ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДКА ЛИБЕРАЛОВ

Либерально настроенные политики, экономисты, представители бизнеса и деловых кругов собрались вчера в Москве на своей главной интеллектуальной площадке — стартовавшем Гайдаровском форуме. Четыре дня он будет проходить в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). В этом году форум носит непугающее (в плане кризиса) название «Россия и мир: устойчивое развитие». «Он будет посвящен главной проблематике, связанной с посткризисным развитием. Мы хотим понять главные тенденции развития мира и определиться с тем, что происходит в России, с нашими внутренними проблемами и найти решение на среднесрочную и долгосрочную перспективу», — определял на днях цель мероприятия экс-министр финансов Алексей Кудрин. Ректор РАНХиГС Владимир Мау отмечал, что Гайдаровский форум — это «сплав практикующих экономистов и политиков».

Заметим, что Гайдаровский форум проходит уже в пятый раз. Он был учрежден в память о Егоре Гайдаре, который скончался в декабре 2009 года, а в январе 2010 года, соответственно, прошла первая конференция, посвященная экономисту. С тех пор и появилась традиция проводить в январе Гайдаровский форум, который стал ключевой площадкой для обсуждения либеральных идей и глобальных процессов, происходящих в России и мире. В прошлом году, согласно данным организаторов, мероприятие за четыре дня работы посетили рекордные 3,5 тыс. человек и 250 экспертов, среди которых не только российские министры и экономисты, но также лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Манделл, директор департамента экономического прогнозирования Всемирного банка Ханс Тиммер, гендиректор Всемирной торговой организации Паскаль Лами и др.

В этом году, по словам Кудрина, ожидается не менее 3 тыс. участников. Среди «звездных» экспертов прибыли министр экономического развития Алексей Улюкаев, министр финансов Антон Силуанов, президент Сбербанка Герман Греф, первый зампредседателя правительства Игорь Шувалов и другие. Среди иностранных гостей числятся генсек ОЭСР Анхель Гурриа, экс-председатель совета министров Италии 2011 - 2013 гг. и пожизненный сенатор Марио Монти, экс-президент Чехии Вацлав Клаус и прочие.

Сегодня в работе форума примет участие президент Татарстана Рустам Минниханов. Отметим, что он принимает участие в Гайдаровском форуме с 2011 года, причем неизменно выступает с докладами — о «точках роста» республики, о перспективных направлениях. Одним из самых ярких было его участие в прошлом году, когда на секции, посвященной конкурентоспособности России и глобальном позиционировании регионов, он заявил, что в РФ пока необходимо ручное управление, «нужно подсказывать регионам, в каком направлении двигаться».

Сегодня же Минниханов сначала подискутирует на секции Doing business in Russia 2.0, где модератором выступит председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Также в ней будут участвовать директор департамента глобальных индикаторов и анализа Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. А после состоится панельная дискуссия, полностью посвященная нашей республике: «Татарстан: создавая будущее». Модератором ее выступит хорошо знакомый в республике экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. Помимо него, обсуждать ситуацию в РТ будут профессор нью-йоркского университета в Абу-Даби Георгий Дерлугьян, ректор российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Владимир Мау, профессор Гарвардского университета Тимоти Колтон.

МЕДВЕДЕВ НАЧАЛ С ПРАВИЛЬНЫХ СЛОВ

В этом году, по оценке корреспондента «БИЗНЕС Online», организаторы учли ошибки форума прошлого года, когда в первый день у входа выстроилась огромная очередь. Свою роль, надо сказать, негативную, сыграли и сотрудники Федеральной службы охраны, которые придирчиво досматривали каждого. В этом году организаторы действовали более грамотно: выдавали бейджи разного цвета, на входе установили пропускные системы. Обладатели красных бейджей без проблем попали в зал пленарных заседаний в пятом корпусе, а вот тех, кто с синими, посадили в актовый зал в первом. «После трех, когда снимут режим, можете передвигаться свободно», — поясняли организаторы, имея в виду ограничения, связаные с приездом премьер-министра Дмитрия Медведева. Впрочем, на утреннюю пленарку удалось пройти и СМИ. Видимо, в последний момент организаторам стало ясно: зал не заполнен, и стали впускать всю прессу. Далее оставили только «красных».

Как и в прошлый раз, на форуме выступил премьер-министр Медведев, которого, как известно, эксперты считают прозападным и либеральным политиком (в отличие от консервативного Путина). Премьер говорил о тех вызовах, которые стоят перед Россией, и тех мерах, которые предпринимает правительство, чтобы сохранить устойчивый рост в посткризисной ситуации. Прежде всего, он отметил, что «готовых рецептов нет ни в одной стране, нет универсального лекала, по которому можно было бы нарисовать контуры посткризисного мира».

Он признал, что в отечественной экономике действительно идет замедление, которое связано с внутренними проблемами. При этом есть и внешние причины — рецессия в Европейском союзе. «Наблюдаемое сейчас торможение российской экономики обусловлено, прежде всего, внутренними проблемами нашего развития, теми структурными и институциональными ограничениями, которые не дают нам выйти на принципиально новый уровень развития», — заявил Медведев. Он полагает, что нынешние проблемы стали не результатом прошлых ошибок (их, он уверен, было мало), а эффектом успешной политики, проводимой в последние 10 - 12 лет.

В то же время, по его мнению, в России уже достаточно высокий уровень благосостояния, при этом проблемы кроются в качестве рабочей силы при ее высокой цене, а это может привести к проблемам в конкуренции с развитыми странами.

Главной целью Медведев ставит повышение качества труда, товаров, продуктов и проектов, которые в конце концов определяют качество жизни. Премьер долго рассуждал о повышении качества труда за счет и создания 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, и гибкости этого рынка, и мобильности трудовых ресурсов, и их готовности к переподготовке.

Тема образования также, по мнению Медведева, заслуживает отдельного внимания, потому что принцип «одна жизнь — один диплом» быстро устаревает. Кроме того, премьер заверил, что продолжится улучшение условий ведения бизнеса в России, причем это делаться будет с оглядкой на российского инвестора, малый и средний бизнес, однако страна заинтересована и в иностранных инвестициях. «Наша основная задача — сделать условия для ведения бизнеса в России или, как сейчас модно говорить, национальную юрисдикцию, комфортными и конкурентоспособными, снять инфраструктурные и институциональные ограничения для деловой активности, создать эффективную систему стимулов для инвестирования в реальный сектор, в инновационные проекты и в региональное развитие», — сказал Медведев.

Премьер, по ощущениям корреспондента «БИЗНЕС Online», говорил, как всегда, складно и, вроде бы, правильные вещи, с которыми сложно не согласиться, вот только рецепт по выходу из стагнации российской экономики не дал...

АЛЕКСЕЙ УЛЮКАЕВ: «С ПРОШЛОГО ГОДА МЫ ВОШЛИ В ПРОТИВОФАЗУ С МИРОВЫМ РАЗВИТИЕМ»

В этот же день на отдельной панельной дискуссии выступили министры экономического развития Улюкаев и финансов — Силуанов. Улюкаев, открывая первую панельную дискуссию Гайдаровского форума, начал с того, что отметил перемены в глобальной ситуации: оживает Еврозона, неплохие сигналы подает американская экономика. При этом Улюкаев уверен, что кризис не закончился, да и кризисом назвать ситуацию нельзя, скорее, это «смена модели экономического развития». Причем он пессимистически полагает, что таких темпов роста, которые были в первые 5 - 7 лет столетия, уже не будет.

Что касается России, то глава МЭР убежден, что снижение темпов роста ВВП в 2,5% (а это в лучшем случае) будет сохраняться до 2015 года, тогда как мировые показатели будут на уровне 3,5%. «С прошлого года мы вошли в противофазу с мировым развитием, и это отрицательная противофаза», — сказал он. По его мнению, это «серьезный вызов» для России, на который надо отвечать, а задача Гайдаровского форума — найти ответы.

Улюкаев отметил, что можно было бы пойти на резкое смягчение денежно-кредитной политики и бюджетной политики, если учесть бездефицитный бюджет и низкую долговую нагрузку. Однако он считает такое решение временным, которое бы привело к «разбалансировке основных институциональных и структурных основ экономики». Вывод — «этим пользоваться нельзя».

Министр видит принципиальное решение в том, чтобы уйти от зависимости от факторов нестабильной глобальной экономики, а для этого надо создавать условия для внутренних инвестиций и делать ставку на умеренную норму возврата на капитал при низких рисках. При этом от отметил, что если в прошедшем году рост инвестиций в основной капитал был нулевым, то уже с 2014 года ожидается рост иностранных инвестиций. «С моей точки зрения, это неустойчивый рост, так как он связан с экстремально высокой нормой возврата на капитал — до 30 процентов», — сказал Улюкаев. Он обратил внимание на то, что такая норма возврата на капитал в дальнейшем невозможна, так как инвесторы берут на себя повышенные страховые риски. Надо же, по его мнению, использовать модель, когда доходность более низкая, однако и риски тоже.

АНТОН СИЛУАНОВ: «ХОТЕЛИ ЗАЛЕЗАТЬ В КУБЫШКУ, А В ИТОГЕ В НЕЕ ЕЩЕ И ОТЛОЖИМ»

Силуанов, подводя итоги 2013 года, пришел к выводу, что итоги эти не так плохи, тем более планы правительства были выполнены, а иногда и перевыполнены. Так, дефицит бюджета был запланирован на уровне 0,8% ВВП, а вышло — 0,5% ВВП. В то же время не пришлось залезать и в Резервный фонд. Напротив, планируется пополнить его на 200 млрд. рублей, однако, как подчеркнул министр, в условиях 2013 года следовало бы внести в него почти триллион рублей. «Надо было больше отложить средств в подушку безопасности», — сказал он.

У министра вызывает беспокойство дефицит региональных бюджетов, который увеличился более чем в два раза и составил 700 млрд. рублей. При этом дефицит удалось покрыть за счет ресурсов, накопленных ранее. Но в 2014 году такой возможности не будет, предупредил Силуанов. Он добавил, что регионам в таком случае надо дать больше возможностей для маневрирования в определении приоритетов.

Первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева с облегчением заметила, что за минувший год не произошло новых финансовых кризисов, однако наметились новые тренды. Так, экономический рост замедлился не только в России, но и в других развивающихся рынках — в Мексике, Бразилии, Индии, Китае. «В целом, в круге стран с развивающейся экономикой, в том числе и в России, можно говорить о такой проблеме, как стагфляция, то есть об экономическом росте и его замедлении, который сопровождается всплеском инфляции», — сказала она и добавила, что стратегию дальнейшего развития надо выстраивать, учитывая этот вызов.

ГЕРМАН ГРЕФ: СОВЕТУЮ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В ШВЕЙЦАРСКИЙ ФРАНК

Оживил дискуссию председатель правления Сбербанка Греф. Свое выступление он выстроил в соответствии с вопросами, которые ставились перед участниками панели в программе форума: государственная экономическая политика в условиях нестабильности; структурные и стабилизационные меры экономической политики; будущее мировых резервных валют; обновление мировой финансовой архитектуры.

Сначала Греф заявил, что термин «мировая финансовая архитектура» не понимает. «Как только пойму — скажу», — обнадежил он. Вместо рассуждений про резервные валюты Греф представил таблицу, которой посоветовал руководствоваться простым гражданам при выборе тех валют, в которых стоит хранить сбережения. Фаворитом здесь оказался швейцарский франк, далее следуют валюты Норвегии и Швеции. Рубль, согласно исследованию главы Сбербанка, оказался на 11-м месте, доллар — лишь на 9-м месте, а евро вовсе не попал в «грефовский» рейтинг.

Далее он начал рассуждать о структурных и стабилизационных мерах экономической политики и нашел уже в самой формулировке вопроса противоречие. «Структурные меры подразумевают изменение, а это дестабилизация, а стабилизация — это сохранение показателей», — пояснил Греф. «Низкие темпы роста — это, наверное, и есть стабильность», — разрядил он обстановку и добавил, что в России темпы роста будут по-прежнему ниже мировых показателей.

Не стал глава Сбербанка давать рекомендации, потому что, по его словам, надо сначала ответить на вопрос о том, какой должна быть экономическая политика. Греф рассказал о своих мытарствах по сайтам министерств в поисках ответа на этот вопрос. Не нашел — таков итог. Поэтому он искренне уверен, что сначала программу правительства стоило бы задекларировать, иначе дальнейшие действия правительства непонятны.

Главный совет Грефа: «В условиях нестабильности нужно сохранять оптимизм». Не сразу, но зал отреагировал на этот тезис аплодисментами. В качестве примера эксперт привел китайцев, которые говорят, что во всем нужно видеть новые возможности. Поддержал он и российское чиновничество, заявив, что «в Европе те еще бюрократы». «Российские чиновники — агнцы Божьи по сравнению с европейскими чиновниками», — сказал он.

В заключение своего выступления Греф призвал поддерживать отрасль энергоресурсов. «На мой взгляд, нужно всячески поддерживать этих проклятых нефтяников и газовиков, которые являются основой нашей экономики в целом, — сказал он. — Нефтяное проклятие — это то, что дает нам кусок хлеба. Не было бы его, где бы мы были?»

Полную стенограмму доклада Грефа читайте на сайте «БИЗНЕС Online».

ДЛЯ УСКОРЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИЧИН НЕТ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщалась в кулуарах форума с экспертами и участниками и выяснила их мнение как о самом мероприятии, так и о докладах ключевых спикеров. В целом, настроение у всех пессимистическое.

Александр Мишарин — гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»:

— В выступлениях говорилось, что если Россия будет развивать скоростные железные дороги, энергетику, инфраструктуру, тогда у нее все будет. Наравне с промышленностью, надо развить и железные дороги. В новом отчете ОЭСР тоже как раз говорится об этом, что один из важнейших факторов развития экономики — развитие транспортной инфраструктуры, как грузовых перевозок, так и пассажирских. В области грузовых перевозок — это БАМ и Транссиб, в области пассажирских перевозок — это высокоскоростное движение.

Выступление Дмитрия Медведева было выдержанным. Очень важные направления прозвучали, они сегодня, самое главное, формализованы в программе правительства. Ведь очень важно не только сформировать позицию, важно и реализовать. И то, что сегодня делает правительство — реальное подкрепление принятых решений.

Евгений Ясин — бывший министр экономики, научный руководитель ВШЭ:

— У меня очень хорошие впечатления, прежде всего относительно выступлений Улюкаева, Силуанова и Ксении Юдаевой, хотя она была не так сконцентрирована и собрана. Мне кажется, они сказали всю правду. Остальные бодрящие выступления с Запада... Что сказать? Спасибо за внимание, вежливость и прочее, сами будете разбираться.

Председатель правительства тоже сказал то, что должен был сказать. Он уже не один раз повторяет. Я не против, было сказано много справедливого, но все-таки ключевые проблемы, которые перед нами стоят, не затронул. Это, прежде всего, вопросы доверия — это то, что не относится к материальным ресурсам, это вопросы, которые связаны с тем, что мы должны перестраивать культуру — это самое тяжелое. Нам, в общем, раньше никогда не приходилось перестраивать культуру под достижения каких-то результатов. Это пока не доходит, потому что требует каких-то изменений в руководстве, это тяжелое дело.

Премьер хорошо все понимает: будет два процента роста в год в течение еще 30 лет, мы немножко еще отстанем. Это примерно такой же темп роста, как в развитых странах — это означает, что мы их не догоним.

Сергей Алексашенко — бывший зампред Центробанка, экономист, уехавший осенью в США:

— Я, к сожалению, ничего не услышал от Дмитрия Анатольевича в отношении того, как он и его правительство собираются бороться с теми проблемами, которые стоят перед российской экономикой. Создание рабочих мест — вещь хорошая, но это не есть политика, не инструмент политики, тем более само государство, наверное, должно играть роль в экономике, и рабочие места должно создавать не правительство. Шувалов на первой сессии много говорил о внутренних проблемах, о защите прав собственности, о судебной системе — вот эти проблемы надо решать. К сожалению, премьер об этом ничего не сказал, может, он просто больной, в смысле — физически болен, судя по голосу, у него насморк. Человек был не сильно в духе — прочитал бумажку.

Я не вижу, почему российская экономика должна вдруг ускориться. Любой прогноз строится на продолжение тренда. У нашей экономики — тренд к замедлению. Для того, чтобы она развернулась, это называется точкой перелома, должно что-то произойти, поменяться, причем достаточно сильно, чтобы экономика ощутила. Чтобы Земля сошла со своей оси, в нее должен здоровый метеорит врезаться, поэтому я пока такого метеорита в российской экономике не вижу, который сможет ее с этой траектории свернуть. Поэтому я не вижу шансов на ускорение.

Сергей Пальцев — заместитель директора по экономическим исследованиям Массачусетского технологического института:

— «Великий и ужасный» Джефри Сакс, как его охарактеризовал Мау, с большим оптимизмом смотрит на то, что ждет Россию в будущем. На самом деле, тот рост, котрый слишком замедлился в 2013 году, тогда как другие страны растут быстрее, является тревожным сигналом. В принципе, то, что говорил премьер-министр, правильно, вопрос в том, как все это будет внедряться, как это на самом деле будет исполняться.

Как сказал Греф, люди у нас хорошие есть, и лидеры очень хорошие, вот только исполнителей нет, и система не до конца выстроена и оптимизирована. Все будет зависеть от того, удастся или нет правительству наладить те моменты, на которые стоит обратить внимание.

И господин Улюкаев, и господин Силуанов знают, что делать. Явно, что они находятся в противоречии друг с другом. Один говорит: «Давайте сохранять деньги, которые мы зарабатываем на нефти и газе». Другому это не совсем нравится. В принципе, они знают, что делать, вопрос в том, как это исполнять.

Медведев призывал обращать внимание на демографическую ситуацию, говорил о необходимости жить в новых реалиях, каким-то образом выводить из тени то, что находится в тени. Заявления все громкие и правильные, но их делать легче, чем выполнять.