В центре «Эрмитаж-Казань» вчера открылась выставка «Восток — дело тонкое...» из собрания московской антикварной галереи «Восточная заграница». Побывавшая на вернисаже корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила стоимость самого дорогого экспоната, узнала, насколько успешно сейчас развивается антикварный бизнес, и увидела предмет, который чаще всего заказывают антикварам.
ДЕЛО СЛУЧАЯ
Экспозиция галереи «Восточная заграница», которая находится в самом центре Москвы на Пречистенке, что уже говорит о ее статусности, привезла в Казань коллекцию более чем из 100 предметов. Не все они принадлежат галерее, есть кое-что взятое напрокат из частных коллекций клиентов. Казанцам представлены фарфор и бронза, дерево и изделия из кости, эмали, лаки и многое другое. Ориентальное направление новой экспозиции угадывается сразу, искусство Востока невозможно спутать ни с одним другим.
— Мы назвали нашу выставку «Восток — дело тонкое...», но, наверное, точнее было бы вынести в название «Восточная заграница» — так называется сама галерея, потому что, находясь в наших залах, зрители словно попадают в Китай или Японию, — отметила, открывая выставку, руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская.
Руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская |
По ее мнению, выставка будет интересна казанцам, потому что в городе, где органично сплелись Восток и Запад, много любителей ориентального искусства. А на вернисаже, чтобы уж совсем погрузиться в атмосферу Востока, была возможность даже посмотреть чайную церемонию.
С галереей «Восточная заграница» казанские музейщики знакомы давно, но привезти выставку китайского и японского искусства все как-то не получалось. Помог случай. В этом году Эрмитаж отмечает свое 250-летие, и в силу занятости юбилеем из этого одного из главных музеев мира нет возможности привезти в Казань в ближайшие месяцы новую выставку, которая должна была сменить импрессионистов. Вот и решено было заполнить паузу выставкой ориентального искусства из Москвы.
КУРИЛЬНИЦА БОЛЕЕ ЧЕМ ЗА МИЛЛИОН РУБЛЕЙ
В принципе, искусство Китая и Японии давно уже внедрилось в Европу. Трудно найти хотя бы один дворец в стиле барокко, рококо или модерн, где не было бы восточных ваз и ширм. Китайская посуда в прошлом и позапрошлом веке была практически в каждом приличном доме, а мода на черепаховые гребни и заколки держалась очень долго, да и сейчас время от времени они становятся актуальными.
Основная часть экспозиции в центре «Эрмитаж-Казань» — это столь любимый фарфор. Он уже более тысячи лет удивляет сложностью изготовления и высочайшими художественными достижениями. Из «Восточной заграницы» в Казань приехали все виды фарфоровых изделий — селадоновые вазы (они покрыты бледно-зеленой глазурью), бело-голубые изделия, расписанные кобальтом, многоцветные... Например, ваза «Розовое семейство», изготовленная в Китае в позапрошлом веке, — это просто своего рода «альбом» со множеством сюжетов.
Второе направление — изделия из бронзы, оно было одинаково почитаемо и в Китае, и в Японии. На выставке, например, можно видеть несколько курительниц для благовоний, декорированных в разных техниках.
Один из самых необычных предметов на выставке — это китайский жезл Жу-И. У него С-образная форма, она схожа с мифическим грибом линчжи, который считается знаком бессмертия и означает «то, что дает силу». По словам галериста Олеси Сидоренко, именно такие жезлы чаще всего покупают в галерее мистически настроенные коллекционеры. Жу-И — самый ходовой товар.
Еще одна необычная вещь — японские «инро». Это кошельки, которые носили в древности, они крепились шнурками к поясу, а застежкой служили крошечные скульптурки нэцкэ.
Разумеется, что экспозиция не могла бы быть полной без своеобразной, мистической японской живописи, где в основе каждого рисунка и орнамента лежит символ. На выставке представлены рисунки, выполненные в стиле суми-э, они были созданы в начале позапрошлого века. Основа этого стиля — это умение показать расширяющееся пространство. Как говорят художники этого набавления, «когда из ничего появляется нечто».
Самый дорогой предмет экспозиции — большая храмовая курильница. Ее стоимость — 1 млн. 200 тыс. рублей.
Конечно, если сравнивать с ценами на русскую живопись, это совсем недорого, но именно такой уровень цен у антикваров, продающих дальневосточное искусство.
ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В ФАРФОРОВЫХ ВАЗАХ
— Антикварный бизнес сейчас переживает не самые лучшие времена: когда в стране кризис, то не до антиквариата. Хотя вкладывать деньги в искусство — это довольно-таки дальновидно. Например, антиквариат, привезенный из Китая, за последние 10 лет подорожал на 150 процентов. Сейчас к нам иногда приходят наши клиенты и приносят нам вещи, купленные у нас же. И мы их покупаем, но уже по гораздо более высокой цене, так что у наших клиентов есть реальная прибыль, — рассказывает Сидоренко.
По ее словам, особенно подорожал фарфор. Сидоренко полагает, что это связано с резким экономическим ростом в Китае, где появился крепкий средний класс и люди начали коллекционировать искусство своей страны. Предметы антиквариата в «Восточной загранице» покупают в Китае и Японии, что-то приходит «из семей». В России за два последних века тоже накопилось изрядное количество предметов, привезенных из этих стран.
В Москве пять галерей, торгующих предметами, привезенными с Дальнего Востока, что до «Восточной заграницы», то она тесно сотрудничает с музеем народов Востока и часто принимает участие в российских аукционах. Ближайшая цель — вывести принадлежащие галереи предметы на «Сотбис». Кстати, поскольку в Казань приехали предметы не только из частных коллекций, но и принадлежащие галерее, после окончания выставки в эрмитажном центре казанские коллекционеры смогут при желании даже кое-что приобрести у московских галеристов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.