Фото: kzn.ru

«МЕРТВЫЕ ДУШИ» И БУМАЖНАЯ СПЕЦТЕХНИКА

29 января состоялись переговоры мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева с региональным оператором по восточной зоне ООО «Гринта». На повестку были вынесены вопросы взаимодействия регоператора с городскими властями, в том числе сохранение и развитие программы раздельного сбора отходов и их переработки в Челнах. Договориться ни о чем не удалось. По итогам встречи мной как депутатом городского совета была проведена пресс-конференция с обильной критикой неконструктивного подхода ООО «Гринта». Понятно, что высказанные претензии не понравились регоператору. Генеральный директор ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко изложила собственную точку зрения одной из городских газет, попытавшись представить ситуацию в позитивном свете. якобы никаких противоречий между регоператором и муниципальной властью нет.

В реальности проблем с данным регоператором очень много, хотя некоторые из них порождены недостатками федерального законодательства. Муниципальные власти утратили контроль над состоянием своей территории; регоператор получил монопольный статус на рынке, из-за чего тарифы выросли, а улучшений в системе вывоза отходов не видно; развивать селективный сбор и переработку регоператор не желает. Главная же проблема – это отсутствие у регоператора интереса к конструктивному диалогу с местной властью, к поиску компромиссных и взаимовыгодных решений.

Впрочем, сложно ожидать иного от молодой компании, которая до прошлогодней победы в безальтернативном конкурсе по выбору регоператора не имела реального опыта работы в отрасли. Меня в принципе удивляет, как могла выиграть конкурс минстроя РТ компания, которая по открытым источникам имеет в штате только гендиректора Светлану Ярлыченко? На ком отрабатывает руководящие навыки человек со степенью магистра делового администрирования? Есть ли у компании с уставным капиталом 10 тыс. рублей собственная производственно-техническая база для полноценного исполнения функций регоператора? И как минстрой вообще мог допустить такую компанию до конкурса?

Последний вопрос, впрочем, носит риторический характер. Понятно, что «Гринте» победа была предопределена, а для участия в конкурсе компания обзавелась и «кадрами», и «производственно-технической базой». Как следует из опубликованных материалов, «Гринта» заключила 107 трудовых договоров со специалистами из «Поволжской экологической компании» (ПЭК), «Мехуборки» и связанных с ними предприятий, а также арендовала у них полигон, сортировочный комплекс и спецтехнику.

Выраженное Ярлыченко в начале прошлого августа удовлетворение итогами проведенной работы выглядело оправданным. «Мы провели огромную работу, – говорила она в интервью. – У нас есть квалифицированный персонал, есть техника для транспортирования и обработки отходов. Буквально на прошлой неделе провели переговоры о закупке дополнительных единиц спецтехники». Почему же с такими ресурсами «Гринта» не занялась транспортировкой отходов, что было бы логично? Для чего арендовать технику и нанимать по договору специалистов? Зачем регоператор выстраивает сомнительную пирамиду посредников? Можно предположить, что цель «найма» и «аренды» сводилась к соответствию формальным требованиям конкурса.

Фото: kzn.ru

«БУДУТ ЛИ ИСПОЛНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА?»

В конце прошлого года «Гринта» провела свой конкурс, выбирая подрядчиков на транспортировку твердых коммунальных отходов (ТКО). Как выяснилось, ни один из двух победителей не намерен заниматься вывозом самостоятельно — вероятно, по причине отсутствия кадровых и технических ресурсов. ООО «Зеленый город» из Азнакаево, имеющий в штате только учредителя, получит 980 млн рублей якобы для обслуживания 17 сельских районов. Второй подрядчик — ООО «КамВторПолимер» — из Челнов имеет два десятка сотрудников. Компания получит 859 млн рублей на обслуживание автограда, Нижнекамска и еще ряда городов и районов. С такими деньгами подрядчики уже безо всяких конкурсных процедур наняли субподрядчиков, которые и занялись непосредственно вывозом отходов. В их числе и челнинский МУП «Горкоммунхоз».

Похоже, Ярлыченко именно такая схема со множеством прокладок-посредников кажется идеальной. По этому поводу она с некоторым пафосом заявила в комментарии прессе, что «Горкоммунхоз» – опытное предприятие, знающее местный рынок. Понимающий потребитель задаст логичный вопрос: какой смысл отодвигать «Горкоммунхоз» на субподряд и давать статус регоператора компании, которая по факту является пустышкой? Когда «Горкоммунхоз» работал самостоятельно, потребитель оплачивал вывоз мусора только ему. Теперь в состав резко выросшего тарифа заложены интересы и «Горкоммунхоза», и двух паразитирующих прослоек в лице подрядчика и самого регоператора «Гринты».

Сомнительный характер этой схемы столь очевиден, что она стала объектом внимания республиканского управления федеральной антимонопольной службы. По итогам проверки УФАС «установлено, что между компаниями «Гринта» и «КамВторПолимер» имеются устойчивые связи». Бывший директор «Гринты» прежде являлся владельцем доли в 49% в «КамВторПолимере», да и сама Ярлыченко до 23 января 2018 года управляла этой компанией. «Таким образом, между обществами был осуществлен «обмен» единоличными исполнительными органами, что свидетельствует о согласованном ведении хозяйственной деятельности организациями», – резюмируют антимонопольщики. Кроме того, «Гринта» не исполнила требований закона о проведении аукционов только для субъектов МСБ в объеме не менее 15%.

ФАС обязал «Гринту» к 31 января устранить нарушения. Требование со всей очевидностью означает, что один из подрядчиков должен быть заменен через повторный конкурс. Хотелось бы знать, будут ли требования антимонопольного ведомства выполнены.

Крайне сомнительны утверждения руководства «Гринты» о намерении развивать раздельный сбор отходов и их переработку. До сих пор регоператор и стоящие за ним компании не демонстрировали реальных действий в этом направлении. На самом деле вся схема работы регоператора построена на увеличении объемов вывоза отходов — только так можно обосновать перед Госкомитетом РТ по тарифам необходимость постоянного роста ценника. Как показывает наша практика работы с ТСЖ «Мастер», раздельный сбор способствует обратному – снижению общих затрат потребителя на вывоз мусора.

Сомнительный характер деятельности и публичной риторики «Гринты» проявляется также в отрицании совместных бизнес-интересов с «Мехуборкой». Факты прямо указывают, что за «Гринтой» стоит «Мехуборка». Достаточно зайти на официальный сайт «Гринты» и познакомиться с ее агентами, уполномоченными заключать договоры на оказание услуги по обращению с ТКО. В Набережных Челнах и 15 муниципальных районах таковым значится ООО «Гринэко», которое в качестве контакта почему-то предоставляет электронный адрес «Мехуборки».

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции