ВСЕ ФЛАГИ

За кулисами цирка — флаги 19 стран, таково число стран-участниц шоу, созданного в 1999 году. Тогда история про маленького Будду и четыре стихии, про встречу Востока и Запада игралась в шатре. Но, как пояснила начальник PR-службы цирка Екатерина Бюшгенс, в большинстве случаев шоу из одного формата переходит в другой, таким образом продлевается его жизнь. Вот и шоу про Восток и Запад в 2010 году было подвержено рестайлингу.

Постановщик шоу Ги Карон. Как сообщает сайт Цирка дю Солей, он один из пионеров, стоявших у истоков возрождения циркового искусства в Канаде. В 1975 году, когда в Квебеке не было собственной цирковой школы, Ги уехал в Венгрию, где три года обучался в цирковой школе Будапешта. В 1981 году он вместе с Пьером Леклерком основал национальную школу циркового искусства в Монреале и оставался ее исполнительным директором на протяжении 10 лет.

Ги очень часто можно увидеть в составе жюри многих цирковых фестивалей в разных странах. С 1992 года он консультировал и выпускал постановки для всемирно известных цирков Швейцарии, Франции и США. В 1996 году он поставил три номера, которые получили «Золотых клоунов» на международном цирковом фестивале в Монте-Карло.

Diabolo-1518_PR.jpg

— Это шоу находит отклик в сердцах многих людей, оно объединяет восточную философию и западный авангардный стиль, при этом в нем есть элементы комедии даль арте и, конечно, энергетика, характерная для Цирка дю Солей. У нас в шоу 1,5 тысячи элементов костюмов и 300 пар обуви, которые раз в неделю непременно подкрашиваются, — рассказывает пресс-атташе шоу Жюли Демаран.

По ее словам, во время рестайлинга собираются все авторы шоу, заново обсуждаются все номера, проводится кастинг, естественно, что новый формат требует технических изменений. Так что, по сути, мы видим обновленный спектакль солнечного цирка.

Реквизит шоу, декорации и костюмы (в свое время на их пошив ушло 5 км ткани), умещается в 22 грузовиках или занимает два с половиной грузовых самолета. Монтируется декорация за 12 часов, причем в каждом городе на помощь сотрудникам цирка нанимается еще 80 - 100 местных жителей, которым выпадает удача поработать в команде профессионалов.

ВОСТОК И ЗАПАД

Герои шоу — маленький Будда, четыре стихии: земля, небо, воздух и вода и сказочное существо — дралион. Дралион — это фантастическая помесь льва и дракона. Дракон олицетворяет Восток, а лев — Запад.

— У нас в шоу много восточных номеров, но это отнюдь не китайский цирк! У Цирка дю Солей своя эстетика, и восточные и западные мотивы в ней удачно переплетены, — рассказывает арт-директор шоу Марк Шауб — в прошлом танцовщик и балетмейстер.

Кстати, в нескольких номерах действительно участвуют китайские артисты, но, как пояснил один из них, например, в номере, где они прыгают сквозь кольца, уровень сложности превосходит тот, что есть в традиционном китайском цирке.

«Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и вместе им не сойтись», — сказал однажды Редъярд Киплинг. Выходит, что сама идея шоу Dralion опровергает мысль великого писателя. Восток и Запад, сходясь воедино в спектакле Ги Карона, как-то очень удачно ладят между собой. И из этого рождается новый синтез, новая гармония. Такая вот гуманистическая идея всеобщего братства.

— Кстати, в роли маленького Будды можно видеть артистку из России Марину Воробьеву, она профессиональная спортсменка, прыгает на батуте, но когда у нас ушла исполнительница роли Будды, Марина предложила ее попробовать. И знаете, у нее получилось! Она выросла в настоящую актрису. Теперь Марина проводит на сцене больше времени, чем другие ее коллеги. Она убегает за кулисы буквально за 15 минут до начала ее номера прыжков на батуте, — комментирует Шауб.

ТИХО ВЫШЕЛ БУДДА МАЛЕНЬКИЙ...

Это шоу невозможно смотреть с «холодным носом» — в него нужно погружаться, принимая игру трех клоунов буквально с первых секунд. Впрочем, так всегда бывает со спектаклями солнечного цирка. Шоу еще не началось, но на сцене традиционно появляются клоуны, они действительно работают в манере площадного итальянского театра масок, и вот в этот момент, когда начинается непритязательная игра со зрителем, надо «отпустить» себя. Просто настроится на два часа на эту волну света и цвета, музыки и пластики, комических ситуаций и легкой, какой-то очищающей, грусти.

А потом возникает музыка, в зал мощной энергетической струей льется голос певицы, чей тембр невозможно точно определить. Ассоциативный ряд простирается от традиционного испанского канте хондо до песен незабвенной Имы Сумак, самородка из Перу с ее пятью октавами. Голос словно закручивает нас вихрем, и мы можем опомниться только тогда, когда на сцену выбегает, словно пришелец из сна или сказки, золотокудрый маленький Будда.

В его руках большие песочные часы, он переворачивает их, и все становится с ног на голову. В это мгновения часы на заднике начинают обратный отсчет. Будда словно провоцирует парад стихий: мы видим охристую землю, голубой воздух, зеленую воду и красный огонь. При появлении стихий сцена окрашивается в их цвет, который заливает всю площадку. Но песочные часы перевернуты, маленький Будда с невинным коварством избалованного ребенка вывел стихии из зоны комфорта, чтобы они, пройдя через испытания, нашли новую гармонию.

Да, в определенный момент на сцене появляются и фантастические существа, давшие название спектаклю. Дралион — это совсем не страшно, а скорее даже смешно. Это трогательное создание, у которого голова дракона и туловище льва, его, как это обычно бывает в таких случаях, «играют» два артиста: один изображает передние ноги, другой — задние.

ЛЮБОВЬ ПОД КУПОЛОМ

Шоу Цирка дю Солей — это не просто набор сложных номеров, каждый такой номер — это рассказ не только о силе и ловкости, но и о стремлении преодолеть себя. Так и в шоу Dralion.

...Основа декорации — огромная стена, на которой разместились несколько крошечных приступок. Их используют в номере с прыжками на батуте. В доли секунды артист взлетает вверх и оказывается на этой ступеньке, его партнер в это время, взмывая вверх, делает шаг, находясь перпендикулярно стене, и оказывается на самой верхней точке. Публику охватывает настоящий детский азарт, когда она следит за этими мгновенными взлетами и падениями артистов.

...Акробаты прыгают через кольца, колец становится все больше и больше, их поднимают все выше и выше. Артисты словно «ныряют» в них, и ритм, в котором все это происходит, не позволяет ни на минуту оторваться от сцены.

...Мужчина и женщина в синих костюмах, символизирующих стихию воздуха, взмывают под самый купол. Это не просто набор сложнейших трюков — это любовный дуэт, где есть страсть, есть отчаяние, есть потеря и обретение. Есть страсть, чувственность и тот самый полет, отличающий любовь от влюбленности.

А три клоуна в течение всего вечера выстраивают перед нами свой мини-спектакль с репризами, с комедией положений, и шутками, иногда наивными, но сделанными в традициях жанра площадкой комедии, той самой, что «родилась на площади» в вольной Венеции.

И над всем этим, как плотное облако, массив музыки — шесть музыкантов и певица. Тот самый компонент, который не просто создает настроение и диктует ритм, но и подпитывает энергией все шоу, всех его персонажей. И не надо пытаться понять тот «придуманный» в этом цирке язык, дело не в нем, а в том, что музыка и пение пронизывает каждого сидящего в зале.

Премьера Dralion в ледовом дворце Санкт-Петербурга прошла при аншлаге, было заполнено все 4,5 тысяч мест, хотя в зале их в два раза больше, но эта половина закрыта для установки арены и партера. Казанцы, жители города, где Восток и Запад сошлись и гармонично сосуществуют, увидят шоу-притчу уже 21 февраля.