ОПЫТ АВТОПРОМА ГОДИТСЯ И ДЛЯ IT-ОТРАСЛИ?
На прошлой неделе министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров утвердил план импортозамещения программного обеспечения, в соответствии с которым в большинстве сегментов российского корпоративного рынка отечественный софт должен занять не менее 50% к 2025 году, тогда как сейчас их доля составляет от 3% до 25%.
Такую работу у себя, в ICL-КПО ВС, мы запустили, сейчас создаем свою облачную платформу, которая работает на основе открытых стандартов OpenSourse. Это будет облачная операционная система, база данных, средства управления хранилищами данных, авторизации и т.д. Все это будет наша разработка. Через нее мы будем продвигать наши прикладные программные продукты для рынка. Это будет очень недорого и эффективно для решения задач покупателей. Но ставить себе цель конкурировать с платформами Microsoft и других мировых брендов мы пока не собираемся.
Николай Никифоров |
Надо отметить, что минсвязи РФ одним из последних министерств разработало свою программу импортозамещения. Я даже недавно предлагал Никифорову поучаствовать в ее написании, тем более что в свое время с аналогичным предложениям я обращался к его предшественнику Леониду Рейману. Мое предложение заключалось в создании для IT-отрасли программы, аналогичной той, которая уже использовалась для автопрома и предусматривала локализацию производства иностранных автомобилей в России. Если ты западный производитель и хочешь продавать у нас свою технику, то должен создать здесь свое сборочное производство и производить комплектующие.
«НАМ НИКТО НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ВВОДИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ»
Конечно, не все так просто. Проблема нашей отрасли заключается в том, что у нас колоссальное разнообразие используемых технологий, стандартов и продуктов, несравнимое с ассортиментом автокомплектующих. Кроме того, продукты живут очень короткое время, на рынке постоянно появляются новые. Даже операционные системы постоянно обновляются, выпускаются пакеты обновления. Это основная сложность в использовании опыта автоотрасли.
В то же время для отдельных групп продуктов, таких как персональные компьютеры, планшеты, различные типы серверов, почему бы это не сделать? Могу привести пример других стран. В 90-е годы я работал с компаниями NCR, IBM, Fujitsu, и мы пытались тогда разработать линейку банкоматов. Оказалось, что просто так никто на свои рынки с конкурирующими продуктами не пускает. Например, во Франции ввели стандарт, согласно которому работающий в этой стране банкомат должен быть оборудован сейфом, со специальными закорючками в техусловиях, которым отвечали только французские производители. В результате производители банкоматов вынуждены были либо создавать производство во Франции, либо комплектовать свое оборудование французскими сейфами. Фактически это было законодательное регулирование рынка, которое защищало приоритетный рынок производства сейфов.
Нам тоже никто не запрещает вводить национальные технические стандарты. Никто же не возмущается, что в России колея железной дороги шире, чем в Западной Европе, тем самым закрывая доступ на отечественный рынок иностранных локомотивов? Хочешь продавать локомотивы — делай их в России. Почему бы аналогичные техрегламенты не разработать для компьютерной техники?
ВЛАСТИ ДО СИХ ПОР ПРЕДПОЧИТАЮТ ЗАКУПАТЬ ИНОСТРАННУЮ ТЕХНИКУ
Мы ведь хотим, чтобы у нас было импортозамещение, чтобы развивалась своя IT-отрасль? Кто-то скажет, что инвестировать в такое производство неэффективно. Но ведь на самом деле инвестировать ничего и не нужно: у меня уже два года как действует завод по производству компьютерной техники. Сейчас он загружен всего на треть своей мощности. Почему? Да потому что федеральные и региональные госструктуры несмотря на санкции и антисанкции до сих пор предпочитают закупать иностранную технику, переплачивая втридорога! Как это понимать?
Кстати, когда перед Ford российское правительство поставило задачу по локализации не менее 50% комплектующих в России, вместе с ним на наш рынок пришел его поставщик электроники. Руководитель этой компании приезжал ко мне и вел переговоры о возможном размещении на моем заводе производства автоэлектроники. Я сказал: не вопрос, это я знаю, то умею, мы и более сложные вещи делаем. В итоге договорились, что как только от Ford поступит распоряжение о начале локализации автоэлектроники в России, то мы с ними начнем совместное производство.
Но Ford такого распоряжения не дал. А почему? Потому что российское правительство не стало требовать до конца соблюдения требования по локализации, которое было ранее принято. Напомню, что электроника занимает существенную долю в цене автомобиля — от 10 до 20%. И со временем эта доля еще более растет. При этом локализовать ее производство намного проще, по сравнению с переносом в Россию производства, скажем, двигателя. Там нужна соответствующая культура производства, высокотехнологичные материалы, новейшее оборудование. А для электроники поставил автоматическую линию — и все. Но этого не произошло — не хватило воли.
«ИНВЕСТОРОВ МЫ СВОИХ НАЙДЕМ, СВОИ СПЕЦИАЛИСТЫ УЖЕ ЕСТЬ, И ДЕЛАТЬ МЫ УМЕЕМ ЛУЧШЕ КИТАЙЦЕВ»
Я считаю, что для импортозамещения нужно только одно — воля властей. Инвесторов мы своих найдем, свои специалисты уже есть, и делать мы умеем лучше китайцев. Да и по цене мы можем конкурировать с Поднебесной. Доля ручного труда в производстве компьютерной техники незначительна, а комплектующие стоят примерно одинаково по всему миру.
Сейчас для клиента важны другие параметры: время доставки, транспортные расходы и оперативная подстройка под нужды заказчика. Это может обеспечить только местный производитель, который знает свой рынок и потребности клиента. Не даром же эксперты говорят, что сейчас в мире происходит переход от крупносерийной экономики к мелкосерийной, подстраиваемой под нужды конкретного клиента. Это предусматривает максимальное приближение завода к потребителю продукции.
Другая история с импортозамещением комплектующих для компьютерной техники. Строительство завода по выпуску микропроцессоров требует инвестиций в миллиарды долларов и может окупиться только в случае выхода на глобальный рынок сбыта, исчисляемый десятками миллионов штук изделий в год. В середине 90-х годов я предлагал, чтобы Fujitsu строила в России свои заводы. Но о таких проектах необходимо договариваться на уровне президентов. В министерстве внешней торговли РФ, которое готовило встречу Ельцина с японским премьер-министром Хасимото, мне говорили, что это единственный реальный проект, который имело смысл обсуждать. Три раза лидеры России и Японии встречались, документы по этому проекту были в папке у Ельцина, но до обсуждения так и не дошло. Опять не хватило воли?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.