Михаил Котомин более 10 лет отвечает за выбор авторов, печатающихся в Ad Marginem
Открытие многих имен, без которых современную русскую литературу сложно представить, — во многом заслуга Котомина

ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ С ГАЗЕТАМИ И ЖУРНАЛИСТИКОЙ

— Михаил, чему будет посвящена ваша лекция?

— Я собираюсь поговорить о том, что волнует меня как издателя. Как получилось так, что книгоиздание как форма социальной коммуникации, как искусство донести до публики некий месседж превратилось у нас в России в какую-то финансово-организационную деятельность наподобие стройки или торговли канцтоварами. Описать свое видение истории книгоиздания от первого формального издателя Гутенберга, печатавшего книги без прав и чуть не закончившего жизнь в долговой яме, до издательства Melville House, сумевшего сделать текст XIX века, новеллу Германа Мелвилла «Писец Бартлби» настольной книгой участников движения Occupy Wall Street. Собираюсь рассказать о современных международных издательских проектах, о тех тенденциях, которые появились сегодня, в эпоху расцвета интернета и прочих быстрых способов передачи информации. Кроме того, я хотел бы показать какие-то вечно актуальные аспекты книги как носителя информации и порассуждать вместе со слушателями о том, что такое книга сегодня, зачем она нужна и как она изменилась.

— В Казани вы будете участвовать в дискуссии, посвященной современному русскому роману.

— Я не то чтобы собираюсь говорить отдельно о жанре романа или о жанре документального исследования. Меня, скорее, интересует форматная эволюция. Какие-то жанры со временем умирают или, точнее, музеефицируются, как, например, эпическая поэма или классический театр. Какие-то наоборот становятся востребованными, так как более приспособлены к фиксации современности. О развороте интереса публики к нехудожественным историям говорят многие, что-то происходит с газетами и журналистикой, при этом оригинальных отечественных нон-фикшн авторов не появляется. Интересно послушать коллег-кинодокументалистов, что происходит у них, и представить, как и в каких формах может развиваться русский нон-фикшн.

«АМАЗОН» УЖЕ ОТКРЫВАЕТ СКЛАДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЬШИ. КОНЕЧНО, ОНИ ДВИНУТСЯ ДАЛЬШЕ НА ВОСТОК

— Какие проблемы испытывает независимый книжный бизнес в России и каковы перспективы его развития?

— Все проблемы давно проговорены и у всех на слуху: отсутствие книжной дистрибуции, монополизация существующих магазинов, ужасная работа почты и курьерских служб, отсутствие внятной системы библиотечных закупок, отсутствие работающей системы поддержки книгоиздания как со стороны государства, так и со стороны частных фондов. Если бы у нас существовали единые правила игры и равные возможности для всех игроков, уверен, что независимые издатели и магазины как более мобильные и креативные успешно развивались и двигали всю индустрию вперед. Большая часть проблем, кстати, связана как раз с отношением к книгоизданию как к форме хозяйства и бизнеса, а не к культурной деятельности и мощному элементу национальной и местной культурной и социальной политики.

— Вы часто говорите, что скоро на книжный рынок России придут варяги, тот же Amazon, которые изменят «правила игры». Насколько данный сценарий близок?

— Последние события в духе законов об ограничении интернет-торговли, таможенных поправок и прочего говорят, что, скорее, варяги придут нескоро. Вообще, было бы хорошо разобраться самим, но надежды на эволюцию книгоиздания от людоедской тактики почившего АСТ к более цивилизованным формам у меня мало. А так, посудите сами, под ногами лежит стомиллионный рынок читателей, который очень плохо обслуживается, а во всем мире книги испытывают все большее давление со стороны цифровых медиабизнесов, плюс глобализация экономик крупнейших корпораций — все это говорит о том, что, так или иначе, русский рынок будет кем-то обработан. Amazon уже открывает склады на территории Польши. Конечно, они двинутся дальше на восток. И я не думаю, что для независимых издателей это так уж плохо, а в краткосрочной перспективе — даже хорошо. При этом надо помнить, что дистрибуция и экономическая составляющая книгоиздания — важные, но не единственные аспекты, все равно необходима какая-то культурная политика.

«ЛОКАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ИМЕЮТ БОЛЬШЕ ШАНСОВ»

— Крупные издательства сетуют на то, что продажи в провинции последовательно падают. Как вы и ваше издательство чувствуете и видите эту ситуацию?

— Из-за того, что у нас до этого, по сути, не было доступа к провинциальным магазинам, ситуация для нас выглядит как раз наоборот. Чуть ли не раз в квартал открываются независимые книжные магазины нового типа, которые заказывают наши книги, которых в провинции нет, а не книги гигантов, которые пылятся на полках сетевых точек, для нас провинция растет. За последний год наши книги стали доступны у вас в Казани, в Ростове-на-Дону, в Самаре, в Екатеринбурге — и это все новые точки.

Нужно открывать в провинции новые точки силы, в которых книжный магазин лишь часть контекста вместе с галерей, кафе, кинозалом и т.д. Книжный магазин должен говорить со своим читателем на его языке, зачастую молодежь просто не ходит в старые магазины, но ходит в какие-то другие места. Вот на этих миграционных путях нового активного городского класса и должны появляться книги. То есть книжники должны пойти к людям, а не пытаться загонять людей к себе. При этом такие локальные проекты имеют больше шансов, чем сетевики, потому что они знают, что нужно городу. Такие точки — основа независимых книжных сетей во всем мире.

— Вы часто говорите, что Ad Marginem — это издательство, которое интересуется тем, что происходит сейчас за окном. Какие тенденции в мире культуры и искусства вы бы могли выделить?

— Это очень большой вопрос. Можно выделить кучу микротенденций, что тоже одна из тенденций современности — на смену большим сюжетам пришло множество маленьких, но главное — это, конечно, последствия перехода всего мира в постиндустриальную информационную экономику и повсеместного внедрения интернета с его принципами неиерархической организации информации, сетями, в том числе социальными, и прочим. К этому можно относиться негативно, но даже негативная реакция — это реакция. Плюс ко всему Россия, с одной стороны, в русле этих перемен, с другой — она переключилась на постиндустриальную культуру, оставив позади руины индустриальной, у нас не работает ни новая, ни старая экономика, и это наша особенность. Но главный вектор именно информационный, производство не вещей, но образов или информации, отсюда особое внимание к дизайну, отсюда экономическая и социальная мощь современного искусства и развитие его институций.

КНИЖНЫЙ МАГАЗИН ДОЛЖЕН СТАТЬ МЕСТОМ СОБИРАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ

— Какие технологии донесения до читателя информации о выходе новой книги используют независимые издательства?

— Нужно активнее использовать интернет, соцсети, обзаводиться сайтами. Но при этом, мне кажется, очень важны точки на земле, физические пространства, где можно посмотреть на книги, оценить принцип их расстановки, то есть такие точки сборки в offline — клубы, шоу-румы, центры современной культуры — это тоже технология, технология социальной инженерии.

— Ваш коллега Александр Иванов в интервью «БИЗНЕС Online» говорил, что книжный магазин нового типа должен быть не совсем про книги. Он должен быть про новые культурные тренды, например о современной музыке. Каким вы видите новый книжный магазин?

— Мне довольно сложно комментировать слова коллеги, вырванные из контекста, но я полагаю, что на этот вопрос я ответил уже выше. Книжный магазин должен стать местом собирания социальной энергии, клубом, где важно не то, что вот есть и книги, а где книги становятся частью этого социального процесса. Отдельно книги сегодня никого не привлекают, но при этом любое социальное движение легко рифмуется с книгой и за счет нее приобретает большую глубину, меньшую сиюминутность.