ЗА ТЫСЯЧУ ПОСЕТИТЕЛЕЙ С МОМЕНТА АНОНСИРОВАНИЯ

Сегодня исполком Казани официально открыл новый интернет-проект — для сбора идей и пожеланий в области информатизации столицы РТ. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» советник Ильсура Метшина в области IT Дмитрий Еремеев, сайт создан для систематизации предложений всех, кто так или иначе готов не только предложить что-то новое, но и поучаствовать в реализации идей сфере IT-технологий.

— С момента моего назначения в качестве советника мэра мне стали писать e-mail, личные сообщения «ВКонтакте» и даже факсы с различными предложениями, — признался Еремеев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Переговорив с коллегами, я понял, что такая ситуация не уникальна. Но зачастую не все поступающие идеи можно быстро оценить, составить свое мнение, реализовать, даже просто запомнить!

Тем временем только что запущенный проект довольно быстро набирает популярность — с момента его анонсирования сайт уже посетили более тысячи человек. Такой интерес позволяет создателю площадки выявить казанцев с активной жизненной позицией, реализовать механизмы обратной связи и расставить приоритеты в работе, считает Еремеев.

Напомним, что о назначении основателя группы компаний FIX своим единственным советником мэр Казани объявил в конце ноября прошлого года. Этот кадровый шаг градоначальник объяснил тем, что IT, по его мнению, одна из приоритетных точек роста Казани. «IT-отрасль развивается даже не семимильными, а десятимильными шагами. Мы с нашей инфраструктурой от этого серьезно отстаем, — отметил Метшин, представляя Еремеева коллегам по исполкому. — Я вижу, что, начиная с ЖКХ и заканчивая ГлавАПУ, комитетом по имуществу, загсом, мы можем добиться серьезных успехов, но для этого нужна общая воля. Поэтому ему придается такой статус и соответственно — кабинет через приемную напротив мэра. Прошу любить и жаловать. К этому вопросу сам буду серьезно относиться».

На сайт не было потрачено ни копейки денег, он построен на базе бесплатной платформы

СЕРВИС НЕ ПОТРЕБОВАЛ БЮДЖЕТНЫХ ВЛИВАНИЙ

Но вернемся к новому IT-проекту. Поступившие через интернет-сервис идеи будут рассматриваться — и, если они вызвали широкий резонанс и не требуют серьезных финансовых затрат, их реализация не заставит себя долго ждать. По тем идеям, где необходимы ресурсы, информация будет доводиться до профильных комитетов исполкома и мэра города.

— При этом я рассчитываю, что граждане, предложившие идеи, смогут и поучаствовать в их реализации, — добавил Еремеев. — Не исключено, что к проекту могут присоединиться частные компании и госучреждения, которые захотят реализовать те или иные идеи своими силами. Мы будем всячески приветствовать такие инициативы.

Насколько предложенный проект пересекается с существующими сервисами? Есть же проекты «Народного контроля» или «Жалуйтесь.ru»... Впрочем, как пояснил советник, функционал новой системы не пересекается с подобными сайтами — в конце концов, они созданы, скорее, с целью выявления проблем, а не высказывания идей на перспективу.

Сам сервис, к слову, создан также без вложения каких-либо городских средств.

— На сайт не было потрачено ни копейки денег и было потрачено примерно два часа времени, он построен на базе бесплатной платформы, — пояснил Еремеев. — В дальнейшем, если удастся выработать эффективный механизм взаимодействия на примере данного ресурса, я буду рекомендовать его применение не только в сфере IT, но и во всех городских процессах.

ПЯТЕРКА ЛУЧШИХ ИДЕЙ

Чтобы отсеять шутки или банальный мат, предложения проходят премодерацию. «Шутники» уже активно высказываются — в качестве примера наш собеседник рассказал, что один из посетителей сайта предложил перекрасить все дома Казани в оранжевый цвет. Кроме того, необходимо также отсеивать дублирующиеся идеи.

В Топ-5 идей, собравших максимальное количество откликов, вошло предложение реанимировать сайт bus.kzn и максимально отражать информацию по движению общественного транспорта в городе, чтобы можно было оперативно почитать online-прогноз и не мерзнуть на остановках. Еще одна идея — создание ресурса для построения «хамского рейтинга» чиновников исполкома. «Предлагаю каждый раз после завершения телефонного разговора с любым госучреждением оценивать то, как с тобой поговорил ленивый служитель закона», — пишет автор идеи. Еще один пользователь предлагает создать сайт, где будет отражаться вся информация о строящихся в Казани объектах. Благо, что подобную интерактивную картинку, только по бесхозным строениям, уже реализовал сайт КЗИО. Замыкают пятерку популярных идей сервис для записи к врачам и предложение по установке online-камер на дорогах Казани.

Фиксируется ли авторство идеи? Как пояснил Еремеев, сайт связывает профиль оставившего запись посетителя с каким-либо аккаунтом пользователя в соцсетях.

— Во всем мире краудсорсинговые механизмы и гражданские инициативы — это тренд, и чиновник должен не воровать идею и казаться самым умным, а наоборот показать, что он ее услышал и поддержал, — добавил он. — Предлагая идею, вы должны для себя прежде всего понимать, что предлагаете ее для того, чтобы реально улучшить жизнь города. А не с целью «запатентовать» и заработать.

Всего же на сайте появилось около трех десятков IT-идей — за каждую из них можно проголосовать, прокомментировать и таким образом поднять либо понизить ее рейтинг.

ЕСЛИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НЕ УСТАНОВИТСЯ, РЕСУРС ПОСТЕПЕННО СОЙДЕТ НА НЕТ?!

Газета «БИЗНЕС Online» спросила экспертов, как они оценивают новый сайт.

Марат Бикмуллин — генеральный директор ООО «Информационные системы»:

— У мэрии и так есть неплохая обратная связь на портале, поэтому просто сделать сайт — этого мало. Необходимо, чтобы о нем знали, чтобы им пользовались. В любом случае обратная связь очень нужна, важно, чтобы те предложения, которые поступают на сайт, нашли свое отражение, реализацию или хотя бы получили комментарий.

Кроме того, есть прекрасная альтернатива для решений IТ-вопросов — это Twitter. Например, министр связи Николай Никифоров всегда открыт к предложениям и просьбам в своем аккаунте. Все поступающие предложения и отзывы доступны для всех читателей. Я думаю, это очень удобно, ведь информация поступает из первых уст.

Если у меня появятся какие-то идеи по этому вопросу, почему бы и нет, можно им воспользоваться.

Тимур Тимуршин — соучредитель общественной организации «АнтиКоррупция»:

— Высокие технологии позволяют получать обратную связь от населения быстро, по практически любым вопросам. Хорошее тому доказательство — сайт госуслуг «Народный контроль». Там есть все необходимое для решения проблем: система оценки, репост, голосование. Самое главное, чтобы все пользователи портала были идентифицированы либо через соцсети, либо через тот же сайт госуслуг. Анонимность не ведет к конструктивному решению проблемы. Кроме того, на новом портале должен быть контроль исполнения этих инициатив. К сожалению, очень часто просьбы и предложения от населения остаются на уровне отписок по факту, а конкретное решение вопросов можно ждать и месяцами.

Новый сайт будет обречен на успех, если у проекта будут кураторы поступающих вопросов и предложений, которые будут эти просьбы реально доводить до внимания мэра. В противном случае, если обратной связи не установится, ресурс постепенно сойдет на нет. Будем надеяться, что это действительно новый рабочий инструмент.

Что касается альтернатив, то, наверное, это наиболее идеальный вариант, главное, чтобы была обратная связь.

Я и сам не раз выходил с предложениями, как, например, через «Народный контроль» я выступил с инициативой о граффити на домах города с патриотическим уклоном, поэтому опыт в подобных проектах у меня есть. Сейчас также немало идей, по большей части они касаются вопросов о борьбе с коррупцией. Думаю, я бы с удовольствием опубликовал их на новом портале.

Нияз Гараев — агентство интернет-рекламы «Реаспект»:

— Аналогичные сервисы есть на портале tatar.ru. По каким-то нормативным актам, приказам чиновники обязаны отвечать, реагировать на все сообщения, которые там есть. Сколько я видел сообщений моих друзей в Facebook, в «ВКонтакте» и сам сколько с этим сталкивался — приходят исключительно отписки: по регламенту ответить надо, они обязательно ответят, отреагируют. Будет примерно так: «Уважаемый Нияз Наилевич, мы приняли вашу заявку, доводим до вашего сведения, что в бюджете не предусмотрены средства на эту фигню, но мы обязательно эту фигню учтем». Это стандартный ответ под копирку. Я видел много разных сообщений, когда люди жаловались на все что угодно, предлагали все что угодно и получали отписки.

Это будет очередная лабуда! Люди уже такими сервисами пользуются, голосуют, пишут, просят проголосовать за их идею. Все кончается отписками. Пока на проблему не обратит внимание какое-нибудь первое лицо, никто ничего делать не будет.

Всегда в полуторамиллионном городе найдутся те, кто будет на этом сайте что-то писать, кто-то будет эти предложения «лайкать», обсуждать, а толку-то? Если у чиновников это не запланировано, под это дело не выделены бюджеты, кто это будет делать, зачем? Я уже пользовался подобными сервисами, но больше я на это время тратить не буду.

ШАГ ВПЕРЕД, СВЯЗЫВАЮЩИЙ ВИРТУАЛЬНУЮ И РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ??

Борис Бауман — резидент бизнес-инкубатора казанского IТ-парка, проект realspeaker.net:

— Вся городская система развивается за счет пользователей. Те, кто находится «у руля», не должны заниматься изобретением велосипеда, они должные решать другие, управленческие вопросы, их задача — управлять. А мы как жители города всегда должны иметь портал, куда можно обратиться. Например, есть служба, которая отвечает за дорожное строительство, за озеленение города, а к кому обратиться к предложениям в области IT?

Имея подобный портал, мы как будто то имеем визитку высокопоставленного лица, к которому можно обратиться. Однако хотелось бы, как и в книге жалоб и предложений, иметь на них ответ или комментарий. Сетка отзывов должна быть построена так, чтобы каждый отзыв получал свое решение.

Высокие технологии используются во всех сферах. Безусловно, я бы воспользовался таким порталом, предложил бы увеличить количество точек Wi-Fi.

Аскар Гатиатуллин — казанский блогер:

— Городские сервисы могут получиться очень важными, если к ним привязать авторизацию через ЕСИА — федеральный портал госсуслуг. Такую привязку уже можно видеть, например, на сайте «Российской общественной инициативы».

Таким образом, пользователь становится не случайным анонимом, а документально подтвержденным лицом. Соответственно, вся активность на портале также обретает юридическую силу.

Это был бы большой шаг вперед, связывающий виртуальную и реальную жизнь.