021.jpg
Леонид Барышев

«ВОН У ТЕБЯ СКОЛЬКО ДЕНЕГ, ОКАЗЫВАЕТСЯ! ДА ТЫ МИЛЛИОНЕР!»

— Леонид, давайте с самого начала расставим точки над «i», чтобы у читателей не возникало путаницы: майонезный король Леонид Барышев (совладелец ЗАО «Эссен Продакшн АГ» — прим. ред.) — ваш родственник или нет?

(Смеется) На самом деле, нет. Он никакой мне не родственник, но совпадение, конечно, интересное.

— Оно как-то вам помогает в работе?

— Абсолютно не помогает.

— А в жизни вы с ним не пересекались?

— Нет. Мы ни разу с ним не встречались, но я, конечно, знаю, что есть такой бизнесмен — Леонид Барышев, а вот ведает ли он о моем существовании, я не в курсе (смеется). Мне иногда в Facebook друзья, знакомые кидают ссылки на какую-нибудь статью с ним и шутят, мол, вон у тебя сколько денег, оказывается! Да ты миллионер!

«КОГДА ЗАПУСТЯТ «КАЗАНЬ-АРЕНУ», МОЖНО БУДЕТ РАССЧИТЫВАТЬ И НА DEPECHE MODE, И НА МАККАРТНИ, МАДОННУ, ЛЕДИ ГАГА И ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ...»

- Хорошо, давайте перейдем непосредственно к вам. Расскажите о последнем организованном вами концерте.

— Это был концерт рок-группы «БИ-2», который прошел 3 декабря. Это был супер концерт. Мы уже третий или четвертый раз организовываем выступление «БИ-2» в Казани, но именно в этот раз все прошло просто отлично. Был аншлаг и мы, как говорится, порвали зал.

— Какой концерт в Казани был самым успешным за последний год, на ваш взгляд? Есть ли неожиданные прорывы?

— Пожалуй, те же самые «БИ-2» и концерт Gregorian, который организовывали мы. Он должен был состояться в 2012 году, но его пришлось перенести на следующий год. Визит Gregorian в Казань был неким экспериментом и, я считаю, что он удался. Все прошло «на ура!» Кстати, в этом коллективе поет младшая сестра известной певицы Сары Брайтман.

— Казань все чаще посещают звезды мировой величины. С чем это, по-вашему, связано?

— Как мне кажется, мы прогремели на весь мир с Универсиадой. Промоутеры, иностранные менеджеры узнали что такое Казань. Они видели открытие, видели закрытие, они видели уровень города. И если раньше иностранным артистам предлагали выступить в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас в него включают и Казань. Вообще же в России пока всего пять городов, которые мировые звезды с удовольствием посещают: Екатеринбург, Казань, Москва, Питер, Краснодар. После Игр промоутеры ставили экспериментировать и привозить в Казань звезд первой величины — Стинга или Элтон Джона, которые собрали хорошую аудиторию. Но это еще не предел.

IMG_2026.jpg
Александр Ревва и Леонид Барышев

— Куда круче-то? Думаете, уровень артистов продолжит расти?

— У нас есть цель — привести в Казань сэра Пола Маккартни. И пусть это мечта, но, я думаю, она когда-нибудь сбудется. Скорее всего, это произойдет тогда, когда в полной мере заработает новый стадион «Казань-Арена». Существующий стадтон «Татнефть-Арена» вмещает в себя 7 тысяч человек, а это не так уж и много, по большому счету. Так что когда новый стадион будет функционировать полноценно, уже будет можно рассчитывать и на Depeche Mode, и на Маккартни, Мадонну, Леди Гага и всех остальных.

«У MORCHEEBA В КАЗАНИ, ДА И ВО ВСЕМ ТАТАРСТАНЕ, ОЧЕНЬ МНОГО ПОКЛОННИКОВ»

— В среду, 5 марта, в «Пирамиде» пройдет концерт британской трип-хоп группы Morcheeba. Почему вы решили их привезти?

— Это, пожалуй, лучшая трип-хоп группа в мире с мегахитами и отличным звуком. Думаю, что очень многие любят эту музыку и, на мой взгляд, для Казани это великолепный шанс увидеть и услышать в живую Скай Эдвардс (вокалистка группы Morcheebaприм.авт.) дорогого стоит! У Morcheeba в Казани, да и во всем Татарстане, очень много поклонников.

— Сколько времени заняла организация этого концерта?

— Переговорами о проведении концерта мы начали заниматься в ноябре 2013 года. 14 октября того года вышел их новый студийного альбома Head Up High и менеджмент группы начал подготовку к туру. Наша страна подала заявку на проведение нескольких концертов в России. Так и получилось, мы оказались счастливчиками.

«Я УШЕЛ В СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ, О ЧЕМ НИСКОЛЬКО НЕ ЖАЛЕЮ»

— Когда вы начали заниматься организацией концертов?

— Уже более 10 лет я этим занимаюсь. Все начиналось с КРК «Пирамида», куда меня пригласили на должность администратора. За 5 - 6 лет я вырос до управляющего концертным залом, занимался организацией концертов. Ну, а затем я организовал свое гастрольно-концертное агентство — «АртОтдел».

— А как вы попали в «Пирамиду»?

— Поступив в КАИ, с первого же курса я начал заниматься различной самодеятельностью — студвеснами, организовывал «Икариады», дискотеки в знаменитом «Грот-баре». Вот с этого все и началось. Меня заметили и пригласили на работу в КРК «Пирамиду».

Real.jpg

— А почему ушли оттуда?

— Как бы банально это не звучало, но пришло новое руководство с которым мы, скажем так, не нашли общего языка в понимании стратегии этого бизнеса. В итоге я ушел в свободное плавание, о чем нисколько не жалею.

— Вы самостоятельно открывали свое дело?

— Да, самостоятельно. После ухода из «Пирамиды» оставались какие-то наработки, артисты, с которыми за время работы сложились хорошие, доверительные отношения. Ведь здесь дело в доверии — «Леня-Пирамида» или не «Пирамида», это уже не так важно. Меня знали, мне доверяли. И главное, все знали, что я делаю свою работу качественно. Нужно было только организовать какую-то фирму, так как договоры и другие моменты должны быть юридически подкреплены, что я сделал и начала работать.

— Кстати, сколько концертов в год вы организовываете?

— В разные годы по-разному. У нас два главных концертных сезона — «весенний» (февраль, март, апрель, май) и «осенний» (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь). Летом могут приехать разве что какие-то крупные артисты в рамках тура, плюс проводятся фестивали, опен-эйры. Лето, как правило, мероприятия проводят на открытых площадках, а не в помещениях. Кстати, сейчас в Казани, на мой взгляд, не хватает рок-фестивалей. У нас был фестиваль «Сотворение мира», если что-то подобное снова возникнет, будет очень здорово.

— А сами организовать рок-фестиваль не думали?

— Да, такие планы есть. Пока ведутся переговоры со спонсором, всей тайны раскрывать не буду.

«Я ЗНАЮ, СКОЛЬКО ДОЛЖЕН СТОИТЬ АРТИСТ»

— Чей концерт вы организовали в первый раз помните?

— Это была Земфира. Потому что ее выступление было в графике «Пирамиды». К тому же был повод, был выпущен очередной альбом певицы и у нее был промо-тур, в график которого была включена Казань, и мы занимались организацией этого концерта.

— И как все прошло?

— Прошло все отлично! Вообще, Земфире очень нравится и Казань, и КРК «Пирамида» как концертная площадка.

— Вы работаете только в Казани или в других городах тоже?

— В основном в Казани, потому что здесь довольно большой объем работы. Что касается остальных городов, то иногда мы организовываем выступления артистов, но все-таки в большей степени мы работаем с партнерами, с которыми уже установились доверительные отношения. Это территория от Екатеринбурга до Нижнего Новгорода — Ижевск, Пермь, Самара, Саратов, Волгоград и так далее. Там везде есть партнеры, которые помогают, которые делают концерты. Туровые связки по регионам мы закрываем так.

— А вот «залетные» промоутеры, которые попадают на рынок, чтобы устроить один-два концерта и пропасть, они тормозят развитие бизнеса? Если да, то насколько?

— Они были, есть и будут всегда. Я удостоверился в этом, еще работая в «Пирамиде», сдавая таким зал в аренду. Их очень много. В основном это фанаты, которые приходят, говорят, что любят того или иного исполнителя, группу и хотят организовать их концерт и так далее. В итоге они проводят два-три мероприятия.

— Это выгодно?

— По большому счету, в нашем бизнесе заработать, извлечь какую-то финансовую выгоду можно только благодаря объему. А так, организовав один-два концерта, — это не бизнес, а, скорее, удовлетворение собственного тщеславия.

Такие организаторы-фанаты готовы, как они сами и говорят, отдать любые деньги за то, чтобы привезти своего кумира. Я лично на такое не пойду, я не отдам любые деньги, потому что за 10 лет я понял, сколько должен стоить артист. Вот этим, пожалуй, такие организаторы и нехороши — они могут предложить артистам больше, нежели агентства и, таким образом, разбалансировать рынок.

«СОВСЕМ НЕМНОГО ТЕХ, ЧЬИ КОНЦЕРТЫ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ И НЕ ПРОГАДАТЬ ПРИ ЭТОМ»

— Чем вы руководствуетесь при выборе исполнителя, когда беретесь за организацию его концерта?

— Во-первых, есть некое предложение, которое исходит артиста или от заказчика. Мы обсуждаем его с нашими партнерами из других городов, смотрим на предыдущие показатели по собираемости исполнителя. Во-вторых, я знаю статистку собираемости других городов, знаю, какова она по всей России. И так как есть информация, мы пробуем, рискуем, делаем связки, график гастролей. Организовываем туры и так далее.

Есть те артисты, которые стабильно собирают залы, можно ни у кого ничего не спрашивать, просто ставить концерт и собирать деньги. Но таких можно пересчитать по пальцам.

— А что это за артисты?

— Григорий Лепс, Стас Михайлов, Филип Киркоров, Валерий Меладзе. Из рокеров — «Сплин», Земфира. В общем, у каждой категории есть свои артисты: у шансона — свои, у рока — свои, у попсы — свои. Проблема в том, что трудно втиснуться в их график выступлений. У них, как правило, уже заранее выстроен весь маршрут и они уже заняты. К тому же они тоже люди и хотят отдыхать.

IMG_1675.jpg
Леонид Барышев и Brainstorm

Сколько длились самые долгие переговоры?

— Пару лет, это было с Gregorian. Разговаривали, обсуждали, в итоге смогли. С оркестром Дюка Эллингтона мы общались около года.

— Сколько в среднем уходит на подготовку концерта?

— Как я уже отмечал, у нас есть два главных концертных сезона — весна и осень. Весенние концерты я начинаю готовить где-то с октября. В это время как раз и сами артисты готовят графики. Например, переговоры об апрельском выступлении Максима Галкина в Казани начались еще в декабре.

Вообще с появлением электронной системы продажи билетов все несколько ускорилось. Это раньше билеты выходили в продажу за месяц, а теперь гораздо раньше. Чего ждать-то?

«Я БЫ С РАДОСТЬЮ ПРИВОЗИЛ В КАЗАНЬ БОЛЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ МУЗЫКУ,
НО РЫНОК ДИКТУЕТ СВОИ ПРАВИЛА»

— Кстати, как формируется цена на билеты?

— Цены формируются исходя из затрат. Оцениваешь свои затраты, смотришь на гонорары артиста, на технический райдер, на бытовой райдер. Просчитываешь расходы на рекламную компанию, представляешь себе некую картину и прикидываешь, при какой стоимости билетов будет окупаемость, и все — формируешь цены.

— Некоторые отечественные исполнители приезжают в Казань чуть ли не каждый год. Им нравится выступать в нашем городе или же это всего лишь бизнес — где примут, там и выступают?

— В первую очередь это, конечно, работа, это бизнес. Хотя некоторым артистам Казань действительно нравится, они любят ходить по улицам города. Например, когда мы привезли известный «Квартет И», Камиль Ларин пожаловался, что он татарин, а ни разу не был в Казани. И за те два дня, что они здесь были, он каждое утро вставал и ходил на экскурсию. Так что, кому-то Казань очень нравится.

— Приглашая артиста, вы идете на поводу у вкуса потенциальных покупателей билетов или все-таки стараетесь как-то воспитывать его?

— Я бы с радостью привозил в Казань более интеллектуальную музыку, но рынок диктует свои правила. Главное — артист должен быть узнаваем, его должны показать по телевизору. Взять хотя бы телешоу «Голос». Это мега-популярное шоу с самым высоким телевизионным рейтингом, все финалисты сейчас гастролируют по России и собирают полные залы. Понятно, что они раскрученные телевидением до состояния ажиотажа. Но это опять-таки проект! А что потом? С другой стороны, молодым артистам нужно как-то о себе заявить. Есть очень интересные артисты, которых бы хотелось привозить и привозить часто, но они не очень коммерчески выгодные. В общем, рынок диктует свои условия, и мы идем на поводу (улыбается).

Kaas-Patricia.jpg
Патрисия Каас и Леонид Барышев

— Но ведь были же случаи, когда вы рисковали, привозили артистов, в коммерческом успехе которых вы не были уверены?

— Конечно. Те же самые иностранные артисты, привозом которых мы занимаемся, например, Gregorian. Я не был уверен, что зритель на них пойдет, и в плане рентабельности там была заложена слишком маленькая дельта, но мы рискнули. Та же самая Патрисия Каас или Morcheeba, концерт которых пройдет в Казани в ближайшую среду. Это тоже очень рискованный проект, мы специально занизили цены на билеты, потому что за 1,5 тысячи рублей пойти на Morcheeba, мне кажется, это хорошая возможность. Ведь при существующем раскладе, я должен был выставить цену, например, на танцпол от двух тысяч рублей и выше. Но мы, повторюсь, рискнули, потому что мне самому хочется, чтобы казанцы увидели этот коллектив. Это же Morcheeba, это круто!

— Приходилось ли снижать цены на билеты перед выступлением?

— Приходилось, но очень редко. Я вообще хочу прекратить такую практику, не хочу приучать публику ждать последних дней до концерта и надеяться на снижение стоимости билетов. А за счет чего платить гонорары? Это очень плохая практика!

А провалы в вашей деятельности случались?

— От такого никто в нашем бизнесе не застрахован. Проколы случаются, но мы все-таки стараемся проводить концерты. Иногда все-таки приходится отменять, но это тогда, когда все очень плохо. Проще людям вернуть деньги, нежели проводить концерт и нести огромные убытки. Например, в прошлом году я отменил всего один концерт, концерт Антона Макарского. А так, в минус уходим, бывает. Никуда от этого не денешься, пытаемся как-то перекрывать за счет удачных концертов. Это как инвестиции в венчурные проекты.

«В САМАРЕ ЛЮДИ ЛУЧШЕ ХОДЯТ НА КОНЦЕРТЫ,
СОБИРАЕМОСТЬ У НИХ ВЫШЕ, А ХОРОШИХ ПЛОЩАДОК НЕТ»

— В Казани немало концертных площадок. Какие из них вам больше нравятся?

— По моему мнению, сейчас в Казани, да и пожалуй во всем регионе, самое лучшее и удобное место — это КРК «Пирамида». И вовсе не потому, что я там работал (смеется). Эта площадка удачна и по вместимости (до 2 тысяч человек), и по обеспечению технического райдера артистов. У этого зала выполнены практически все требования, поэтому он востребован.

Многотысячную аудиторию в Казани можно собрать во Дворце спорта и в «Татнефть-Арене». В «Татнефть-Арене» отличный зал, это отмечают многие промоутеры. У Самары, например, какой-то непонятный ледовый дворец, который то будут сносить, то не будут. Там вообще хороших концертных площадок нет, хотя там лучше ходят на концерты, и покупательская способность у них всегда была выше, чем в Казани.

— В начале своего интервью вы уже поделились своими ожиданиями от открытия «Казань-Арены». Почему вы считаете, что эта площадка будет востребована у казанцев и у артистов?

— Я был на открытии Универсиады в «Казань-Арене», наслаждался шоу, все было классно, мне очень понравилось. Так что, я думаю, это площадка будет весьма востребована у казанцев. А что касается технического оснащения, то, по большому счету, смысла нет покупать оборудование для каких-то разовых концертов. Артисты, которые будут туда приезжать, а это, естественно, будут звезды мирового уровня, ездят со своим оборудованием, со своим звуком, весь продакш будет «под ключ».

— На что вы ориентируетесь при выборе площадки?

— В первую очередь на вместимость зала. Потому что есть цифры, есть просчеты, какой артист, сколько он народу собирает.

— Я помню, когда приезжал Пол Ван Дайк, организаторы откровенно промахнулись с площадкой, перенеся его из «Татнефть-Арены» в «Эрмитаж». Мест на всех желающих не хватило. В вашей практике такого не было?

— То же самое, кстати, было и с финской рок-группой The Rasmus. Изначально организаторы заявили «Татнефть-Арену», но не продали достаточное количество билетов и перенесли выступление в «Эрмитаж». Что же касается меня, то такое случалось, да. С группой Tokyo, вокалист которой сейчас поет в группе «Мачете». Они тогда только начинали, мы заявили их в той же самой «Пирамиде», в большом зале, но, не продав достаточное количество билетов, мы вынуждены были перенести мероприятие в малый зал. Но так как это был одно здание, люди совершенно нормально перешли в другое помещение.

— А вообще, тяжело ли договариваться с руководством площадок?

— Я особо ни с кем не договаривался, так как работал в «Пирамиде» и устраивал концерты там. Ну, а потом меня уже знали, и договариваться было несложно. Да и вообще, руководство концертных площадок адекватное и лояльное. Наоборот, все хотят, чтобы тот или иной артист выступил именно на их площадке, нежели на площадке конкурента.

«ДЛЯ ЛАРЫ ФАБИАН МЫ ТАЩИЛИ РОЯЛЬ, КОТОРЫЙ ВЕСИЛ 500 КИЛОГРАММОВ»

— Что из себя сегодня представляют райдеры артистов? От чего зависят их требования? От их «звездности»?

— Не всегда. Понятно, что есть звезды первой величины и наши звезды. Я бы не сказал, что у тех или других есть какие-то сверхтребования. Просто у каждого есть свой определенный райдер. Сейчас, пожалуй, больше всяких технических заморочек. В Казани у прокатчиков технического обеспечения пока нет такой аппаратуры, которая уже есть в Европе. Оно есть в Самаре, есть в Нижнем Новгороде. Зачастую мне приходится это оборудование одалживать, везти в Казань. А так... Сейчас стало модно требовать везде на площадках доступ к Wi-Fi. Еще сейчас мы подготавливаем для артистов специальные комнаты. То есть, если раньше мы делали гримерку и накрывали прямо там, то сейчас мы отдельно делаем некий офис, потому что в процессе концерта они не просто сидят, отдыхают, они работают, наперед выстраивают какие-то туры.

Для Лары Фабиан мы тащили рояль, который весил 500 килограммов, выносили его на сцену, переносили с одного места в другое. Она играла только на нем. Это было очень весело. У Патрисии Каас, например, была собачка, и обязательным пунктом было, чтобы она жила с ней в номере. Что касается бытовых вещей, типа супердорогая вода или только органическая пища без ГМО, ничего такого пока не было.

IMG_0027.jpg
Леонид Барышев и Лара Фабиан

— А поведение наших звезд отличается чем-то от западных?

— На самом деле большинство артистов — люди очень культурные. Хотя западные, наверное, более дисциплинированные: если сказали во столько, значит во столько. Минута опоздания и тебе уже могут сделать замечание.

— Насколько серьезно стоит воспринимать пожелания исполнителей?

— Со всеми так или иначе можно договориться. Чего-то категоричного, мол, только так и никак больше, не было. Это касается и наших артистов, и западных. Принципиальность для артиста — это их технический райдер, где прописано выполнение всех технических требований, так как они хотят все сделать качественно и на высшем уровне.

Кстати, я вспомнил прошлогодний концерт Пелагеи. Ее программа называлась «Вишневый сад», ей хотелось, чтобы на заднем плане была видеоинсталляция. Нам пришлось помучаться, чтобы реализовать ее задумку, пришлось мапингом вырезать видео.

— Каковы сейчас гонорары популярных артистов?

Разные. Цены варьируются от 300 тысяч до 1,5 миллионов рублей.

— Кто самый дорогой артист, которого вы привозили в Казань?

— Наверное, самый дорогой артист — это Лара Фабиан. Но я могу только догадываться, так как мы были агентами по данному концерту и работали за агентское вознаграждение.

— А самый требовательный артист?

— Филипп Киркоров. Он очень требовательный к бытовым вещам, к проживанию в гостинице. Весьма придирчив к мелочам.

— Как артисты готовятся к концерту, что делают перед последними минутами за кулисами?

— Перед выходом на сцену неоднократно видел, что все участники группы встают, взявшись за руки, в круг и желают друг другу удачи.

— Есть ли у них какие-то ритуалы на удачу? Вообще, они суеверные?

— Не замечал такого. Сам я несуеверный и, наверное, поэтому не обращал на это внимания.

«ИНОГДА АРТИСТУ ПРИНОСЯТ ДИСКИ СО СВОИМИ ЗАПИСЯМИ, МОЛ, РАСКРУТИТЕ МЕНЯ,
Я ХОЧУ БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ»

— Друзья, знакомые, родственники просят взять автограф у той или иной знаменитости?

— Бывают люди, которые помогаю в организации концерта, и иногда мы, конечно, что-то делаем для них. Заносим артисту диски, футболки, он все это подписывает. Просят возможность сфотографироваться со звездой. Люди прямо после концерта стоят в коридоре, ждут, мы заводим их в гримерку и они делают снимки. Что касается моих родственников, то они уже не просят. Они понимают, какой это труд, как после этого устаешь. И чтобы меня нагружали каким-то автографами — такого нет. Уже отстали (улыбается).

— Приходилось лично проводить время с музыкантами до или после концертов, показывать им город?

— Конечно. Это постоянно происходит.

— По каким местам водите?

— Кремль, Старо-Татарская слобода. Ну, и Раифский монастырь.

— А сами артисты просят куда-нибудь сводить?

— Стас Михайлов, например, просил свозить в Раифский монастырь. Там мы много гуляли. Сходили к священному источнику, отстояли в храме службу, а напоследок он накупил много Раифских сувениров.

— Во время таких прогулок поклонники не пристают?

— Ну, конечно, подбегают, берут автографы, фотографируются.

— А со странностями люди попадались?

— Ой, их очень много. Люди со странностями, как правило, приходят на концерт, хотят личной встречи, приносят какие-то странные подарки. Есть люди, которые приносят артисту свои стихи и говорят, что их должен исполнить только он и никто другой. Есть люди, которые просят денег. Не знаю, насколько их можно считать странными, но смотрится это не очень. Бывает и такое, что директор артиста просит привезти того или иного человека, потому фанаты в социальных сетях списались с ним заранее.

— Вы говорили про странные подарки. Это какие?

— Гм... Картины, на которых изображено нечто, а это оказывается какой-то исполнитель и автор его так видит. Глядя на это, я понимаю, что что-то у человека с головой не в порядке. Иногда артисту приносят диски со своими записями, мол, раскрутите меня, я хочу быть звездой. К артистам в жанре стэнд-ап приносят свои какие-то тексты. На самом деле, это очень весело (смеется).

— Как предугадать, что фанаты не будут создавать конфликтные ситуации? В вашей практике были случаи, когда приходилось идти на крайние меры?

— Это практически на каждом концерте. Постоянно какая-нибудь экзальтированная женщина норовит вылезти на сцену. Хорошо, что охрана успевает оттаскивать таких.

Вообще, все обговаривается заранее. Есть служба безопасности заведения, есть служба безопасности артиста. И если он говорит, что цветы дарим, да, но на сцену нельзя, то ничего не поделаешь. Как только вы предпримете попытку, охрана тут же среагирует.

«ЕСТЬ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ Я ЛЮБЛЮ И С УДОВОЛЬСТВИЕМ СМОТРЮ ИХ ВЫСТУПЛЕНИЕ,
А ЕСТЬ ПРОСТО БИЗНЕС»

— Леонид, организация концертов — для вас это дело жизни или только бизнес?

— Для меня в первую очередь это бизнес. Он кормит меня и мою семью, это мой источник дохода, причем единственный. Тяжелый, ответственный. Кто-то говорит, что все это легко, мол, круто, ты общаешься со звездами. Но я всегда всем отвечаю, попробуйте сами что-нибудь организуйте и мы посмотрим (улыбается).

— Борьба за артистов между промоутерами — это свободная конкуренция?

— Я думаю, что да. Тут во многом определяющим фактором служат личные связи, опыт проведения мероприятий, ну и, чего скрывать, финансовая составляющая.

— А сами ходите на концерты как простой зритель?

— Есть, конечно, группы, которые я люблю и с удовольствием смотрю их выступление, будучи организатором. А есть просто бизнес, когда я нахожусь за сценой, занимаюсь делами.
В последний раз вот я был в одном из местных клубов, где выступали наши казанские ребята, группа «42». Мне очень понравилось их выступление. Кстати, в Казани вообще очень много талантливых ребят.

— Что, по-вашему, мешает им стать более популярными?

— На мой взгляд, это в первую очередь опять-таки рынок, который диктует свои условия. Туда тяжело попасть (смеется). Во-вторых, очень талантливых и творческих людей надо постоянно подталкивать и неким образом продвигать, а то они, как им кажется, достигли своего уровня, дали пару концертов в казанских клубах и считают, что на этом все, предел возможностей.

— Расскажите о планах на будущее. Чего ждать казанской публике?

— Мы планируем привести Александра Розенбаума, группу «Сплин». Будет «Хор Турецкого», который выступит 7 ноября. Эти концерты состоятся уже точно. Ну, и есть, конечно, какие-то наработки, думаем, кого пригласить из иностранных артистов, есть идеи, но я все-таки хочу посмотреть, как пройдет концерт Morcheeba. Если все пройдет успешно, то можно думать и о других иностранных исполнителях. Что касается больших проектов, то тоже может быть, все в процессе. Не буду раскрывать всех карт, но, думаю, будет интересно.