«Тайфун»ы набирают ход
«Тайфуны» набирают ход

№1.
КАМАЗ ПРИКРОЕТ ОЛИМПИЙЦЕВ «ТАЙФУНОМ»

Броневики «КАМАЗ-63968» «Тайфун» обкатают во время Олимпиады в Сочи — первая партия этих машин будет обеспечивать безопасность Игр.

«Тайфун» — новая продукция камского автогиганта. Броневик создан в рамках концепции военно-научного комитета Генерального штаба, предусматривающей разработку высокоунифицированных семейств основных классов военной автомобильной техники. Это разведывательные, командно-штабные, конвойные, санитарные машины, автомобили инженерной, радио- и биохимической разведки, огневой поддержки и так далее.

Как полагают эксперты, во время Олимпиады «Тайфуны» будут использоваться на дальних рубежах зоны обеспечения безопасности, за десятки километров от места проведения Игр, «для воспрещения проникновения потенциально нежелательных личностей и групп».

Кроме того, пресс-служба Южного военного округа (ЮВО) распространила информацию о том, что до конца 2013 года в подразделения специального назначения, дислоцированные в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, ожидается поступление «около 60 единиц» «Тайфунов».

№2.

САМАЯ «БЫСТРАЯ» В ИСТОРИИ КАПО ОТСТАВКА ГЕНДИРЕКТОРА. РУКОВОДИТЕЛЬ КВЗ ИДЕТ НА ПОВЫШЕНИЕ

2 февраля коллективу ОАО «КАПО им. Горбунова» представили нового руководителя казанского авиазавода. Как и прогнозировала газета «БИЗНЕС Online», им стал президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев. Среди прочего работникам разъяснили необходимость объединения КАПО и «Туполева» — достичь высоких показателей, а главное — качественно перестроить предприятие можно только изменив организацию. Президент РТ Рустам Минниханов подчеркнул, что КАПО — нереализованный огромный резерв, значительно больший по потенциалу, чем вертолетный завод с выручкой в $1 миллиард. Однако руководство Бобрышева длилось всего 9 месяцев — в декабре его сменил директор дирекции программ специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Николай Савицких. По неофициальным данным, среди причин отставки Бобрышева — расхождение во взглядах с президентом ОАК Михаилом Погосяном и недовольство военных ходом программ модернизации Ту-160 и Ту-22М3.

12 ноября на заседании совета директоров холдинга ОАО «Вертолеты России» объявили о том, что генеральный директор ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) Вадим Лигай, сохраняя нынешнюю должность, назначается заместителем генерального директора холдинга. Он будет курировать реализацию вертолетных программ, инновационных проектов, модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета. Отметим существенное расширение сферы ответственности топ-менеджера КВЗ, в том числе и по тематике, никак не связанной (во всяком случае пока) с нынешними проектами казанского предприятия.

№3.

КВЗ СЕРТИФИЦИРОВАЛ УПРОЩЕННЫЙ «АНСАТ»

На авиасалоне МАКС-2013 официально объявили о том, что вертолет «Ансат» с гидромеханической системой управления (ГМСУ) получил сертификат и вскоре сможет продаваться в массовых количествах. Причем, как выяснилось, предприятие во многом рассчитывает не только на российский, но и на африканский рынок. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ОАО «КВЗ» Игорь Бугаков, поставки вертолета планируется начать в первые месяцы 2015 года. Вместе с тем он отметил, что КВЗ не бросает и тему «Ансата» с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), и сейчас в разработке находится ЭДСУ следующего поколения.

Напомним, что ЭДСУ была главным козырем «Ансата». По сравнению с гидромеханической системой она значительно облегчает управление вертолетом. Но она же стала и препятствием к продвижению машины на гражданский рынок. Дело в том, что «Ансат» стал первым в мире вертолетом с ЭДСУ, и, как утверждает руководство КВЗ, именно потому его трудно сертифицировать. Тем не менее маркетинговые исследования показывают, что «Ансат» востребован на рынке. Поэтому, чтобы не терять время, было решено поставить на вертолет механическую систему и сертифицировать его.

Продукция ЭНИКСа имеет все шансы стать массовым военным продуктом
Продукция ЗАО «ЭНИКС» имеет все шансы стать массовым военным продуктом

№4.
ВОЕННЫЕ ОЦЕНИЛИ БЕСПИЛОТНЫЕ «ЭЛЕРОНЫ»

На том же МАКСе стало известно, что министерство обороны намерено закупить у казанского ЗАО «ЭНИКС» 17 комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) ближнего радиуса действия «Элерон-3СВ» (по два в каждом комплекте).

Эти разведывательные комплексы прошли государственные испытания для сухопутных войск в Ахтубинском государственном летно-испытательном центре им. Чкалова. Их уже взяли на вооружение МВД и ФСБ. «Элерон-3СВ» — значительно модернизированный аппарат и только внешне напоминает те образцы, которые представлялись на предыдущих МАКСах, — рассказал директор — главный конструктор ЗАО «ЭНИКС» Валерий Побежимов. — В нем полностью заменено бортовое оборудование». Контракт на поставку комплексов был подписан в начале декабря.

№5.

ПОРОХОВОЙ ГОРИТ И УВОЛЬНЯЕТ ГЛАВНОГО МЕХАНИКА

В начале ноября Казанский пороховой завод стал участником громкого трудового спора. Сокращенный главный механик Фарид Камалов, отвечавший за безопасность оборудования, в судебном порядке добивается восстановления в должности. По его мнению, руководство предприятия просто-напросто свело с ним счеты из-за требований провести необходимый капремонт техники и приостановления работы аварийных механизмов. Руководство завода, признавая изношенность оборудования, заявляет, что оптимизирует штат в пользу людей, которые быстрее решают эти вопросы.

Остроту делу придавали недавние события на предприятии. 16 октября казанцы заметили над заводом желтый дым. Руководство порохового подтвердило выброс, но назвало его плановым и нормативно допустимым, продиктованным необходимостью чистки оборудования. 24 октября дым пошел снова, но уже черный. Это горел второй этаж цеха по производству лакокрасочных изделий. Сильные ожоги получила аппаратчица завода Марина Антипичева.

Отметим, что к 2016 году Россия планирует полностью переоснастить пороховые заводы.

№6.

КАПО ПОДНЯЛО ВЫСОТНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ФСБ

В конце сентября на КАПО им. Горбунова впервые поднялась в воздух очередная модификация Ту-214. Она получила обозначение ВПУ — высотный пункт управления.

Первые сведения о Ту-214 для объединенного авиационного отряда специального назначения ФСБ появились в августе 2011 года. Контракт был подписан 8 декабря 2011-го. Сдача Ту-214ВПУ — первоочередная из ближайших задач КАПО. 6 сентября на сайте госзакупок была размещена информация о проведении тендера на осуществление процедуры сертификации самолета Ту-214ВПУ. Все должно быть завершено до 31 декабря 2013 года.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», самолет уже получил финальную «боевую раскраску». «Ливрея» получилась без изысков, лаконичной и напоминающей «экстерьер» «Аэрофлота» еще советских времен.

№7.

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ ВО ВЬЕТНАМЕ И НА КАСПИИ

25 сентября на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» состоялась церемония закладки двух фрегатов проекта «Гепард-3.9» для военно-морских сил Вьетнама. Корабли, спроектированные специалистами ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗКПБ), планируется построить за 46 и 42 месяца. Контракт между Рособоронэкспортом и заводом был подписан 15 февраля 2013-го. Напомним, зеленодольцы уже построили для вьетнамской стороны два корабля проекта «Гепард-3.9». 10 июля 2007-го был заложен первый, 28 ноября того же года — второй. 5 марта 2011 года на военно-морской базе Камрань государственный флаг Вьетнама был поднят на фрегате, получившем имя Dinh Tien Hoang. На втором корабле — Lee Thay To — аналогичная церемония состоялась 22 августа 2011-го. Стоимость контракта оценивалась в $350 миллионов. Эксперты не исключают и дальнейшего строительства «Гепардов» для Вьетнама.

А в мае-июне на заводе, не афишируя, спустили на воду два первых малых ракетных корабля (МРК) нового проекта — 21631 «Буян-М» (автор проекта — все то же ЗПКБ). Предположительно, пока будет построено шесть таких МРК. Первый «Буян-М» («Град Свияжск») был заложен 27 августа 2010 года, второй («Углич») — 22 июля 2011-го, третий («Великий Устюг») — 28 августа 2011-го, четвертый («Зеленый Дол») — 29 августа 2012, пятый («Серпухов») — 25 января 2013 года. Отметим довольно необычный (по сравнению с освещением строительства других заказов) режим повышенной секретности вокруг «Буянов-М». С чем это связано — с прекращением политики излишней открытости оборонки, особенностями самого проекта или с ситуацией на Каспии — сказать трудно. Можно лишь отметить, что в Каспийскую флотилию поступает беспрецедентное в сравнении с другими флотами количество новой техники. И почти вся она либо зеленодольской разработки, либо построена в Зеленодольске, либо и то, и другое.

№8.

КОМПОЗИТНЫЙ ПЛАЦДАРМ ДЛЯ АВИАПРОМА

6 июня в Казани запустили первую очередь завода «КАПО-Композит» (его начали строить в марте 2010 года). Предполагается, что он станет одним из плацдармов для прорыва российского авиастроения на мировой рынок. ЗАО «КАПО-Композит» — часть проекта по организации в России современного композитного авиапроизводства (вторая составная — схожий завод в Ульяновске). Что здесь будут выпускать? Сначала — агрегаты для Sukhoi Superjet 100 (производитель — ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», главный заказчик казанского производства): запуск серии — в первом квартале 2014 года. А в конце этого же года начнется выпуск агрегатов для МС-21. Также предполагается, что и все программы КАПО будут идти в кооперации с «КАПО-Композит». На прибыль завод должен выйти в 2015-м и в течение примерно 8 лет «оправдать» 3,5 млрд. рублей инвестиций Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Необходимо отметить, что программы «КАПО-Композит» во многом будут основываться на казанской научной и кадровой базе — между ОАК, «АэроКомпозитом», КНИТУ-КАИ, КНИТУ и КФУ было подписано соглашение по кадровому обеспечению авиационной отрасли и о научно-техническом сотрудничестве.

Николай Колесов полон оптимизма - Это будут технологии, которых сегодня нет даже близко
Николай Колесов полон оптимизма: «Это будут технологии, которых сегодня нет даже близко»

№9.
НИКОЛАЙ КОЛЕСОВ ПРИВЕЛ В РТ «БОЛЬШИЕ ЗАКАЗЫ»

20 сентября стало известно о том, что государственная корпорация «Ростехнологии» в ближайшие три года инвестирует в татарстанские компании ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) около 9 млрд. рублей. В РТ действуют 15 производственных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро КРЭТ. В разговоре с корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» гендиректор КРЭТ Николай Колесов поделился впечатляющими планами: «Большие заказы в Татарстан пришли, на сегодня мы принесли в республику уже железно подписанных контрактов на 28 миллиардов рублей... К примеру, КОМЗу — заказ на 11 с лишним миллиардов рублей по теме радиоэлектронной борьбы. Это и заказы для «Радиоприбора», и для Казанского электротехнического завода, на который никто долго-долго не обращал внимания... Сегодня главное — справиться с нагрузками, с заказами». При этом Колесов подчеркнул, что 9 млрд. рублей — это федеральная целевая программа, в финансировании которой татарстанский бюджет участия не принимает. «9 миллиардов! По идее, можно было бы один завод очень большой вместо всех имеющихся построить, а нынешние закрыть, — констатировал гендиректор. — Но, естественно, мы этого делать не станем, мы будем каждое предприятие специализировать, а «колхозы» — убирать. Например, литейное производство должно быть одно на всех, печатные платы — одни на всех, механика — развита, как в XXI веке, и тоже одна на все предприятия... Это будут технологии, которых сегодня нет даже близко».

№10.

ЧЕЛНИНСКИЙ «АСТЕЙС» ПРОДВИГАЕТ ФРАНЦУЗСКУЮ БРОНЮ

25 сентября на нижнетагильской выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2013, которая открылась в Нижнем Тагиле, руководство челнинского ЗАО «Астейс» (официальный партнер и сосед КАМАЗа) заявило о намерении собирать в автограде французские бронемашины ASTAIS-VBL (оригинальное название — VBL Mk 2). Прежде всего — в интересах МВД России. При этом стоит задача высокой степени локализации. Как рассказал исполнительный директор ЗАО «Астейс» Владимир Бабаев, на серийное производство планируется выйти в конце 2014-го. По словам исполнительного директора, машин такого класса в России нет. «Она бронирована, плавает, достаточно быстрая, маневренная. Работает и в городских условиях, и как разведывательная, и в горах — имеет специальные устройства, которые позволяют двигаться по подъемам большой крутизны», — перечислил достоинства броневика Бабаев. В самом МВД ASTAIS-VBL называют возможной альтернативой бронированным «УАЗикам». К июлю 2014 года в автограде планируется выпустить четыре прототипа. «Их локализация доходит до такой степени, что из Франции будут поставляться только трансмиссия и ходовая часть», — подчеркнул исполнительный директор ЗАО «Астейс».