«МЫ УЗНАЛИ ИХ ДОВОДЫ»

Пресс-конференцию начал председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров. Он рассказал, что во время многочисленных переговоров с представителями различных общественных, государственных и национальных организаций Крыма татарстанские депутаты получили информацию «из первых рук». «Мы узнали доводы лидеров различных общественных сил Крыма. Сегодня ситуация там действительно сложная, чувствуется, что в обществе нет одного превалирующего мнения, идеи. Мы общались с нашими братьями, крымскими татарами. Кроме того, мы как представители парламента Татарстана пообщались с крымскими парламентариями. Основной вывод, который мы сделали после всех этих бесед, — в основе всех этих конфликтов лежат нерешенные проблемы в украинском обществе. Социально-экономическое состояние Крыма под большим вопросом, нерешенность проблем крымских татар, несмотря на то, что после их возвращения в Крым прошло уже более 20 лет. Их обустройства здесь так и не произошло. Им не выделяют земли, они не могут строить свои дома. Нет помощи со стороны государства», — рассказал он.

По словам Закирова, в результате долгого общения лидеры крымско-татарской общины дали понять, что они готовы сотрудничать не только с майданом, но и с Россией — в первую очередь в лице Татарстана. «По просьбе руководства Меджлиса мы присутствовали на их переговорах с российскими сенаторами. На ней выяснилось, что крымские татары готовы сотрудничать и с Россией. Единственный их интересующий вопрос заключается в том, кто будет решать волнующие их проблемы. Одно только строительство жилья не решает все проблемы. Их интересует решение полного спектра вопросов, касающихся восстановления их прав в полном объеме, какие у них были до выселения из Крыма, — рассказал глава ВКТ. — Главное, чтобы крымские татары сотрудничали с организациями русских. Сегодня это большая сила, и от этого сотрудничества будет зависеть многое, в том числе поддержка со стороны России и участие Татарстана в этих проектах».

Разиль Валеев более подробно остановился на миссии татарстанской делегации в Крыму. «Мы хотели своими глазами посмотреть, что там происхдит. У татар есть поговорка: татарин пока своими глазами не увидит, не пощупает — не поверит. У нас с крымскими татарами во многом сходятся точки зрения. Мы им задавали вопросы о том, каким они представляют будущее Автономной Республики Крым. У них есть свои суждения, очень трезвые. Мы разговаривали без эмоций, был хладнокровный, рассудительный разговор», — рассказал он. По словам Валеева, они сходятся во мнении, что у 300 тыс. крымских татар должны быть такие же права, как у украинцев и русских. «Они хотят принимать активное участие в руководстве республикой. Они хотят, чтобы за крымскими татарами было зарезервировано 14% мест в местном парламенте, пропорционально численности их населения. Без этого они считают, что крымские татары не смогут решать свои проблемы. Также они хотят, чтобы в каждом министерстве и ведомстве были представители крымских татар. Путем референдума они эти вопросы решить не смогут — их слишком мало по сравнению с представителями двух других основных национальностей Крыма. Единственный путь — решение этих вопросов путем переговоров», — рассказал Валеев. Таким образом, он фактически признал, что сейчас в Крыму происходит торг «лояльность в обмен на новый статус крымских татар». В этом торге участвует новое руководство автономной республики и российские сенаторы, которые на переговорах, прошедших при посредничестве татарстанских депутатов, прямо спросили у лидера Милли Меджлиса Чубарова, чем Россия может помочь крымским татарам.

Разиль Валеев
Разиль Валеев

«Они надеются на установление более тесных культурных взаимоотношений и контактов с Татарстаном. Кроме этого они хотят, чтобы их молодежь училась в наших вузах, есть много других пожеланий. Но чтобы они все осуществились, нужно установить в первую очередь мир в Крыму. Ситуация там непростая, но я верю, что трезвый ум возьмет вверх», — сказал Валеев.

«ИМ БЫ ДРУЖИТЬ С РОССИЕЙ И, КАК ЛАСКОВЫЙ ТЕЛЕНОК, МАТКУ СОСАТЬ»

«Видно, что народ в Крыму поднимается, — отметил в свою очередь Рафил Нагуманов. — Они боятся, что к ним приедут «западенцы». Пока мы ездили по городам Крыма, мы видели посты — люди в камуфляже, но чувствуется, что не военные. Они вместе с местной милицией вежливо подходят, просят открыть двери и багажник машины, осматривают. Вчера аэропорт Симферополя был закрыт, и мы уезжали через Запорожье. Когда мы переезжали Сиваш, границу Крыма с материковой Украиной, там стоят казаки, наверное, целый батальон. Мы остановились, подошли, поговорили. Они говорят, что хотят мира, не хотят кровопролития. Крымские татары были сильно за майдан настроены. Но после общения с нашими депутатами, я думаю, в сознании Чубарова и его сторонников произошел некоторый поворот. Они будут с нами работать».

Нагуманов отметил, что поездка на Украину оставила у него гнетущее впечатление: страна остановилась в своем развитии в конце 80-х годов прошлого века. «Мы проехали половину Украины. В Симферополе нет новых строек, нет подъемных кранов. Это же в Мелитополе, Запорожье. Они остановились в своем развитии с советского времени. Им бы с Россией дружить, дружить и еще раз дружить. И пытаться, как ласковый теленок, матку сосать. Войны никто не хочет, но ее предчувствие уже витает в воздухе, к сожалению».

Рафил Нагуманов
Рафил Нагуманов

Далее начались вопросы журналистов. Просьба высказать свое мнение по поводу предоставления Советом Федерации президенту Путину права использовать российские войска на территории Украины, а также о том, есть ли в этом необходимость, вызвала замешательство у участников пресс-конференции. Пару минут они смотрели друг на друга, ища глазами добровольца, который бы отважился ответить на этот скользкий вопрос. В итоге эту миссию нехотя взял на себя бывший руководитель регионального отделения «Единой России» Виктор Бударин. «Сейчас в Крыму весьма спокойно. Там нет никаких митингов. Они были, но еще до того, как мы туда приехали. Нормальная рабочая обстановка. Предприятия работают. Решение принято правильное, безусловно. Но прямо сегодня мы не видим необходимости отправлять туда российские войска. В дальнейшем — время покажет», — дипломатично ответил он. Его поддержал Нагуманов, по словам которого, это решение было принято вовремя и мощно. «1,2 миллиона человек в Крыму проживает. Если их придут и начнут резать... Почему мы своих россиян... то есть не россиян, а русских, — поправился Нагуманов, — не должны защищать? Да и входить войскам туда не надо — там есть Черноморский флот. Но российские войска будут применяться только в том случае, если в Крым придут экстремисты».

Валеев тоже решил высказать свою точку зрения. Он вновь выразил надежду, что ситуацию еще можно разрешить путем переговоров. Правда, он оговорился, что такое мнение у него сложилось после изучения ситуации в Крыму. «За всю Украину сказать не могу».

«НАШИХ КОМАНДИРОВОЧНЫХ НЕ ХВАТИТ»

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, не заходила ли во время переговоров с Милли Меджлисом речь о финансовой помощи со стороны Татарстана, Миннуллин сказал, что эту тему было обсуждать несерьезно. «Мы с Разилем Исмагиловичем (Валеевымприм. ред.) сказали, что наших с ним командировочных не хватит», — сказал он. Из этого ответа можно сделать вывод, что такая тема все-таки поднималась.

Одним их главных итогов визита в Крым стала договоренность о расширении сотрудничества Милли Меджлиса и Всемирного конгресса татар. По словам Закирова, в марте представители Меджлиса приедут в Казань и подпишут договор о сотрудничестве. Договор предполагает усиление культурных связей и обучение крымскотатарских студентов в Татарстане. Правда, для этого сначала надо заручиться лояльностью крымских татар. Ведь обучение иностранцев в российских вузах — это прерогатива министерства образования РФ.

Уже после завершения пресс-конференции у Валеева журналисты спросили, не боялся ли он во время поездки на Украину? «А что бояться — вон на улице в Казани скользко, гололед. В Крыму тоже гололед. Только политический», — ответил Валеев.