«Год начался со знакового события — приезда Владимира Путина в Казань и его встречи здесь с мусульманскими лидерами России» «Год начался со знакового события — приезда Владимира Путина в Казань и его встречи здесь с мусульманскими лидерами России» Фото: kremlin.ru

ГЛАВНЫЙ ПРОРЫВ

Чем запомнился уходящий год мусульманам Татарстана? Он начался со знакового события — приезда Владимира Путина в Казань и его встречи здесь с мусульманскими лидерами России. В рамках этой встречи главе государства была презентована Болгарская исламская академия. Через месяц с небольшим после нее Путин получил беспрецедентный для своей политической карьеры вотум доверия от российского народа. Мы не беремся судить, внесла ли свою лепту в это молитвенная поддержка российских муфтиев, но несомненно то, что данная встреча подчеркнула особый статус нашей республики в вопросах, связанных с исламом.

Все дело в том, что в России существует несколько центров, которые так или иначе претендуют на лидерство в исламской сфере: Москва, Чечня, Уфа, Дагестан и Татарстан. Позиции политического лидера отечественного ислама, своего рода вице-президента России по делам мусульман, особенно стремится занять глава Чечни Рамзан Кадыров. Наш президент Рустам Минниханов не так активно апеллирует к исламской теме в своей повестке дня, хотя и делает очень много для укрепления возможностей традиционных конфессией в республике и даже за ее пределами. Однако именно ему руководство страны поручило возглавить группу стратегического видения «Россия – исламский мир», то есть фактически сделало главным по связям России с мусульманскими странами. И именно на территории Татарстана с одобрения Путина была создана исламская академия — вершина системы мусульманского образования России. Так что январский приезд Путина в Татарстан закрепил особые позиции республики на политическом ландшафте страны, прежде всего в контексте исламского вопроса.

Пожалуй, главным прорывом уммы Татарстана в уходящем году стал запуск первого мусульманского телевидения России. Исламские телеканалы, такие как, например, «Алиф ТВ», в отечественном медиапространстве существуют давно. Однако именно татарстанский «Хузур ТВ» первым «залез» в телевизор, начав вещать с апреля в рамках цифровой кабельной сети. Конечно, телевидение как медиаформат сейчас стремительно умирает, уступая свои лидерские позиции интернет-ресурсам. И тем не менее, запуск мусульманского канала — знаковое и долгожданное событие, ибо оно отражает давние чаяния многих верующих мусульман. Безусловно, контент «Хузур ТВ», равно как и его рейтинг, еще оставляет в себе огромный потенциал для роста. Но, как говорится, и Москва не сразу строилась.

«Самой знаковой датой минувшего года стал 200-летний юбилей крупнейшего татарского богослова Шихабутдина Марджани» «Самой знаковой датой минувшего года стал 200-летний юбилей крупнейшего татарского богослова Шихабутдина Марджани» Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ПРОШЕЛ ЮБИЛЕЙ МАРДЖАНИ?

Самой знаковой датой минувшего года стал 200-летний юбилей крупнейшего татарского богослова Шихабутдина Марджани. Многие представители национальной и религиозной общественности ожидали, что празднование юбилея отца татарской нации будет проведено если уж не на всероссийском, то хотя бы на достойном республиканском уровне и, самое главное, станет поворотным толчком для перевода (Марджани писал на арабском) и издания его обширного наследия, о чем уже более двадцати лет безрезультатно говорят на многочисленных научных форумах и конференциях.

Фактически же весь юбилей свелся к двум основным событиям: установке памятника просветителю, который обошелся бюджетам республики и города почти в 40 млн рублей, и переизданию около дюжины тематических книг, главным образом на арабском языке, который недоступен широкому читателю. При этом анонсированное прежде руководством ДУМ РТ открытие музея Марджани в доме, где проживал ученый, так и осталось нереализованным. Номинальный тираж юбилейных изданий трудов Марджани на арабском языке небольшой — всего 300 экземпляров. При этом данные издания представляют собой просто репринтную перепечатку текста без нового, отвечающего современным требованиям набора текста, без научного комментария и даже без вводной статьи о том, кто такой Марджани. По всему видно, что к работе отнеслись спустя рукава, чисто ради галочки. Самым ярким олицетворением этого стали неправильно написанные названия трудов мыслителя. В имени же самого Марджани, запечатленном на обложках его книг, изданных к юбилею, было допущено аж три ошибки! Подобные вещи — наглядный пример реального, а не декларируемого отношения ДУМ РТ к прославленному татарскому мыслителю. Удивительно, что в республике смогли найти 40 млн рублей на установку памятника Марджани, что, конечно же, важно, но вот организовать системную работу по научному переводу и изданию его трудов никому и в голову не пришло. А разве не этим в том числе должна заниматься Болгарская исламская академия?


Другой значимой датой стала 20-летняя годовщина со дня создания Российского исламского университета, трансформированного позднее в два отдельных вуза: Российский исламский институт и Казанский исламский университет. Каких-то особый знаковых событий в этой связи не произошло. Однако здесь важен сам юбилей: все-таки 20 лет для постсоветской истории — весьма солидная цифра.

Еще одной важной датой года стало 230-летие центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), которое отмечалось в октябре. ЦДУМ является правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания, созданного еще при Екатерине II. Появление данного учреждения было судьбоносным для мусульман России: оно олицетворяло признание государством ислама и его переход из гонимой религии в статус терпимой. В условиях отсутствия собственной государственности ОМДС, трансформированный после революции 1917 года в институт ДУМ, выполнял также роль своего рода организационного каркаса татарской нации. Поэтому, хотя юбилей и отмечался в Уфе, по сути он является общетатарским национальным событием. К тому же во главе старейшего в стране духовного управления стоит выходец из Казани муфтий Талгат хазрат Таджуддин, отметивший, кстати, в этом году также круглую дату —  свое 70-летие. Талгат хазрат прочно связан с Татарстаном по сей день. Чего стоят его усилия по возрождению Болгара как духовного центра татарского народа. Не начни он в 90-е годы практику массового Жиена, сегодня тех масштабных проектов, которые на болгарской земле реализуются в рамках инициатив Минтимера Шаймиева, тоже, скорее всего, не было бы.

«В уходящем году серьезному испытанию на прочность подверглась халяльная индустрия республики» «В уходящем году серьезному испытанию на прочность подверглась халяльная индустрия республики» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЕМНЫЕ ТУЧИ НАД ХАЛЯЛЬНОЙ СФЕРОЙ РТ»

В уходящем году серьезному испытанию на прочность подверглась халяльная индустрия республики. 2018 год был отмечен сразу двумя крупными скандалами в данной сфере. Летом перед ЧМ по футболу мясокомбинат «Челны-Мясо», сертифицированный ДУМ РТ, распространил по республике фасованную свинину, на которую был наклеен рекламный стикер со словом «халяль». Производственная халатность стоила кресла руководителю комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Марату Низамову и вынудило президента Татарстана взять ситуацию под контроль и создать межведомственную комиссию, которая провела проверки на предприятиях республики, выпускающих халяльную продукцию. Второй скандал произошел осенью. Из всемирного совета «Халяль» был исключен другой татарстанский сертификационный центр, который возглавляет бизнесмен Динар Садыков. Именно его организация выдала сертификат «Халяль» ОАО «Царицыно», в халяльной продукции которого многократно находили свинину. Садыков не стал отзывать сертификат у своего подопечного мясокомбината, за что и поплатился.

Впрочем, из-за темных туч над халяльной сферой РТ в этом году всходило и солнце. Так, на последнем заседании технического комитета по вопросам халяль, которое прошло в середине декабря,  были одобрен первый проект ГОСТа, определяющий базовые понятия отрасли. Впереди еще бюрократическая работа по принятию этого документа Росстандартом. Однако лед в этом важнейшем вопросе для всей халяльной индустрии страны все же тронулся.

Достаточно знаковым событием 2018 года стало возвращение на работу в ДУМ РТ в качестве имамов казанских мечетей двух опальных прежде религиозных деятелей ислама: экс-муфтия Татарстана Гусмана хазрата Исхакова и экс-имама мечети «Кул Шариф» Рамиля хазрат Юнусова. Оба они были вынуждены оставить свои посты после терактов, в разное время совершенных в республике. Гусману хазрату ставили в вину тот факт, что мусульмане, исповедующие так называемую ваххабитскую версию ислама, заняли серьезные посты в мусульманских структурах. Поэтому его уход с поста муфтия фактически означал начало антиваххабитской кампании в Татарстане. Своего пика она достигла после теракта 2012 года, когда было совершено покушение на муфтия РТ Ильдуса Файзова и был убит его заместитель Валиулла Якупов. Именно в те роковые дни Юнусов оставил пост имама мечети «Кул Шариф». Теперь религиозные лидеры официально реабилитированы со стороны ДУМ РТ, хотя буквально еще несколько месяцев назад ничто не предвещало такого резкого разворота в его кадровой политике.

Остались на словах планы ДУМ РТ по созданию мусульманской школы для девочек «Музафаррия», под которую  республиканские власти выделили историческое здание в центре города и которая должны была распахнуть свои двери еще в сентябре этого года. Провальным оказалось и ежегодное празднование мавлида в Болгаре. В этом году оно собрало рекордно низкое количество участников — всего порядка 100 человек, что резко диссонирует с задачей «раскручивать» Болгар как исламский центр федерального значения.

Своего рода компенсацией этих неудач стало решение руководства республики — впрочем, пока еще неофициальное — построить в центре Казани, вслед за собором Казанской иконы Божией матери, большую мечеть на 10 тыс. человек. Правда, руководство ДУМ РТ допустило в данной связи информационный фальстарт, озвучив (кстати, на площадке «БИЗНЕС Online») данную идею до того, как было подготовлено в нужном ключе общественное мнение. В результате идея строительства мечети вызвала разные оценки в обществе. Как бы там ни было, решение о строительстве мечети было принято на самом верху. И это стало одной из значимых тем в информационной повестке татарстанских мусульман в 2018 году.

В целом уходящий год прошел без ярких прорывов, но в то же время обошелся и без серьезных катаклизмов, что тоже немаловажно. Наступающий год ДУМ РТ объявило Годом толкования Священного Корана.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции