КОРОЛЬ ЗАБАВЛЯЕТСЯ

«Риголетто» в ТГАТ оперы и балета им. Джалиля, пожалуй, не сходит со сцены. На смену подразвалившемуся спектаклю Валерия Раку, выпушенному в далекие 80-е, пришла постановка Михаила Панджавидзе, сделанная в 2009 году.

Если судить по гамбургскому счету, спектакль Раку даже тогда нельзя было назвать абсолютно удачным и изобилующим креативными режиссерскими ходами, в чем-то его можно считать даже банальным. Погоду в нем делал Николай Путилин в главной партии, тогда солист нашей оперы, который в начале 90-х успешно перебрался в труппу Мариинского театра. Риголетто на долгие годы стал одной из самых удачных партий Путилина, он принимал участие во многих культовых зарубежных постановках этого спектакля.

Успех Путилину принес, конечно, не режиссер, а «бриллиантовый» баритон этого певца в сочетании с недюжинными актерскими способностями. Что позже было замечено Валерием Гергиевым и даже Пласидо Доминго, который неизменно настаивал, чтобы Путилин исполнял партию Томского, когда Доминго пел Германа в «Пиковой даме». Но это так, экскурс в сторону.

В 2001 году спектакль Раку пережил рестайлинг, но это не спасло морально устаревшую постановку. И вот наконец в 2009 году ставить «Риголетто» было поручено Панджавидзе, служившему тогда в Большом театре, а сейчас — главному режиссеру Национальной оперы в Минске.

Напомним, что в основе либретто оперы — драма Виктора Гюго «Король забавляется», в которой из цензурных соображений король был заменен на герцога Мантуанского, а красавец-шут превратился в озлобленного горбуна.

«МИНУЙ НАС ПУЩЕ ВСЕХ НАПАСТИЙ»

Панджавидзе работал в соавторстве со сценографом Андреем Злобиным из Киева. Можно предположить, что идеей режиссера была необходимость показать пресыщенность Герцога как антипода чистоте и скромности дочери шута Джильды. А посему — видеоряд спектакля может, на первый взгляд, показаться даже несколько перенасыщенным, но именно в этом и заключается основная фишка постановщика.

В принципе, у Панджавидзе разные по своему социальному статусу Герцог и Риголетто — рабы. Развращенный Герцог — раб страстей. Риголетто — раб своей озлобленности. Но у последнего есть Джильда — драгоценная жемчужина в хрупкой раковине. И любовь к дочери делает злобного и угодливого шута более человечным.

Вчера в фестивальном спектакле мы увидели одного из лучших исполнителей партии Риголетто в Европе Бориса Стаценко. Последние годы этот певец стабильно живет в Германии, имея постоянные ангажементы в ведущих немецких театрах. На прошлом фестивале мы должны были видеть Стаценко в роли шута, но артиста неожиданно свалил грипп. В этом году обошлось без приключений.

Стаценко провел сложную партию практически без погрешностей, был нежен и лиричен в дуэтах с Джильдой (Альбина Шагимуратова), был страстен в коронной арии, обращенной к «куртизанам». Но невозможно не упомянуть и о том, что исполнитель партии шута на нынешнем фестивале еще и великолепный артист, у него не было ни одного «пустого» эпизода, он был убедителен и трогателен. Риголетто-Стаценко все время раздирали противоречия: ненависть к миру и любовь к дочери, привычка к лицедейству (шут у трона, иначе, зачем он нужен?) и искренняя боль, страх после проклятий Монтероне и апломб.

Хорош был и Герцог (Сергей Скороходов, Мариинский театр) — легкомысленный повеса, неглубокий, лживый, но обаятельный. Скороходов, возможно, обладатель не самого выдающегося голоса, но певец техничный, он хорошо провел спектакль, а уж знаменитая ария Герцога из третьего акта была исполнена филигранно.

Но вчерашний спектакль все-таки из общего ряда удачных фестивальных постановок был выведен на иной уровень участием в нем все больше и больше укрепляющейся на топовых оперных сценах мира Шагимуратовой. Любопытная деталь: Шагимуратову сейчас объявляют не только как солистку ТГАТ оперы и балета им. Джалиля, но и как солистку Metropoliten Opera.

Шагимуратова — обладательница крепкого голоса с красивым тембром, изобилующего множеством нюансов, необычайно музыкальная, в вокальном плане она никогда не вызывала упреков. Проблема была по драматической части — чуть-чуть не хватало темперамента, где-то хотелось побольше органики. К счастью, все это осталось в далеком прошлом. Шагимуратова этого оперного сезона — тонкая, экспрессивная актриса, обаятельная, заставляющая сострадать ее героине и верить ей.

В «Риголетто» ее Джильда, кстати, в этой партии когда-то блистала Мария Каллас, проходит путь от чистой и наивной девочки, как заклинание повторяющей имя «Гуальтьер Мольде, одинокий студент», так назвался ей Герцог, до самоотверженной, прощающей женщины, спасающей любимого, пусть и недостойного любви.

Партия у Шагимуратовой была выстроена с блеском, после некоторых фрагментов спектакля раздавались аплодисменты и крики «браво». И все это досталось певице вполне заслуженно.

Жаль, что в фестивальном спектакле был нюанс, который немного коробит. Это Зоя Церерина в партии Маддалены. Певица с довольно-таки «плоским» голосом, начисто лишенная темперамента и заменяющая его развязностью. Конечно, Маддалена — далеко не выпускница пансиона благородных девиц, но это тот образ, где у исполнительницы должен быть непременно вкус и чувство меры. Чего нет, увы, у Церериной.

Вообще же третий акт спектакля Панджавидзе — страшен и безысходен жестокостью ситуации. Режиссер чуточку уходит от либретто, у него Джильда уже отошла в мир иной, она, как светлый ангел, говорит с отцом уже оттуда. Просит прощения и продолжает любить человека, сломавшего ей жизнь. Публика в этот момента еле сдерживала слезы.

Как тут не вспомнить известное: «Минуй нас пуще всех напастей и барский гнев, и барская любовь».

— Отличный спектакль, очень целостный и в режиссерском, и в музыкальном ключе, — так оценил «Риголетто» на Шаляпинском фестивале московский музыкальный критик Александр Матусевич.

«В ЭТОМ СПЕКТАКЛЕ МНЕ ТАК ЛЕГКО!»

Публика устроила артистам овацию, Шагимуратова, когда занавес вновь открылся, была весела и вывела из кулис маэстро Роберто Пармеджани, дирижировавшего оркестром, участники спектакля, резвясь, а так всегда бывает, когда артисты чувствуют, что спектакль прошел отлично, бросали в зал полученные букеты цветов.

За кулисами удалось задать Шагимуратовой буквально два вопроса. Первый — о том, как она оценивает казанскую постановку «Риголетто»:

— Это замечательный спектакль, поставленный в классическом ключе, мне так легко в нем петь, я получаю от работы в нем такое удовольствие! — ответила певица.

— У вас впереди «Любовный напиток»?

— Да, это было мое предложение директору казанской оперы Рауфалю Мухаметзянову, и он меня поддержал. Он искал режиссера, и нашел, это будет Юрий Александров, я, правда, никогда с ним не работала и не видела его спектакли. Но, думаю, что все будет хорошо. Премьера назначена на сентябрь этого года, — рассказала Альбина.

Внизу, в фойе, ее ждал папа. Родители Альбины живут в Казани и никогда не пропускают спектакли дочери. Он рассказал, что Альбина прилетела в Казань в два часа ночи накануне спектакля, а утром уже улетает — смогла вырваться всего на сутки. Но 26 февраля родители увидятся с ней в Милане — на сцене La Scala Шагимуратова исполнит одну из своих коронных партий, за нее она была удостоена «Золотой маски» — Лючию ди Ламмермур в одноименной опере Гаэтано Доницетти.