Блогер «БИЗНЕС Online» и соучредитель ООО «СПП ПромИндустрия» Николай Атласов в новой публикации обобщает основные постулаты заработавшей в этом году схемы обращения с отходами и рассказывает о первых, но уже критичных системных сбоях. Отработанные ртутные приборы оказались бесхозными, селекция мусора утратила экономический стимул, а опытные игроки рынка — свое место на нем.
«НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ ФАКТИЧЕСКИ РАЗРУШАЮТ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФРАСТРУКТУРУ...»
С 1 января в Татарстане действует новая система работы с твердыми коммунальными отходами: в соответствии с территориальной схемой по обращению с ТКО республика поделена на две зоны ответственности региональных операторов. Комитет по тарифам установил размер платы за вывоз, сортировку и захоронение ТКО, единый как для городской, так и для сельской местности зоны. На востоке республики регоператором стала компания «Гринта».
Еще в сентябре глава минстроя РТ анонсировал, что по восточной зоне тариф будет установлен в пределах 104 рублей с человека, однако сумма вызвала недовольство населения, особенно бурное в соцсетях. Следует поблагодарить за оперативность президента Татарстана Рустама Минниханова, который смог на федеральном уровне договориться об исключении НДС из стоимости услуги и снизить тем самым размер тарифа. Сейчас этот показатель в восточной зоне утвержден на уровне 71 рубля 95 копеек с человека, проживающего в многоквартирном доме, и 78 рублей 5 копеек с жителя индивидуального дома. К восточной зоне относится и город Набережные Челны, где в прошлом году за вывоз мусора платили 55,6 рубля. В разных районах и тариф был разный, из-за чего рост его местами оказался двукратным, а в Альметьевске – троекратным.
Чтобы достигнуть целей стартовавшей реформы, нужно постепенно уходить от практики полигонного захоронения и вводить раздельный сбор отходов. По факту же мы наблюдаем системные сбои, так как многие аспекты реформы не были продуманы изначально. Вводя институт регоператора, его обязали сформировать не только систему вывоза и захоронения отходов, но и переработки. На днях объявили о введении над ним еще и федерального оператора. На деле же повышение тарифа не отразилось на эффективности системы – напротив, новые правила игры фактически разрушают уже имеющуюся инфраструктуру переработки отходов.
Приведу пример. В январе компания «СПП ПромИндустрия» вынужденно приостановила реализацию городской программы по раздельному сбору опасных отходов (ртутьсодержащих приборов, люминесцентных ламп, батареек), потому что с начала года прекратилось финансирование. Теперь по регламенту все средства аккумулирует регоператор, который вовсе не обязан заниматься опасными отходами. Его обязанность – исключительно ТКО.
До сих пор деньги на опасные отходы закладывались в жилищный тариф, вопрос решался. В прошлом году правительство Татарстана выделило управляющим компаниям Челнов 40 контейнеров, муниципалитет информировал людей, как избавиться от ламп и градусников. Теперь отработанная схема провисла. Сейчас муниципальное предприятие в убыток себе вывозит и складирует опасные отходы на собственной территории. Средств на их дальнейшую транспортировку и обезвреживание нет, ведь регоператор, собирая все деньги, не обязан оплачивать эти работы.
Точно так же приостановлена установка новых контейнеров для раздельного сбора макулатуры, пластмасс и полимеров, металла. Эта инфраструктура формировалась с 2015 года в рамках экологической акции «Зеленая улица» при поддержке городских властей и лично мэра города Наиля Магдеева, но продолжать работу на законных основаниях мы не можем.
ОБРАЗЦОВОЕ ТСЖ ЛИШИЛОСЬ СТИМУЛА ДЛЯ СЕЛЕКЦИИ
Так под благие лозунги о развитии переработки отходов постепенно разрушается сформированная инфраструктура. О каком развитии может идти речь? Понятно, что бизнес не может сидеть сложа руки — предприниматели вынуждены искать альтернативные площадки, уходить в другие регионы, власти которых идут навстречу. Постепенно туда перебазируются производственные мощности, перенаправляются инвестиции. Власть Татарстана, тот же минстрой, все-таки не должна уповать на способность регоператора разрулить ситуацию. Администрация должна активно включаться в формирование новой отраслевой политики, чтобы сохранить и встроить действующую переработку в новую производственную схему. Сохранение действующих мощностей и повсеместное внедрение селективного сбора отходов позволит решить проблему безудержного роста тарифов.
Дело в том, что отходы, рассортированные гражданами, уже позволяют им сэкономить на плате за услуги регоператора, исключая один из этапов движения мусора. По этому поводу замминистра ЖКХ и строительства РФ Андрей Чибис высказывался: «Сегодня разделение ТКО ведется на мусоросортировочных станциях. Если граждане делают это самостоятельно, их нужно поощрять. Дифференцированные тарифы могут появиться с нового года, мы прописали для этого законодательную базу. Если люди сортируют сами, тратят на это силы, раскладывая мусор по разным мешкам, а потом по разным контейнерам, то таким гражданам надо давать скидки. Но для этого на раздельный сбор мусора должен перейти весь дом».
К настоящему времени определенная нормативная база для поощрения усилий горожан подготовлена. В сентябре премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым подписано постановление №1094, которое дополняет правила работы с ТКО. В частности, появилась возможность дифференциации нормативов накопления ТКО по видам и группам отходов. На этом основании можно вводить понижение оплаты за отсортированные гражданами отходы. Утверждать дифференцированные тарифы предписано правительствам регионов.
По оценкам экспертов, платеж в зависимости от объемов вывезенного мусора может сокращаться до 50%. Половину отходов – стекло, бумагу, пластик – дом может сортировать достаточно легко, и подобная система работает в ряде европейских стран: гражданин платит только за неразделенные отходы.
В Набережных Челнах мы работаем, в частности, с ТСЖ «Мастер». Два года назад, до селективного сбора, «Мастер» вывозил по 26 кубометров ТКО в месяц. Когда появились раздельные контейнеры, ТСЖ стало вывозить по 8 кубометров, что в пересчете на каждого жителя дает менее 1 кубометра в год. Норматив накопления отходов, утвержденный кабмином РТ, равен 2 кубометрам. Естественно, «Мастер» категорически не согласен платить по утвержденному единому нормативу. Люди уже почувствовали, что можно хорошо сэкономить, сохраняя при этом окружающую среду, что полностью соответствует заявленной цели отраслевой реформы. Более того, мы готовы пойти дальше – принимать отсортированное сырье за живые деньги, позволяя заработать на этом и ТСЖ, нужны только благоприятные экономические условия.
И вот теперь между нами возник посредник в лице регионального оператора, которому выгодно только вывозить на полигон побольше мусора. Ему экономически не важна сортировка — в любом случае он получает усредненный тариф, который со временем будет лишь расти. Вооружившись накопленным опытом, я считаю, что руководство республики может рассмотреть несколько компенсирующих тезисов. Во-первых, нужно разработать и принять на региональном уровне программу внедрения раздельного сбора отходов. Во-вторых, установить дифференцированный тариф для граждан, сортирующих ТКО. И наконец, необходимо поддержать переработчиков, определив для них место в новой системе на адекватных экономических условиях.
Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.