Лутфулла Шафигуллин
Лутфулла Шафигуллин рассказал, что «Таттелеком» намерен запустить сеть LTE в Татарстане на частоте GSM 1800

1,5 МЛРД. В СЕТЬ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Сегодня перед началом итоговой коллегии минсвязи РТ генеральный директор ОАО «Таттелеком» Лутфулла Шафигуллин рассказал «БИЗНЕС Online» о том, что в конце этого года крупнейший татарстанский телекоммуникационный оператор намерен запустить сеть LTE в Татарстане на частоте GSM 1800. Для этого «Таттелеком» разместит в республике 700 базовых станций, а общий объем инвестиций в проект составит 1,5 млрд. рублей.

Впервые о намерении строить сеть мобильной связи четвертого поколения «Таттелеком» заявил по итогам собрания совета директоров холдинга в середине декабря прошлого года, когда была рассмотрена стратегия развития компании на 2014 - 2015 годы. Напомним, татарстанский оператор начал предоставлять услуги мобильной связи в конце апреля 2012 года как виртуальный оператор Full MVNO. Согласно годовому отчету компании за 2012 год, к началу 2013 года монтированная емкость его мобильной сети составляла 100 тыс. номеров, компания располагала 262 базовыми станциями и имела 10,58 тыс. мобильных абонентов. Летом прошлого года «Таттелеком» приобрел 100% акций ЗАО «СМАРТС-Казань» номинальной стоимостью 125,7 млн. рублей. В документах «Таттелекома» называется балансовая стоимость этого актива — 750 млн. рублей. На конец минувшего года у «Таттелекома» было около 300 базовых станций и 60 тыс. мобильных абонентов.

При этом замгендиректора «Таттелекома» Денис Улесов рассказывал, что в ближайшие 2 года планируется установить в Татарстане 800 базовых станций, позволяющих оказывать услуги связи и GSM, и LTE. Затраты компании на развитие связи стандарта LTE он оценивал в 500 млн. рублей, отметив, что они будут профинансированы из собственных источников «Таттелекома». Теперь же речь идет о сумме, втрое превышающей эту.

Общий объем инвестиций «Таттелекома» в сеть LTE составит 1,5 млрд. рублей

НА БЕЗЫМЯННОЙ ЧАСТОТЕ

Тем временем пользователей LTE в России пока мало, в основном трафик идет через модемное подключение, причем до 80% потребителей используют LTE-модем стационарно, чаще всего дома, а некоторые уже берут его в поездки по стране. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказывал вице-президент компании МТС по маркетингу Василь Лацанич. Характер использования трафика в сетях LTE пока аналогичен сетям 3G. Больше всего используется браузер, на втором месте идет электронная почта, на третьем — приложения для общения, только на четвертом — закачка файлов (upload). «Когда абоненты массово поменяют парк оборудования на смартфоны с поддержкой новых сетей, характер потребления трафика полностью поменяется», — отметил Лацанич.

По словам Шафигуллина, на частоте GSM 1800 (1710 - 1880 МГц) пока никто из операторов не работает. Действительно, сети действующих LTE-операторов — Yota, МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» — работают в «верхнем» диапазоне 2500 - 2700 МГц. Это один из диапазонов, принятых в качестве стандарта International Telecommunication Union. В России эти частоты также были выделены минкомсвязи для сетей четвертого поколения. Отметим, что эти частоты поддерживают, к примеру, лишь некоторые модификации последних моделей iPhone.

Одна из главных проблем — отсутствие поддерживающих российские частоты 4G гаджетов. Первые варианты были представлены только в конце минувшего года, в том числе МТС. Оператор в ноябре представил первые в России LTE-планшет и сверхтонкий операторский LTE-смартфон под брендом МТС. А под самый новый год в Москве стартовали продажи смартфона под брендом YotaPhone.

СЕТИ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ БУДУТ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ, А НЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Перспективы «Таттелекома» на рынке мобильной связи газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Эдуард Коваленко — директор компании «Софтлайн»:

— Считаю, что по покрытию связи рынок немного даже перенасыщен. А направление в любом случае перспективное, но насколько быстро оно будет окупаться — это вопрос.

По опыту могу сказать, что рынок связи насыщен, что увеличит срок окупаемости в 1,5 - 2 раза. Только в этом сомнение. Но все же, думаю, на рынке Татарстана «Таттелеком» сможет в ближайшие три года занять какую-то часть рынка. Однако насколько это будет соизмеримо с «большой тройкой» — вопрос. Максимальное количество абонентов вряд ли они смогут перетянуть. Многие абоненты давно используют услуги «большой тройки» и вряд ли будут менять оператора. «Таттелеком» должен будет дать мегапреимущество и возможность сохранения номера. Думаю, сети четвертого поколения будут ориентированы в первую очередь на корпоративных заказчиков, а не физических лиц.

Что касается стандарта GSM 1800, то это связь на более дальние расстояния. Она актуальна для отдаленных пунктов Татарстана.

Владимир Нитенко — генеральный директор «Форт Диалог»:

— LTE как стандарт мобильной связи, в принципе, очень востребован. То, что сейчас, наверное, немедленной востребованности и готовности к этому нет, ровным счетом ничего не значит. LTE предлагает совершенно иные возможности по развитию интернета, поэтому развивать 4G в этом формате — абсолютно правильное решение.

Но вот конкурировать с «большой тройкой» «Таттелекому» будет очень трудно...

Ярослав Швецов — руководитель бизнес-инкубатора IT-парк:

— LTE — это более оптимизированный канал. Можно использовать более качественный медийный контент как в части видео, так и фотографий, плюс более широкие возможности для стриминга аудио.

Мне, как руководителю бизнес-инкубатора, это кажется очень хорошей возможностью для стартапера начать свои проекты, связанные с мобильными приложениями. LTE позволяет показывать более качественную картинку. В мобильных приложениях можно использовать видео для рекламы для демонстрации товара и услуг. Я вижу только плюсы, но не стоит забывать, что LTE как технология позволяет получать интернет в местах, где другие каналы затруднительны для передачи данных с учетом скорости и качества.

Конкуренция всегда идет на пользу, касается это больших компаний или нет. Время покажет, сможет ли «Таттелеком» конкурировать с «большой тройкой». Думаю, что «Таттелеком» показывает себя конкурентным игроком на нашем рынке. У него есть все шансы.