НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ, НО И ДЛЯ ВНЕШНИХ КОНТРАГЕНТОВ 

Из рисунка 1 в части 4 статьи помним, что объекты управления (активы) Иннополиса[1] должны быть вынесены как бы вовне – стать функционально общими для Иннополиса и его внешней экосистемы. Тренд на создание своих экосистем на Западе всеобщий. И в этом есть своя рыночная логика – компетенций за пределами компаний всегда больше, чем в ней самой; экосистема приводит к эффекту «внешней стоимости» и минимизирует риски; синергия с ней становится главнейшим конкурентным преимуществом. Отмечается: в настоящее время происходит рождение нового революционного типа соорганизованности социальной среды – СОЦИОТКАНЕЙ, новых видов общности. Они разнообразны. В их основе:

  1. различные предметности: управление (гетерархические структуры, астероидные группы), товарораспределение или многоуровневый маркетинг, информационный обмен (соцсети, профессиональные сети), способы коммуникаций, и т.д.;
  2. общинные предпосылки («всем миром здесь и сейчас»), которые распаковываются на 2 рукава - (1) на экологическую модель бизнеса (активное обучение, развитие групповых компетенций, научение работать вместе и создавать креатив, экономия времени и энергии друг друга) и (2) на wiki-модели (открытый проект, «быстро, здесь и сейчас», сотрудничество и взаимное обучение, консенсус-подход к общему пониманию и решению, «отдал мало – получил много», бесплатно, нет автора и нет владельца);
  3. желания (активность) людей: сотрудничать, обучать(ся), создавать креатив;
  4. мотивы людей: принадлежность к креативной группе, причастность делу (свершению), чувство удовлетворения от вклада в общее дело, реализация лидерства и др.;
  5. важны и объединяют не столько цели, сколько ценности, атмосфера (культура) и общий Путь;
  6. принципы управления: открытость, принадлежность людям, органичность, толерантность и др.;
  7. новые формат, шаблоны и алгоритмы взаимодействия и управления;
  8. новые инструменты управления: мемы, ценности, меритократия (подтверждаемый авторитет, а не прошлые заслуги и должность) и др.;
  9. новая экономическая модель: открытая, гибкая, создающая «внешнюю стоимость», и т.д.;
  10. различные цели и сценарии существования и сетевого развития: «мембрана», «водоросли», «многотканевость» и прочие определяющие метафоры (см. работы С.Переслегина).

Понятно: модель бизнеса и развития в паре со своей экосистемой и за счет нее – это особая, новая модель развития, экономики и управления. И есть смысл утверждать, что сетецентричность должна стать ключевой моделью Иннополиса (но пока это даже не обсуждается, возможно, и не понимается). Это будет возможным, если Иннополис превратится в ПЛАТФОРМУ не только для резидентов, но и для внешних контрагентов. И мы уже намекали, что функциональность Иннополиса должна быть выстроена аналогично функциональности «электронных таблиц» (MS Excel).

38880.jpg
 

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ИННОПОЛИС ЗВЕЗДОЙ? 

Но всегда стоит вопрос: что делает компанию привлекательной для экосистемы? В каких случаях экосистему можно потерять? И что, собственно, экосистема из себя представляет с точки зрения «точки ее сборки» и «миграции»? А под задачу перехода в постиндустриальную эпоху в форме сетецентричной компании эти вопросы должны быть утяжелены – что может сделать Иннополис звездой? Причем слово «звезда» здесь не только физическое – то, что источает свет, но и метафизическое – троица, которой присущи свои форма (кристаллическая решетка, вращением образующая сферу), способ развития, свои центр и периферия, способ движения в них (волнообразный и циклический), свои законы и т.д. 

Одним из способов интерпретации Бытия в терминах троицы (звезды) является треугольник (рис.3). Его вершина символизирует Бытие (Истина, Абсолют, знак «бесконечности», точка), левый нижний угол – Ничто (знак «0», время, смыслы), правый нижний угол – Нечто (знак «1», пространство, мнимость). Для человека это имеет свои интерпретации: Бог (вершина) – событие с Ним (левый угол) – сотворение, осуществление с Ним (правый угол). То есть реализацию предназначения человека – существовать, быть Образом и Подобием Бога и осуществлять, быть СоТворцом. Для левого и правого углов – свои Образы и Подобия и механизмы их воспроизводства (ни в чем нет безобразия). Искомый функционал и предельное состояние в левом углу – счастье, блаженство, т.е. полное растворение и тождество с Ним. Искомый функционал и предельное состояние в правом углу – целостность, гармония (через золотое сечение). И тождество, и целостность по-своему реализуют максиму «все Едино и все Одно».

Имеем, что по левой стороне важны техники осознания, совести (инсайда) и смыслообразования (креатива); по правой стороне – алгоритмы и законы творения, овеществления, преобразования и развития. Слева – метафизический операционализм, справа – природный операционализм. Между углами («0» и «1») имеем события, обстоятельства, саму жизнь (каждый раз миг времени) – синтез «0» и «1», того, что они выражают (мысль материализует, а бытие влияет на нее).  

Звезда (троица) не может не быть личностью. В троице обитает Дух – носится, где хочет.

Безимени-1.jpg
 

Треугольник (троица) симметрична не только по вертикали, но и по горизонтали – образует перевернутый треугольник вниз по линии «0 - 1». Нижняя вершина – формы (знак «2»). Все становится оформленным или «информируемым» (от слова «информация»). В «0» порождаем «ин», в «1» – оперируем с «ин» (переходит в «ян»), в «2» – используем «ин» для формирования, оформления. Далее развивается форма – притягивает события, в единстве «ин-ян», достигнутой гармонии. 

МЕЧТА И ЦЕЛЬ НЕ МОГУТ БЫТЬ БЕЗДУХОВНЫМИ

Поэтому если воспринимать Иннополис в образе звезды (троицы), то это будет означать следующее (если очень кратко):

  1. Иннополис должен быть личностью. Всегда. И так как личность – мнимость, поэтому она фокусирует – через личность другим многое становится понятным, и поэтому за личностью идут (ошибочно). Но личность – звезда. Ее лучи идут во все стороны – Иннополис не должен сосредотачиваться только на каких-то одних направлениях. Он должен уметь фокусировать все – быть многофокусным. Но личность еще – это и человек (тоже триедин). И только в том случае, когда в Иннополисе есть звезда-человек (допустим, научный руководитель), Иннополис будет всем по-крупному интересен. И конечно, надо уметь зажигать звезды. И еще: на флаге ООН, НАТО, США – звезды. Посвященные понимали, зачем их рисовали… Звезда – это и пентаграмма, знак и алгоритм совершенного цикла – возвращения к началу[2]. Именно поэтому личность важна – она не только отдает (светит), но ей и приносят, чаще в виде даров (делятся информацией, знаниями, энергией). Следовательно, экономическая модель бизнеса Иннополиса должна быть основана на «экономике даров» или вкладов. Тогда цикл замкнется. А экосистема будет иметь «точку сборки».
  2. Его структура должна быть троицей – иметь линии развертки смыслов Свыше и техники их осуществления. Речь идет о присутствии метафизического и природного операционализма в практике Иннополиса (об этом речь чуть ниже).
  3. Должен иметь два центра – «Ничто» («0») и «Нечто» («1»).  Это проект Будущего («0», как идеальное приближение к тождеству с идеалом человека и Бога) и набор протооснов («1», как освоенные на NBIC-платформе технологии конструирования гармонии и синергии во всем).
  4. Должен иметь область «событий, обстоятельств» – свою формируемую интеллектуальную повестку дня (со стороны «0») и проекты внедрения протооснов в практику партнеров, своей экосистемы, человечества, постиндустриальной цивилизации (со стороны «1»). Только тогда события и обстоятельства будут «ситуациями синергии», на что мы указывали в таблице 1. Так сказать, «игра будет по нашим правилам».
  5. Все, что в проекте Иннополиса будет определено как формы (прежде всего он сам, его проекты), должны быть абсолютными, т.е. стремиться к бесконечности и быть информационными объектами, устранять мнимость пространства приближением времени Будущего. Нужно сразу ориентироваться на всемирный масштаб своего выхода, смело обозначив свое видение.
  6. Дух троицы – творящая пассионарность Иннополиса. Это не то, что люди себе взяли в толк как свою мечту или цель. Но мечта и цель не могут быть бездуховными. Дух в них нисходит (как и во все). В конечном итоге, именно он и творит. Следовательно, и лежит в основе развития (вития Раза). Для нас и Иннополиса важно то, что Дух у каждого свой (не зря в наших сказках говорилось: «Здесь русским духом пахнет»).  Это означает, что дух и миссия Иннополиса состоят вовсе не в прорыве в постиндустриальную эпоху и когнитивную экономику – это цели. Но в том, чтобы быть проводником Духа Свыше, руководствовать им. Сказано в Коране: человек – работник, слуга Бога (как перевод с арабского – «арб», т.е. отдающий себя служению чему-либо или кому-либо). Или Его контроллер, наблюдатель (дополнительно два значения слова раб – «рикаабун» и «малякат айман», где «рикаабун» является мн.ч. слова «ракабату», что означает: шея, горлышко, раб. Его корневым значением служит слово «ракаба» и переводится как: следить, наблюдать, контролировать). Наконец, человек, «абд» – это правовестник. Он сказал: «Я (Иисус) – слуга (абд) Бога. Он дал мне Писание и сделал меня вестником» (19:30). Принятие Духа должно лежать в основе Русского цивилизационного Проекта в XXI веке – возвращенной пассионарности на территорию России. Следовательно, это касается и Иннополиса – он должен быть встроен в Русский проект (об этом речь тоже ниже), в движение Духа.
  7. И т.д. Выводы на этом не заканчиваются. Но сейчас дело не в них – полезнее обозначить контексты Иннополиса и те ограничения, которые они накладывают снизу – меньше или ниже чего нельзя быть.

«ОЛИМПИЙСКИЕ КОЛЬЦА» ИННОПОЛИСА 

Отходя от метафизики, можно сказать и так. Иннополис должен быть сетецентричной компанией. Его экосистема должна основываться на интеллектуальной, информационной и экономической моделях Иннополиса. Сетецентричность и модели должны создать качества Иннополису – набор его потенциалов, а именно: «доступных внешних знаний – собственных научных заделов (резидентов) – способности кодировать информацию (писать программы) – способности внедрять (развивать власть, рынок и заказчиков) – способности обучать – способности воспитывать (обращать в свою культуру)». Желательно, чтобы под каждый такой потенциал (качество) у Иннополиса была своя экосистема. Тогда важно уметь их порождать и синтезировать – прогонять по ним всю цепочку создания стоимости и инноваций. И если прибегнуть к символике, то по аналогии с символикой Олимпийских Игр на флаге Иннополиса тоже должны быть кольца – образы его экосистем. Ну а сам Иннополис в чем-то должен быть подобен Олимпийскому комитету – миссионером, законодателем правил, устроителем интеллектуальных Олимпийских игр (если не в зимних и летних видах, но в футуристических и прикладных направлениях) и т.д. (см. ссылку[3]).

Я говорю серьезно. Уже есть мировые форумы со своими мировыми повестками дня, но, как правило, размытыми чем-то специальным, ориентированы на экономическую тематику (Давос, Expo-2010), на общеполитическую (G20,G20, G8, G2), на территориальную тематику (ШОС, ЕвраЗЭС, Евросоюз), на военную (НАТО), на цивилизационную (Римский клуб, Бильдербергский клуб), на экологию (Киотский протокол) и т.д. Но почему бы не думать о новом форуме постиндустриальной эпохи и ее когнитивного этапа? Увидеть и придумать нечто вроде Олимпийских игр, в которых состязания идут не тела, но Разума, видения Идеала и умения освоить протоосновы Бытия? Туда же может быть включена секция мировых религий – их сосуществования. Ясно, что это не столько задача Иннополиса, но задача Татарстана и России. Вернее, той звезды, личности, которая это захочет осуществить. В конце концов, возродили Олимпийское движение в XIX веке отдельные люди (Пьер Фреди барон де Кубертен, Д.Вест) и их предтечи (Жан-Жак Руссо, И.Шиллер и др.). Идея витала в воздухе. Витает в воздухе и нечто, связанное с новым мировидением и необходимостью торжества Разума.

Следовательно, главными условиями того, что экосистема у Иннополиса будет, и он ее не потеряет, являются: пассионарность и ее масштабное предъявление миру, технологии фокусирования в каждой из экосистем (т.к. условие существования любой экосистемы – ее разфокусированность, средовый характер и эволюция на основе свободного обмена информацией), характер платформы для каждой экосистемы.

РУССКИЙ ПРОЕКТ И ИННОПОЛИС 

Между ними есть прямая связь, потому что Иннополис должен быть встроен в цивилизационный проект России, с которым она должна войти в XXI век. И потому что Иннополис должен обладать технологиями фокусирования в своих экосистемах (обладать качествами).

Фокус – это ориентированный взгляд. Концентрация волновой энергии (световой, мысленной). Это прием от источника волновой энергии, ловля потока. Самая сильная и безграничная энергия – это энергия Бытия («все едино и все одно») и промысел, замысел Божий. Фокус осознания этого – мировоззрение. Поэтому нужно говорить о принимаемом в Иннополисе фокусе-мировоззрении. Какое оно? Только ли либеральное, неомодерн?

Мы знаем, все цивилизации имеют свое мировоззрение (европейская, японская, китайская, арабский мир и т.д.) и свой цивилизационный проект. Стоит вопрос и о Русском Проекте и о том, какое мировоззрение оно выражает? Его многие ищут и по-своему определяют. Я не буду сейчас обсуждать все точки зрения, и почему они меня не удовлетворяют. Просто выскажу свою точку зрения-предложение, имея в виду и Иннополис.

Для этого приведу две важные цитаты. Ю.Ларичев: «…А у евреев национальная идея есть. Что помогло им в течение двух тысячелетий рассеяния сберечь этническую самоидентификацию, язык, веру и вполне преуспеть, не комплексуя перед иными? Священное Писание. А что в его корне? Древнее предание мудрецов — Каббала. А какая главная мысль заложена в Каббале? Бог создал мир инициированием 22-х священных букв еврейского алфавита… Вот вам национальная идея: богоизбранный, талантливейший народ исполняет миссию обладателя и носителя божественного замысла. Круче некуда. Неважно, что большинство понятия не имеет о Каббале. Национальная идея прочно вшита в сознание каждого иудея. Все западные мистики с этим согласны безоговорочно. Масоны используют еврейскую символику. Другой нет. Еврейским пророкам поклоняется половина планеты…»

И В.Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Мне кажется, что в этих цитатах есть важная подводка – Русский Проект (РП) должен быть сродни промыслу Божьему, произрастать из нечто божественного и не занятого евреями. Пространство замысла Бога имеет свою особую зону относительно России – у России есть особая компетенция, а уже поэтому и роль по ее реализации. А.Девятов – автор статей в «БИЗНЕС Online», выделяет в качестве компетенции поведенческий опыт – опыт нестяжательства (монахов-схимников). Да, это важно, особенно в условиях, когда мировая модель капитализма уперлась в свои ресурсные ограничения и нужна смена парадигмы и модели развития. Но все же это еще не основа РП.

В основе РП должна лежать такая же теологическая идея. Такая же сильная, как у евреев – тоже своя проектная роль в сотворении мира. А именно – наши знания о природном и метафизическом операционализмах, дошедшие до нас от ариев (через волхвов) и дополняемые сегодня уже научными разработками российских ученых (что, слава Богу, есть). Что-то в этом знают каббалисты, взяв у пифагорейцев и других – в части математического оперирования с золотым сечением ("1"), с буквенно-числовыми символами и кодами. Но все эти знания сейчас работают на стороне Диавола, будущего Мирового Правительства, нетократии – точно не в интересах всего мира. И поэтому они не являются и не будут общедоступными впредь.

НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ СИНТЕЗА САКРАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАУЧНЫХ,
ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ И РАЦИОНАЛЬНЫХ

Россия же должна предъявить всем нечто именно как общественно-доступное, открытое, а не сокрытое. Черед наступает за метафизическим (и природным) механизмом достижения гармонии Бытия, смыслообразования и оперирования со временем. Все это - применительно ко многим сферам жизни и деятельности человека: физике (новые способы получения энергии из вакуума, эфира и т.д.), экономике, образованию и т.д.

Речь идет о технологиях, которые Бытие для человека распаковывают на две его главнейшие роли и задачи  быть образом и подобием Бога (сосуществовать с Ним) и быть сотворцом с ним (освоить и реализовывать механизмы творения). Первое реализуется через оперирование символами, русским языком (техники полевого генома русского языка, кубы Рубанова, матрица смыслов С.Чернышева), образы, алгоритмы разрешения парадоксальности устроения мира (бинеров) и т.д. Второе – через математическое оперирование с "1" ("золотым сечением"), платоновыми телами, протоосновами (циклами, фракталами и т.д.) – в их метафизическом наполнении и применении ко всем сферам жизни. По совокупности это может вооружить человечество не просто новыми техниками, произрастающими из сакральных, метафизических, но их синтезом с духовным.

Если евреи исходят из прописанной им роли «пасти овец» (проект Вечного Царства Израилевого) и являются держателями заветов Моисея, имеют своим мировоззренческим образом Древо Жизни, то Россия имеет образом Святую Троицу, а предельным модельным представлением – вытекающую из нее Предельную Модель Бытия. Эта модель показывает, как теогонический процесс разворачивается через процесс икономии (с буквы «и», не путать с экономикой) на природные и социальные объекты и процессы. По сути, это знание механизма сотворения – тварного (овеществления) и нетварного. И именно эти знания, будучи сакральными и переложенными на NBIC-техноценоз и новые социальные модели Бытия, должны быть предложены Россией миру в качестве ее РП.

Сейчас время наступает такое – синтеза сакральных знаний и научных, иррациональных и рациональных, перевода инкогнито в когнито. За что и отвечает последняя буква в аббревиатуре NBIC. Иннополис должен быть встроен в такую научно-теологическую часть РП, доводя ее, в конечном итоге, до модельной и информационной стадии. Участвовать в стыках между всеми парами NBIC-техноценоза («С-I», «С-В», «С-N»).  Но участие должно быть сфокусированным – обращенным на окошки-шансы прорыва России и Иннополиса в XXI век.

Кроме того, пассионарность всегда имеет мировоззренческий фундамент, несет в себе смысл служения нечто высокому, признанному в конкретном обществе за таковое. Это означает, что в Иннополисе мало себя настраивать только на саму задачу прорыва – нужно и миссионерское видение. В конечном итоге, именно оно создает эффект благоволения Свыше. Сказано: «Где двое во славу Мою, там и Я среди вас». Выбор, как всегда, предельно прост – служить Богу или мамоне, выбирая себе миссию. Что на уровне Иннополиса, что на уровне РП. Совмещение невозможно.

С учетом вышесказанного я своими глазами смотрю на то, что пишет Рафаэль Хакимов в «БИЗНЕС Online» по поводу истории татар. Можно, конечно, обсуждать, кто и откуда появился, на каких конях скакал и докуда. А также обсуждать культуру предков для ее сохранения и восстановления, находить поводы для гордости. В этом нуждаются татары, русские, все народы России. Но, мне кажется, задача стоит серьезнее – что явить миру наступающему? Тот же Девятов и то предлагает более рабочие вещи, доставшиеся от общей истории Золотой Орды – иной способ управления (построенный на этике, «пяти принципах выше»), иную экономику. Ставит задачу Новой Орды как повторившуюся в цикле. Академик Хакимов ничего такого из истории не извлекает. Отсюда и вопрос: как исторические искания могут помочь Духу Иннополиса? Ведь та же Кремниевая Долина возникла в стране с совершенно определенным мировоззрением и пассионарностью.

Сакральные знания касаются в основном трех вещей: кем и как устроен мир, правила поведения и жития в мире, прогностика. В конечном итоге, понимание этого на уровне первооснов становится важным в эпоху знаний (когнитивную) и последующую за ней эпоху отношений (обмена, образования целостности, синергии). Если науки до сего времени практиковали специализацию, раздробление мира и исследование его по частям, то теперь становится важным целостное мировоззрение. «Все едино и все одно». И представляется, что Русский Проект должен явить миру не только духовные образы и моральные образцы поведения, но знание протооснов мира и как они проявляются во всех сферах жизни и деятельности (творения) человека. По сути дела, предъявить свою Предельную Модель Бытия. А уже на ее основе – управление гармоничным развитием, прогностикой и управления событиями (обстоятельствами).

Если бы, используя прецедент Иннополиса и его ориентирование на окошки-шансы прорыва в XXI век (см. часть 3 статьи), можно было поднять такую задачу, это было бы просто здорово. В противном случае, боюсь, все сведется к клепанию IT-поделок для всяких девайсов (телефонов и проч.), игр, бизнес-задачам и прочее.

ОТДАВАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БРАТЬ

В схеме троицы на рис. 3 правая часть обозначает оперирование с Разом (витие Раза, развитие) при достижении гармонии как глобального функционального состояния. Понимание этого и технологии оперирования определяются как «природный операционализм». Для экономики его первым разработал д.э.н. Ю.Забродоцкий и реализовал в форме фондового механизма хозяйствования.

Для нас из его теории операционализма сейчас важны следующие установочные мысли (если оставить в стороне матаппарат работы с целостностью при образовании нового):

  1. Надо различать способ жизнедеятельности и способ производства (капиталистический, социалистический, любой еще, какой ни придумай). Первый должен задавать второй и заключается в способе присвоения природных ресурсов человечеством. Он может быть на основе «сеятельного  принципа» или паталогическим. Все экономические кризисы имеют своим глубинным началом нарушение именно способа жизнедеятельности – когда из Природы извлекается больше, чем возвращается. И когда нарушается закон «золотого сечения» по отношению к ней.
  2. Ключевой, базовый и, возможно, единственный тип отношений, существующий в природе, – это обмен асимметричными качествами при образовании новой целостности (в чем бы она ни выражалась). Этому соответствует всякое развитие умножением. Кстати, живая клетка не делится, а размножается, множится. Так что термин неверен (что первыми отметили математики, привлеченные к моделированию роста числа клеток в медицинских и фармакологических задачах). Точно так же как рожающая женщина не делится, она множится: 1=1+1 (как целостности), а люди – размножаются. Наши предки были умнее некоторых ученых и в русский язык все правильно заложили. Он вообще – космический, если его правильно знать. 
  3. Нужно соблюдать последовательность опережений в развитии. Быстрее всего должна развиваться духовность, ее темп. Потом чуть медленнее следует прирост производительности труда (экономики). Затем – тем прироста населения.
  4. Развитие обладает непреодолимой силой.

Переведем все это на проблематику Иннополиса. Способ жизнедеятельности по сеятельному принципу означает, что (а) нужно отдавать больше, чем брать; (б) экономика – это не базар (купи-продай, тебе меньше – мне больше), но два способа распоряжения собственностью. Эти способы выражены в «капитале-функции развития» и «капитале собственности».

«Отдавать больше, чем брать» означает, что такой негэнтропийный способ должен давать коэффициент полезного действия всегда больше «1». Мы из физики и механики знаем, что это невозможно в закрытых системах («вечный двигатель» невозможен), но возможно – в открытых (информационных). А Вселенная и этот мир – открытые системы. Другой вопрос, как эту открытость конвертировать в работу и эффект («эФ–фи–акт», т.е. «2ф» (Ф и ф) примененное – подсказка для математиков, оперирующих с «золотым сечением» в прикладных целях: 1=Ф*ф или 1 = Ф(Ф-1) = (Ф + )*(Ф –), где Ф=1,6180339, а ф =0,618034023). Н.Тесла, похоже, первому это удалось показать на практике в публичном опыте передачи сигнала без электрической энергии («из воздуха»).

В экономике (благодаря тому, что она – социальные отношения, а не только счетно-денежные, т.е. механические, транзакционные действия), таким негэнтропийными способами являются:

  1. отношения асимметричного обмена;
  2. отношения бесплатности – через фондирование факторов производства;
  3. отношения кооперации (артели);
  4. «экономика даров» (wiki-номика);
  5. использование непроявленной части бинеров.

НИКАКОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ НА ЭТАПЕ СОЕДИНЕНИЯ РЕСУРСОВ

Далее остановимся только на первых двух. И вкратце. Чуть по касательной затронув метафизику тоже.

Отношения асимметричного обмена при образовании целого (нового) – базовое, фундаментальное отношение в Природе. Носит смысл порождающего и проходит в пропорции «золотого сечения». Асимметричный обмен происходит всегда между тем, что есть (у другого) и чего нет (у тебя) – качествами, в чем бы они материально или информационно не выражались.

Асимметричность обмена, выдержанная по «золотому сечению» и помноженная на сеятельный принцип, обеспечивает расширенное воспроизводство, т.е. развитие. Сеятельный принцип – конструкт для получения коэффициента прироста «>1». Для нас это означает максиму, парадигму, золотыми буквами в граните – я не знаю, как еще выпятить ярче эту мысль: «Если мы хотим синергетического прироста над своими усилиями, то факторы производства и стоимости (товара или проекта) должны вовлекаться только как вклад! Никакой купли-продажи на этапе соединения ресурсов быть не должно!» Вместо этого – ресурсное фондирование или ассоциативное присоединение к договору. В крайнем случае – взнос в уставной капитал. Цепочка добавленной стоимости максимально длинно должна собираться через фондирование. И это (а) соответствует российскому законодательству; (б) вытекает из четырех функций денег (мера стоимости, всеобщий эквивалент стоимости, средство платежа, средство накопления) и (в) вытекает из двух функций капитала (капитала-собственность и капитала-развития). Сегодня в искаженной и поэтому перманентно кризисной экономике используется только две функции денег и только один тип капитала (нет капитала-развития). 

2.jpg

Таблица 2. Распределение функций денег и капитала по типам отношений

Следовательно, в новой экономике должны сочетаться как рыночные, так и нерыночные отношения. Или по-другому: рыночные отношения, на самом деле, включают в себя все способы использования своей собственности – не только купли-продажи (отчуждения), но и объединения (вклада) без отчуждения. Цивилизационное развитие – это не только система разделения труда, но это (полная формула) – система разделения и СОЕДИНЕНИЯ труда (с упором на последнее). Поэтому цепочка создания стоимости – это не только последовательная продажа труда и ресурсов по ней, но и другой вариант их сборки – движение титулов собственности на ресурсы вслед логистике их сборки (по балансу наличных обязательств) без их отчуждения. Доход возникает не от продажи ресурсов и труда, а от долевого распределения общего дохода от продукции или проекта. Последнее является основанием фондового механизма хозяйствования (ФМХ).

Важны и другие мысли из природного операционализма (сеятельного принципа): на развитии не зарабатывают (развитие есть промысел Божий) – зарабатывать надо только на результатах развития. Синергия возникает не в отношениях «купи – продай», но обмене в ходе умножения общих усилий. Это и должно лежать в основе экономической модели Иннополиса (ФМХ). Только в этом случае он сможет стать привлекательной экономической платформой для своих экосистем.

Есть еще один момент в пользу ФМХ. Логика прорыва в XXI век – это не только создание ситуаций синергии, на волне которой и надо бы «въехать в Рай». ФМХ строится на совершенно иной ментальности. Так, нас всех приучили к тому, чтобы мыслить категориями товара, прибыли, контракта. Но часть наших заморских конкурентов дополнительно к этому мыслят еще и метафизически и никогда не прерывали этого занятия. В аналитическом, корыстным смысле они еще всегда думали о ГАРАНТИРОВАННОМ выигрыше и от чего это зависит. Одним из параметров гарантированности является воспроизводство целостности (устойчивости ситуации) каждый раз в цикле.

ФОНДОВЫЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ПЛАТФОРМА ИННОПОЛИСА

Это очень важная мысль – стремиться не просто к получению прибыли в конкуренции, но уметь создавать такие ситуации, когда она становится весьма гарантированной, если не сказать автоматической. Именно таким ситуациям соответствует и целостный характер событий получения прибыли, и их синергетическая природа возникновения. Вот два новых объекта и параметра управления прибылью – целостность контролируемого компанией сектора внешней среды и синергетические эффекты в нем. Согласитесь, мало с кем из управленцев можно об этом говорить. Мы все зомбированы современным прозападным образованием, МВА и прочее. Бьюсь об заклад – авторы Иннополиса тоже этими объектами управления не озабочены. 

В момент создания проекта (инновационная фаза, капитал-функция развития) при объединении ресурсов не возникает купли-продажи, следовательно, не возникает объекта налогообложения, и конечная себестоимость по факту становится значительно ниже (а цена конкурентоспособнее). Большая рентабельность на стадии продажи конечного продукта проекта (стадия капитализации, капитал-собственность) обеспечивает больший конечный доход всем участникам и, следовательно, большие отчисления налогов в бюджет тоже.

Для проекта Иннополиса это будет выражаться в создании целостности со своими экосистемами (сетями, партнерами, заказчиками). Поэтому фонд – ФМХ – должен собой объединять не только резидентов Иннополиса или партнеров, но и рыночных потребителей. Иметь не только внутреннее плечо, но и внешнее.

Принятие экономической модели бизнеса в качестве платформы Иннополиса означает следующее. Первое: Иннополис не продает недвижимость и не сдает ее в аренду резидентам, но использует как свой вклад в фонды (ФМХ), созданные под каждый очередной проект резидента или группы резидентов. Второе: объединение интеллектуальных, финансовых, организационных и материальных ресурсов с экосистемами тоже осуществляется как ФМХ. Третье: бюджет города Иннополиса не получает налоги – право их получения используется как налоговые инвестиции в ФМХ со стороны бюджета (власти). Бюджет получает долю дохода в проекте, собранном через ФМХ. Четвертое: Иннополис становится управляющей компанией (ведение лицевых счетов наличных обязательств, их логистика, депозитарный учет и т.д.) для всех открытых ФМХ с их внутренними и внешними плечами. Пятое: компетенции администрирования ФМХ дают легальную возможность сотрудникам администрации Иннополиса лично участвовать в ФМХ через свои интеллектуальные (организационные) компетенции (активы) – это является альтернативой откатам и коррупции, полученные таким образом доходы можно смело завещать детям. Шестое: модель ФМХ соответствует задаче перехода к бескризисной экономике в XXI веке. Седьмое: в ситуации ФМХ никто из участников проектов Иннополиса, участников прорыва никому ничего не платит – тут все партнеры, государство и резиденты. Восьмое: введение ФМХ создает ситуацию не просто синергии, в том числе с резидентами и среди резидентов, но и переопределяет систему управления и стимулирования как среди них, так и в Иннополисе. Теперь основой заработка становится не зарплата и доход на акции, но долевое участие в общих результатах и доходах. Меритократия, таким образом, получает свое истинное основание – это управление и общность не наемных работников, когда, так или иначе, существует эксплуатация, а людей дела, владельцев своих интеллектуальных активов.

Кстати, наиболее близко ситуация к внедрению ФМХ сложилась в технополисе «Химград» в Казани. Там уже есть прецеденты взаимных поставок между резидентами, а администрация технополиса производит впечатление компетентной и системно мыслящей[4].

И так далее. Имеющий уши да услышит. Дополнительные сравнительные оценки ФМХ есть в моей статье на сайте «БИЗНЕС Online»[5].

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ВЫВОДЫ

Если кратко, то формула альтернативной модели Иннополиса «ПРОРЫВАЮТСЯ ВСЕ, и НИКТО НИКОМУ ЗА ЭТО НЕ ПЛАТИТ», такова: Иннополис – совокупность экосистем, существующих на основе ФМХ и в которые инкорпорированы сам Иннополис, город и республика (она входит не грантами или заказами, но своими вкладами в ФМХ). Все экосистемы удерживаются не только экономически (через ФМХ), но и иррациональной силой притяжения – пассионарностью Иннополиса, которая должна возникнуть в связи с обретением в цивилизационном Русском Проекте смысла и своей миссионерской роли – претворить во всеобщие когнитивные технологии знания протооснов и алгоритмов Бытия, гармонии, духа нестяжательства. По сути – это практикование Предельной Модели Бытия, основанной на представлениях о Святой Троице. Знание ПМБ позволяет вычислить свои окошки-шансы для прорыва в XXI век, а взгляд на них и проекты под них есть фокусировка Иннополиса. Человечество реализовало форму праздника Тела – Олимпийские Игры. Надо бы выступить с идеей организацией Олимпийских игр Разума – когнитивная эпоха и эра Ноосферы наступают стремительно. Иннополис как проект прорыва вполне может это поставить в повестку дня.

(окончание следует)

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 1

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 2

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 3

Проект Иннополиса – другой взгляд. Часть 4

[1] См. интервью с А.Каримовым 

[2] Козырев ИА. Цикл статей «Как нам реорганизовать АИР?». Часть 9-я 

[3] Активы и объекты управления Иннополиса (из табл. 1): физические активы, интеллектуальные активы, культура и ментальность, внешняя среда и сети.

[4] Пифагор утверждал, что пентаграмма или, как он ее называл, гигиея (ύγιεια) (в честь греческой богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ = (1+√5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого цветного сегмента пентакла на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение, которое, в свою очередь, пересекает параллельно направленную нить (φ). Цветовые выделения в пентаграмме см. по ссылке

[5] О развитии Олимпийского движения сегодня 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции