Марат Нуруллин усомнился, что средняя зарплата на челнинских предприятиях составляет 10-12 тыс. рублей
Марат Нуруллин усомнился, что средняя зарплата на челнинских предприятиях составляет 10 - 12 тыс. рублей

«БЮДЖЕТ 2013 ГОДА БЫЛ НАПРЯЖЕННЫМ»

В том, что на челнинских предприятиях действительно платят среднюю зарплату в 10 - 12 тыс. рублей, усомнился председатель комиссии горсовета по экономической политике и бюджету Марат Нуруллин. Своими сомнениями на этот счет он поделился в ходе вчерашних публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета Набережных Челнов за 2013 год. Впрочем, сначала все шло по плану. Заместитель руководителя исполкома города, начальник управления экономики и социального планирования Наталья Кропотова, отметив, что в экономике России, Татарстана и Набережных Челнов в 2013 году четко обозначились тенденции к замедлению экономического развития, назвала ряд цифр. Сумма налогов во все уровни бюджета, собранных с предприятий города, ИП и физлиц в прошлом году составила 13,5 млрд. рублей, индекс промышленного производства — 95%. Объем товарооборота составил 127,8 млрд. рублей с ростом на 6,9% по отношению к прошлому году. Объем инвестиций вырос до 32 млрд. рублей, реальная зарплата — на 8,7%.

Альфинур Галиакберова сообщила, что муниципальный долг Челнов составляет 387 млн. рублей
Альфинур Галиакберова сообщила, что муниципальный долг Челнов составляет 387 млн. рублей

Начальник управления финансов Альфинур Галиакберова продолжила разговор «о хорошем». Она сообщила, что общий объем доходов, поступивших в бюджет города, составил 7 млрд. 286 млн. рублей, в том числе собственных — чуть более 4 миллиардов. В целом, по сравнению с прошлым годом, по доходам достигнут рост — в основном за счет роста внебюджетных трансфертов и собственных доходов. Что касается неналоговых доходов, то основную долю их составляет арендная плата за землю — рост по этому показателю составил около 12%. Вместе с тем, снизились поступления по доходам от продаж земельных участков и имущества.

К 2014 году Челны подошли с муниципальным долгом в 387 млн. рублей, который за год снизился на 70 миллионов. Основная доля расходов бюджета ушла на зарплату (60% от 7,6 млрд. рублей). Особенный рост финансирования наблюдался в отрасли образования (на 29%), культуры (32%) и ЖКХ (7,4%). Увеличение финансирования в социально-культурной сфере, по словам Галиакберовой, объясняется тем, что в целях реализации указа президента РФ №597 от 7 мая 2012 года произвели повышение зарплаты некоторым категориям бюджетников.

«Бюджет на 2013 год был исполнен напряженно, — сказала Галиакберова. — В связи с этим принимались меры максимальной мобилизации всех доходов. Проводился мониторинг платежей, было организовано ежеквартальное совещание со службой судебных приставов по исполнительным документам имущественного характера — рост собираемости составил 12 процентов. Проводилась работа межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов. В конце года комиссия работала в режиме ежедневных выездов».

Анатолий Макаров считает, что налогооблагаемую базу можно увеличить с помощью туристического бизнеса
Анатолий Макаров считает, что налогооблагаемую базу можно увеличить за счет туристического бизнеса

ПРОФЕССОР КФУ ПРИЗВАЛ ВЛАСТИ АВТОГРАДА СОКРАТИТЬ ЗАТРАТЫ НА... ОБРАЗОВАНИЕ

Заведующий кафедрой экономической теории о политики Набережночелнинского института КФУ Анатолий Макаров отметил, что доля налоговых поступлений в бюджет города имеет тенденцию к снижению. В 2011 году они составляли 57%, в 2013-м — 46%. Растут как доходная, так и расходная часть бюджета города, но рост происходит в неравной степени в пользу расходов. Они в 2013 году составили около 7 млрд. рублей вместо запланированных 5 млрд. Кроме того, в доходной части бюджета снижается доля собственных финансовых средств, становится больше безвозмездных поступлений (в 2011 году — 34%, в 2013-м — 45%). Наибольшую долю в безвозмездных поступлениях занимали субвенции — 23%, что говорит о повышении уровня дотационности местного бюджета.

По мнению профессора Макарова, в городе есть резервы по увеличению налогооблагаемой базы. Одним из таких проектов, по его мнению, может стать реализация туристического бизнеса, что поможет увеличить совокупный спрос за счет приезда туристов. Также Макаров считает целесообразным провести анализ затрат в сфере образования и рассмотреть возможность их оптимизации. Когда речь идет об оптимизации, почти всегда подразумеваются некие сокращения. Согласитесь, несколько странно слышать такое из уст профессора КФУ.

«Финансовое положение города становится менее стабильным, — сказал он. — Бюджет обеспечивается в большей мере за счет межбюджетных платежей. Это негативный фактор, который говорит о снижении финансовой отдачи от экономики города».

Наталья Кропотова отметила, что  обозначились тенденции к замедлению экономического развития Набережных Челнов
Наталья Кропотова отметила, что обозначились тенденции к замедлению экономического развития Набережных Челнов

«МНОГИЕ СТАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НДФЛ КАК БЕСПРОЦЕНТНЫЙ КРЕДИТ»

Наконец, слово взял Нуруллин, который заметил, что, несмотря на ряд положительных моментов во всех отношениях непростого 2013 года, вопросы все-таки остаются. «В целом, цифры по исполнению бюджета достаточно оптимистические. Однако в структуре доходов есть одно «но», — сказал Нуруллин. — Если сравнивать поступления по НДФЛ за 2012 и 2013 годы, то в абсолютных цифрах мы получим рост. Но в 2013-м мы получили большой суммарный рост зарплаты бюджетников, в некоторых случаях он достигал 25 процентов. Доходная часть за счет НДФЛ и так автоматически увеличилась. Если же смотреть доходную часть и исполнение плана бюджета, получается, что вопросы возникают к бизнесу».

По мнению Нуруллина, предприниматели по-прежнему «недодают» деньги в муниципальный бюджет. Он обратился к Кропотовой и руководителю исполкома города Фархаду Латыпову с просьбой проследить за налоговыми отчислениями и активнее взаимодействовать с контролирующими органами.

«Средняя зарплата в 10 - 12 тысяч рублей по отчетам — эти цифры уже неактуальны, они уводят от реальной оценки серого рынка труда, от реальной зарплаты, — подытожил он. — Возможно, в дальнейшем стоит использовать более объективные показатели. К тому же, многие предприятия стали использовать НДФЛ как беспроцентный кредит — они просто не платят вовремя! Идет накопление долгов по налогам и задержка поступлений платежей в бюджет».

«НЕ СТОИТ ДАВИТЬ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТАК ЗАЖАТЫХ В ТИСКИ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», усомнились в способности властей контролировать серый рынок труда, ведь на каждый придуманный ими механизм у бизнеса найдется способ, как его обойти. По их мнению, единственный вариант перевести весь бизнес на белые зарплаты — это уменьшение налоговой базы, ведь у многих предпринимателей сегодня нет возможности вести легальный рентабельный бизнес. Если они вдруг начнут платить все налоги честно, это приведет к банкротству.

Владислав Гаврилов — генеральный директор ЗАО «КАМАЗжилбыт»:

— К сожалению, нельзя отрицать, что такое явление, как «конвертная» система оплаты, в Набережных Челнах существует. Очевидно, что в какой-то части компаний официально показывают зарплату в 8 - 10 тысяч рублей, с нее соответственно начисляется НДФЛ, а остальное платят наличными. Насколько распространено явление, сказать сложно, никто такой статистики не ведет. Но выявить такие компании, на мой взгляд, не так уж и сложно. Есть же средняя зарплата по городу. Есть рынок труда, известно, сколько на данный момент «стоит» тот или иной специалист. И сравнить эти параметры с зарплатой на предприятии. Если, например, он высококвалифицированный специалист, который мог бы получать 25 тысяч рублей, работает в некоей фирме за 8 тысяч, очевидно, что это серая схема.

Что же касается рычагов воздействия, способных заставить бизнес работать «по-белому», то тут надо изучить побуждающие мотивы использования «конвертной» системы. Ведь одно дело, если «в тень» уходят из-за того, что государство не дает развиваться, поднимает платежи, создает невыгодные условия и так далее, и совсем другое, если фирма так работает с 1990 годов, привыкла так и не хочет ничего менять. Вообще, было бы неплохо изучить мнение предпринимателей, при каких условиях они готовы работать «по-белому». Думаю, в результате и можно было бы понять, какими именно методами нужно на бизнес влиять.

Альбина Шишкова — руководитель регионального офиса консалтинговой компании по найму и оценке кандидатов «Перформия Татарстан»:

— Судя по моему опыту работы в Татарстане, разброс зарплат очень большой. Даже в Казани зарплаты могут начинаться от 8 тысяч рублей, правда, к таким предприятиям относятся по большей части государственные. Средняя зарплата по Казани составляет 18 - 23 тысячи рублей. По челнинским предприятиям усредненные рамки — 16 - 21 тысяча. Бизнес, как правило, стремится платить выше 15 тысяч. Предприятий, которые готовы реально платить только 10 - 12 тысяч рублей своим работникам, наберется где-то 18 - 20 процентов от общего числа компаний.

Не думаю, что налоговая инспекция или муниципалитеты способны контролировать серый рынок труда. На каждый механизм у бизнеса найдется способ, как обойти налоги. Единственный вариант — перевести весь бизнес на белые зарплаты — это уменьшение налоговой базы, которая только растет. У многих предпринимателей нет возможности вести легальный рентабельный бизнес. У нас в казанском представительстве международной компании Performia International сотрудники получают от 18 тысяч рублей.

Сергей Пасечник — гендиректор туристической компании «Компаньон СП»:

— На зарплату в 10 - 12 тысяч рублей действительно прожить сложно. Но интеллектуальный и физический труд, востребованные и не очень профессии оцениваются по-разному. Зарплаты колеблются от 10 до 50 тысяч рублей в зависимости от масштаба предприятия и вида бизнеса. Если депутат уверен, что предприниматели уходят от налогов, показывая зарплату работников в 10 - 12 тысяч, то это только его личная точка зрения, которую он, наверное, доносит с небес. Не стоит давить на предпринимателей, зажатых в тиски, наоборот, им следует памятник поставить за их способность к выживанию.

У нас на предприятии средняя зарплата составляет 20 тысяч рублей. Сложно сказать, насколько сегодня распространена серая схема оплаты труда. В то же время понятно, что у налоговой в любом случае ресурсов не хватит на то, чтобы контролировать весь мелкий бизнес. Я даже не говорю «малый», именно мелкий, который действительно работает по-серому. Насколько я знаю, проверяющие органы даже не выезжают на предприятия, на которых нельзя «наковырять» миллион. Если нет такой возможности, то для налоговой это просто потеря двух месяцев. У нас в сфере туризма ежегодно создается более 500 новых компаний, и 450 из них никогда не проверят. Уверен, что большинство из них работает втемную. Но никто не хочет и не может их проверять, и чтобы они платили белую зарплату, нужно создать парниковые условия.

Дмитрий Калачев — директор сети магазинов «Впрок»:

— Могу подтвердить, что «конвертная» схема оплаты труда в Набережных Челнах распространена достаточно сильно. Далеко не все компании показывают официально реальную зарплату и соответственно платят налоги не полностью. Но тут дело не столько в НДФЛ, сколько в едином социальном налоге. Из-за него бизнес уходит «в тень», потому что деятельность многих компаний становится просто экономически невыгодной. И если структура начнет вдруг платить все налоги честно, то это приведет к банкротству. Наша компания, кстати, показывает реальную зарплату. Средняя зарплата у нас составляет порядка 17 тысяч рублей, все сборы мы платим вовремя.

Повлиять на бизнес, чтобы повысить собираемость налогов, конечно, можно. Но нельзя ставить целью добиться этого в один момент. Если начать ужесточать ответственность, использовать какие-то насильственные методы, то это, скорее всего, приведет к обратному эффекту. Бизнес еще глубже уйдет «в тень». И если сейчас какая-то компания платит, например, налог хотя бы с 5 тысяч рублей, то потом она вовсе не будет официально трудоустраивать человека. Соответственно и налоги платить не будет вообще.

Я считаю, программа повышения собираемости налогов должна быть комплексной и долгосрочной. Тут должен присутствовать и воспитательный момент. И как-то надо показывать предприятия, которые честно платят налоги, подчеркивать их социальную значимость, предоставлять какие-то преференции, но так, чтобы это не создавало конкурентных преимуществ. Кроме того, надо и финансовую сторону вопроса смотреть. Бизнес ведь недоплачивает налоги не от хорошей жизни. Есть и проблемы с кредитованием, и уже упомянутый ЕСН, и подключение к инженерным сетям очень дорогое. Вот если где-то в других статьях попробовать снизить издержки, то, возможно, и стоит ожидать, что бизнес начнет выходить «из тени» и честно платить налоги.

P.S. В редакцию газеты «БИЗНЕС Online» поступило письмо профессора Макарова, который уточнил, что собственно он имел в виду в своем докладе под словом «оптимизация».

«В докладе под оптимизацией понимается достижение оптимальных пропорций затрат к получаемому результату. При росте расходов на образование более чем в три раза, возникает ожидание отдачи от этого, которое может быть выражено в росте успеваемости, увеличении победителей олимпиад и т.п., что свидетельствовало бы об определенном (не обязательно в той же динамике) росте качества образования. Таким образом, основным способом оптимизации расходов бюджета муниципального образования является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат. Тем самым бюджетные средства могут расходоваться не только на поддержку существующей бюджетной сети, а на предоставление бюджетных услуг и достижение реальных общественно значимых результатов.

С уважением А.Н. Макаров».