итогах ЕГЭ. Поражает стабильность уровня сдачи ЕГЭ по таким дисциплинам, как физика и химия.

При этом баллы ЕГЭ, как и любой субъективный результат, не могут объективно отражать уровень образованности выпускников — практически любой университетский преподаватель может это подтвердить. Намного более важный параметр оценки ситуации с инженерным образованием — количество сдающих профильные экзамены.

Снижение числа выпускников, выбирающих инженерное будущее

Посмотрим, как с годами меняется количество выпускников школ в зависимости от выбранных ими дисциплин. Максимальное количество ребят сдают русский язык — это обязательный экзамен. На втором месте — математика, причем именно профильная. Без ЕГЭ по этой дисциплине не поступить ни на одну инженерную специальность в нашей стране. Не все знают, но профильная математика нужна для поступления даже на экономику. Так вот, по профильной математике мы видим не очень утешительную картину — на протяжении четырех лет наблюдается неуклонное снижение количества выпускников, выбирающих для себя инженерное или естественно-научное будущее. Резкое падение количества выпускников, выбирающих профильную математику, произошло в 2022 году. Аналогичная тенденция, но с меньшим углом падения, прослеживается и в 2023-м.

Государство тем временем ставит задачу кратно увеличивать подготовку по инженерно-техническим направлениям подготовки и специальностям, год от года увеличивая количество бюджетных мест на инженерно-технических направлениях. Но, если ребят, способных (в силу выбора дисциплин ЕГЭ) поступать на эти направления, ежегодно становится все меньше, а мест, на которые их готовы принять, — все больше, ждать от вузов качественного выпуска инженеров не приходится.

Причем нет сомнений, что бо́льшая часть из них окончит университеты, об этом позаботилась подушевая система финансирования вузов, действующая в нашей стране. Университетам невыгодно отчислять нерадивых студентов, в противном случае им придется увольнять сотрудников. Соотношение «преподаватель – студент» в пропорции 1:12 никто не отменял.

Интересен тот факт, что в 2022 году количество российских 11-классников, сдававших физику и информатику, сравнялось «Интересен тот факт, что в 2022 году количество российских 11-классников, сдававших физику и информатику, сравнялось» Фото: «БИЗНЕС Online»

Падение интереса к физике, рост «любви» к информатике

Тревожная картина складывается вокруг главного для будущих инженеров экзамена — физики. С 2020 по 2023 год как в РФ, так и в РТ можно наблюдать стабильное снижение интереса выпускников к физике. Если в 2020 пандемийном году физику в качестве третьего ЕГЭ выбрали более 139 тыс. 11-классников, то в 2023-м таких было только немногим более 89 тысяч. Что это значит для системы высшего образования в стратегической перспективе? Во-первых, интерес к техническим специальностям среди молодежи стремительно падает. Во-вторых, при такой «популярности» на инженерно-технические направления можно поступить практически с любыми, даже самыми низкими баллами (конечно, в рамках минимально установленных Рособрнадзором РФ и минобрнауки РФ).

Одновременно стремительными темпами за последние четыре года растут количественные показатели по ЕГЭ «Информатика и ИКТ». В 2020-м информатику в стране сдавали более 83 тыс. выпускников, а в 2023 году таких было уже 113 тысяч.

Интересен тот факт, что в 2022-м количество российских 11-классников, сдававших физику и информатику, сравнялось (предметы сдавали по 101 тыс. человек). В целом за последние годы идет лавинообразный рост популярности ЕГЭ по информатике. Это объяснимо — стране требуется большое количество IT-специалистов, этот рынок очень емкий, растущий, зарплаты высокие. А родители, независимо от реальных интересов и математических способностей детей, хотят воспитать из них «великих» и обязательно «богатых» программистов.

Немаловажную роль в «популяризации» информатики как третьего ЕГЭ сыграло решение федерального минобрнауки, разрешившего пару лет назад поступать с результатами ЕГЭ по информатике не только на IT-направления, но фактически на любые инженерно-технические специальности (по выбору абитуриентов). Сегодня в абсолютном большинстве университетов в качестве предметов для поступления на инженерные специальности в паре с физикой ставят информатику.

ЕГЭ по информатике стало палочкой-выручалочкой для поступления на технические специальности. «Ну и что в этом плохого?» — спросите вы. В первую очередь такая суррогатная подмена легализует отказ от изучения в школе физики как базовой дисциплины для будущих инженеров. Проблема кроется в том, что в современной школе недостаточно педагогов по физике, способных не просто провести занятие, а научить дисциплине, зародить интерес к предмету.

Для выпускников эта ситуация вроде бы облегчает жизнь. Не нужно напрягать мозги и вгрызаться в «гранит» физической науки, можно пойти по более простой траектории, выбрав информатику, а уже после получения результатов ЕГЭ решить, куда пойти учиться. Тем более что информатика для современной молодежи более понятный предмет, наверное, 100% ребят уже в младшей школе сталкиваются с программированием. Проблема в том, что в вузе эти ребята при выборе таких направлений обучения, как «Машиностроение» или «Материаловедение», просто не смогут учиться и будут отчислены после первого курса с огромным хвостом несданных дисциплин.

Поэтому когда ко мне обращаются за советом о выборе ЕГЭ для поступления на инженерно-технические специальности, я всегда говорю о необходимости сдавать физику. Пусть у выпускника будут не самые выдающиеся результаты, но системное изучение физики даст возможность студенту-первокурснику чувствовать себя уверенно в академической среде. А вот ЕГЭ по информатике поможет ему поступить, если все же результатов по физике будет недостаточно.

Обществознание, как и прежде, является третьим по популярности экзаменом, позволяющим поступить в вузы на целый спектр экономических и социогуманитарных специальностей. Но в последние годы обществознание как дисциплина ЕГЭ тоже теряет свои позиции. Такая же ситуация и с историей. Но эта дисциплина имеет стабильный поток выпускников, поступающих в том числе и на юриспруденцию, так что за эти направления можно не беспокоиться. Волна абитуриентов на этом направлении — как полноводная река, которая не собирается пересыхать.

Ситуация в Татарстане: калька с РФ

Традиционно уровень средних баллов ЕГЭ в Республике Татарстан выше, чем в большинстве регионов страны. Как видно из графика, по всем основным дисциплинам, позволяющим поступать на инженерные и IT-специальности, результаты в нашей республике выше, чем в целом по стране. Причем экзамены по профильной математике выпускники в республике сдали лучше, чем в остальных регионах, примерно на 6,9 балла, а по химии аж на 10 баллов.

К сожалению, многие выпускники наших школ уезжают учиться в столичные регионы. Но в целом наш регион имеет положительную въездную миграцию среди студентов — за счет молодежи, проживающей в соседних с республикой регионах. Таким образом, мы одновременно «теряем» собственных выпускников, но «приобретаем» молодежь из других регионов. Такая мобильность, с академической точки зрения, очень положительно сказывается на качестве человеческого капитала в регионе и, как следствие, на последующем развитии научно-образовательных и прикладных производственных сфер.

Я не владею данными по университетам всей республики, но могу оперировать цифрами приема родного для меня КНИТУ-КАИ. У нас в университете достигнут показатель в 50% абитуриентов, приезжающих из-за пределов Татарстана. Это очень хорошо, т. к. позволяет вузу диверсифицировать каналы работы с абитуриентами и в меньшей степени зависеть от внутренней конъюнктуры.

Конечно, качественные результаты единого госэкзамена тоже очень важны, т. к. они демонстрируют работоспособность нашей системы общего образования. Но для развития промышленности крайне значимы количественные показатели, отражающие профессиональные предпочтения будущих специалистов. Если на входе в университеты у нас не будет положительной динамики по абитуриентам, поступающим на инженерные и естественно-научные направления, то говорить о будущем технологическом лидерстве станет проблематично.

Итак, какими баллами ЕГЭ радуют татарстанские выпускники? Бросается в глаза схожая картина, Татарстан — это РФ в миниатюре, с теми же трендами и тенденциями.

Например, в РФ с 2020 по 2023 год число выпускников школ, сдающих профильную математику, снизилось на 22%, а физику — на 36%, при этом ЕГЭ по информатике стал популярнее на те же 36%.

В Татарстане наблюдается похожая, но еще более ярко выраженная динамика: число желающих сдавать ЕГЭ по профильной математике снизилось за эти годы на 23%, по физике — на 46%, зато количество сдающих экзамен по информатике выросло аж на 58%.

Ситуация с профильной математикой более сложная, я бы даже сказал, угрожающая. Без профильной математики просто невозможно стать инженером, айтишником или даже экономистом. Следовательно, снижение количество выпускников, сдающих этот ЕГЭ, напрямую бьет по национальным интересам страны.

Тенденция по падению на 7,5% количества выпускников, сдающих обществознание, нашла отражение и в Татарстане — наша республика показала снижение количества будущих экономистов, менеджеров и управленцев на 9%.

***

Какой вывод можно сделать? Пока все действия по популяризации инженерного образования разбиваются о грустную действительность рынка труда. Абитуриенты идут туда, где, по их мнению, в будущем они смогут быть более успешными (читай — обеспеченными). Для молодежи такое стремление вполне естественно и говорит о здоровой прагматичности. У нас очень хорошее молодое поколение, и нам, взрослым, стоит задуматься: возможно, наши аргументы в пользу развития инженерного образования мы преподносим с точки зрения своих желаний, не учитывая стремления молодежи? В любом случае простых решений нет, остались только нетривиальные.