ПРИЧИНА №1. И У НАС БУДЕТ СКАНДАЛ?

Традиционный ежегодный Шаляпинский фестиваль откроется 2 февраля премьерой оперы Россини «Севильский цирюльник» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Юрия Александрова, который оказался одной из самых обсуждаемых персон в конце минувшего года в оперном мире. Дело в том, что его слишком «смелая» трактовка «Пиковой дамы» в Новой опере вызвала скандал. У Александрова в «Пиковой даме», например, появляется... призрак Сталина, а графиня, живущая в коммуналке, отваживается на суицид — пьет лошадиную дозу снотворного. Исполнитель главной партии Владимир Галузин отказался выходить на сцену в такой излишне «креативной» постановке и был заменен другим исполнителем. Ждет ли казанцев такой же эксперимент с Розиной и Бартолло — покажет премьера. Но уже сейчас ясно, что публике на этой комической опере скучно не будет.

ПРИЧИНА №2. АЛЬБИНА СНОВА В КАЗАНИ

Партию Джильды в «Риголетто» на этот раз исполнит Альбина Шагимуратова. Официально до сих пор она солистка казанской оперы, но постоянные престижные контракты выстроены так, что Альбина практически не сходит с самых топовых сцен мира. В этом сезоне ее могла слышать публика в Венской опере, в La Scala, в Metropolitan Opera. То, что ей удается выкроить время и принять участие в Шаляпинском фестивале — это большая удача. Джильда считается наряду с Лючией ди Ламмермур и Царицей Ночи одной из самых удачных партий певицы. Кроме Альбины, в спектакле стоит обратить внимание на Бориса Стаценко — одного из лучших ныне исполнителей партии Риголетто в Европе. В прошлом году публике не повезло — за день до спектакля Стаценко свалил грипп. Будем надеяться, что на этом фестивале форс-мажора не будет.

Юрий Александров
Юрий Александров

ПРИЧИНА №3. ГОДУНОВ — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО

Одно из главных событий фестиваля состоится 13 февраля, когда мы отмечаем день рождения Федора Шаляпина. В этот день традиционно дают «Бориса Годунова» Мусоргского, потому что именно Годунов считается одной из вершин творчества Федора Ивановича. И поэтому всегда важен выбор солиста, который исполнит эту партию на фестивале. На этот раз в образе мятущегося царя можно будет увидеть солиста Большого театра, обладателя ровного тембрально густого баса Владимира Маторина. Он поет на лучших сценах мира, с гастролями выступал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, на Украине, в Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре. В резерве певца около 90 партий басового репертуара. Русский царь — одна из лучших его работ и актерски, и в вокальном плане. Любопытно будет увидеть его трактовку образа Бориса Годунова.

ПРИЧИНА №4. ЛЮБОВЬ КАК ПОДСНЕЖНИК, ПРОБИВАЮЩИЙ АСФАЛЬТ

Одной из фишек нынешнего фестиваля станет концертное исполнение известной оперы Гершвина «Порги и Бесс». Те, кто смогли купить билет на единственный пока показ оперы в июле прошлого года в рамках фестиваля, посвященного Универсиаде, конечно же, помнят тот шок, что пришлось пережить залу. Когда музыка умолкла, восторженная публика около получаса аплодировала артистам и оркестру. Тогда же дирекцией театра было решено повторить «Порги и Бесс» в рамках Шаляпинского фестиваля. Таким образом, услышать эту культовую оперу Гершвина можно всего лишь во второй раз, да и афроамериканские певцы, придающие атмосфере некую долю аутентичности, — тоже редкость для наших меломанов. За дирижерским пультом можно будет лицезреть музыкального руководителя постановки маэстро Марко Боэми. Звездой постановки ожидаемо может стать Мельба Рамос из Австрии в партии Клары. «Порги и Бесс», естественно, нельзя причислить к оперной классике, тем и интересен этот эксперимент театра в рамках фестиваля.

ПРИЧИНА №5. ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК НА БЕРЕГАХ НИЛА

Фестивальная «Аида» обещает быть довольно-таки любопытной. В партии эфиопской царицы можно будет услышать Индру Томас из США, ее партнером станет тенор из Армянской оперы Ованес Айвазян. А вот в партии пленного царя амбициозного Амонасро впервые на фестивале выйдет афроамериканский певец из США Лестер Линч. Он, кстати, еще и один из исполнителей титульной партии в «Порги и Бесс». Как такой интернациональный состав будет чувствовать себя на фестивальной сцене — это интересно. К ним еще прибавится и дирижер из Италии Роберто Пармеджани. И бонусом для казанцев в партии Рамфиса (шаляпинской, между прочим!) выступит любимец наших меломанов Михаил Казаков. Солист нашей оперы и Большого театра одновременно. На фестивале его можно будет слышать так же в партии Гремина в «Евгении Онегине».

ПРИЧИНА №6. ВСЕ ЗВЕЗДЫ ВМЕСТЕ

Традиционный гала-концерт, когда в один вечер можно услышать сразу всех звезд, по праву считается одним из главных светских событий музыкального сезона в Казани. На этот раз действо в двух отделениях доверено ставить режиссеру Валерию Раку, который после 20-летнего перерыва дебютировал в Казани в качестве постановщика рождественских балов в опере в конце прошлого года. Чем он собирается удивлять публику, естественно, держится в секрете, но топовые имена, несомненно, будут. Кстати, многие приходят на гала-концерт еще и ради необычайной атмосферы праздника, что бывает в избытке.

ПРИЧИНА №7. ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ОНЕГИНЫХ МИРА

В «Евгении Онегине» главную партию исполнит баритон Алексей Марков — солист Мариинского театра, отмеченный Валерием Гергиевым. Марков сейчас нарасхват, на сцене зала на Театральной площади Санкт-Петербурга его можно видеть далеко не всегда. Его приезд на Шаляпинский фестиваль — приятная неожиданность. Стоит послушать. Кроме этого, партию няни, пусть и небольшую, но важную, исполнит, пожалуй, «лучшая няня России» Лариса Гелахова. Тоже из Мариинского театра. Вообще, на фестивальном «Онегине» высадится прямо-таки десант из этого театра.

ПРИЧИНА №8. У НАС НОВАЯ ПРИНЦЕССА! И НОВАЯ РАБЫНЯ...

В «Турандот», столь любимой казанской публикой, «смена власти». Во время фестиваля на троне вместо хорошо известной и любимой Оксаны Крамаревой можно будет лицезреть солистку Мариинского театра Ирину Гордей — интересно будет сравнить двух исполнительниц. И это еще не все! Партию жертвенной рабыни Лиу исполнит Сашенг И из Германии, хорошо известная казанцам по партии, кстати, безукоризненно сделанной, мадам Баттерфляй. Похоже, что жертвы неразделенной любви — конек это китайской певицы, живущей в Германии.

ПРИЧИНА №9. ПЛОДЫ ЭМАНСИПАЦИИ

Фестивальная «Травиата» интересна не только хорошим составом исполнителей, но и... дирижером. На этот раз место за пультом займет дама — Алла Москаленко из Киева. Несомненно, страдания несчастной Виолетты, ее борьбу с самой собой женщина поймет более тонко, чем ее коллеги-мужчины. Ну а женщина-дирижер — это явление не столь часто встречающееся. В партии Виолетты, «дамы с камелиями», можно будет слышать Екатерину Ферзба из Камерного театра им. Покровского. Ее трактовка считается любопытной. Так что этот фестивальный вечер обещает быть интересным.

ПРИЧИНА №10. ЛЮБОВЬ ВОЛЬНА, КАК ПТИЦА!

Партию вольнолюбивой цыганки Кармен на фестивале исполнит солистка музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Елена Максимова — обладательница сильного голоса и темперамента. Но не менее важно, что в партии Хозе казанцы услышат своего любимца Ахмета Агади, который уже несколько месяцев не появлялся в Казани. Сейчас этот тенор служит в труппе Мариинского театра. Еще один момент, говорящий о том, что на этот спектакль стоит обратить внимание: в партии Микаэлы можно будет слышать очаровательную польку Катажину Мацкевич, трогательную и нежную. Как тут не вспомнить пушкинские строки, что «нет на свете царицы краше польской девицы». Так что соперничество за сердце ветреного Хозе разразится нешуточное.