Проект «дорожной карты» развития МСБ РТ на 2014 - 2016 годы обсуждали вчера представители бизнес-сообщества на совещании в минэкономики РТ. В ходе дискуссии обнаружились принципиальные разногласия: одни захотели увидеть в документе конкретные меры по решению наболевших проблем бизнеса со сроками и ответственными исполнителями, другие убеждали, что излишняя детализация лишь усложнит стратегический документ. Аргументы сторон выслушала и корреспондент «БИЗНЕС Online».
В минэкономики представители бизнес-сообщества обсудили проект «дорожной карты» МСБ РТ на 2014-2016 годы |
«ПРЕЗИДЕНТ, НЕСМОТРЯ НА СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ,
ОСТАВИЛ В БЮДЖЕТЕ СУММЫ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС»
— «Дорожная карта» развития малого и среднего бизнеса — это документ, появившийся именно из недр этого бизнеса, а не положение, рожденное в стенах кабмина и кабинетах органов госвласти, — обратился к собравшимся бизнесменам министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. — Мы бы не хотели, чтобы «дорожная карта» МСБ так воспринималась (как продукт бюрократии — авт.), это ваша карта.
Бизнес-сообщество между тем собралось представительное. Так, на заседание почти в полном составе прибыл совет ассоциации ПМСБ РТ во главе с председателем объединения Хайдаром Халиуллиным, пришли представители «Деловой России» и «ОПОРЫ России» в лице Гульнар Биккининой и Артема Наумова (последний был един в двух лицах, представляя и ТРО «ОПОРЫ России», и центр поддержки предпринимательства (ЦПП РТ), с ними соседствовали директор ТРО федерального агентства стратегических инициатив (АСИ) Рафаэль Зайнутдинов, депутат Госсовета РТ Илсур Сафиуллин, председатель ТПП РТ Шамиль Агеев и ряд других экспертов по МСБ.
Шагиахметов отметил (и далее неоднократно подчеркивал это в ходе всего заседания), что в его понимании «дорожная карта» МСБ — это совокупность мероприятий, которые — не по его мнению, а по мнению самого бизнеса — нужно в республике реализовать, чтобы создать комфортную среду для малого и среднего предпринимательства. При этом, по словам Шагиахметова, подобная задача в свете ухудшения общеэкономической ситуации становится большим, чем просто достижение пресловутой планки в 34% доли МСБ в валовом региональном продукте (ВРП), поставленной еще в программе социально-экономического развития РТ на 2011 - 2015 годы.
Мидхат Шагиахметов: «Дорожная карта» — это не карта министерства или ТПП, это ваша карта, бизнеса. Вы должны сказать, что вам нужно» |
«Конечно, у нас пока низкий уровень безработицы, но все мы прекрасно понимаем, что он имеет запаздывающий характер, — напомнил глава минэкономики. — Сегодня стоит вопрос о том, чтобы предоставить людям, инициативным нашим гражданам возможность стать предпринимателями, вырасти из микро- в малый и средний бизнес. Главное, чтобы возможности для этого в республике были». Шагиахметов подчеркнул, что президент РТ Рустам Минниханов, «несмотря на сложившуюся ситуацию, оставил в бюджете суммы на малый бизнес».
Далее министр передал слово экспертам от бизнес-сообщества, чтобы, по его словам, услышать от них предложения по улучшению их «дорожной карты». Однако последовавшие выступления показали, что предприниматели, призванные в едином порыве скреативить стратегический документ развития МСБ в Татарстане на ближайшую двухлетку, в данном вопросе вольно или невольно, но разделились на два лагеря. И если сначала в ответ на выпады, что «надо как-то вместе», министр закономерно спрашивал: «А что мешает вам вместе сесть и обсудить?», то к концу заседания вообще пресек попытки дистанцироваться от ТПП, указывая на них как на «отдельных» разработчиков «дорожной карты».
«ЭТО, СКОРЕЕ, КОНЦЕПЦИЯ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ», ЧЕМ САМА КАРТА»
Как ни убеждал министр присутствующих в обратном, но по факту по одну сторону оказались разработчики «дорожной карты» в лице ТПП РТ и поддерживающие их эксперты, по другую — «практики», те, кто в разработке участия не принимал и знакомился с уже готовым проектом «доркарты». Раскол мнений при всем взаимном уважении был тем более контрастен, что члены ТПП РТ «теоретиками» считаться никак не могут, поскольку занимаются лоббированием интересов простого бизнеса уже более 20 лет. Другое дело, что работа это «и опасна, и трудна, и на первый взгляд, конечно, не видна....»
Артур Николаев, Рустем Сибгатуллин |
Напомним, что проект «дорожной карты» развития МСБ РТ на 2014 - 2016 годы был впервые презентован 24 декабря прошлого года на итоговой конференции ассоциации МСБ РТ, впервые проходившей совместно с минэкономики РТ. Основным докладчиком по «дорожной карте» МСБ РТ выступил — и тогда, и сейчас — заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев. Документ на данный момент представляет собой более 180 страниц печатного текста (при этом вполне читабельного), где проведен анализ лучшего зарубежного и регионального опыта в сфере поддержки МСБ, а также даны более 40 конкретных рекомендаций именно для Татарстана. Вообще, как пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минэкономики РТ, необходимость разработки и утверждения региональной «дорожной карты» по МСБ обусловлена так называемыми «указами Шувалова», предполагающими, что у региона, обращающегося за финансовой поддержкой малого бизнеса на федеральный уровень, есть план его стратегического развития.
От лица «практиков» первым выступил Халиуллин. Отметив, что проект «дорожной карты» — это очень большой труд, проделанный ТПП РТ, он заявил, что документ на суд бизнес-сообщества был представлен очень поздно: «Возможно, это не вина палаты, но мы получили проект карты незадолго до нашей конференции, прошедшей 24 декабря, потом были новогодние праздники, и только сейчас предприниматели начали просыпаться и присылать предложения». Халиуллин выразил и общее мнение членов АПМСБ о документе: «От «дорожной карты» это пока далековато. Это, скорее, концепция «дорожной карты». Пока спешить с ее принятием не стоит».
Рафик Шайхутдинов, Хайдар Халиуллин |
«ПОКА Я ВИЖУ ОДНО: СОЗДАТЬ «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ОБКОМА ПАРТИИ!»
Халиуллина поддержали коллеги по ассоциации. Так, гендиректор ООО «Маркетинг-сервис Бюро» Рафик Шайхутдинов, характеризуя «доркарту» МСБ, заявил, что «там расплывчато, нет приоритетов», а руководитель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ в юго-восточном районе Татарстана, генеральный директор ГК «Производственно-строительная база» Шамиль Булушев отметил, что «там должно быть все расписано, все прозрачно». Когда член совета АПМСБ РТ Наиль Галеев попенял минэкономики и ЦПП РТ на недостаточный PR, «который нарабатывается годами», и заявил, что это «ключевой момент, который запустил бы реализацию программы», министр не выдержал:
— Ваши предложения?
— Пока я вижу одно: создать «идеологический отдел обкома партии»! — ответил Агеев.
Рафаэль Зайнутдинов, Гульнар Биккинина, Наиль Галеев |
В свою очередь, гендиректор ОАО «Ваш Быт» Фарит Сафин предложил включить в «доркарту» такую конкретику, как удобные налоги, доступные энергоносители и такие же финансы. По его мнению, «доркарта» МСБ виделась ему инструкцией, руководством к действию, а не рамочным документом. Особое внимание Сафин уделил проблеме подключения к сетям, предложив ввести систему «одного окна». «Сегодня все, что связано с предпринимательством, несет огромные сложности. Предприниматель тратит кучу энергии, чтобы либо самому изучить процесс, либо нанять дорогостоящего сотрудника», — охарактеризовл Сафин ситуацию с подключением к сетям. Кроме того, по словам Сафина, предложения предпринимателей зачастую не находят должного отклика. Так, эксперт напомнил, что в конце прошлого года в ТПП РТ состоялся круглый стол по патентам о том, что в Казании сильно завышена их стоимость. А воз и ныне там.
По мнению Сафина, должна быть система «одного окна», чтобы регулировать подключения ко всем сетям — и именно такие меры, уверен предприниматель, должны быть включены в «дорожную карту» развития МСБ.
«ВЫ ГАРАНТИРУЕТЕ, ЧТО МНОГО НОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БУДЕТ РАБОТАТЬ В БЕЛУЮ?»
— Все, что вы сказали, на 100 процентов правильно, но ни одна «дорожная карта» эти вопросы не решит, — ответил бизнесмену Агеев.
— Налоги несут стимулирующую функцию, — ответил на одну из претензий Сафина Шагиахметов. — Что их снижение может дать конкретному предпринимателю? Нельзя просто их снизить без просчета экономического эффекта.
— Это привело бы к увеличению числа честных предпринимателей! — заверил Халиуллин.
— Вы гарантируете на 100 процентов, что много новых, добросовестных предприятий будут работать в белую? — скептически спросил министр.
— Да, уверен, на 95 процентов, — ответил Халиуллин.
Илсур Сафиуллин и Артем Наумов |
— А я не уверен, — вступил в спор Агеев.
Не все присутствующие согласились с тем, что в «дорожной карте» надо детализировать конкретные мероприятия.
— Мы просто придираемся к форме документа, — заявил Наумов. — Странно ожидать от «дорожной карты» чудес, как будто это волшебная пилюля! Нельзя детализировать до бесконечности!
Его поддержал Николаев, отметивший, что если углубиться в три-четыре позиции, то можно потерять все остальное. А насчет того, что, мол, дали проект поздно, прокомментировал: «Мы представили документ 12 декабря. На конференции 24-го публично озвучили. Спустя месяц пришло порядка 10 предложений, некоторые мы инициировали».
Коллег поддержал (правда, несколько с другой позиции) и Зайнутдинов, который отметил, что все инициативы по снятию административных барьеров для бизнеса могут закончиться неудачей из-за менталитета бизнесменов:
— Проблема и в предпринимателях! Если он проторил дорожку к сетевикам, он будет молчать. Я призывал рассказать — боятся! — посетовал Зайнутдинов.
— Мы не собираемся ее («дорожную карту» МСБ 2014 года) принимать в спешке, нам нужно и важно знать ваше мнение, — резюмируя, заверил присутствующих министр. И тут же отметил. — Но и затягивать не будем: в конце февраля состоится экономический совет с участием Рустама Минниханова, к этому времени мы должны успеть.
В целом Шагиахметов согласился, что «дорожная карта» должна быть более конкретным документом, «где каждый должен знать, какой чемодан ему нести». Он поддержал предложение Биккининой в кратчайшие сроки создать рабочую группу. «Мы должны собираться ежедневно и вывернуть эти 47 предложений (в «дорожной карте» — авт.) наизнанку», — заявила Биккинина.
Шамиль Агеев, Артур Николаев |
Подводя итоги заседания, Шагиахметов еще раз напомнил его участникам о необходимости принять проект «дорожной карты» до экономического совета в конце февраля, а также предложил собираться раз в квартал на уровне премьер-министра РТ всем структурам, ответственным за МСБ в Татарстане.
— Еще раз напомню: «дорожная карта» — это не карта министерства или ТПП, это ваша карта, бизнеса. Вы должны сказать, что вам нужно, — призвал глава минэкономики РТ.
«ВСЕ УПРЕТСЯ В ЛЮДЕЙ»
Эксперты, с которыми пообщалась корреспондент «БИЗНЕС Online» после заседания, отметили, что никакая «дорожная карта» не заменит гражданскую инициативу бизнеса.
Рустем Сибгатуллин — замминистра экономики РТ, начальник департамента поддержки предпринимательства минэкономики РТ:
— Мы планировали и просим оставить «дорожную карту» МСБ как стратегический документ. Да, конечно, некоторая обобщенность есть. Но документ не о системе «одного окна» для подключения к сетям и не указывает, как стать успешным предпринимателем. «Дорожная карта» — это создание условий.
Допустим, предприниматели считают, что нужно что-то создать. К этому подойдет набор решений. В части муниципалитетов необходимо обратить внимание на расширение их полномочий, дать им инструменты, в том числе финансовые. Не исключаю, что республика возьмется финансировать муниципалные программы, аналогично тому, как с нами работает федеральный бюджет.
Гульнар Биккинина — зампредседателя ТРО «Деловая Россия»:
Фарит Сафин, Шамиль Булушев |
— Если говорить о том, какие инструменты существуют на сегодня, то большинство проблем, озвученных представителями ассоциации, уже отработаны. Рафаль Зайнутдинов предложил создать некий штаб, где принимались бы решения по текущим вопросам. А «дорожная карта» — это стратегический документ.
На мой взгляд, для развития малого бизнеса райне важен вопрос общественного контроля.
Артем Наумов — руководитель центра поддержки предпринимательства РТ:
— На собственном опыте убеждаюсь, что ничего не заменит личную инициативу человека. Можно и 500 страниц реальных проблем в «дорожной карте» прописать, но это все упрется в людей. Ассоциация хочет решить много проблем. Мы тоже хотим, но, к примеру, доказать, что снижение налогов в конечном счете приведет к их росту (за счет увеличения числа предпринимателей — авт.), очень сложно. Все детально прописать в «дорожной карте» не получится.
Насчет муниципальных образований. Ну, не может быть один алгоритм для каждого района! Тем более что пока деятельность МО не оценивается по развитости МСБ: когда мы столкнулись с пересмотром программ поддержки, мы даже не смогли туда включить этот показатель.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.