ОПРОБУЕМ МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Как и предполагала газета «БИЗНЕС Online», ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») получило заказ на строительство серии патрульных кораблей для ВМФ. И сегодня состоялась торжественная церемония закладки головного.

О значимости события говорил и сверхпредставительный состав гостей церемонии: главком ВМФ Виктор Чирков, руководитель департамента минобороны РФ по обеспечению гособоронзаказа Андрей Вернигора, генеральный директор ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ) Владимир Спиридопуло и главный инженер бюро Алексей Наумов, генеральный директор оружейного ОАО «ЦНИИ «Буревестник» Георгий Закаменных.

И понять это повышенное внимание можно.

Во-первых, у отечественного ВМФ до сих пор не было специализированных патрульных кораблей.

В-вторых, 22160 — первый российский корабль, создаваемый по модульному принципу: на нем можно будет быстро менять вооружение в зависимости от предстоящей задачи.

В-третьих, в начале февраля стало известно, что концепция ПК «победила» другую: командование ВМФ отказалось от концепции корвета охраны водных районов (ОВР), а вместо этого запланировало строительство патрульных кораблей — менее вооруженных, но обладающих большей автономностью и универсальностью.

Проект (автор — СПКБ) получил шифр 22160. Корабль предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, для экологического мониторинга, охраны кораблей и судов, военно-морских баз и водных районов. Водоизмещение — около 1300 т, автономность — 60 суток, максимальная скорость — до 30 узлов, экипаж — до 80 человек. Предусмотрено базирование вертолета. Боевые средства: артиллерийское, зенитно-ракетное и противодиверсионное оружие. Главные размерения: 94,0×14,0×3,4 метра. По оценкам экспертов, стоить такой корабль может $100 - 200 миллионов.

ПАТРУЛЬ С «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИМ СТАТУСОМ»

Что такое патрульный корабль?

ПК будут способны выполнять задания в любой точке Мирового океана. Вместе с тем эксперты отмечают своего рода представительский статус «патруля» — нанести удар или отбиться от серьезного противника он не сможет, зато будет демонстрировать флаг и «замещать» в мирное время более мощно вооруженных «коллег». Суть концепции пояснил для «БИЗНЕС Online» Наумов: «Наш флот хочет идти в направлении мирового развития патрульных кораблей, — объяснил Наумов. — Если вы посмотрите, что сделано в мире за последние пять лет, то немцы, англичане, французы построили порядка 28 патрульных кораблей водоизмещением от 1,5 тысяч до 2 тысяч тонн. Они отличаются от тех же корветов меньшими составом вооружения и количеством экипажа, дешевизной эксплуатации, но при этом они более мореходны. Патрульные корабли предназначены не для ведения боевых действий, а для решения задач в мирное время».

«Строительство, по сути, небоевого корабля для задач мирного времени для ВМФ России выглядит чрезмерной роскошью, — считает эксперт центра анализа стратегий и технологий (Москва) Михаил Барабанов. — С другой стороны, ВМФ тоже можно понять: сейчас для антипиратских задач он вынужден использовать свои основные надводные корабли, тратя на это их моторесурс, задействуя многочисленные экипажи и так далее. Появление специализированных «дешевых» патрульных кораблей с пониженными характеристиками позволит ВМФ высвободить свои боевые корабли для решения их «профильных» задач.

1.jpg

Сегодня Чирков сообщил, что ПК проекта 22160 будут служить на Черном и на Балтийском морях, а также на Дальнем Востоке.

Пока в Зеленодольске планируется до 2020 года построить шесть ПК (головной должны спустить на воду через 30 месяцев). Но в дальнейшем, как сообщил «БИЗНЕС Online» Чирков, возможно, будут построены дополнительные корабли.

Справится ли зеленодольский завод со строительством нового проекта? Наумов уверен, что да: «Флот ориентируется на те предприятия, которым доверяет, которые способны реализовывать программы в указанные сроки. Ведь не секрет, что многие срывают планы, а ваш завод — один из лучших в отрасли». На церемонии в унисон с ним высказался и Чирков — он выразил уверенность, что зеленодольский завод не сорвет гособоронзаказа, поскольку в последнее время предприятие все боевые корабли сдает в срок. Представитель завода рассказал нашей газете, что на данный госзаказ помимо зеленодольцев претендовало еще одно российское предприятие, но оно выбыло из борьбы, поскольку, предположительно, не смогло бы обеспечить такие же объем строительства и качество обслуживания техники. В подтверждение первый замгендиректора ОАО «Завод им. Горького» Александр Карпов сообщил журналистам, что объем продукции в 2014 году составит 16 млрд. рублей, тогда как в 2009 году он был равен лишь 5 млрд. рублей. В перспективе — выход на объемы в 22 млрд. рублей к 2020 году.

«ТРУДНОСТИ ПРИ ПОСТРОЙКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ»

Довольно оптимистично настроены и эксперты «БИЗНЕС Online», которых мы попросили оценить масштабы и сложность предстоящего строительства, а также готовность к ним завода им. Горького.

Дмитрий Глухов — независимый военно-морской эксперт (Санкт-Петербург):

— Сейчас верстаются программы гособоронзаказа до 2025 года, просчитывается необходимое количество кораблей разных классов и типов... Если и будет крупная серия патрульных кораблей, то нескоро — надо будет построить головной корабль и испытать его, проверить заложенные в него идеи. Далее все будет зависеть от минфина, политической конъюнктуры, военной необходимости, харизмы главкома ВМФ и так далее. Но теоретически таких кораблей надо много — на все флоты, то есть 20 - 25, а то и все 30. Сколько их будет в реале — никто сейчас не скажет.

Насколько готов завод. По одному-два, а то и три корабля в год он вполне сможет строить. На первый корпус уйдет года 2,5 - 3, может, чуть более. Вопрос в другом: завод строить может, но будет ли заказ на стопроцентную загрузку? Все может зависнуть и тянуться как с корветами на «Северной верфи» — по 6 - 8 лет на корабль от закладки до сдачи. То есть зеленодольский завод технически может построить патрульный корабль и клепать его серийно, но нужны твердый заказ и стабильное финансирование. И по-настоящему массовая серия, как при СССР, сейчас нереальна.

5.jpg
В Зеленодольске планируется до 2020 года построить шесть патрульных кораблей

О технических проблемах. Пока мы не знаем, что конкретно представляет из себя проект 22160 (реклама Северного ПКБ представляет эти корабли в двух вариантах — и оба на экспорт). Тем не менее можно сказать, что этот проект не самый сложный как платформа. Его прототип — корабли проекта 22460 успешно строят достаточно небольшие предприятия: «Алмаз» и «Восточная верфь». На мой взгляд, основная проблема нашего нынешнего кораблестроения — комплектующее оборудование и вооружение. Вот, к примеру, чьи будут дизеля — импортные или наши? А турбины? По вооружению тоже возникают вопросы, например, какая будет пушка? Как насчет зенитно-ракетных комплексов? Эффективные средства противолодочной обороны, радиоэлектронного вооружения? Нет информации. Но совершенно точно ясно, что трудности при постройке обязательно будут — не общестроительного характера, а связанные именно с поставками оружия, технических средств и оборудования. И, кстати, вряд ли Северное бюро уже целиком и полностью разработало документацию на ПК — она наверняка еще в начальной стадии. Понадобится весь организаторский потенциал завода, чтобы «раскрутить» строительство ПК.

Прохор Тебин — независимый военно-морской эксперт (Москва):

— Серия, скорее всего, будет достаточно большой, но говорить о конкретном количестве кораблей, которые построят, было бы преждевременно.

Сил завода должно хватить на достаточно большую серию, особенно если учесть постепенное сворачивание производства кораблей проектов 11661 и в будущем проектов 21630/21631. Но в случае строительства действительно большой серии кораблей в течение ограниченного времени придется привлекать другие верфи. Теоретически строительство этих кораблей может быть также поручено проблемному Амурскому судостроительному заводу, который сейчас ведет строительство корветов проекта 20380.

Основной проблемой при строительстве сторожевого корабля вижу создание такого набора вооружения и корабельных систем, который смог бы удовлетворить все требования ВМФ, а также оснащение его приемлемой главной энергетической установкой, системами радиотехнического вооружения.