Рифкат Минниханов
Рифкат Минниханов

КАК ОТЕЦ ОТПРАВИЛ НА ТОТ СВЕТ ЖЕНУ И ТРОИХ ДЕТЕЙ

Сегодня глава республиканской Госавтоинспекции Рифкат Минниханов собрал экстренный брифинг — это была одна из тех встреч, которые он проводит после резонансных ДТП и антирекордов в зачете своего ведомства. 10 декабря прошлого года, когда на дорогах за несколько дней погибли 8 человек, Минниханов уже устраивал подобную встречу. Но если тогда причиной почти всех аварий стало превышение скорости, то в этот раз среди причин трагедий основными можно выделить две другие — выезд на встречную полосу и отсутствие детских удерживающих устройств.

11 января в районе 16 часов в Чистопольском районе на 124 км автодороги Казань — Оренбург водитель автомобиля Mercedes-Benz 1997 года выпуска, двигаясь со стороны Оренбурга в направлении Казани в условиях сильной метели, превысил скорость и выехал на полосу встречного движения. Увидев приближающийся встречный автомобиль, он принял вправо и совершил касательное столкновение с обгоняемым грузовиком Scania, перевозившим бензин. От удара Mercedes-Benz развернуло поперек проезжей части, после чего произошло столкновение с автомобилем Ford Focus, который двигался во встречном направлении. Удар пришелся в левую часть автомобиля Mercedes-Benz.

В Mercedes-Benz находилось семейство из шести человек — отец, мать и четверо детей. В результате ДТП от полученных травм на месте происшествия скончался водитель — отец семейства — и четыре пассажира, трое из которых дети: пяти, десяти и тринадцати лет. Трехлетний мальчик был госпитализирован в ЦРБ с сотрясением головного мозга, ушибами и ссадинами. Мало того что в салоне пятиместного автомобиля находились шесть человек, так в машине не оказалось и детских удерживающих устройств.

— Волей судьбы я оказался на месте буквально через три минуты после этого страшного ДТП, — рассказал Минниханов. — В тот момент, когда я подъехал, на заднем сиденье еще была жива 10-летняя девочка, но спасти ее было уже невозможно. Если бы в машине были детские удерживающие устройства, шанс сохранить жизнь этим детям был почти стопроцентным.

По словам руководителя республиканской ГИБДД, погибшая семья в свое время приехала в Россию из Казахстана. Сперва они жили в Пензе, а минувшей осенью, купив дом в Рыбной Слободе, стали жителями Татарстана. Вся семья придерживалась одного из протестантских течений и ездила в этот роковой день в молельный дом в Чистополе.

— На совести отца теперь эти погибшие дети, — вздохнул Минниханов. — И один ребенок — сирота. Если бы сотрудники Госавтоинспекции своевременно отреагировали и остановили отца семейства, который перевозил детей, нарушая правила безопасности, всех этих жертв удалось бы избежать. Но, к сожалению, их автомобиль с момента их переезда в Татарстан ни разу не остановили — он ни разу не привлекался к ответственности!

Глава Госавтоинспекции заявил, что его подчиненные, которые упустили из вида этого водителя, невольно «отправившего всю семью на тот свет», будут найдены и наказаны. Для этого на дорогах в этом районе уже проходит специальная проверка — на переднее и заднее сиденье машины устанавливают манекен ребенка без детского удерживающего устройства и наблюдают за реакцией сотрудников ДПС. Невнимательным грозит выговор.

БУДУЩЕЕ — ЗА ИСКУСТВЕННЫМИ НЕРОВНОСТЯМИ

А 12 января в 9 часов утра на 883 км автодороги Москва — Уфа водитель «Газельки», по предварительным данным, превысил скорость, выехал на встречку, где совершил столкновение с автомобилем «ВАЗ-21140». После столкновения «Газелька» съехала в кювет встречного направления и загорелась, а «Четырнадцатая» съехала в кювет справа по ходу движения и перевернулась. В результате ДТП водитель и три пассажира «ВАЗ-2114» от полученных травм скончались на месте. Водитель автомобиля «ГАЗ» с различными травмами был доставлен в РКБ.

Минниханов рассказал, что водитель «Газельки» имел стаж вождения два года, был прописан в Саранске и вез товары из Москвы — по словам заказчика, который прибыл на место ДТП, за рулем должен был быть совершенно другой водитель.

— «Четырнадцатая» была не виновата, — заявил Минниханов. — Три молодых человека нашли свою смерть по чистой случайности. За рулем был водитель из Нижнего Новгорода, который возвращался из командировки в Ижевске, и ребята, видимо, попросили его подвезти до Казани.

Рифкат Нургалиевич, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», объяснил: теперь участки, где произошли две эти резонансные аварии, автоматически перейдут в зоны концентрации ДТП — из-за большого числа погибших. Месяц назад Минниханов предложил в таких особо опасных местах снизить допустимую скорость движения на 20 км/ч. По его мнению, сейчас разрешенная скорость для автомобилей в городах не должна превышать 40 км/ч, а на трассах — 70 км/ч. Эта инициатива в среде автомобилистов в основном была воспринята критически. Прошел месяц, но идея Минниханова пока так и осталась нереализованной. Зато к будущему году будет разработана специальная программа искусственных неровностей.

— К сожалению, на сегодняшний день других сдерживающих факторов, кроме сотрудников ГИБДД и использования искусственных неровностей, которые не позволяют людям гонять, у нас нет, — заявил главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по РТ. — Есть система видеофиксации, но статистика показывает, что ее использование не привело к снижению правонарушений. Я не знаю, как это еще можно остановить...

Но от идеи ограничения скорости Рифкат Нургалиевич не отказывается. Он сообщил газете «БИЗНЕС Online» о том, что по итогам 2013 года будет составлен список участков, где допустимая скорость будет снижена. Она коснется как трасс, где допустимая скорость может опуститься до 50 км/ч, так и Казани, где скорость могут ограничить до 40 км/ч. По всей видимости, реализовать эту инициативу так быстро не получится. Сроки, по некоторым данным, могут колебаться от полугода до двух лет.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЬ ТОЛЬКО У 20 - 30% ВОДИТЕЛЕЙ

Инициативу по снижению скоростей в Татарстане газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Игорь Кокшагин — руководитель автошколы «Лидер»:

— Я сам против этой инициативы. Вообще, сейчас идет большая несуразица в связи с тем, что, например, на трассе М7 устанавливаются ограничения 70 километров в час, рассчитывая на то, что водители при этом могут ехать со скоростью 89 километров в час, это почти 90 (!), и ничего им за это не будет. Ну установят они 40 — водитель все равно поедет 59 километров в час, это вводит в неопределенность. Если уж установили ограничения, давайте будем придерживаться этих ограничений, а что там на уме у каждого — плюс 20 или плюс 30 — это глупость.

На самом деле бывают разные опасные участки, и просто так вешать где угодно скоростные ограничения до 40 километров в час в наше время бессмысленно. Я много раз говорил о снятии ограничений по административному наказанию по ограничению скорости до 20 километров в час — это было бы правильно. Другое дело, такие определенные участки, в жилых зонах, например, 20 км/ч — это, наоборот, правильно.

Что касается такого большого количества аварий со смертельным исходом, то неоправданный выезд на встречную полосу нельзя связывать ни с одним фактором: ни с погодными условиями, ни с каким-то еще. Это крайне нерасчетливый поступок водителя, который предпринимает такие шаги. Любой водитель должен быть уверен, что этот маневр он совершит безопасно и для себя, и для того, кого обгоняет. В большинстве случаев этот расчет бывает ошибочным, и как итог — такие страшные аварии.

Никита Береснев — мастер спорта по мотокроссу, инструктор по вождению мотоцикла:

— Я думаю, это бесполезная инициатива. Как все ездили, так и будут ездить дальше. Просто очередное желание собрать больше денег. Сейчас сделали до 80 километров в час — и это нормально сейчас. В принципе, все так и ездят 60 - 70. Кроме того, движение замедлится, все начнут торопиться еще больше, количество угроз необоснованного выезда на встречную полосу увеличится. Кроме того, это стресс, у людей начнут сдавать нервы.

Ужесточай, не ужесточай ПДД, я думаю, это не поможет. В первую очередь у водителей должно быть уважение друг к другу. Ужесточили штрафы по наращению этого пункта ПДД — сами видите, что нарушений меньше не стало. Да, погодные условия тоже играют немалую роль, но все же не главную.

Хайруллин Рамиль — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Негодование общественности никогда не было решающим фактором с приостановлением рассмотрения и введения инициатив. Принятие подобных ограничений — это дело не пяти минут, должен пройти ряд этапов. Вообще, до сих пор не понимаю логики данных ограничений. Почему бы не пойти по пути наименьшего сопротивления — отменить то, что мы имеем сейчас — допустимые плюс 20, вернуть все, как было. К чему эта непонятная возня? Как ни крути, плюс 10 лишних километров в час мы будем иметь, и на опасных участках в том числе. Кроме того, ограничение с допустимыми плюс 20 ни к чему не привели, статистика говорит сама за себя.

Вообще, различные ужесточения наказаний ПДД касаются только очень узкого круга лиц. Тот, кто нарушал, нарушает и дальше, штрафы все также остаются без внимания. Тут важна неотвратимость наказания, осознание того, что наказание есть и что оно касается каждого.

Никак не связываю печальный антирекорд с погодными условиями, у нас даже зима по-настоящему еще не наступила. В основном подобные ДТП происходят на загородных трассах, где потоки до сих пор не урегулированы — между собой не разделены теми же отбойниками, например. Человек до сих может спокойно выехать на встречу, отбойников нет, кто им запретит этот маневр? Сознательности нет, она есть только у 20 - 30 процентов водителей. Кроме того, просто от строгих штрафов сознательность не придет. Я думаю, теперь она появится только у следующего поколения. Я считаю, что жесткие меры работают только в альянсе с неотвратимостью наказания. Да, меры есть, но люди штрафов не боятся. Из 10 будет наказан один или даже из ста. Все думают, что именно они и проскочат, вот они и «проскакивают» — только иногда со смертельным исходом.