Классическое «блеск и нищета» — такую характеристику недавнему всероссийскому форуму татарских религиозных деятелей дает Рустам Батыр. Яркая и красивая картинка, но абсолютная идейная пустота и пережевывание одних и тех же тезисов из года в год. Все дело в феномене «чиновничьего ислама», победившем в Татарстане, суть которого заключается в контроле всего и вся на исламской поляне. О недостатках и преимуществах сложившейся системы рассуждает известный мусульманский и общественный деятель и постоянный автор «БИЗНЕС Online».
Рустам Батыр: «Даже бегло скользя по тексту, несложно уловить суть: солнце восходит и заходит, кризисы приходят и уходят, года сменяют друг друга, а в коллективном Багдаде татарского ислама все тихо и спокойно»
В чем же тогда «нищета» форума?
На прошлой неделе завершился всероссийский форум татарских религиозных деятелей, который вот уже 11 лет проводится в Казани накануне болгарского Жиена. Это главное событие года для исламского духовенства татар, важнейшая площадка для их встреч и точная витрина царящих под чалмами и тюбетейками настроений. И если в двух словах обрисовать данный форум, то подойдет классическое «блеск и нищета».
Мероприятие традиционно прошло с участием президента Татарстана Рустама Минниханова. Как обычно, оно было организовано на самом высоком уровне — с трансфером, питанием и проживанием участников. Снова пленарное заседание прошло в фешенебельном зале им. Шакирова на «Казань Экспо», в фойе которого была устроена чудесно оформленная выставка «Национальная самобытность и религия». Тут не к чему да и незачем придираться. Все это несомненный успех всемирного конгресса татар (главного организатора форума) и республиканского чиновничества. Они проводят подобный форум среди прочих аналогичных мероприятий, ибо понимают, что тот закрепляет за Казанью статус центра татарского мира, а это, в свою очередь, сулит многоплановые дивиденды как РТ, так и всему татарскому народу. Силы и ресурсы в организацию вкладываются серьезные.
В чем же тогда «нищета» форума? В абсолютной идейной пустоте. В пережевывании одних и тех же тезисов из года в год.
Чтобы не казаться голословным, предлагаю сыграть в игру «Найдите 10 отличий». Возьмем текст резолюции нынешнего форума и для сравнения текст резолюции одного из «доковидных» форумов, допустим, девятого (можно и другого — результат сильно не изменится).
Итак, что же решили в этом году наши уважаемые муфтии и имамы? Читаем (орфография и пунктуация авторов документа здесь и далее сохранены — прим. ред.): «Одобрить поддержку органами власти Российской Федерации и Республики Татарстан Болгарской исламской академии по подготовке современных религиозных кадров». Прекрасно! А что было на IX форуме? Читаем: «Одобрить усилия органов власти страны и Республики Татарстан по организации деятельности Болгарской исламской академии по подготовке кадров для российской мусульманской уммы». Заметили разницу? Нет? Любой корректор видит ее без труда. Так что приглядитесь внимательнее — и у вас тоже получится.
Изучаем документы дальше. Резолюция IX форума: «Продолжить работу Координационного Совета по деятельности религиозных организаций при Всемирном конгрессе татар, Совета по исламскому образованию». Резолюция XI форума: «Совершенствовать работу Совета по координации деятельности религиозных организаций при Всемирном конгрессе татар, Совета по исламскому образованию». IX форум: «Содействовать развитию исламского образования, мусульманских печатных и электронных СМИ, татарского сегмента сети Интернет». XI форум: «Принять меры по совершенствованию исламского образования, расширить сеть мусульманской прессы и татароязычной части сети интернет» (здесь, как видим, разница гигантская: в одном случае мировая паутина обозначена со строчной буквы, во втором — с заглавной).
IX: «Содействовать дальнейшему конструктивному сближению России с исламским миром, применению принципов исламского бизнеса», XI: «И впредь уделять внимание сотрудничеству Российской Федерации с исламским миром, внедрению принципов исламского бизнеса». IX: «Совершенствовать качество религиозных изданий и систему их распространения», XI: «Содействовать распространению книг, современных знаний по вероучению ислама». IX: «Рекомендовать отстаивать принципиальную точку зрения в противодействии исламофобии, экстремизму, терроризму и ксенофобии», XI: «Обеспечить готовность мусульманских общин к противодействию исламофобии, экстремизму, терроризму и ксенофобии». IX: «Формировать единую базу данных демографической ситуации в религиозных общинах», XI: «Создавать базу данных о демографическом положении каждой общины». XI: «Усилить контроль за соблюдением халяльных стандартов и совершенствованием системы сертификации продукции, товаров и услуг в соответствии с требованиями мусульманской религии», XI: «Совершенствовать производство продуктов питания, сертификацию товаров и услуг в соответствии с стандартами халяль». И так далее.
Даже бегло скользя по тексту, несложно уловить суть: солнце восходит и заходит, кризисы приходят и уходят, года сменяют друг друга, а в коллективном Багдаде татарского ислама все тихо и спокойно. Некогда заведенная пластинка продолжает играть снова и снова, как ни в чем не бывало. Ну разве это не прекрасно?
На прошлой неделе завершился всероссийский форум татарских религиозных деятелей, который вот уже 11 лет проводится в Казани накануне болгарского Жиена. Это главное событие года для исламского духовенства татар, важнейшая площадка для их встреч и точная витрина царящих под чалмами и тюбетейками настроений
Мини-сабантуй происходил в пленарной части заседания
Яркой иллюстрацией концептуальной пустоты форума татарских религиозных деятелей стало выступление одного имама из Уфы. Свой, с позволения сказать, доклад он сдобрил номером ансамбля, привезенного им по случаю из родного города, который спел a capella татарский мунаджат. Я не шучу. Причем этот мини-сабантуй происходил в пленарной (!) части заседания. Ничего не имею против татарских мунаджатов, люблю их всей душой и считаю, что народное религиозное творчество татар нужно всячески популяризировать. Более того, на мой вкус, хоровое выступление уфимского ансамбля стало самой яркой частью пленарки. Хоть что-то новенькое.
Повторюсь: форум татарских религиозных деятелей во всех смыслах важное и нужное мероприятие. В республике правильно делают, что его проводят. Вопрос в другом, а именно — в разграничении зон ответственности светских чиновников и исламского духовенства.
Светские структуры организуют форум, создают условия для встречи татарских имамов, муфтиев и обсуждения ими ключевых вопросов духовной жизни, но они не могут, да и не должны, влезать в содержание подобных процессов. Это прерогатива самого духовенства, и никого более. Оно же, как видим, не особо напрягает мозги, а вместо этого радуется халявной поездке в Казань и вкусным пирогам, которые охотно уплетает забесплатно в столице татарского мира.
Стоит ли удивляться подобному положению вещей? Нет. Имитация интеллектуального дискурса возникла не на пустом месте. Перед нами оборотная сторона чиновничьего ислама, который победил в Татарстане за последние годы. Суть этого ислама предельно проста: контролировать любое поползновение на исламской поляне. Абы чего не вышло.
Чиновничий ислам возник в нашей республике как реакция на теракты 2012 года. Государство на тот момент действовало (впрочем, продолжает действовать и сейчас) в рамках вполне здравой логики: раз само исламское сообщество не способно оградить граждан от своих демонов средневековья, данную роль вынуждены взять на себя люди в галстуках и погонах. Это совпало с тем, что и Россия в целом начала возвращаться в свою любимую многовековую колею тоталитарности. Гайки стали закручиваться по всем фронтам, а не только в исламском поле.
Результат не заставил себя ждать: за прошедшее без малого десятилетие у нас, в республике, не случилось ни одного «исламского» теракта. Это прямое следствие того, что государство взялось наводить порядок в данной сфере. Однако тотальный контроль породил и оборотную сторону. Лапа чиновников, наложенная на умму, неизбежно задушила в нем дух свободной креативности, необходимый для концептуальных прорывов. Отсюда убогость Болгарской исламской академии и идейная пустота форума татарских религиозных деятелей. Мы видим яркие песнопения, но не новизну мысли.
Сила ислама от чиновников заключается в том, что вместо незримых материй они вполне умело оперируют материями зримыми
Конечно, чиновники прекрасно понимают плачевность сложившейся ситуации. Поэтому, например, они неустанно и меняют ректоров в БИА (текущий — уже третий за пять лет). Но глобально государевы мужи ничего изменить уже не могут. Во-первых, на фоне многочисленных «исламских» терактов они не вправе позволить себе безрассудное доверие исламскому сообществу. Во-вторых, у них по определению не хватает компетенции, чтобы привнести содержание в исламское богословие. Они могут только «не пущать». Ловушка захлопнулась.
Вместе с тем у чиновничьего ислама есть и сильная сторона. Государство аккумулирует вокруг себя сильных управленцев, которым мы по большому счету обязаны всеми достижениям Татарстана на исламской почве, которые есть сейчас. Само исламское сообщество республики никогда бы не смогло провести всероссийский форум татарских религиозных деятелей. Никогда бы оно не построило в Болгаре исламскую академию. Да, данные проекты можно критиковать, но ведь есть что критиковать. Это главное. А, например, в том же Башкортостане, который исторически имел больше шансов стать центром отечественного ислама, и критиковать-то особо нечего.
Сила ислама от чиновников заключается в том, что вместо незримых материй они вполне умело оперируют материями зримыми. Так, например, Большая Соборная мечеть, которая запланирована в Казани (и, не сомневаюсь, будет построена), есть не что иное, как самый настоящий памятник чиновничьему исламу. Новая Соборная мечеть в центре города не порождает нового смысла. Это символ топтания на месте. Если Кул Шариф нес в себе идею национального возрождения и суверенитета, то Кул Шариф – 2 вторичен по определению, он сможет впечатлить разве что размахом (напомню, новая Соборная мечеть задумана на 15 тыс. чел.). Так отсутствие смыслов заменяется масштабом, хотя гораздо практичнее было бы вместо одной большой мечети построить с десяток небольших, равномерно распределенных по городу. И все же это лучше, чем ничего, ибо само мусульманское сообщество не осилит таких грандиозных проектов — ни со смыслом, ни без.
Мусульманское сообщество республики само не смогло даже объединиться. Напомню: то, что в Татарстане нет раскола и действует единый муфтият, — целиком и полностью заслуга государства. Хочется надеяться, что всероссийский форум татарских религиозных деятелей станет шагом в том же направлении. Как бы муфтии ни заливались соловьем с минбаров мечетей о важности единства в исламе, без государства решить такую задачу они не в состоянии. В других регионах, где государство самоустранилось от подобных вопросов, до сих пор действует сразу несколько муфтиятов, неустанно враждующих между собой и строящих друг другу козни. Так что получается, что у форума смысл все-таки есть.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.