25-ГРАДУСНЫЙ МОРОЗ ЧУТЬ НЕ РАЗОГНАЛ ВСЕХ ЗРИТЕЛЕЙ

25-градусный мороз, накрывший в прошедшие выходные восток Татарстана, заставил организаторов единственных в стране благотворительных трековых гонок на «Кубок Салавата» в буквальном смысле на ходу вносить коррективы в программу. Открытие соревнований, которые состоялись в минувшие выходные в автограде уже в 18-й раз, было перенесено на четыре часа. Дело в том, что в 9.30 утра воскресенья — время, на которое было назначено торжественное открытие соревнований, на трибунах челнинского ипподрома наблюдалось непривычно мало зрителей. Не сказать, что их не было совсем, но тех, кто все-таки отважился прийти в такой мороз, чтобы по достоинству оценить мастерство приехавших на гонку пилотов, было не больше полусотни человек. Спортсменов и обслуживающего гонку персонала в паддоке ипподрома визуально было значительно больше, чем зрителей по периметру трека. Такого, кстати, за всю историю соревнований не случалось ни разу. Для кого проводить открытие? Главный идейный вдохновитель гонки, народный артист Татарстана Салават Фатхетдинов в сложившейся ситуации принял решение сначала провести квалификационные заезды и только затем, когда на трибуны соберется побольше зрителей, провести и официальное открытие соревнований.

«НАДО ИЛИ НЕ НАЧИНАТЬ, ИЛИ, ЕСЛИ НАЧАЛ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОДОЛЖАТЬ И НЕ ПРЕКРАЩАТЬ НАЧАТОЕ»

В этой связи корреспондент «БИЗНЕС Online» не удержался и задал Фатхетдинову несколько провокационный вопрос, не посещала ли его за годы поведения «Кубка Салавата» хоть единожды мысль не проводить эти соревнования в Челнах, на что было получено категоричное «НЕТ».

— Когда я начал свой артистический путь, я начал нумеровать свои концертные сезоны. Первый, второй, третий... В этом году у меня уже 25-й сезон. Также и с этими гонками. Если я начал присваивать им номера, это должно стать традицией. Я считаю, что надо или не начинать, или, если начал, обязательно продолжать и не прекращать начатое. У меня есть очень хорошие проекты, но я думаю, начинать их или нет, так как пока не знаю точно, потяну их или нет. Это касается всего, чем я занимаюсь: и работы, и бизнеса, всего... А потом благотворительная гонка — это не те расходы, которые могли бы меня заставить бросить это дело. Если я не созрел, я не начинаю, — сказал народный артист Татарстана и, кстати, трехкратный чемпион России по автокроссу.

— Но я не исключаю в дальнейшем внесения в гонку каких-то изменений, которые бы позволили придать им большую зрелищность и привлечь тем самым на трибуны большее количество зрителей, — добавил Салават. — Самое главное, чтобы после нас в автоспорт приходила молодежь. Обратите внимание, сколько новых фамилий появилось — Нуриев, Вафин, Курбанов, Аитов... Это же шикарно! Это здорово!

К слову сказать, как выяснилось уже после соревнований, накануне Салават со своими друзьями, не особо афишируя, подарил челнинскому парню Рашиту Шакирову новенький автомобиль. Шакиров потерял обе руки и стал инвалидом в 9 лет — его ударило током в трансформаторной подстанции. Но тем не менее он сумел не потерять силу духа и живет вполне активной жизнью — ведет собственный цветочный бизнес, воспитывает сына и водит свою машину... ногами. Видимо, узнав о нем и впечатлившись силой духа и мужеством этого челнинца, Фатхетдинов с друзьями и решили подарить ему новое средство передвижения.

Но вернемся к гонке. Как и рассчитывал Салават, спустя пару часов благодаря громкому реву моторов «восьмерок» Kalina и песням, разносившимся из громкоговорителей, расположенным по периметру ипподрома, народ потихоньку на гонку все-таки подтянулся.

Праздничного настроения добавил зрителям специально приехавший на гонку Халил Шайхутдинов — замминистра по делам молодежи и спорту РТ, заявивший на открытии соревнований, что на Олимпиаде наши лыжники завоевали весь пьедестал.

— 10 минут назад в Сочи завершились последние соревнования по лыжным гонкам. На марафонской дистанции в 50 километров наши лыжники завоевали весь пьедестал! Это Легков, Вылегжанин и Черноусов. Сейчас нас в медальном зачете не догонят уже точно! Наша страна гордится тем, что мы проводим Олимпийские игры. И параллельно с ней идут такие прекрасные благотворительные соревнования, — поделился с болельщиками срочной новостью замминистра. Зрители принялись ликовать и поздравлять друг друга с победой нашей лыжной дружины.

«ОБГОНОВ БУДЕТ МАЛО, ВСЕ БУДЕТ РЕШАТЬСЯ НА СТАРТЕ И В ПЕРВОМ ВИРАЖЕ»

Возвращаясь к гонке, надо сказать, что накануне, в первый день соревнований, прошел четвертый отборочный этап (зона 1) Кубка России в зачетной группе «Национальный», результаты которого параллельно шли и в зачет третьего этапа чемпионата Республики Татарстан. Убедительную победу в этапе одержал мастер спорта из Тольятти Дмитрий Брагин. Как ни пытались два Тимура из Казани — Тимерзянов и Шигабутдинов — навязать борьбу тольяттинскому пилоту, ничего у них не вышло. Тимерзянов, который, напомним, является трехкратным чемпионом Европы по ралли-кроссу и чемпионом Татарстана по трековым гонкам прошлого года, в итоге сумел занять лишь третье место. Шигабутдинову повезло чуть больше — он второй.

Кстати, об этом же — о гегемонии тольяттинского гонщика в трековых гонках — говорил корреспонденту «БИЗНЕС Online» и руководитель гонки — председатель комитета картинга ФАМС РТ Николай Бондарев.

— Тимерзянов, Жаворонков и Шигабутдинов практически всегда едут в лидерах как в чемпионате и Кубке Татарстана, так и в Кубке России. Думаю, на этой гонке будет то же самое. Пилот из Тольятти Роман Агошков хорошо едет. Раис Нургалиевич Минниханов всегда включается борьбу за призы. Но безупречный лидер в Кубке России сегодня — это, конечно, Дмитрий Брагин. Тимерзянов хоть и борется с ним очень отчаянно, дело доходит и до контактной борьбы и даже до протестов, но пока тольяттинец впереди. Брагин, конечно, большой мастер льда, — весьма многозначительно охарактеризовал тольяттинского гонщика один из самых серьезных в Татарстане специалистов автоспорта, добавив, правда, в заключение своего спича, что «сегодня Брагин не едет в этом классе, поэтому продолжится борьба между Тимерзяновым, Жаворонковым и Шигабутдиновым...»

Впрочем, Бондарев на тот момент еще не знал, что и Тимерзянов накануне вместе с Брагиным тоже улетел в Москву, где должен был по приглашению журнала «За Рулем» принимать участие в традиционной «Гонке Звезд». Более того, Тимерзянову как пилоту, признанному журналом лучшим гонщиком страны в 2013 году, предстояло, в отличие от того же Брагина, стать хедлайнером мероприятия. Планировалось, что Тимур сразится в очном поединке со специальным гостем звездной гонки-2014 Ромэном Грожаном — пилотом команды «Формулы 1» Lotus F1 Team. Как выяснилось позже, очный поединок на глазах у тысяч зрителей состоялся, но лучший гонщик России в показательном заезде на автомобилях Renault Duster французу, к сожалению, проиграл...

На предложение корреспондента «БИЗНЕС Online» сделать прогноз на предстоящую гонку Бондарев заявил, что «сегодня обгонов будет мало, все будет решаться на старте и в первом вираже».

— Сильный мороз, лед очень твердый. Поэтому будет очень много ледяной пыли, которая будет сильно затруднять гонщикам проводить красивые атаки и изменять свои траектории движения. Твердость льда не позволит гонщикам ехать широко, распашисто. Слишком сильная снежно-ледяная завеса. И следующий за лидером гонщик уже не сможет ехать строго за ним, потому что ему ничего не будет видно. Он будет вынужден нырять внутрь, туда, где хоть что-то можно разглядеть... И второе: в этой связи гонщикам предстоит очень большая работа по подбору давления в колесах, а мы (судейская коллегия) будем его контролировать на выпуске, чтобы оно было в пределах 1,9 - 2.2 атмосферы. Так что вся борьба — это старт, первый поворот и «дальше едем паровозиком». Особой зрелищности не будет. Если бы мороз стал поменьше, лед бы стал мягким, не было бы ледяного тумана и можно было бы менять свои траектории движения. Сейчас все будут бояться это делать, — дал свой прогноз на гонку Бондарев.

ПОБЕДИЛ ТОТ, КОМУ ПОВЕЗЛО ЧУТЬ-ЧУТЬ БОЛЬШЕ ОСТАЛЬНЫХ

В принципе, вышло именно так, как и предполагал родоначальник картингового движения в автограде — обгоны на трассе были если и не слишком редки, но и не часты. Да и «крыш» за весь день было всего две. В первом случае не повезло Александру Антонову из поселка Васильево, а во втором эффектно «убрался» Раис Минниханов. Но, пожалуй, больше остальных должен был расстроиться пилот команды МХ-Аutosport Шигабутдинов. Он стал четвертым, ему, для того чтобы завоевать «бронзу», не хватило все двух очков. Шигабутдинов ехал на удивление стабильно — в четырех заездах он приезжал вторым, один раз финишировал первым, и только столкновение в последнем заезде с Kalina Антонова из поселка Васильево, в результате которого последний даже «словил крышу», не позволило ему стать призером «Кубка Салавата».

— Сегодня гонка была очень напряженная. Не было явного лидера практически до последних заездов. И только в двух завершающих заездах определились те, кто может претендовать на медали. Все гонщики практически одного уровня. Техника тоже подготовлена примерно у всех одинаково, поэтому было сложно захватить лидерство сразу, — поделился впечатлениями от своего выступления Тимур. — Я боролся за призовое место, но в последнем заезде на выходе из виража столкнулся с Антоновым, в итоге зацепиться за призы не получилось. Сегодня победил сильнейший, — сказал Шигабутдинов и, выдержав паузу, добавил, — и тот, кому повезло чуть-чуть больше остальных. Зато я вчера, заняв второе место в отборочном этапе Кубка России, обеспечил себе место в его финале, который пройдет в подмосковном Раменском, — рассказал об итогах гонки для себя лидер команды МХ-Autosport.

А победителем гонки стал тольяттинец Роман Агошков, которого Бондарев тоже относил к числу фаворитов. Как выяснилось, для него эта победа стала первой не только в этом сезоне, но и вообще в его спортивной карьере. Следует добавить, что тренирует его знаменитый тольяттинский асс Алексей Иванов.

— Вообще это первая победа в моей автоспортивной карьере, — рассказал Агошков корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Я расцениваю это так. Олимпиада, вчера наша сборная была четвертой в медальном зачете. Сегодня я просыпаюсь, а наши уже первые. И мы сегодня тоже стали первые! А еще сегодня 23 февраля! Цепь совпадений, просто везуха! Ну и тренер у меня как-никак Алексей Иванов (один из самых известных и именитых автогонщиков страны в дисциплинах автокросс и зимних трековых гонок — ред.). Куда без него? Ругает, кричит! Но все на пользу! — поделился с газетой «БИЗНЕС Online» своей радостью победитель соревнований.