— Раиль, ваш отец — влиятельный человек, известный банкир Ильдус Мингазетдинов. Какое участие он, председатель совета директоров Татфондбанка, принял в создании и развитии вашего бизнеса?

— Он вообще, кстати, был против, чтобы я бизнесом занимался. Говорил, что вести бизнес тяжело, проще работать в области финансов в крупной компании и достичь того же, что и он.

— Наверное, он возлагал на вас надежды, рассчитывал, что замените его?

— Были серьезные разговоры по этому поводу. Но в банке я всегда был его сыном, отношение ко мне было соответствующее, а мне хотелось реализоваться самостоятельно.

— То есть вы успели в Татфондбанке поработать?

— Да, целый год я занимался международными инвестициями, работал в отделе по взаимодействию с трейдерами. Ну не мое это, не нравилось мне. В итоге отец согласился с моим решением начать собственный бизнес. Конечно, он в чем-то помогал, подсказывал. Я думаю, что оправдал его доверие.

— Он помог вам со стартовым капиталом?

— Мне сверху ничего не упало. Сначала мы с моим другом Эдуардом открыли небольшую шиномонтажную мастерскую. Не было возможности сразу открыть автосервис. В 2008 году купили киоск, закупили необходимое оборудование, нашли место на улице Бухарской, договорились о размещении своего бокса и начали работать. За сезон «перекидки» мы отбили вложенные 300 тысяч рублей. И только через год в Татфондбанке мы с моим партнером смогли получить 1,5 миллиона рублей под 14 процентов. Папа выступил поручителем, поэтому нам и дали кредит. Все свои обязательства перед банком мы выполнили. Так что отец дал не деньги, а возможность. Он всегда учил «ловить рыбку».

— Ну все-таки вы считаете себя мажором?

— Нет, мажором я себя никогда не считал и не считаю. Мои близкие знакомые знают: то, что сейчас есть, — результат труда. А так, глядя со стороны, кто-то и может относиться ко мне как к мажору.

А как вы сами относитесь к мажорам?

— Повезло тем, кому все дается легко. Лишь бы легкие деньги не привели к плохому.

IMG_0327.jpg
«Мы арендовали помещение, принадлежащее крупному дилеру АвтоВАЗа, — автосалон «Диляра-Авто» на проспекте Победы, а оборудование выкупили»

«САМ РАБОТАЛ С УПРАВЛЯЮЩИМ СТАНЦИИ»

— А почему решили реализоваться именно в автомобильной отрасли, ведь если вы работали в банке, то получили финансовое образование?

Да, я учился здесь в финансовом институте (ныне Институт экономики и финансов КФУприм. авт.) на заочном отделении факультета менеджмента и в Американском международном университете в Дубае по специальности «бизнес-менеджмент».

Но машины мне всегда были ближе. В юности мы с Эдуардом увлекались уличными гонками. Мы вообще с ним друзья еще со школы. С ребятами даже основывали автомобильный клуб, проводили вечеринки, люди по интересам встречались на НКЦ, общались, тюнинговали свои машины. Мы участвовали в гонках, занимали первые-вторые места. В основном это были чемпионаты России по дрэг-рейсингу. Выезжали и на шоссейно-кольцевую трассу KazanRing Canyon в Высокой Горе. У меня тогда был самый мощный автомобиль в Казани — Subaru, мотор для которого я делал в Москве, а в Киеве отстраивал. Subaru — тяжелая машина, не все ее могут сделать так, чтобы она подходила и для города, и для гонок. В итоге я из нее 500 лошадиных сил выжимал. А внешний тюнинг я сделал в Казани.

С возрастом это прошло. Мы арендовали помещение, принадлежащее крупному дилеру «АвтоВАЗа», — автосалон «Диляра-Авто» на проспекте Победы, а оборудование выкупили. Они обанкротились во время кризиса. Набрали новую команду, переманивали хороших специалистов из других салонов. И вот так начали работу с чистого листа. Я сам первое время работал с управляющим станции, ремонтировал машины.

— Вы открылись в год кризиса. Как это отразилось на становлении бизнеса?

— У нас не было сложностей, наоборот, шло развитие. За первый год мы открыли дополнительное подразделение по запчастям отечественных автомобилей и иномарок, мойки, шиномонтаж. У «Диляра-Авто» было определенное количество помещений, мы максимально их использовали, увеличили оборот. Потом начали оснащать кузовной участок, слесарные станции. Первые два года мы «не вытаскивали» деньги из бизнеса, все вкладывали в развитие, да и сейчас по такой же модели развиваемся.

P1080907.jpg
«Сначала мы с моим другом Эдуардом открыли небольшую шиномонтажную мастерскую. Не было возможности сразу открыть автосервис»

«ЛЕГЧЕ КУПИТЬ УЖЕ РАБОТАЮЩИЙ БИЗНЕС»

— С какими сложностями развития бизнеса вы столкнулись?

— С сильной конкуренцией.

— Как смогли удержаться на насыщенном рынке?

— По введенному графику автосервис работал без выходных по 12 часов. По ночам у нас и охранники машины принимали. А выходные и сейчас только 1 и 2 января. Мы увеличили скорость поставки запчастей. Старались, чтобы машины не простаивали и на слесарный ремонт уходило не более трех часов. Скорости ремонта добиваемся и благодаря высокой квалификации сотрудников.

— Можно увеличивать скорость выполнения работы, но сначала вас никто не знал. Как появились первые клиенты?

— Удобно, что место проездное. И потом, мы же не начинали с нуля, легче купить уже работающий бизнес. Так что сервис работал и до нас, в качестве «Диляра-Авто». Сложностей было больше с точки зрения человеческого фактора — найти работников, добиться их нормального взаимодействия с клиентами.

— Какое из ваших направлений в автосервисе главное?

— Слесарный ремонт и ТО — это пользуется наибольшим спросом.

— Есть ли взаимосвязь между востребованным видом ремонта и состоянием казанских дорог?

— Да, чаще всего ломается ходовая. После Универсиады произошел спад на обслуживание на 15 - 20 процентов. Дороги стали лучше. Ну и еще повлияла сезонность, машин меньше, ходовая часть настолько сильно не повреждается в зимний период.

— Сейчас ломаются все машины. Надежных марок нет?

— Есть, Mazda и Toyota.

IMG_0344.jpg
«Мы увеличили скорость поставки запчастей. Старались, чтобы машины не простаивали, и на слесарный ремонт уходило не более трех часов»

«МЫ ОБСЛУЖИВАЕМ САМЫЕ КРУПНЫЕ ПАРКИ»

— Кто ваши клиенты?

Есть те, кто обслуживается у нас уже пять лет. Много и корпоративных клиентов — более 200. Мы обслуживаем самые крупные парки: ГИБДД, МВД, таможню, хозяйственное управление при кабинете министров, сервисы доставки также у нас обслуживаются.

Работаем почти со всеми страховыми компаниями. Они с прошлого года задали тенденцию направлять машины в автосервис вместо выплаты денег. А Татфондбанк, кстати, только через год доверил обслуживать свой парк в 50 - 60 машин. Хотели, чтобы мы сначала всему научились.

— Обширные связи отца, наверное, помогли вам заполучить крупных корпоративных клиентов?

— Эти учреждения стали обслуживаться у нас, потому что мы всегда заявляемся в тендерах. Да, выиграть в них непросто. Без хорошего соотношения цены и качества государственными деньгами никто рисковать не будет. Благодаря тому, что мы покупаем запчасти напрямую, и тому, что у нас всегда большой объем работы, мы предлагаем более низкие цены на тендерах. Государственные учреждения, как правило, общаются между собой и советуют нас, потому что определяющий критерий для них — скорость ремонта.

— Вы считаете количество своих клиентов?

— Есть своя база, она огромна. Вы могли отремонтировать машину год или два назад, а все записи остаются. В среднем каждые три года человек меняет машину — 1,5 года обслуживается у официального дилера, потом — у нас.

— Машины какого класса обслуживаются в «РаМин Авто»?

— У нас народные цены. Нет желания обслуживать премиальные машины. Лучше отремонтировать 10 иномарок среднего класса, чем одну — премиум, пусть цена и будет одинаковой. Для машин премиум-класса детали надо в Москве заказывать, это дольше и сложнее. Но к нам заезжают и дорогие иномарки, обслуживаем всех.

— Какова средняя цена ваших услуг?

— Это понятие растяжимое. В 2,5 - 3 тысячи рублей обойдется техническое обслуживание для LADA 14-й модели, например.

IMG_0358.jpg
«Легче приобрести запчасти для иномарки, чем для отечественного автомобиля. У наших инфраструктура не развита»

«ВЗЛОМАТЬ МОЖНО АБСОЛЮТНО ВСЕ»

— По продаже запчастей с какими марками работаете? Дилерами каких компаний вы являетесь?

— Мы дилеры ГАЗа по запчастям, по остальным дилерства не требуется. Выгодные условия получаются только из-за объемов заказов.

— Для каких машин поиск и покупка запчастей предоставляют сложности?

— Легче приобрести запчасти для иномарки, чем для отечественного автомобиля. У наших инфраструктура не развита. У «УАЗика» может быть 8 видов запчастей. Как правило, в городе можно найти только 6. Мы с этим столкнулись, когда начали обслуживать ППС МВД.

— Вы занимаетесь установкой автосигнализаций. До какого уровня защиты вы доводите автомобиль?

— Разный ассортимент. Какая машина, такая и сигнализация. К нам обращаются и за электронными сигнализациями, управляемые через телефон. Но взломать можно абсолютно все. Я лично использую сигнализацию только для автозапуска.

— Какое оборудование вы закупили для своих автосервисов?

— Мы принципиально закупаем только итальянское оборудование. Это более 40 процентов разницы в цене, если сравнивать с «фабричным» Китаем. Мы считаем, что уровень оснащенности наших автосервисов соответствует дилерским автостанциям. Есть определенные конкуренты, например «Автолига», «Азино», «Алтын-Авто», они экономят на оборудовании, ставят китайские подъемники, более дешевый развал-схождение. В большинстве все хотят быстрее заработать. Мы стараемся делать станции по европейским стандартам, чтобы клиенту было приятно обслуживаться.

— Кто еще является прямым конкурентом «РаМин Авто»?

— Как таковых прямых конкурентов нет, мы самые крупные в городе. Помимо перечисленных еще есть «Триумф». Автосервисов-то много, но мало кто может обслужить столько же машин.

IMG_0352.jpg
«Мы принципиально закупаем только итальянское оборудование. Это более 40 процентов разницы в цене, если сравнивать с «фабричным» Китаем»

— И каковы возможности ваших автосервисов?

— Мы обслуживаем 2,5 тысячи машин в неделю. Теперь у нас 7 автосервисов, самый большой из них запустили этой осенью на улице Роторной, это бывшее АТП-1. Мы взяли в аренду часть здания, реконструировали помещение и завезли новое оборудование. Благодаря большой высоте потолков теперь мы можем ремонтировать грузовики. В целом на Роторной одновременно обслуживаются более 20 машин, еще есть 5 постов для мойки, а весной откроется кузовной ремонт на 8 постов. В новый автосервис мы вложили около 10 миллионов, частично привлекали и кредитные средства.

4 МИЛЛИОНА НА НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

— Когда появилось направление по мототехнике? И сколько вы в него вложили?

— Открылось полгода назад. Пока на данный момент вложили 4 миллиона рублей. Сейчас продаем и обслуживаем.

— Какие бренды у вас представлены?

— Stels и Baltmotors — техника не брендовая, но это хорошее качество по доступной цене.

— Что из мототехники пользуется наибольшим спросом?

— Квадроциклы Stels популярнее мотоциклов. Их активно закупают районы: возят лодки, расчищают снег. Активно берут и гидроциклы. Изначально мототехникой занимались канадские производители, это было дорогим удовольствием. Но и российские компании идут в ногу со временем, теперь самый дешевый квадроцикл — 150 тысяч рублей.

— С кем конкурируете по мототехнике?

— Пожалуй, с «Моторычем» из Набережных Челнов.

«СОВОКУПНАЯ ВЫРУЧКА — 100 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

— Какова годовая выручка «РаМин Авто»?

— Теперь у нас, можно сказать, группа компаний, совокупная выручка которой более 100 миллионов рублей.

— Какова рентабельность?

— Около 17 - 20 процентов.

IMG_0329.jpg
«У нас работает свыше 200 человек, зарплата — более 30 тысяч»

— Сколько человек работает в автосервисе и какова средняя зарплата ваших сотрудников?

Работает свыше 200 человек, зарплата — более 30 тысяч. Есть текучка кадров, конечно. Начальниками стараемся ставить уже проверенных, а слесарей они набирают сами. Везде установлено видеонаблюдение. Каждую неделю проводим собрания для обратной связи и поддержания здоровой атмосферы.

Сейчас, когда вы твердо встали на ноги, с какими основными рисками в бизнесе сталкиваетесь?

— Курс евро влияет на закупку запчастей для иномарок, но это не только на нас влияет.

— Не боитесь нового кризиса?

— Нет, мы же на услугах «сидим». Они всегда нужны. На этот год заключены контракты, уже сформирован минимум по договорам. В случае обвала придется максимум закрыть одну-две станции.

— Как дальше планируете развивать свою сеть автосервисов?

— Мы хотим открыть большой грузовой автосервис за городом в помещении площадью более 6 тысяч квадратных метров. В этом есть необходимость. В автосервисе на Роторной у нас есть ремонтные площадки для трех грузовых машин, очередь на обслуживание на полгода, а мы хотим увеличить скорость ремонта и повысить квалификацию работников, будем отправлять людей на обучение.

— Какие изменения замечаете на рынке?

— Лет 6 назад было много гаражного ремонта, потому что в 2008-м немало людей потеряло работу, те, кто умел ремонтировать машины, открывали гаражи, потом покупали дешевые китайские подъемники и как-то вроде продолжали работать. Сейчас же, когда появляются деньги, люди стараются обращаться в автосервисы, потому что в этих гаражах не соблюдается техника безопасности. Каких-то только случаев не бывает: машины с подъемников падали и взрывались при неправильной установке сигнализации.

IMG_0369.jpg
В PepperMint вложено около 25 миллионов рублей

«ШЕФ-ПОВАРА ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ НАДОЛГО НЕ ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ»

— Давайте поговорим о ресторане PepperMint. Когда он появился и откуда такое название ресторана?

— Открыли мы его в 2011 году. Название встретилось за границей, в Дубае был такой английский клуб.

— Решили вложиться в ресторан, потому что это модно? Сколько было вложено?

— Дело не в моде, мы руководствовались порывом, что негде было вкусно покушать. А вложили около 25 миллионов рублей. Привлекали кредитные средства и в этот раз под более выгодные проценты. Ресторанный рынок насыщен, а мы боремся за свое место. Говорят, у нас самые вкусные треугольники. Правда, вам придется подождать 40 минут, пока его приготовят, потому что все подается свежим.

— Вы говорите «мы», этот бизнес вы ведете вместе с Эдуардом?

— Придумал я, но реализовывали мы все вместе.

— Для ресторана PepperMint приглашали ли профессионального ресторанного оператора?

— Нет, не приглашали. Все делали сами. Я ходил на курсы рестораторов в Казани, потому что вообще был далек от этого. Первый год сам плотно занимался рестораном: был барменом, стоял у стойки (улыбается). Теперь уже у нас появилось много постоянных клиентов.

— На какой кухне специализируется ваш ресторан? Кто шеф-повар?

— Европейская, татарская, узбекская — всего понемножку, нет какого-то конкретного направления, есть даже японское меню, можем предложить хороший кальян. Изначально шеф-повар был из-за границы, венгр. Мы его переманили из другого ресторана. Готовил хорошо, но плохо понимал по-русски — было тяжело. Нынешний шеф-повар раньше у нас был су-шефом, не именитый, но хороший работник. Могу сказать, что все шеф-повара из-за границы надолго не задерживаются. Это вообще полнейшая чушь. Их здесь ничего не держит, они не стараются. А другие дорожат репутацией, чувствуется их постоянный рост.

IMG_0381.jpg
«Популярностью пользуется узбекская кухня — манты, лагман. Но мы пока еще не определились с конкретным направлением ресторана»

— То, что у вас нет какого-то направления в ресторане, — преимущество или это равняет вас с общей массой ресторанов?

— О нашем ресторане все знают. Популярностью пользуется узбекская кухня — манты, лагман. Но мы пока еще не определились с конкретным направлением ресторана. Например, девушки всегда заказывают роллы. Можно ведь заказывать разноплановую еду. Главное — не бояться пробовать.

— С кем сотрудничаете по поставкам продуктов?

— Сейчас мы частенько берем мясо у фермеров из разных районов. Если блюдо импортное, тогда заказываем. Плохо развиты авиаперевозки, это осложняет развитие ресторанного бизнеса в Казани. В Эмиратах намного проще, за четыре часа из Австралии все упаковывают и присылают. Каких-то ключевых компаний нет. Просто у одного поставщика может быть сегодня один продукт свежий, завтра — другой. За этим следит наш шеф-повар. Мы и в METRO закупаемся. У местных производителей тоже стараемся закупать, чтобы было свежее.

ПРИ СРЕДНЕМ ЧЕКЕ В 1500 РУБЛЕЙ ГОДОВАЯ ВЫРУЧКА 37 МЛН. РУБЛЕЙ

— В вашем ресторане есть караоке, какова его аудитория?

— Караоке пользуется спросом в основном у девушек. Там всего около 7 столов, зал небольшой, но весьма уютный, постарались сделать хороший дизайн.

— Какой средний чек в ресторане PepperMint?

— 1500 рублей, это вместе с бокалом вина. В целом зал рассчитан на 80 человек. В пятницу-субботу и четверг выручка хорошая.

— Какова выручка ресторана?

— За прошлый год составила примерно 37 миллионов рублей.

— Когда планируете окупиться?

— В течение пяти лет. Есть динамика роста, за 2013 год рост выручки составил примерно 15 процентов.

— Сколько человек работает в ресторане и какова их средняя зарплата?

— Всего работает около 45 человек. От ресторана они получают 20 тысяч рублей плюс чаевые.

— Растите свой персонал в ресторане?

— У нас хороший администратор, который всех обучает. Текучка небольшая. Коллектив хороший.

— Сталкивались с воровством своих сотрудников?

— За руку не ловили, но если недостача бывает, распределяем ее на всех сотрудников. Но подобное редко случается, ресторан так устроен, что тяжело украсть. Даже в баре, где могут стащить алкоголь, стоят камеры.

IMG_0376.jpg
Средний чек — 1500 рублей. В целом зал рассчитан на 80 человек

«ЕСЛИ БЫ ВСЕ СОБЛЮДАЛИ ТРЕБОВАНИЯ, БЫЛО БЫ В 4 - 5 РАЗ МЕНЬШЕ РЕСТОРАНОВ»

— С кем конкурируете на ресторанном рынке?

— Да со всеми ресторанами, которые находятся в центре города.

— Как Универсиада отразилась на вашем ресторане?

— Не плохо и не хорошо. Было много иностранцев. Но сколько пришло иностранцев, столько же людей уехало из Казани.

— А проверками в преддверии Универсиады не замучили?

— Нет, придраться у нас не к чему. Лицензию продляем каждый год. Изначально, когда строили, не экономили. Мне вот только непонятно, почему лавочки с шаурмой не закрыли перед Играми? Обидно даже, ты можешь вложить деньги и работать, а всегда найдутся те, кто дают на лапу. Ведь основное в ресторане — не декор, а проведение всех коммуникаций. Дороже всего обходится вентиляция. Стены — соответствующей толщины, цеха не должны соприкасаться, алкогольный склад необходимо держать закрытым... Если бы все соблюдали нужные требования, было бы в 4 - 5 раз меньше ресторанов. Так и с автомобилями. Если бы ценились компании только по уровню обслуживания, скорости ремонта, у нас бы вообще конкурентов не было.

— Поделитесь планами развития своего ресторана.

— Сейчас мы вводим диетическое питание, с фермерами договорились по поставкам куриного мяса, утиных яиц. К лету откроем веранду. Мы стараемся что-то постоянно менять, дорабатывать, пробуем новые блюда. Надоедает одно и то же, но при этом мы стремимся поддерживать домашнюю обстановку, чтобы можно было посидеть в спокойной атмосфере. Ну и в дальнейшем мы хотим определиться с направлением нашего ресторана.

IMG_0422.jpg
«Мы стараемся что-то постоянно менять, дорабатывать, пробуем новые блюда»

«КОНФЛИКТЫ НЕИЗБЕЖНЫ, НО МЫ НИКОГДА НЕ ПЕРЕХОДИМ НА ЛИЧНОСТИ»

— Какой бизнес сложнее вести: ресторанный или автомобильный?

— Ресторанный. Он подвержен всем рискам, это услуги не первой необходимости, поесть можно и дома. А если у тебя машина сломалась, никуда не денешься, надо ремонтировать.

— Раиль, а вы смогли бы добиться того, что имеете сейчас, если бы у вас не было такого отца?

— Нет, я был бы воспитан по-другому и с другим отношением к жизни. Он мне всегда говорил, что нужно работать и как нужно.

— Вы со своим партнером — друзья детства и уже 6 лет вместе бок о бок ведете бизнес. Как вы до сих пор не рассорились и не развалили бизнес?

— Мы 24 часа в сутки думаем о работе и говорим о ней столько же, может, чуть меньше. Конфликты неизбежны, но мы никогда не переходим на личности. Каждый партнер должен заниматься своим делом в бизнесе, тогда будет меньше точек соприкосновения.

— Машины не коллекционируете?

— Нет, не коллекционирую (смеется). Машины в семье две. У меня BMW 6-й серии, не тюнинговал, переболел. Единственное, поставил спойлер карбоновый, но это мелочь. В двигатель такой машины соваться не стал. А у жены джип семейный. Есть у меня, конечно, мечта: или Lamborghini, или Ferrari купить. Надеюсь, придет то время, когда мы сможем воспользоваться всеми деньгами, которые заработали.

IMG_0383.jpg
«Если бы все соблюдали нужные требования, было бы в 4 - 5 раз меньше ресторанов»

«БИЗНЕС В ДУБАЕ ВЕСТИ ГОРАЗДО ПРОЩЕ»

— Вы учились в Дубае и в Казани. Сравните два вида образования.

— Их даже не сравнишь-то. В Казани нам давали материал по учебникам 80-х, 90-х годов, в Дубае образование построено на примерах реального бизнеса. Нам самостоятельно приходилось искать очень много материалов по разным источникам. И практика там была не для галочки, я работал в серьезной компании, где в принципе мог остаться и начать свою карьеру.

— А почему не остались?

— Не хотелось жить вдали от своих родных. Хотя бизнес в Дубае вести гораздо проще, потому что там вообще нет налогов, единственное, 51 процент компании должен принадлежать арабу. Но там подписывается документ, согласно которому они не претендуют на твой бизнес.

Там очень высокий уровень жизни и все будто бы создано для шейхов. Для того чтобы там нормально жить, нужно очень много зарабатывать. Но вот учителя, которые приезжают в Дубай работать по контракту, остаются, потому что платят им там больше.

— Расскажите о своей семье. Чем жена у вас занимается?

— Сейчас она в декрете с нашим сыном, которому полгода. Училась она в Энергоинституте, а познакомились мы с ней на открытии ресторана.

— Хотели бы, чтобы ваш сын потом вел дела «РаМин Авто»?

— Я думаю, он сам себе проложит путь.

— Наш традиционный вопрос — назовите три секрета успешного бизнеса.

— Усердно работать, постоянное стремление и честность.