ЗАВЕРШЕНИЕ «ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ»
Зачем нужны ежегодные музыкальные фестивали? Мне часто приходилось слышать этот вопрос, и лишь недавно я смог сформулировать исчерпывающий ответ: регулярные мероприятия такого плана позволяют наглядно проследить динамику развития оркестра и отдельных исполнителей. Представьте себе график роста предприятия. Кривая проходит через определенные точки, расположенные вдоль временной шкалы, и мы видим, как фирма развивается и какие имеет проблемы и достижения. Для музыкантов такими точками являются фестивали. После очередного мероприятия мы имеем возможность сравнить нынешний итог оркестра с результатами прошлых лет, тем более все наши выступления архивируются и при желании можно поднять и пересмотреть видеозаписи с любого старого концерта. Правда, сам я стараюсь этого не делать — знаю, что не смогу спокойно слушать нашу игру пятилетней давности. Но поверьте: Вторая симфония Рахманинова в исполнении ГСО РТ тогда и сейчас — это земля и небо.
В свою очередь, ценность фестивалей определяют приглашенные гости. В этом году на V рахманиновской «Белой сирени» ожидается буквально звездная россыпь: в Казань приедут пианисты Денис Мацуев, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Вадим Холоденко и Владимир Овчинников, а также дирижеры Андраш Келлер (Венгрия) и Владимир Федосеев. Кажется, можно смело сказать, что по составу нынешняя «Белая сирень» будет сильнее, чем все предыдущие вместе взятые. Фестиваль открылся необычным концертом: Денис Мацуев при поддержке президента Татарстана привез в Казань свой проект «Вена-Берлин», о котором мне хотелось бы рассказать подробнее.
Михаил Плетнев |
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СОЮЗ АВСТРИИ, ГЕРМАНИИ И РОССИИ
Сегодня отношения России с европейскими государствами складываются непросто — международный дипломатический кризис, санкции, постоянная напряженность. Артисты по-разному ведут себя в этой ситуации: кто-то уезжает из страны, кто-то делает вид, что он не имеет никакого отношения к текущим событиям и тихо занимается своим делом. Лично у меня огромное уважение вызывает позиция моего друга Дениса Мацуева: в непростой политический момент он пригласил музыкантов Венского и Берлинского филармонических оркестров в Россию. Только такими мерами можно доказать, что несмотря на противоречия связи, которые столетиями складывались между Россией и европейскими странами, поддерживаются, культивируются и репродуцируются.
«Вена-Берлин» — небольшой камерный ансамбль. 15 талантливых и опытных музыкантов приехали в Россию с интересной программой: играли Чайковского, Моцарта и Шостаковича, охватив таким образом три совершенно разных стиля. Оркестр посетит всего четыре российских города, и мы гордимся, что, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом, в этом списке есть Казань. Сотрудники лучших европейских коллективов не только выступили на открытии «Белой сирени», но и дадут сегодня мастер-классы для казанских духовиков, виолончелистов и скрипачей. К слову, вход на эти уроки свободный и мы приглашаем всех желающих.
Я не раз говорил, что Мацуев многое сделал для нашего оркестра вообще и для «Белой сирени» в частности: он является артистическим директором фонда Рахманинова и курирует фестиваль с первого года существования, участвует сам, привозит гостей, помогает нам наладить связи со специалистами по звукозаписи и продюсерами мирового масштаба. И то, что нынешняя «Белая сирень» открывается проектом «Вена-Берлин», символично: получается, что помимо творческого аспекта, мы затрагиваем и образовательный, и культурологический, и даже дипломатический. Надеюсь, этот яркий мажорный аккорд задаст тон всем последующим концертам фестиваля.
ДОЛГОЖДАННЫЕ ГОСТИ ГСО РТ
В музыкальном и, думаю, в любом другом сообществе все взаимодействия основываются на личной симпатии и желании получить удовольствие от работы. Музыканты высокого уровня никогда не поедут туда, куда им не хочется, и не будут играть программу, которая им неинтересна. Как я уже сказал, гостем нынешнего фестиваля станет маэстро Владимир Федосеев — мастодонт дирижерского сообщества России. Для него это будет уже второй визит в Казань. У Федосеева есть убеждение: если дирижер приехал куда-то выступать с чужим коллективом и после этого не получил повторного приглашения, значит, он что-то сделал не так. Зная об этом принципе, я ужасно боялся, что его можно спроецировать и на наши отношения, я переживал, что Федосеев откажет, когда мы во второй раз позовем его на «Белую сирень». К счастью, мои опасения были напрасны: маэстро проведет с нашим оркестром несколько репетиций и концерт — думаю, это будет не только приятно для аудитории, но и полезно для музыкантов.
Владимир Федосеев |
Еще один гость «Белой сирени» Михаил Плетнев очень тесно связан с Казанью: первые музыкальные шаги он сделал именно здесь, когда учился в десятилетке при Казанской консерватории. Он вошел в историю как основатель первого в России частного оркестра: в шальные 90-е, когда стали рассыпаться даже самые крепкие коллективы страны, ему удалось создать бренд «Российский национальный оркестр», известный в мире по сей день. Благодаря его энтузиазму, желанию выйти за рамки пианизма и попробовать себя в роли дирижера он с нуля построил мощную машину, которая имеет записи всех симфоний Бетховена и Чайковского на Deutsche Grammophon (немецкий бренд звукозаписи классической музыки). Обращаю на это особое внимание, потому что в свое время ГСО РТ тоже прошел через циклы симфоний Бетховена и Чайковского, пусть и не на таком высоком уровне. Это ступени, которые невозможно перепрыгнуть, если ты намерен серьезно заниматься классической музыкой, и параллель между детищем Плетнева и нашим оркестром подтверждает, что мы на правильном пути. Плетнев на долгий срок пропадал со сцены как концертирующий пианист, но недавно снова стал выступать. Это будет первый совместный опыт музыканта с Госоркестром Татарстана, поэтому предстоящий концерт для нас — большая честь и ответственность.
Вадим Холоденко |
Также мы с нетерпением ждем в гости пианиста Вадима Холоденко. Несколько лет назад он выиграл один из самых престижных мировых музыкантских конкурсов — международное соревнование академических пианистов имени Вана Клиберна. Вадим родом из Харькова, но профессионально сформировался в Москве — сейчас ему около 30 лет, и это уже очень яркий, зрелый исполнитель. Он будет играть Третий концерт Рахманинова, а за дирижерский пульт встанет мой коллега из Венгрии, художественный руководитель будапештского симфонического оркестра маэстро Келлер. Уверен, что слушатели оценят эксперимент, ведь всем известно, что венгры очень музыкальны, вспомните, к примеру, Ференца Листа. Перед казанцами также выступит Борис Березовский — участник первой «Белой сирени», мой старый друг и партнер как в России, так и за рубежом, а закроется фестиваль выступлением Владимира Овчинникова. Легендарный пианист не ограничится игрой на сцене ГБКЗ, и так же, как его коллеги из Берлина и Вены, даст бесплатный мастер-класс.
Я не хочу ничего предвосхищать и делать смелых заявлений, но состав участников фестиваля говорит сам за себя. Надеюсь, V «Белая сирень» станет важной и содержательной главой в музыкальной истории Казани.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.