«КОТОРЫЕ ТУТ ВРЕМЕННЫЕ? СЛАЗЬ!»

«...За двести шагов... за тридцать... за двадцать...
Вбегает юнкер: «Драться глупо!»
Тринадцать визгов: — Сдаваться! Сдаваться!
А в двери — бушлаты, шинели, тулупы...
И в эту тишину раскатившийся всласть
бас, окрепший над реями рея:
«Которые тут временные? Слазь!
Кончилось ваше время».
И один из ворвавшихся, пенснишки тронув,
объявил, как об чем-то простом и несложном:
«Я, председатель реввоенкомитета Антонов,
Временное правительство объявляю низложенным».

Владимир Маяковский, раскадровка для YouTube из поэмы «Хорошо!»

Почти 90 лет прошло с тех пор, как поэт революции так cинематографически изобразил одну из ключевых сцен почти вековой давности. Сегодня, казалось бы, ясно, что время революций прошло, остались только «цветные» — технология называется «Купи и раскрась!».

Революции стали игровыми приставками к смысловым противоборствам нового времени, их технологические (теперь говорят — «дорожные») карты и прайсы выложены в интернете, а киевский майдан сильно обесценил саму игровую идею. Вот же она — не за бугром, а украйна — крайняя Русь. Ну что вам, хлопцы, мешает обломить бандитов — тех, что у власти, и тех, кто в оппозиции? И выбрать в атаманы того, кто, наконец, станет искомым третьим?!

«ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?»

Текущие анализы и накопленная история болезни показывают, что массовое сознание россиян — что крайних, что центровых — по-прежнему остается в двоичной системе прошлого века. Оно отражает поток событий в двоичном черно-белом ракурсе, а третий вектор — зрения в цвете и объеме — никак не включается. Жаль, потому что только он зажигает зеленый свет в конце тоннеля восприятия.

Вот и в новом году, вместо того чтобы развесить осветительные новогодние гирлянды, широкая публика развешивает в темноте своего сознания прокурорские определения. — Вот это хорошо, а вот это плохо, следовательно, плохое надо заменить хорошим! — А кто это сделает? — Ну начальство должно... — Здрассьте! Так оно же у нас плохое, только что сами сказали! — А пусть заменят другими, хуже не станет...

И когда среди безликих комментаторов из толпы появляется трезвый электрик, ему, бывает, достается почти как врагу народа... — Да вас же, дураков, втемную используют! — кричит убегающий от тумаков электрик...

Синдром двоичности сознания активно проявился в самом конце прошедшего — начале нынешнего года: случилось сезонное обострение обсуждений на тему отставки действующего (или привычно бездействующего) кабинета Дмитрия Медведева. Соответственно, в Казани вновь оживились пересуды на тему возможного перемещения Рустама Минниханова из одной столицы в другую, а также появления вероятного — плохого или хорошего — преемника на посту главы региона.

Как сказал тот же поэт: «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно...»

Рустам Минниханов

УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ КАЗУС-ШТУДИИ — ДЕЖАВЮ

Эту «проблемную ситуацию», отнюдь не политическую, а информационно-аналитическую, полезно использовать в качестве учебной казус-штудии (case-study) для диагностики общего состояния и особенностей общественного и индивидуального (своего собственного) сознания, а также его адекватности эпохе перемен. В условиях ускорения этих самых перемен — с той стороны, откуда не ждали. То есть с третьей стороны, которую видеть и предусматривать пока не научились.

Важно понять, что дежавю — это не просто повторение уже виденного, знакомого и пережитого. Дурная бесконечность повторяющихся событий и ситуаций называется по-другому — это «суета сует и всяческая суета». С ней обычный человек сталкивается почти каждый день, приходя на работу, поедая свой бизнес-ланч, встречаясь с очередным занудой или просматривая дежурные сводки новостей.

От обычной суеты восприятия (в православии считается одним из смертных грехов, а правоверные преодолевают его пятикратным намазом) дежавю отличается тем, что в этом состоянии происходит реальное раздвоение сознания. Одна картинка реальности накладывается на другую — и возникает состояние дежавю.

В науке есть понятие измененных состояний сознания, то есть промежуточных, когда вы точно знаете и можете проверить, что не сошли с ума, но в то же время не можете утверждать, что вполне контролируете ситуацию. То есть не можете дать однозначный ответ на типичный американский вопрос: «Ты в порядке?»

Психологи, изучающие этот феномен, отмечают, что «вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, но вы как будто предпочли все предшествующие действия (правильные или неправильные для вас), в результате которых вам было «предначертано» оказаться именно в этой ситуации и в этом месте».

Ученые психоведы указывают на происходящую при этом деперсонализацию и (по Фрейду) дереализацию, то есть личность человека в этом состоянии выводится за скобки реальности.

Учитывая, что рациональная наука изучает человека только извне «объективной» среды, можно предположить, что состояние дежавю, которое всегда случается спонтанно и его не удается вызвать искусственно, является еще одним способом передачи сигналов свыше, то есть из-за пределов рациональной сферы.

Например, сигналов о том, что старая реальность отжила свой век и людям, чтобы сохранить себя в потоке жизни, следует, похоронив ее с подобающими почестями, перейти к формированию нового, более жизнеспособного образа жизни. В отличие от науки эти предположения не поддаются рациональному обоснованию и логическому доказательству, поэтому каждый волен принимать или отвергать их в меру своего собственного разумения.

ПЛЮРАЛИЗМ РОДИЛ ДУАЛИЗМ, А ГДЕ ТРЕТИЙ?

Для нашей казус-штудии важно именно то, что в ситуации, когда сознание не может уверенно опереться только на твердое «научное» знание, дотошную информированность («уж я-то, мол, знаю, что там у них под ковром коридоров власти») или же только на веру в собственные ощущения нравственности и законов справедливости, вот в этой самой точке (бифуркации-аль-фуркана) обычно и происходит интуитивное озарение Правды жизни. Той самой Правды, которая проявляется только на время, чтобы потом уйти в глубину потока жизни.

Причем в 99,99 процентах случаев человек в такой ситуации, почувствовав на миг, что не может твердо опереться ни на левое, ни на правое полушарие, вместо того чтобы сделать шаг в открывшийся ему просвет к Правде и к новому образу жизни... Вместо всего этого он обычно впадает — от страха, усталости или для самосохранения — в одну из популярных ересей:

«этого не может быть, потому что не может быть никогда»,

«да ладно, все образуется и без меня»,

«это уже было у меня, но плохо кончилось»,

«были б деньги — устроил бы все в лучшем виде»,

«я-то обеими руками за, но у нас все делается через... наоборот»,

«ну что мы можем сделать — все зависит от начальства»,

«я бы рад, но у меня семья...»

И так далее — это в основном атеисты. Те же, кто примкнул к какой-то из конфессий, тоже не свободны от риска впасть в ересь, уклоняясь от полноты и искренности своей веры-надежды-любви и прячась за удобными на все случаи догматами.

Ересь — не ругательное слово, а по-гречески — особое вероучение. В наше время каждый, включая атеистов, претендует на свое мнение и особую позицию — сиречь современную форму ереси.

Полная и окончательная победа плюрализма состоялась. Но она почему-то не греет сердце ощущением Правды...

О ФАКТАХ И ДЕФЕКТАХ ВОСПРИЯТИЯ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.

А.Пушкин. Подражания Корану

Поэтому перейдем к несомненным фактам, которые могут стать необходимым, хотя и не достаточным условием возникновения эффекта дежавю и просвета к полноте восприятия жизни. В данном случае на конкретном примере волны ожиданий долгожданной отставки «временного» правительства, возглавляемого «временным» премьером.

Таких фактов, перетираемых в обсуждениях, немало. Достаточно принять в расчет (в условия учебной задачи) три-четыре самых очевидных, очистив их от мнений, предрассудков и субъективных предпочтений.

Итак, что лежит на поверхности?

  1. Нынешний кабинет «временный» как по своему оперативно-тактическому функционалу, так и потому, что постоянный ЦУП (центр управления правительством) президент собрал под себя.
  2. Эффектным фактором дежавю является доклад Евгения Примакова на заседании «Меркурий-клуба». Здесь мы сталкиваемся с настоящим «дуплетом» — выступление академика 14 января прошлого и 14 же января нового года.
  3. Наконец, чтоб не утонуть в суете текущих событий, важно учесть не только оперативные, но и долгоиграющие факты, проверенные историей. Возьмем в расчет только два очевидных: 1) анатомия российского Орла; 2) фазовая альтернативность московского и казанского смутного времени.

Исторические факты и аналогии на первый взгляд кажутся менее очевидными по сравнению с оперативной текучкой. Но это только оптический обман восприятия. Дело в том, что в переходные времена поток жизни отчетливо расслаивается на: 1) «реальность»; 2) «действительность»; 3) «то, что на самом деле есть»; 4) «то, что на самом деле будет». Так вот, тяжелый песок исторического опыта, оседающий на самом дне, он-то и формирует образ будущего...

Реальность нам бесплатно показывают по ящику. Действительность постигается путем растущей в цене специальной аналитики. А Правда жизни, которая на самом деле есть, открывается только усилием намерения, способного шагнуть в просвет «бифуркации-фуркана» во время неуловимого и не воспроизводимого в аналитических центрах состояния дежавю или другого измененного — сдвинутого напором волны — состояния сознания. Поэтому современная рациональная наука, особенно теория управления, не решается признаться себе в тщетности теории бифуркации перед лицом неизбежной переоценки настоящего, прошлого и будущего.

Зато открывается во всей методологической полноте «сияющий Коран», прозорливо угаданный Александром Пушкиным — солнцем нашей поэзии. Открывается не как «конфессиональный первоисточник отдельной религии», куда теперь и сами «исламоведы» редко заглядывают, разве что для подбора цитат. Но открывается всем, сохранившим веру в будущее, как Книга Различения Правды жизни (аль-Фуркан — одно из трех названий Корана), как завершающее звено Откровения в единой линии пророчеств. А мусульманам по рождению, выбору и судьбе открывается еще и в качестве утешения и сохранения чистоты веры — ислам ан-Нур.

Итак, историческая фактура, выступающая матрицей смыслов, срабатывает раньше и вернее фактов текущих дней. К примеру (историческая анатомия), орел — символ верховной власти — испокон веков, еще со времен Орды — двуглавый. Даже нынешний — при всех видимых изъянах. Держава — не держава, но символ пока никто не отменял. Тандем — не тандем (это и поставил под сомнение в своем докладе Примаков, вернее, дезавуировал одного из участников), но у кого же, интересно, рука поднимется одну из голов взять и оторвать?! Даже уважаемый академик, по авторитету и весу сравнимый с «ихними» Киссинджерами, в выступлении на заседании «Меркурий-клуба» только обозначил символический замах на главу кабинета, фактически диагностировав вторую (медведевскую) головку больной и никчемной... Но все же так и не оторвал...