«ДВЕ ПРОБЛЕМЫ: ПРОЖИВАНИЕ И ТРАНСПОРТ»

Учитывая, что большинство сотрудников оргкомитета — приезжие специалисты, возникло две проблемы: проживание и транспорт. Постоянному персоналу жилье не предоставлялось, и сотрудникам приходилось снимать квартиры и даже просто комнаты самим. А это удовольствие не из дешевых на курорте, который к тому же еще принимает главные спортивные соревнования мира. Осенью 2013 года однокомнатная квартира в Адлере неподалеку от приморского кластера сдавалась в среднем тысяч за 30 в месяц. Некоторые экономили и арендовали комнату или жилой гараж (сочинская социальная недвижимость — двухэтажный гараж, со вторым жилым ярусом) — это стоило порядка 17 тысяч. Жилье в горах на Красной Поляне стоит в разы дороже. Например, простая однокомнатная квартира сдавалась осенью минимум тысяч за 50 - 60 в месяц. Надо учитывать, что и услуги ЖКХ тут дороже, чем в Казани, очень дорого стоит вода.

Но это цены перед Олимпиадой. Сочинцы не упускали шанс хорошенько заработать на Играх, подготовка к которым тоже принесла им немало хлопот с вечными стройками, свалками и прочими неудобствами. Многие хозяева квартир просто выставляли сотрудников оргкомитета в конце января и сдавали свою недвижимость уже намного дороже приезжим болельщикам. Например, комната в доме у моря стоила уже 50 тысяч. Туда предлагали заселяться по два-три человека. Моя соседка сдала свою двухкомнатную квартиру неподалеку от Олимпийского парка московской семейной паре с ребенком на пару недель Игр за 240 тысяч. Поэтому у некоторых сотрудников постоянного персонала заработанных денег могло хватить банально на съем жилья и продукты. Кто-то до начала Игр менял место проживания три-четыре раза. Однако и временному персоналу далеко не всегда везло с бесплатным размещением. Стоит отметить, что часть жилья для сотрудников и волонтеров так и не была достроена, а часть отдана спортсменам, которые запросили дополнительные места. Из-за этого некоторые работники оргкомитета были заселены в менее удобные условия, чем планировалось ранее. Например, не всех сотрудников горного кластера удалось поселить в горах, поэтому они вынуждены ездить каждый день из Адлера в Красную Поляну, а это 40 километров. Других могли разместить в горах, но, например, в санаториях силовых ведомств, которые расположены в лесах. Зато при таком бесплатном размещении в отеле или пансионате еще и кормят.

«ПОЕЗДКИ В ГОРЫ — ЭТО ВСЕГДА ЦЕЛАЯ ЭПОПЕЯ»

Второй проблемой стало передвижение по раскинувшемуся вдоль моря и в горах городу. Огромные расстояния, стройка перед Играми, зачастую размытая или разбитая дорога и неразвитая транспортная система делали перемещение во время подготовки к соревнованиям не столь удобным. К тому же в Адлере были пробки, а поездки в горы — это всегда целая эпопея даже сейчас, во время самих Игр. Некоторые сотрудники прибыли в Сочи на своих автомобилях, другие ездили тут на общественном транспорте, который обычно переполнен, а стоимость в нем зависит от дальности поездки. На время Олимпиады появились новые маршруты и современные большие автобусы, а электрички стали ходить чаще — это облегчило сообщение между спортивными объектами. Также выделяли брендированный олимпийский транспорт от автомобильных спонсоров Игр. Однако это не значит, что каждый сотрудник обзавелся на это время машиной. На функцию, в которой может трудиться несколько десятков менеджеров, могли выделить всего два-три авто. К тому же олимпийские машины позволялось использовать лишь в будни. О транспорте и времени на дорогу тут приходится думать всегда заранее и никогда не выпускать дорожные нюансы из головы.

«КАЗАНСКИЕ РАБОТНИКИ БЫЛИ В БОЛЕЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ»

Возвращаясь к извечным сравнениям с Универсиадой, стоит отметить, что татарстанские менеджеры оргкомитета находились в Казани в домашних условиях и были избавлены от таких проблем, которые каждый день решают сотрудники Олимпиады. В Сочи привлекли лучшие кадры со всей страны, однако тут они оказались далеко не в тепличных условиях (несмотря на мягкий климат), а должны были решать в том числе и бытовые вопросы.

Также надо подчеркнуть, что ответственность, которая лежит на менеджерах Олимпиады, на порядок выше. Мало того, что служба безопасности с самого отбора кандидата на вакансию внимательно следит (иногда с перегибами и перестраховками) за работниками оргкомитета, имеется еще и строгий свод правил, за нарушение которых грозит увольнение. Например, нельзя в форме появляться в общественных местах в выходные, а тем более выпивать или курить. Также в рабочей форме воспрещается ходить на соревнования в роли болельщика. Запрещено общение с прессой. Нельзя фотографировать соревнования, находясь на рабочем месте. И это не пустые формальности. Бывали случаи увольнения менеджеров во время подготовки и в дни самих Игр. Подобного контроля за менеджерами во время Универсиады не наблюдалось. Пожалуй, казанские работники были в более комфортных условиях и с более легкой душой исполняли свои обязанности. Что поделаешь, Олимпиада — это и почет, и огромная ответственность. В том числе и для волонтеров. О них в следующий раз.