Ильдар Халиков поручил рассмотреть ситуацию исполкому Казани, где количество доставленных к медикам выпивох за год выросло в 2,6 раза — с 304 до 805 случаев

КОЛИЧЕСТВО АЛКОГОЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ В РТ ЗА ГОД ВЫРОСЛО НА 40%

Сегодня 40-процентный рост алкогольных отравлений по итогам минувшего года в Татарстане констатировал на коллегии своего ведомства глава Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко. За год на мощный постзастольный синдром пожаловались медикам 1594 татарстанца вместо 1137 годом ранее. При этом насмерть в прошлом году отравились 335 татарстанцев против 292 в 2012 году.

— Существенный рост алкогольных отравлений — главный показатель, и на коллегии Госалкогольинспекции в первую очередь необходимо ставить его, — подчеркнул присутствовавший премьер-министр РТ Ильдар Халиков. — Практически один человек в день умирает от алкогольных отравлений! Нас не может не беспокоить такой стремительный рост. Мириться с тем, что неизвестные люди неважно из каких стран или регионов травят татарстанцев, мы не можем...

Отдельно Халиков поручил рассмотреть ситуацию исполкому Казани, где количество доставленных к медикам выпивох за год выросло в 2,6 раза — с 304 до 805 случаев.

ПРОДАЖИ ЛЕГАЛЬНОЙ ВОДКИ В РТ УПАЛИ ПОЧТИ НА ЧЕТВЕРТЬ: ВСЕМУ ВИНОЙ — КОНТРАБАНДА

В целом власти РТ связывают взлет отравлений с нелегальным алкоголем. Как оказалось, «белый» рынок алкоголя в РТ серьезно просел. Легального спиртного в РТ выпили на 970 дал меньше, то есть на 13%. А водки — на 1 млн. дал, это минус 24%. Лидерами снижения стали Атнинский район — 25%, Буинский, Кайбицкий, Рыбо-Слободский, Спасский районы — 23%, а также Дрожжановский, Тюлячинский и Чистопольский районы.

— Есть ряд объективных причин, — пояснил Марченко падение объемов продаж. — Это рост минимальной цены на алкоголь, пропаганда здорового образа жизни, запрет ночных продаж. Но основная причина — скачок нелегального оборота...

Доля нелегального рынка алкоголя — не менее 10%, а водки — до 20%, считают в Госалкогольинспекции. В ходе проверок 3 млн. дал алкоголя признаны не соответствующими требованиям ГОСТа, безопасности и легальности не соответствуют чуть более 68 тыс. дал алкогольной продукции. В общем объеме забракованного алкоголя на виноградные вина приходится 46%, 15% — на водку, 14% — на коньяки, 9% — на шампанские и игристые вина. Ситуация в пивной отрасли тоже не радует. Продолжается рост объемов производства «Булгарпива» — за год они выросли почти на 17%. Но пивовары «Москва-Эфес» снизили объемы на 12%.

Главным бичом «белого» рынка стала, напомним, казахстанская контрабанда. За последнюю декаду декабря было задержано 12 фур — изъято более 6 тыс. литров. Всего в 2013 году и за январские праздники борцы с нелегальным алкоголем задержали 54 грузовика и изъяли около 40 тыс. л алкоголя.

— Хочется отметить, что мы не проиграли ни один судебный процесс против перевозчиков казахстанской продукции — вся она конфискована, — отметил Марченко.

В последние годы шло системное увеличение доли легальной продукции, но 2013 год стал провалом, констатировал Халиков. Столь резкого снижения легального оборота алкоголя не наблюдалось уже давно.

— То, что почти на 24 процента снизились продажи легальной водки, — ситуация, близкая к чрезвычайному происшествию, — заявил премьер, который, напомним, занимает также пост председателя совета директоров «Татспиртпрома». — Более того, если бы эти показатели являлись фактором снижения потребления водки, мы бы этому только рукоплескали. Но та масштабная работа, которая была проведена в декабре МВД, и данные минздрава показывают обратную картину...

Все это означает, что пропал контроль за качеством алкоголя, считает Халиков. И на столы татарстанцев стали попадать непонятного качества напитки, и теперь алкогольное направление перешло в разряд особого внимания полиции, у которой и без водки хватает проблем.

— Если есть нелегальная водка, ее не только пьют, ее где-то продают, — отметил премьер-министр, поставив перед главами районов задачу выявления таких мест. — Полностью ограничить ввоз на территорию РТ достаточно проблематично — мы не можем оснастить всю республику пограничными постами на каждой дороге. Но точки сбыта мы можем и должны ограничить... Если их находит житель — и если продавцы находят нелегальные схемы продажи — мы должны их упреждать раньше, чем эта отрава попадет на столы татарстанцев. Мириться с тем, что неизвестные люди, неважно из каких стран или регионов, травят татарстанцев, мы не можем.

«Татспиртпром» Гиоргия Куприянова почти на треть увеличил производство водки
«Татспиртпром» Гиоргия Куприянова почти на треть увеличил производство водки

«ТАТСПИРТПРОМ» СТАЛ ЛИДЕРОМ ПО ОБЪЕМАМ ПРОИЗВОДСТВА ВОДКИ В РФ

Впрочем, прозвучала на коллегии и еще одна новость. В 2013 году «Татспиртпром» почти на треть увеличил производство водки. По объемам производства он вышел на первое место в РФ среди производителей. В результате по объемам производства водки Татарстан — на втором месте в РФ после Московской области. Общий объем — 9,4 млн. дал.

Впрочем, львиная доля водки, разлитой на заводах «Татспиртпрома», — это лицензионное производство под брендами, принадлежащими другим компаниям. В портфеле производителя более 100 их наименований, отметил Марченко. В частности, это такие известные марки, как «Мороз и солнце», «Флагман», «Казенка», «Немирофф», «Дрова» и другие. И за год объем «лицензионки» вырос вдвое — до 4,8 млн. дал. Сумма уплаченных налогов составила 16,8 млрд. рублей, из них акцизы — 13,8 млрд., в бюджет РТ уплачено более 8 млрд. рублей.

Кроме того, «Татспиртпрому» удалось продать «на сторону» 1,1 млн. дал продукции собственных брендов — это 29% объемов их производства.

— Задачи, которые ставились перед «Татспиртпромом», выполнены, — с удовлетворением констатировал премьер. — За пять лет почти десятикратный рост объема продаж на сторону, это подтверждает то, о чем мы говорили всегда. Продукция высочайшего качества, по которой меньше всего издержек по здоровью татарстанцев, — нахваливал он продукцию компании. Кстати, напомним, что Халиков возглавляет совет директоров «Татспиртпрома».

Вместе с тем в целом ситуация на алкогольном рынке не радует. Вернувшись к падению рынка, Халиков констатировал, что эти цифры не связаны исключительно с недоработкой команды Госалкогольинспекции. В 2013 году одновременно наложился целый ряд факторов: и запрет на продажи ночью, и появление Таможенного союза. Провал «белого» рынка алкоголя не только в РТ — в Марий Эл водка «просела» на 27%, в Удмуртии — на 30%.

— И это тоже псевдопадение — цифры почти прямо пропорциональны объемам нелегального алкоголя, который попадает на прилавки россиян, — подчеркнул Халиков. — Вопрос стоит на контроле президента республики. И более того, министр внутренних дел теперь еженедельно докладывает о ситуации...

Завершая коллегию, которая шла в режиме видеоконференции с районами РТ, премьер потребовал подключиться к решению проблем местные власти и призвал остановить вал контрафакта в 2014 году.

IMG_2057.jpg
На 2014 год Госалькогольинспекция РТ поставила перед собой задачу проверки деятельности крупных торговых сетей, которые игнорируют местную продукцию

ЭФФЕКТ «ТАТСПИРТПРОМА» — НИЗКАЯ БАЗА-2012

Прокомментировать ситуацию корреспонденты «БИЗНЕС Online» попросили экспертов.

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

— Рост производства продукции связан только с одним — с тем, что первые полгода 2012-го (у нас же в 2013-м идет сравнение с 2012-м) не производила на мощностях «Татспиртпрома» продукцию Крымская водочная компания из Украины. Они пришли во втором полугодии. Поэтому такой рост. В первом полугодии рост был чуть ли не в 50 процентов. В этом, 2014, году будет падение производства процентов на 10.

В основном Татарию и «Татспиртпром» спасает контрактное производство. Там большое количество привлеченных компаний, которые эту продукцию производят и вывозят за пределы республики.

Действительно, производство водки и ликеро-водочных изделий в России в 2013 году упало на 12 процентов. В Татарии продажи упали тоже примерно на 10 - 15 процентов. Падение рынка на 20 - 25 процентов связано с тем, что происходит замещение легальной продукции казахской и другой водкой. Просто слишком дорогим стал легальный алкоголь для жителей Татарстана. Не зря еще месяц назад руководителем татарской Госалкогольинспекции было озвучено, что у вас целые районы перестали покупать легальную водку. Ситуация в этом году будет еще хуже, но не намного, процентов на 10. В 2014 году тоже будет сокращение объемов продаж. Водка дорожает уже со 170 в прошлом году до 220 рублей в этом году.

Почему выросли объемы продаж за пределы республики? На мой взгляд, это вызвано тем, что «Татспиртпром» поставляет водку в сеть «Магнит». «Магнит» — это 8 тысяч магазинов по всей России. Я думаю, что это прежде всего водка «Граф Ледофф».

Что касается отравлений, ситуация в России вполне нормальная, так же как и в Татарии. У нас не растет число отравлений алкоголем, держась в пределах 8 тысяч человек в последние годы. Это происходит потому, что суррогаты у нас нормальные. У нас не пьют метиловый спирт и так далее. На самом деле треть крепкого алкоголя — это легальная продукция, треть объема — нелегальная продукция заводского производства с украденным акцизом, и треть — это откровенные суррогаты, то есть спиртосодержащие жидкости, самогон, технические жидкости, аптечные настойки, водка, которая производится кустарным образом в гаражах и продается с рук. Вся эта продукция в целом относительно безопасная. От нее никто не умирает. Может, через 10 лет загнутся люди, но не сразу. Производство суррогата — это гигантский бизнес. В прошлом году суррогата было продано 800 миллионов литров в России. Эти суррогаты — это не нелегальная продукция, это заменители! Производители суррогата заинтересованы, им выгодно производить нормальную продукцию суррогатную, чтобы вдоль дорог не валялись миллионы трупов. Если бы 800 миллионов литров выпили бы отравленного алкоголя, загнулись бы от него 15 миллионов человек! У нас суррогаты пьют минимум 15 миллионов человек. Нелегальную продукцию пьют 20 миллионов человек. Легальную продукцию пьют примерно 35 миллионов человек.

Вот такая ситуация в России: слишком жадное государство, слишком дорогой алкоголь, слишком дорогие акцизы. Ну и самое главное, что наш алкоголь в 5 - 7 раз относительно дороже, если брать минимальную зарплату и цену алкоголя, чем в любой европейской стране. В регионах Татарии зарплата — 8 - 9 тысяч рублей, самая дешевая бутылка водки — 245 рублей. Делим, и получается 30 бутылок водки. Берем пособие по безработице в Германии — около тысячи евро, самая дешевая бутылка водки — 4,5 евро, это 200 с лишним бутылок. 30 в России и более 200 в Германии. Мне говорят: а что ты так считаешь? Посчитай по-другому. У нас налоги — 13 процентов, у них — 40 процентов. Я говорю: давайте посчитаем. Они на продукты питания и напитки тратят 8 процентов месячного заработка, а у нас 40 - 45 процентов уходит. Это тоже все ставит на свои места.

Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

— Почему казахстанская водка вытесняет местную?.. Вытесняет всегда цена-качество. Качество водки оценить практически невозможно, берется спирт, разводится с водой... Единственный путь удержать рынок — сделать производство водки госмонополией. Не случайно в царский, советский период эта монополия существовала!

Сейчас же это большая прибыль — процентов 300 прибыли, поэтому... Как водка производителей Таможенного союза вытесняет, понятно, она более дешевая по сравнению с теми предприятиями, которые платят все налоги и акцизы в России. Естественно, и торговые сети берут дешевую водку, она находит своего потребителя. Никогда не будет человек в условиях роста потребительских расходов — а это и ЖКХ, и продукты, да все почти — брать что-то дорогое. Поэтому странной можно назвать саму постановку вопроса, почему эта водка вытесняет... Она просто более дешевая.