fotografiyaIblyaminova.jpg
Марат Ибляминов

МЕЦЕНАТСКИЙ ПРОЕКТ

— Расскажите, как проходил конкурс на получение частоты? Известно, что борьба была нешуточной...

— Конкурс состоялся 27 февраля 2013 года в Москве. На федеральную конкурсную комиссию были заявлены 10 участников. Среди заявившихся были такие медиаакулы, как Европейская медиагруппа, группа радиостанций Михаила Гуцериева, МГТРК «Мир», «Радио Салавата» и так далее.

Идея создания такой станции возникла давно, заниматься ей мы начали в 2012 году. 10 радиостанций формата «Европы плюс», 7 — формата «Ретро», 5 — формата «Авторадио» в Казани сегодня абсолютно никому не нужны. Если обратимся к Западу, то увидим, что идет сегментирование рынка. Каждая аудитория и каждая радиостанция должна находить свою определенную нишу.

На конкурсе мы с существенным перевесом обошли всех конкурентов. Перед комиссией мы апеллировали к тому, что впервые в истории российского радиовещания частный инвестор берет государственный формат, а радио «Орфей» входит в холдинг ВГТРК и работает под эгидой минсвязи. Мы говорили о том, что сейчас показываем пример всей России — Ростову, Краснодару, Самаре и Красноярску — как должен вести себя социально ответственный бизнес. Этот классический формат мы сейчас несем в регионы, и ничего подобного в истории ни этой радиостанции, ни вообще радиовещания в России не было. Сейчас нужно сделать переворот в сознании, сделать так, чтобы о Казани говорили как о культурном центре.

— Была ли поддержка проекта? По слухам, вас поддерживал кабмин РТ.

— Конечно, у нас была поддержка. В первую очередь понимание всех людей, Всевышнего. Внимание к проекту проявили президент Татарстана Рустам Минниханов, премьер-министр республики Ильдар Халиков, экс-руководитель аппарата президента Юрий Камалтынов, Асгат Сафаров. Отдельная благодарность представителям творческой элиты Татарстана. Александру Сладковскому, Рашиду Калимуллину и многим другим.

Отдельное спасибо хочу сказать генеральному директору ОАО ТРК «Новый век» Ильшату Аминову и руководителю республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Иреку Миннахметову. Они также поддержали нас в конкурсе, поверили в нас, дали путевку в жизнь. Аминов говорил мне: «Неужели ты думаешь заработать на классике денег?» Я объяснял ему, что дело не в деньгах, и спрашивал, будет ли он сам слушать такое радио. Он отвечал, что будет.

Поддержка, которая была нам оказана вышеперечисленными людьми, не заключалась в том, что нам дали денег, протекцию или гарантировали стопроцентное получение частоты. Совсем нет. Когда мы встречались и беседовали со всеми этими людьми, старались опереться на то, что Казань должна быть известна не только какими-то межрелигиозными проблемами, за ней не должен тянуться какой-то шлейф славы ОПГ из 80-х и 90-х. Мы говорили о том, что Казань славится своими музыкантами, исполнителями, талантами, что Казань — это поволжская столица искусства. У нас с великолепным успехом проходят оперные фестивали, Шаляпинский фестиваль, Нуриевский фестиваль. Появление такого имиджевого СМИ, как радио «Орфей», было просто необходимо. В сердцах и умах этих людей мы находили понимание и получали поддержку.

— Возникает неизбежный вопрос: как вы совмещаете этот проект с работой в ОАО «Татмедиа»?

— В «Татмедиа» я работаю всего год, а с проектом радио «Орфей» мы носимся уже три года. Все мои проекты были начаты до прихода в госкомпанию. Во-вторых, у меня есть команда, которая уже работает автономно, без моего участия: там поставлен новый директорат, новые исполнители. Команда профессионалов сама монтирует объекты связи, сдает их, ведет финансы и все остальное. Я принимаю участие в других проектах лишь как сторонний наблюдатель. Я идеолог, а проекты теперь развиваются самостоятельно.

«ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ ЗА ДВЕ МИНУТЫ НЕРЕАЛЬНО»

— Что думаете о конкуренте на конкурсе частот — «Радио Салавата»? Этот формат интересен рынку?

— Перед конкурсом шансы у всех равны. Концепции, сроки, цифры в целом тоже одинаковы, но очень многое зависит от того, как будет спозиционировано то или иное СМИ на самом конкурсе. Что нужно за три минуты презентации сказать такого, чтобы разбередить души членов конкурсной комиссии? Кстати, Карен Шахназаров — и член конкурсной комиссии, и член попечительского совета радио «Орфей». Понятно, что он будет поддерживать высокое искусство, потому что представляет всю кухню изнутри. Он точно знает, что делать бизнес на классике или зарабатывать баснословные деньги невозможно. Он поверил нам как инвесторам, меценатам.

Во-первых, у нас было письмо, под которым подписались народный артист России Дмитрий Хворостовский, председатель союза московских композиторов Олег Галахов, народный артист СССР Владислав Пьявко, народная артистка России Ильза Лиепа, народный артист России Андрис Лиепа, главный дирижер и художественный руководитель камерного оркестра Musica Viva, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Александр Рудин. Это величины мирового масштаба.

Во-вторых, члены конкурсной комиссии отдавали себе отчет, что в Казани на момент проведения конкурса уже существовало 25 розданных частот и понятно, что все мыслимые и немыслимые форматы в столице Татарстана уже представлены. А «Орфей» — совершенно новое веяние. Ну, и наши слова окончательно убедили конкурсную комиссию при том, что наше выступление заняло всего полторы минуты. Мы просто объяснили, что мы меценатский проект.

То, что мы получили за 10 месяцев все разрешительные документы на вещание, — это очень быстро.

— Сколько составили инвестиции в запуск радиостанции?

— Конкурсный взнос за частоту составил 5,6 миллиона рублей. С момента получения частоты на конкурсе до старта прошло 10 месяцев, и за это время мы получили всю разрешительную документацию и вышли в эфир. У казанцев есть возможность встречать новый год под классическую музыку.

Оборудование для радиостанции с учетом формирования всего тракта, антенны, фидеры потребовали инвестиций в размере порядка 2 миллионов рублей. Мы инвестируем собственные средства из своей прибыли. Все финансовые затраты на конкурс, оборудование и содержание коллектива несем я и еще один учредитель — Зуфар Ганеев — самостоятельно.

Мне было приятно, что руководители некоторых СМИ в Казани звонили мне лично и предлагали помощь, хвалили идею, говорили, что уже давно слушают «Орфей» в интернете на сайте fonotron.ru. Все говорили, что давно мечтали услышать эту радиостанцию в Казани.

Вообще идея зародилась давно. Но лишь в 2012 году мы собрались с духом и поехали в Москву к Ирине Анатольевне Герасимовой на «Орфей». Когда мы рассказали ей эту идею, она, конечно, обрадовалась, но сказала: «А вы представляете, с какими трудностями вам придется столкнуться? У нас просто не существует такого опыта передачи прав на наш программный продукт частным людям». Но они поверили в нас, и мы получили договор франшизы.

Во всех цивилизованных столицах мира существуют такие классические радиостанции. Они востребованы. Взять ту же Англию, Германию, Италию. Кроме того, проект мне интересен с точки зрения маркетинга. Все задают вопросы о монетизации — сколько денег мы будем зарабатывать. Более того, скажу, что в часе нам дали всего две минуты рекламы. Но в эти две минуты надо ставить и промо-ролики, и поддержку концертов, фестивалей, мероприятий. За две минуты заработать какие-то баснословные деньги абсолютно нереально. С другой стороны, мы понимаем, что подобного рода проекты надо поддерживать. Если будут меценаты, мы с удовольствием примем помощь. Причем речь даже не о финансовой помощи, а о проведении каких-либо мероприятий, о поддержке детского творчества, о создании фондов и призов для одаренных детей, о проведении общегородских фестивалей для талантливых людей. Это будет великолепно.

— Неужели совсем нельзя будет увеличить количество рекламы?

— Пока нет. Только две минуты в час.

— В комментариях к нашим материалам читатели писали, что частота приобретена, чтобы затем ее перепродать. Это так?

— Когда стали известны результаты заседания конкурсной комиссии, в СМИ говорилось, что Ибляминов выиграл частоту, чтобы ее потом перепродать. Хочу объяснить ситуацию, чтобы отсечь все эти разговоры. Сразу на конкурсной комиссии нам было сказано, что мы должны понимать, что залезаем в государственный проект, под государственное СМИ, и, соответственно, о переформатировании или продаже даже не может быть речи.

«РАДИО СФОРМИРУЕТ НОВУЮ АУДИТОРИЮ»

— Расскажите подробнее о концепции радиостанции. Из чего будет состоять эфир? Будут ли местные программы?

— В основном будет идти ретрансляция московских программ. Более того, по четвергам и пятницам у нас запланированы прямые включения из La Scala, Лондонского симфонического оркестра. Фактически мы сейчас приобщаем Казань к мировой культуре с помощью этого радио. Радио — доступный и легкий источник информации. «Орфей» входит в группу радиостанций, у которых существуют договоренности с мировыми СМИ, работающими в сфере высокого искусства. Один из свежих проектов — совместные программы с «Дойче велле». Более того, я очень часто слушал радиостанцию в интернете и могу сказать, что на «Орфее» в Москве готовится очень много программ о Казани: рассказывается об истории и Государственного симфонического оркестра Сладковского, даются записи Шаляпинского фестиваля, даются комментарии казанских специалистов. Серьезная работа ведется в интернете, то есть продвижение очень большое.

Что касается местных программ, мы планируем, в том числе, делать и их. Пока это наработка, хотя предварительные договоренности уже есть. Мы хотим запустить цикл исторических передач о сохранении культурного и исторического наследия Казани. Например, все знают о доме Кекина, и мы будем рассказывать его историю, чем он знаменит, что в нем находилось. Для Казани так сейчас никто не делает. Бывают эпизодические работы, но на постоянной основе нет. Мало кто знает, чем примечателен Фуксовский садик, кто такой Карл Фукс и что его связывает с нашим городом. Все подобные передачи будут перемежеваны классической музыкой. Думаю, это будет интересно населению.

У некоторых людей есть скепсис, хотя у меня его совсем нет. Они заблуждаются, считая, что радиостанция будет не востребована. У нас есть консерватория, музыкальный факультет педуниверситета, много музыкальных школ, и много тех, кто любит классику. Понятно, что «Орфей» не войдет в Топ-3 или Топ-5 на казанском рынке, но думаю, будет в первой десятке. Аудитория в Казани сформирована. Об этом говорит даже то, что когда в продажу поступили билеты на Шаляпинский фестиваль, их смели за три часа. Это говорит о том, что город любит классику, высокое искусство и продукт будет востребован. Кроме этого, радиостанцию будут слушать те, кто хочет своим детям привить любовь к искусству. Если ребенок с трех-пяти лет будет слушать фоном классическую музыку, то привыкает к этому, это становится для него нормой и потребностью.

— Сколько составит штат сотрудников?

— На казанской радиостанции будут работать директор, бухгалтер, рекламные менеджеры, несколько человек в технической группе поддержки и четыре ведущих. Надеемся привлечь на радио в качестве ведущей одной из программ помощника президента Олесю Балтусову и других известных деятелей культуры и искусства.

— Планируется ли выход в другие города Татарстана?

— 29 января будет еще один конкурс по частотам в Набережных Челнах. Сначала мы думали о том, выйти ли туда, но решили этого не делать. Мы не прорабатывали Набережные Челны. Кроме того, удаленное управление медиа сложное: нужно находиться на месте, следить за всем, формировать процесс.

— Опишите портрет аудитории радиостанции.

— Понятно, что основным костяком аудитории будут люди в возрасте от 30 лет и старше. Кстати, в плане продаж рекламы это очень хорошая аудитория. Это люди с высшим образованием. Но в то же время я не исключаю, что «Орфей» станет слушать модно, и тогда возрастная аудитория может расшириться до молодежной и более старшего поколения. Среди студентов также будет много слушателей, потому что в Казани есть много музыкальных факультетов, школ. С образовательной точки зрения будет много интересного и познавательного.

Очень важно, что программы на «Орфее» не имеют возрастных ограничений. Это прописано и в концепции вещания.

— Рынок радио в Казани сегодня: есть ли шанс, что поменяется пятерка лидеров? Будут какие-то значительные изменения?

— Пятерка лидеров не поменяется. Единственный вариант, если какая-то радиостанция перестанет вещать. Существует наработанная аудитория, методы продвижения. Более того, пятерка лидеров — кроме «БИМ Радио» — фактически управляется из Москвы, это франшизники. И если директор не справляется, его меняют. Ставятся очень сильные фигуры. Рынок плотный, и, несмотря на конкуренцию, все руководители радиостанций в Казани тесно между собой общаются, учатся у одних и тех же тренеров по продажам, знают все современные тренды. Клиентская база у рынка одна и та же.

На «Орфее» мы хотим пойти немного по другому пути. Здесь четкое следование маркетинговому правилу ФОССТИС — формирование спроса и стимулирование сбыта. Мы даем абсолютно новый продукт, выходим на новую аудиторию. Самое главное — «Орфей» не будет отнимать аудиторию у других радиостанций. Он сформирует совершенно новую, свою аудиторию. Это более долгий и сложный процесс, но эта аудитория будет более преданный. В оценке радиостанций существует показатель ежечасной, еженедельной аудитории и так далее. Кроме этого, есть понятие стабильности аудитории. Когда бы ни включилась радиостанция, ты знаешь, что ее сейчас одновременно слушают 5 или 10 тысяч человек. У нас постоянный костяк будет гораздо более стабильным. Человек понимает, что если уйдет с «Орфея», то больше ничего подобного не найдет на другой волне. И, думаю, не найдется ни одного сумасшедшего в Казани, который захочет открыть вторую такую радиостанцию. Сделать профессиональнее, чем это делает «Орфей», уже невозможно. Например, каждую неделю Казарновская ведет программу на «Орфее», есть авторская программа у Хворостовского. Больше никто не сможет себе этого позволить. Но безальтернативность не говорит о том, что продукт будет плохой. «Орфей» у себя развил пять направлений в интернет-вещании. Можно, например, слушать русскую классику, фортепиано, вокальное направление, оперное. И это не просто компьютер гоняет по кругу песни — вещание «живое», с работающими студиями.

— Какую долю рынка планируете занять в ближайший год работы?

— Я подхожу реалистично к этому вопросу: говорить о доле рынка в 10 процентов — нереально. 3 - 5 процентов — это максимальная планка возможной аудитории. Доля рынка нужна лишь для того, чтобы покрывать наши расходы на оборудование, содержание персонала. В конечном счете, рекламодатель сам выбирает, что и где рекламировать и продвигать. А слушатели и город получают новое радио, новую площадку для общения. И я искренне надеюсь, что радио «Орфей» станет еще и проводником в мир высокого искусства, и площадкой для продвижения наших творческих коллективов как на общероссийском, так и на мировом уровне.

Справка

Радиостанция «Орфей» — государственный канал классической музыки. Входит в состав ФГБУ «Российский государственный музыкальный телерадиоцентр». Основу вещания радиостанции «Орфей» составляет классическая музыка: от академических жанров до авангарда. В программе представлены сочинения композиторов разных стран, эпох и стилей. Основное направление деятельности радиостанции — популяризация и продвижение академической классической музыки.

Города вещания: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Пермь, Липецк, Тула, Казань (с 27 декабря).

Радиостанция выступает и как продюсерский центр, организуя концерты в Большом и Малом залах Московской государственной консерватории, в концертной студии дома радио и других залах Москвы.

ООО «Орфей-Казань»

Учредители — Марат Ибляминов (30%), Зуфар Ганеев (30%), Зубайра Шакирова (40%).