«По идее в Рамадан спрос на еду должен падать, а вместе с ним и цены на нее. Однако статистика фиксирует ровно противоположное»

«ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД ДЛЯ 90 ПРОЦЕНТОВ МУСУЛЬМАН – ПРЕДЛОЖИТЬ ИМ АЛЬТЕРНАТИВУ»

Имам аль-Газали в своей бессмертной книге «Эликсир счастья» приводит притчу о том, как однажды пророк Моисей услышал молитву простого пастуха. «О Господь мой! – взывал он. – Приди ко мне! Я Тебя накормлю, напою, ноги Твои омою, волосы Твои расчешу, ногти Твои подстригу и вшей Твоих выведу. Только приди ко мне!» Подобные слова ввергли пророка в шок. «Какие волосы? Какие ногти? Какие вши? – воскликнул он – Как ты смеешь, бедуин, с такими речами обращаться к Господу миров?!» Пастух внял осуждению Божьего посланника и, понурив голову, оставил свою молитву. Тогда Господь явился Моисею в откровении и осудил уже его: «Моисей, Мы тебя ниспослали не для того, чтобы ты разъединял Меня с людьми, но для того, чтобы соединял с ними!»

Рамадан – месяц соединения людей с Богом, месяц добра и благочестия. Однако, к сожалению, он проходит мимо большинства мусульман, число которых у нас в стране составляет в районе 20 млн человек.  В самом деле, сколько из них держит уразу? Половина? Нет. Четверть? Вряд ли. Десятая часть? Возможно, но и то маловероятно. Впрочем, остановимся на этой сверхоптимистичной цифре. Вопрос вот в чем: как быть оставшимся 90% мусульман, которые, подобно бедуину из притчи, испытывают потребность в Боге, но по тем или иным причинам не могут укладываться в сложившийся канон? Мы скажем им «Изыдите!» или поможем найти способ, как сохранить свою связь со Всевышним, а через это и со своими национальными корнями? Мне представляется благоразумным второе.

В рамках того понимания религии, которое было унаследовано мусульманами от средних веков, это, конечно же, невозможно. В лучшем случае средневековое каноническое право ислама может лишь избавить человека от обязанности соблюдать пост или сократить его на несколько часов, что в реальности кардинально не решает обозначенный вопрос. Поэтому единственный выход для 90% мусульман – предложить им альтернативу, а она возможна только в том случае, если мы реконструируем аутентичное понимание поста в исламе.

«УТВЕРДИВШЕЕСЯ ПОНИМАНИЕ ПОСТА ИДЕТ В РАЗРЕЗ С УСТАНОВКАМИ СВЯЩЕННОГО КОРАНА»

Подобная реконструкция актуальна и по другим причинам. Хотя бы потому, что утвердившаяся интерпретация поста и Рамадана на практике порождает целый ворох социальных пороков. Судите сами.

Во-первых, то, как Рамадан проводится сегодня, – самая настоящая карикатура на пост. По подсчетам экономистов, в месяц Рамадан в мусульманских странах в три раза увеличиваются расходы на продукты питания. Только вдумайтесь: в три раза! Получается, что в месяц борьбы с чревоугодием мусульмане не одолевают этот порок, а, напротив, всласть отдаются его власти. В самом деле, сходите в гости к кому-нибудь на ифтар – и вы убедитесь, что Рамадан на практике – не что иное, как самое настоящее надругательство над сутью поста, его сатирический перевертыш. Какой смысл воздерживаться от еды, если в конце дня «постники» поглощают ее в три горла? Королевство кривых зеркал.

Конечно, отчасти скачок расходов на еду в Рамадан в мусульманских странах связан с тем, что она дорожает в связи с резко возрастающим спросом. Но это ведь все о том же, как говорится, тот же вид, только в профиль. По идее в Рамадан спрос на еду должен падать, а вместе с ним и цены на нее. Однако статистика фиксирует ровно противоположное. С другой стороны, увеличение расходов домохозяйств на еду отчасти связано с традицией приглашения гостей на разговение. Это правда, как и то, что, скажем, в Египте 60% такой застольной еды отправляется в конечном итоге в мусорные баки. И подобное положение вещей тоже далеко не самая лучшая сторона Рамадана, ибо расточительство (исраф) по исламу грех. Это все что угодно, но только не пост.

Во-вторых, традиционный мусульманский пост наносит вред здоровью. Когда человек на протяжении месяца ежедневно воздерживается от воды по 19 часов в жару, при этом продолжая работать, это порой приводит к проблемам, связанным с обезвоживанием организма. Помню, как в прошлом году один мой знакомый из Москвы, ревностный мусульманин, экстренно был доставлен в больницу, в которой капельницы с физраствором – по милости Аллаха – спасли ему жизнь. И подобных случаев – масса. Просто о них не принято говорить. Голодовка всухую с плотным ужином на ночь нередко вызывает и сбои в работе ЖКТ. Как следствие, после Рамадана в мусульманских странах наблюдается всплеск обращений к гастроэнтерологам. Но разве Бог даровал нам религию для того, чтобы нас изувечить? Впрочем, если следовать рекомендациям врачей, то отчасти вред уразы можно минимизировать, хотя и не устранить полностью. Правда, в реальности мало кто следует подобным рекомендациям. К слову, совершенно не случайно, что в исламе человек за различные грехи и преступления наказывается именно постом.

В третьих, Рамадан снижает конкурентоспособность мусульман. Во время поста человек в полном объеме не способен выполнять ни физической, ни особенно умственной работы. Другими словами, деловая активность мусульманской уммы существенно снижается. Таким образом, Рамадан становится дополнительной гирькой на ногах исламской цивилизации, и без того плетущейся по своему развитию далеко не в самых первых рядах человечества.

Однако самая существенная проблема в другом – утвердившееся понимание поста идет в разрез с установками Св. Корана, главного источника нашей религии.

«БОГ НАМ КАК БЫ ГОВОРИТ: НЕ ГОЛОДОВКА ЕСТЬ САМОЦЕННОСТЬ, А СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ»

Аяты, которые традиционно истолковываются в пользу поста в месяц Рамадан, встречаются в Коране в одном единственном месте – 2:183-187. Данные стихи являются частью более широкого коранического фрагмента (начинается с 2:178), описывающего и корректирующего существовавшие на тот момент религиозные законоположения, восходящие к законам прежних пророков, которым мусульмане следовали по инерции до тех пор, пока им не давались новые указания. Помимо поста, в данном фрагменте говорится про кровную месть и наследство. Во всех трех случаях используется формула «кутиба алейкум...фа...». Как отмечается в исследованиях некоторых ученых, здесь неслучайно использован глагол прошедшего времени «кутиба» (букв. «было предписано»), ибо повествование ведется о том, что было раньше. Поэтому данную формулу можно перевести как «прежде вы следовали предписанию... нынче же...». Так, про кровную месть говорится: «О те, которые уверовали! Прежде вы следовали предписанию возмездия за убийство: свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину. Нынче же, если убийца будет прощен братом своим, следует поступить по-доброму и отплатить ему благом. Таково облегчение от вашего Господа и милость» (2:178).

В рамках данной логики аяты о посте – также не вновь инициируемое предписание, а корректировка существовавшей доселе практики. Читаем: «О те, которые уверовали! Прежде вы постились так же, как постились ваши предшественники – в надежде стать богобоязненными, – по несколько дней (букв. считаные дни). Нынче же, кто был из вас болен или в пути, пусть постится в другие дни, и кто может осилить оное, тому выкупом/жертвой будет кормление бедняка» (2:183-184). Как указывается в хадисах, изначально Пророк и мусульмане постились по три дня каждый месяц, следуя традиции, восходящей к Ною (Сб. ад-Даракутни и Ахмада ибн Ханбала), а также в день Ашура, следуя традиции, восходящей к Моисею (Сб. аль-Бухари и Муслима). Согласно тафсирам, именно об этих нескольких днях и идет речь в аяте (см., напр., ат-Табари, Ибн-Касир и др.).

Новым поворотом в аяте стало две вещи. Во-первых, для больных и путников оговаривается, что они могут переносить свой пост. Во-вторых, традиционный пост заменяется благотворительностью. И то и другое укладывается в общую установку Корана, нацеленную на, так сказать, гуманизацию религии. В первом случае речь идет о смягчении (тахфиф) культовых предписаний. Во втором – о понимании благочестия в контексте прежде всего социального служения людям, а не абстрактных духовных упражнений.

Очевидно, что «кормление бедняка» касается не только богатых, которые могут реализовать данную норму непосредственно, делая пожертвования, но и всех людей без исключения, ведь благотворительному делу можно содействовать и без денег, например, через свой волонтерский труд. Да и потом данное словосочетание не стоит понимать буквально. Обездоленные могут нуждаться не только в еде, но и в лечении, образовании или уходе, если речь идет об инвалидах, выполнении домашней работы, если мы говорим про одиноких стариков и т. д. Словом, помочь ближнему может абсолютно любой: и бедный, и богатый. «И улыбка – благодеяние (садака)», – учил Пророк.

Возникает вопрос: если Бог заменяет существовавщую до ислама практику поста благотворительностью, означает ли это, что пост в смысле воздержания от еды и питья полностью упраздняется? Нет. Коран всегда выступает за постепенную эволюцию сознания людей, а не за революцию. Читаем дальше: «Кто добровольно выберет благое, то это будет ему же во благо. А если кто станет поститься, то это будет благом для вас» (2:184).

Возникает следующий вопрос: как же надлежит поститься в таком случае? Ответ мы находим далее по тексту: «Месяц Рамадан – тот, в котором был ниспослан Коран в руководство людям, как разъяснение этого руководства и мерило [добра и зла]. Кто застигнет этот месяц, то пусть постится в нем» (2:185). Другими словами, кто решил своим выкупом сделать пост (дополнительно к благотворительности), то пусть постится в Рамадан, ибо это месяц особый – месяц ниспослания Корана. Далее Бог вновь оговаривает возможность переноса поста для путников и больных (2:185), а затем устанавливает новые правила, сокращающие его продолжительность (2:187). Все дело в том, что изначально мусульмане постились намного дольше: не от рассвета до захода солнца, как сейчас, а с наступлением ночи до захода солнца следующих дня, т. е. скоромничать им дозволялось лишь в течение вечерних сумерек (а в отдельных случаях и того меньше). То, что Бог сокращает продолжительность поста, весьма характерно. Это как с рабством: при жизни Пророка оно не было отменено, но посыл многих законов ислама подталкивал общество именно в этом направлении. Здесь нечто похожее. Бог нам как бы говорит: не голодовка есть самоценность, а служение людям. Совершенно прекрасно данная мысль о благотворительной сущности мусульманского поста выражена в известном хадисе со слов Анаса ибн Малика: «Пост в Рамадан повисает между небом и землей и возносится только после раздачи скоромной милостыни». Другими словами, пост сам по себе, т. е. без благотворительной начинки, в глазах Бога не имеет абсолютно никакого значения, лишь в привязке к ней он становится угодным Ему и принимается. Вот почему, к слову, скоромную милостыню (фитр садака) раздают все без исключения, а не только богачи: каждый должен научиться жертвовать ради ближнего.

«МНОГИЕ МУСУЛЬМАНЕ НЕ ХОТЯТ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМ»

Итак, Бог в Коране предписывает верующим вместо поста помогать людям. Это есть новая для многотысячной истории человечества ступень в развитии понимания религии и духовности. Впрочем, древняя традиция также не была отброшена, но смягчена по своей сути: к изначальным «нескольким дням» поста вместо прежнего ежемесячного формата достаточно при желании прибегнуть лишь один раз в году – в месяц Рамадан. 

Однако многие мусульмане не хотят довольствоваться малым, поэтому они и занимаются благотворительностью, и постятся, причем не несколько дней, а весь месяц Рамадан целиком. Это абсолютно правильно. Вообще, Пророк, согласно хадисам, постоянно постился: и в Рамадан, и в Мухаррам, и в Шавваль, и в Зульхиджа, и в Шабан, и в Раджаб. Какие-то из этих месяцев он полностью проводил в посте, какие-то – частично. Нередко Пророк постился по понедельникам и четвергам, а также соблюдал пост Дауда, т. е. пост через день. Поэтому поститься в Рамадан – святое дело.

Вне всяких сомнений, мы должны сохранить вековые традиции ислама. И между ними и предписаниями Корана в контексте Рамадана нет никакого противоречия. Коран нам помогает лишь правильно расставить акценты и определяет тот минимум, который мы должны соблюдать. Если при этом кто-то не хочет ограничиваться минимумом – ради Бога. Это всегда только приветствуется. Смысл минимума не в том, чтобы выжечь все остальное за его пределами, а в том, чтобы религия была построена на добровольности, а не на принуждении. Когда в месяц Рамадан Пророк стал совершать дополнительную ночную молитву таравих, то людям она так понравилась, что они начали толпами приходить в мечеть. Видя, как разрастается число молящихся, Пророк через несколько дней не вышел к ним. «Молитва! Молитва!» – кричали собравшиеся возле двери его дома, но Божий посланник остался непреклонен. Наутро он объяснил верующим смысл своего поступка: «Я знал, что вы собирались сегодня ночью. Однако я побоялся, что такие ночные молитвы вы начнете воспринимать как обязательные и после это станет непосильным для вас». Как же поведение более поздних средневековых мусульман, которые вымазывали сажей лицо скоромников в Рамадан и под всеобщий смех силком катали их задом наперед на осле, далеко от этой человеколюбивой логики нашего Пророка, преисполненной подлинной заботы о людях!

То же самое и с постом. Наша задача не навязывать людям свои стандарты благочестия, а объяснить им ровно то, что Бог предписал в Коране относительно него. Если 90% мусульман начнут более активно помогать нуждающимся, то добро в нашем мире будет лишь множиться. От этого только все выиграют. При этом сами мы имеем полное право не только заниматься благотворительностью, но и поститься весь месяц Рамадан так, как это делали издревле все мусульманские народы. И право это у нас не сможет отнять никто!

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции