Фото: Александр Вильф, РИА «Новости» (с)

ТРИУМФ ДВУХ ЧЕЛОВЕК

Церемонии закрытия сочинской Олимпиады изначально повезло больше, нежели аналогичному действу, которое открывало главные зимние Игры четырехлетия. Тогда, чуть больше двух недель назад, общественность обсуждала астрономические суммы из федерального бюджета, потраченные на подготовку спортивного праздника, количество глав государств, отказавшихся приезжать на юг России, а также напряженно ожидала возможных эксцессов различного толка, которые могли бы случиться в Сочи. На этом фоне каждый штрих, любое сценарно-режиссерское решение, которое предлагалось командой Константина Эрнста, готовившего открытие Игр, и которое должно было представить миру великую страну, хотелось препарировать и подвергать сомнению. Ведь больших успехов от отечественных атлетов мало кто ожидал, скорее, больше переживали за рядовых работников оргкомитета и волонтеров, жилые корпуса для которых так и не были достроены до конца, а цены на продукты питания в магазинах зашкаливали за разумные. Но прошло совсем немного времени, и вот уже на закрытии Игр миллионы людей, примирившись со всеми проблемами, которые сопутствовали их проведению, с глазами на мокром месте наблюдали за тем, как под трогательную музыку из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» маскот Мишка задувает олимпийский огонь.

Удивительный успех российских спортсменов, для которых Сочи-2014 стали самыми успешными Играми в истории, включая и советскую, примирил нацию со всеми издержками, через которые пришлось пройти на пути к триумфу. Это личные победы прежде всего двух человек — Владимира Путина и Виталия Мутко.

Первый придумал эту Олимпиаду, причем в таком месте, где ее, казалось бы, невозможно провести в принципе. Но фантастическая телекартинка ночного Сочи вновь убеждает, что не зря президент России занимает первые места в рейтинге самых влиятельных людей мира. Что же до отечественного министра спорта, то именно Мутко был главным ответственным за конечный результат национальной команды. А он оказался просто сногсшибательным, даже несмотря на очередное фиаско хоккеистов и падение морального авторитета выдающегося фигуриста Евгения Плющенко. И можно как угодно относиться к пяти золотым наградам, которые принесли нашей стране кореец Виктор Ан и американец Вик Уайлд, но и здесь проект Мутко оказался сверхуспешен.

ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ И ДЕТИ

Мы уже пытались сравнить церемонии открытия Олимпиады-2014 и Универсиады-2013 , причем это сопоставление было, скорее, в пользу того, что можно было увидеть год назад в столице Татарстана. Но закрытие зимних Игр лишний раз показало, какое именно спортивное событие является главным. Да и в Казани были яркие моменты, например, Дмитрий Медведев, запускающий бумажные самолетики. Или VIP-ложа стадиона «Казань-Арена», включая того же премьер-министра РФ или первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, которая стоит и танцует, взявшись за руки, под песню рэпера Влади, в которой есть такие слова: «Когда ты и такие же, как ты, засранцы ночью уродуют фасад администрации». Но размах сочинского шоу был, конечно, грандиознее. Кстати, нельзя не отметить, что и здесь организаторы неожиданно позволили себе элемент самоиронии, очень ловко и остроумно обыграв в хореографической композиции историю с так и не открывшимся одним из пяти олимпийских колец на церемонии открытия Олимпийских игр.

В остальном зрители, включая президента Путина, сидевшего на трибуне в компании одного из героев последних недель, бобслеиста Александра Зубкова, вновь увидели привычный для России размах мероприятия. Если уж детский хор, то, непременно, из тысячи человек. И чтобы обязательно им руководил сам Валерий Гергиев. Выдающийся дирижер в последнее время очень успешно осваивается в роли «лучшего друга Путина в мире классического искусства», так что его активное присутствие в Сочи совершенно не удивило. Впрочем, как и еще одного знаменитого музыканта Юрия Башмета. Правда, оказался немного не у дел вездесущий Никита Михалков, но последний, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», промелькнул среди участников российской сборной, проходившей по стадиону. Что же до красивых номеров, которые сменяли друг друга на стадионе «Фишт», то показалось, что в них было немного больше Цирка дю Солей, чем могло было быть.

СЛЕЗЫ ЧЕМПИОНА И ТАЛИСМАНА

Основная же часть шоу, названного «Россия в отражении», была посвящена планетарного масштаба достижениям страны на ниве искусства. Здесь были и непременные по такому случаю отечественные революционеры из мира живописи, модернисты Василий Кандинский, Казимир Малевич и Марк Шагал — самые востребованные на Западе художники с российскими корнями. Интересно было решено и присутствие на сцене образов практически всех наших выдающихся писателей, хотя Федор Достоевский и Лев Толстой были размалеваны так, что походили, скорее, не на живых людей, а на их посмертные маски. О русском балете было рассказано через образ Сергея Дягилева, что выглядело очередным реверансом в сторону Запада и наглядным подтверждением того, что у нас о достижениях человека судят не только по его пристрастиям в личной жизни. Дальше был рассказ о цирке, что позволило кому-то пошутить в интернете о том, что представление России как цирка-шапито — это очень смелый образ. Еще одна шутка дня на просторах сети, связанная с церемонией: «Если открывала Олимпиаду группа «Тату», то закрывать должна Pussy Riot».

Впрочем, масштаб пафоса происходящего не зашкаливал за разумные рамки, речи больших чиновников были живыми и лаконичными. «Лучшее сопрано Москвы» Хибла Герзмава спела красивую песную, а олимпийские талисманы попрощались со зрителями. Параллели с закрытием Олимпиады-1980 напрашивались сами с собой, и организаторы так и не смогли переплюнуть советских креативщиков, хотя слеза, пущенная сочинским Мишкой, наверняка растрогала миллионы людей по всему миру. Пожалуй, таким же трогательным моментом церемонии стало лишь награждение прямо на стадионе «Фишт» чемпионов и призеров Олимпийских игр в мужском и женском лыжном марафонах. И наш «золотой» Александр Легков, который сразу после финиша 50-километровой гонки с трудом мог говорить, не сдерживая слез радости, а потом и вовсе в одном из интервью сказал, что эта медаль дороже всей его жизни. Именно подобные искренние чувства и эмоции, которых нам так не хватает в повседневной жизни, но которые до сих пор присутствуют в большом спорте, и делают олимпиады тем, чем они есть для нас. И никакая большая политика не способна испортить это впечатление.

©-Р�А-Новости,-Александр-Вильф.jpg
© РИА «Новости», Александр Вильф