ПЕЧЕНЬЯ, ВЫЗВАВШИЕ РЕВНОСТЬ «ОТЕЛЛО»

Конфликт между двумя кондитерами вынужден был на днях разбирать Арбитражный суд РТ. С одной стороны оказалось московское ОАО «Кондитерско-булочный комбинат «Черемушки», а с другой две челнинские компании: ООО «Фабрика Десертов» и ООО «Десерт Бутик», которые контролирует известный предприниматель из автограда Сергей Акульчев. Камнем преткновения сторон стало право на выпуск продукции под маркой «Отелло».

Перипетии конфликта вокруг сладостей почти не уступают накалу страстей в одноименной шекспировской пьесе. Так, представитель истца, комбината «Черемушки», Сергей Мазаев рассказал на суде, что их организация с 2002 года выпускает торты под наименованием «Отелло», зарегистрировав за собой приоритетное право на товарный знак в этой категории. И каково же было их удивление, когда в 2011 году в Москве в крупном столичном торговом центре около Курского вокзала они обнаружили челнинское печенье с аналогичным наименованием. Правда, тогда ответчик добровольно уничтожил свою продукцию. Но в 2012 году в столице вновь была зафиксирована продажа челнинского печенья «Отелло» неким индивидуальным предпринимателем.

Мазаев озвучил свои требования: помимо 10 млн. рублей компенсации дополнительно обязать челнинцев опубликовать в газете «Коммерсантъ» решение суда о нарушении прав на товарный знак. Причем гости из Москвы признались, что пытались найти управу на челнинцев через возбуждение уголовного дела, но, видимо, безуспешно...

Печенье «Отелло»
Печенье «Отелло» челнинского кондитера Сергея Акульчева

НЕ ТРОЖЬТЕ ПЕЧЕНЬЯ!

Всеволод Нестеров, представляющий интересы «Фабрики Десертов» (производителя печенья) и «Десерт-Бутик» (продавца печенья), не согласился с притязаниями оппонентов. Он рассказал, что истец в 2011 году обратился к ним с просьбой прекратить выпуск товаров под товарным знаком «Отелло». Всего было продано чуть более 1,5 тыс. упаковок печенья. Требование было удовлетворено: выпуск товаров прекращен, а продукция, уже выпущенная к тому времени, уничтожена. «Уничтожена и упаковка», — добавил он.

Затем представитель десерт-бутиков челнинского предпринимателя перешел в контратаку, заявив, что печенья и торты относятся к разным подклассам международной классификации товаров и услуг, тогда как москвичи зарегистрировали право только на подкласс «кондитерские изделия». Печенье же, утверждал Нестеров, в этот подкласс не входит. Любой обычный потребитель, глядя на упаковки товаров челнинцев и москвичей, придет к выводу, что они относятся к разным производителям и являются разнородными, считает представитель ответчика.

Торговый павильон «Десерт-Бутик»
Торговый павильон «Десерт-Бутик»

ДЕСЕРТЫ ДЛЯ ДУШИ...

Отметим, что ООО «Фабрика Десертов» и ООО «Десерт-Бутик» являются компаниями-операторами бизнес-проекта Акульчева, который он запустил в 2009 году. Речь шла о производстве и продаже дорогих шоколадных десертов через собственную сеть кондитерских бутиков. Первый магазин Dessert Boutique открылся в набережночелнинском торговом центре «Омега». Предприниматель утверждал тогда, что эта сеть для него — не источник заработка, а своего рода творческая и бизнес-лаборатория. В производство десертов он тогда вложил порядка 1 млн. евро. На данный момент открыто шесть магазинов Dessert Boutique: в Набережных Челнах, Казани и Альметьевске. Акульчев говорит, что в ближайшее время планируется развитие только франчайзинговой сети на территории России, «чтобы сконцентрироваться на работе с клиентами и не распыляться». Правда, на данный момент ни одной франшизы еще не продано...

Если «Черемушки» не стали комментировать спор, то Акульчев дал «БИЗНЕС Online» развернутый комментарий.

Бизнесмен подтверждает, что печенье «Отелло» производилось в 2012 году, в 2013 году оно было произведено в незначительных количествах с тем, чтобы убедиться в его популярности у покупателей. «Начиная производство печенья «Отелло», мы не знали, что «Черемушки» производят торты с таким же названием. Графическое оформление продуктов и их фирменный стиль полностью различаются. И в мыслях не было каким-то образом подражать товарному знаку. В рецептуре печенья присутствует много шоколада, придающего продукту темно-коричневый цвет, — говорит он. — Выбор названия объясняется так: изделиям, имеющим коричневый или черный цвет, принято давать названия, основанные на игре слов, строящейся на различных смыслах слова «черный». Имя Отелло вызывает следующую цепочку умозаключений: Отелло — мавр (негр) — черный. В этом смысле обозначение Отелло часто используется для указания на цвет продукта».

Сергей Акульчев
Сергей Акульчев не согласен с решением суда, который удовлетворил иск «Черемушек» частично, взыскав с ответчиков в пользу истца 650 тыс. рублей

УНИЧТОЖАТЬ «ОТЕЛЛО» БЫЛО ОШИБКОЙ

На вопрос, почему была уничтожена первая партия, Акульчев отметил, что «первоначально ситуация была оценена с позиции права не совсем верно, и чтобы не провоцировать конфликт, руководством ООО «Фабрика Десертов» действительно принято такое решение». В общем объеме производства данное печенье не занимало сколько-нибудь существенной доли, утверждает предприниматель. Однако это не означает согласия с претензиями комбината «Черемушки». Скорее, это превентивная мера, принятая на этапе урегулирования возможных разногласий.

Но вот факт продажи печенья в Москве в 2012 году ответчики отрицают. Магазины Dessert Boutique в Москве проработали один год с 2010 по 2011 годы в ТЦ «Атриум» и ТЦ «Европарк». Основная причина прекращения деятельности, говорит Акульчев, — высокие арендные ставки, что явилось жестким условием для нового бизнеса на этапе старта.

Челнинский бизнесмен не согласен с решением суда, который удовлетворил иск «Черемушек» частично, взыскав с ответчиков в пользу истца 650 тыс. рублей и обязав опубликовать это судебное решение в газете «Коммерсантъ». «На решение суда будет подана апелляция», — пообещал напоследок Акульчев в интервью «БИЗНЕС Online».

КОНКУРЕНТЫ — «ШОКОЛАДНИЦА»

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнения экспертов о данном конфликте.

Григорий Бусарев — руководитель агентства «Артпатент», патентный поверенный РФ:

— В данном случае можно сделать вывод об очевидно правильной логике и позиции истца. Согласно нормам Гражданского кодекса, нарушением исключительных прав является незаконное использование товарного знака в отношении однородных товаров и услуг. При этом однородными считаются товары, у которых, как правило, одни и те же производители, потребители и каналы распространения продукции. Очевидно, что при таких основаниях, печенье и кондитерские изделия производятся одними и теми же производителями, лежат фактически на одной полке в магазине, и потребитель у них общий. Ссылка же истца на ГОСТ просто является еще одним весомым подтверждением данного факта однородности товаров правообладателя товарного знака и ответчика.

Здесь важно обратить внимание, что, конечно же, регистрация товарного знака — это не обязанность производителя, а его право. Но, выпуская продукцию без своей собственной защиты, на таком конкурентном рынке велик риск получить подобную претензию. И, к слову сказать, длительная история собственного использования спорного названия, а также ссылка на ГОСТы или ТУ, к сожалению, очень слабый аргумент, который практически не работает в суде.

Избежать подобных споров можно, хотя бы просто проверив номенклатуру своих товаров по базе Роспатента среди зарегистрированных товарных знаков. Это позволит заранее знать о возможных рисках и избежать их в будущем.

Сайдаш Тухватуллин — директор производственно-ресторанного комплекса «Катык»:

— Нечасто, но подобные споры бывают. И не только в кондитерстве, помните, года два назад был спор вокруг «Пятерочки». Озвученный объем проданной партии не такой уж и большой.

Что касается франшизы, то люди ходят в известные заведения, а «Десерт Бутик» люди знают. Если у компании есть желание работать, а идеи нет, то можно взять готовую франшизу и раскручивать. Мы знаем, даже в ресторанном бизнесе франшизу в Казань лет 10 назад еще покупали, привозили и раскручивали. Потом перепродавали франшизу и начинали заниматься самостоятельным бизнесом.

«Десерт Бутик», я считаю, что раскрученный игрок на татарстанском рынке. У них конкуренты — кофейня «Шоколадница» и подобные заведения. У нас другая продукция и другие задачи. Хотя в своем сегменте мы тоже сейчас бутики делаем: будут отличаться дизайном, комфортом. Также повара, кондитеры будут работать прямо на виду у клиентов.