IMG_0780.jpg
Итоговая конференция ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ впервые прошла в партнерстве с минэкономики РТ

«ДОКУМЕНТ РАЗРАБАТЫВАЛ САМ БИЗНЕС»

Вчера в «Гранд Отель Казань» состоялась ежегодная итоговая конференция ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ (АПМСБ РТ), которая впервые прошла в партнерстве с министерством экономики (с осени прошлого года вновь ответственным за развитие МСБ в республике). Несмотря на то, что в ходе заседания состоялся ряд презентаций практического характера (в том числе мониторинг деловой активности и делового климата в муниципальных районах РТ, впервые проведенный в формате независимой экспертизы), обсуждение сосредоточилось главным образом вокруг «Дорожной карты» развития предпринимательства РТ на 2014 - 2016 годы».

Разработчики документа (впрочем, как подчеркнул вчера министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, это не документ какого-либо отдельного ведомства или ассоциации, «его разрабатывал сам бизнес») ждали от аудитории конструктивных замечаний по проекту. Однако задача была явно не из легких — судя по реакции зала, большинство участников заседания узнало о существовании «дорожной карты» МСБ», не говоря о ее содержании, в лучшем случае, накануне конференции. Но интерес документ вызвал неподдельный, предложения рождались буквально на ходу. Конечно, не все из них были системными, к чему призывал президиум, скорее, заявления о наболевшем. Но кое-что из предложенного — например, ввести прямую зависимость эффективности работы глав МО от объема валового продукта малого бизнеса в данном районе — было с одобрением принято в качестве рабочих мер.

IMG_0722.jpg
Мидхат Шагиахметов

Основным докладчиком по «дорожной карте» МСБ РТ» выступил заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев. Прежде всего он успокоил участников заседания, сообщив, что во всех в раздаточных материалах есть диск с проектом «карты», с которым они смогут позже основательно ознакомиться. Отметим, что лучше делать это без спешки: шутка ли, 187 страниц, и это еще, как выяснилось, ужатый вариант. Но даже беглое ознакомление с содержанием документа по слайдам, представленным Николаевым (полная версия «карты» также размещена на сайте ТПП РТ и АПСМБ РТ), позволяло понять, что ничего подобного ранее в истории «программного обеспечения» предпринимательства в Татарстане не разрабатывалось.

«ТПП ЗАНИМАЕТСЯ ЭТИМ УЖЕ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ»

Прежде всего отметим читабельность проекта: «карта» написана не «эзоповым», как это обычно бывает в таких случаях, а живым и понятным языком. Хотя, вероятно, такой подход должен быть очевидным для всех документов, ставящих перед собой задачу «разработки мероприятий, направленных на развитие благоприятного климата для развития предпринимательства» в РТ. Впрочем, и разработчики проекта не новички, как отметил Николаев, непосредственно составление «дорожной карты» ТПП РТ начала с сентября этого года, но по сути палата занимается этим с момента создания, то есть уже более 20 лет.

Второе — гибкая методология анализа: в качестве источников использовались как официальные статданные (того же Росстата), так и информация от «ОПОРЫ России» и «Деловой России», других авторитетных источников. В частности, статистика инвестиционной привлекательности по регионам РФ, где Татарстан оказался на неоднозначном по почетности 14-м месте, основана, по словам Николаева, на 10 разных рейтингах — именно такой подход позволил соблюсти объективность анализа. «Если бы мы брали только официальные статданные, то у нас бы попал Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округ — лидеры по числу малых предприятий на душу населения», — пояснил зампредправления ТПП РТ.

Кроме того, при составлении карты учитывался опыт развитых стран и регионов РФ в развитии малого и среднего бизнеса, а также прикладные исследования, в частности, уже упомянутый мониторинг деловой активности районов РТ. И от некоторых приведенных данных о чужих успехах становится неумолимо грустно — уж слишком фантастично они выглядят применительно к нашим реалиям.

«АМЕРИКАНЦЫ, ЗАКРЫВАЯ БИЗНЕС, СЧИТАЮТ ЕГО НАЧАЛОМ НОВОГО»

Зарисовка из нашей жизни. По сведениям минэкономики РТ, приведенным на заседании заместителем министра — начальником департамента поддержки предпринимательства министерства Рустемом Сибгатуллиным, количество индивидуальных предпринимателей в Татарстане за год сократилось на 20% — до 92,7 тысячи. Причина ясна как божий день — резкий рост страховых взносов (отметим рост на фоне увеличения тарифов и в целом неблагоприятной экономической ситуации). Одновременно, по словам Сибгатуллина, доля малого и среднего бизнеса в ВРП РТ за год снизилась с 25% до 24,8%.

«В развитых странах, таких как США, Япония, Канада, Германия, удельный вес малых предприятий в экономике составляет даже не 70, а все 97 - 99 процентов, и лишь 1 - 2 процента приходится на крупные холдинги. Доля в ВВП составляет в среднем 50 процентов», — отметил Николаев (а у нас 34 процента кажутся недостижимой высотой). По его словам, опасения, что в связи со вступлением России в ВТО будет прекращена поддержка МСБ (мол, в странах-членах все регулирует рынок) оказались несостоятельными: «По нашим данным, поддержка осуществляется во всех странах, причем не только инфраструктурная, но и финансовая, «вливаются» туда десятки миллиардов долларов ежегодно».

IMG_0732.jpg
Сергей Майоров, Артем Николаев и Рустем Сибгатуллин

При этом в США, как повествует «дорожная карта», ежегодно закрывается почти столько же малых предприятий, сколько открывается — 500 тыс. против 600 тыс. — однако, «закрывая предприятие, американцы не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового». Поддержкой МСБ на правительственном уровне в Соединенных Штатах «заведует» федеральная администрация по делам малого бизнеса, учрежденная еще в 1953 году. Завидное постоянство для деятельности, руководство которой, к примеру, в РТ считается за глаза «расстрельной» должностью.

В Канаде существует такая форма поддержки МСБ, как предоставление гарантий для стартапов. Там более 73% заняты в сфере торговли и услуг — и ничего, живут, не стонут. В Дании, как отметил Николаев, «вообще интересно: там функционируют банки, специализирующиеся на кредитовании малого и среднего бизнеса с отрицательной процентной ставкой». В Японии малые предприятия составляют 99% экономики, на них занято 70% всей местной рабочей силы. Правительство следит за тем, чтобы в банках были кредитные продукты для начинающих предпринимателей. Ставка по такому кредиту — 3 - 5% годовых. В Испании предприниматель первые пять лет после регистрации не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. На финансирование инфраструктуры поддержки МСБ в Италии правительством ежегодно выделяется более $5 миллиардов.

Главный вывод, сделанный разработчиками «дорожной карты» по международному блоку: государства развитых стран рассматривают МСБ как основу экономической политики. При этом крупный бизнес не противопоставляется малому, они лишь взаимовыгодно дополняют друг друга. Собственно, Россия декларирует аналогичные цели, вот только МСБ в нашей экономике погоды почему-то не делает.

«В ТАТАРСТАНЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МСБ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ОТСУТСТВУЮТ»

Отдельный блок «карты» посвящен поискам «пророков в своем Отечестве» — в данном случае в широком, всероссийском смысле слова. Как уже отмечалось выше, авторы «карты» составили собственный рейтинг регионов РФ по числу ИП, микро- и малых предприятий, в котором Татарстан занял 14-е место. Впереди нас Краснодарский край, Липецкая, Калужская, Воронежская области и другие регионы («фишки» каждого из них в части поддержки МСБ подробно описаны в «дорожной карте», и «региональный блок» составляет добрую половину документа). Трудно представить, например, чтобы у нас муниципальные бюджеты компенсировали начинающим предпринимателям затраты на паушальный взнос (первоначальный платеж при покупке бизнеса по франшизе), а им, бюджетам, эти расходы субсидировались бы из региональной казны, но такой пункт предусмотрен, в частноти, программой поддержки МСБ Краснодарского края.

IMG_0772.jpg
Из числа представителей муниципальной власти на конференции присутствовал (и активно участвовал) лишь глава Бугульминского района РТ Ильдус Касымов (справа)

Не секрет, что Татарстан — единственный из исследуемых регионов РФ, где не реализуется программа государственной микрофинансовой поддержки МСБ (как поспешил объяснить Николаев, «это не то микрофинансирование, рекламу которого вы ежедневно видите в бесплатных газетах»). Так, к примеру, в Ростовской области в 2012 году на развитие системы микрофинансирования МСБ было выделено порядка 70% средств на госсподдержку МСБ. Кроме того, авторы исследования пришли к выводу, что поддержка МСБ в РТ осуществляется с явным перекосом в сторону инфраструктуры: 66% расходов (для сравнения: в Башкортостане — 18%, остальное — прямая финансовая поддержка).

«По каждому региону у нас получилось порядка 8 страниц, и в каждом мы находили программы развития и финансовой поддержки предпринимательства на уровне муниципалитетов. В Татарстане такие программы отсутствуют», — отметил Николаев. Стоит ли удивляться, что из числа представителей муниципальной власти на конференции, посвященной поиску «новых возможностей повышения деловой активности в муниципальных районах РТ», присутствовал (и активно участвовал) лишь глава Бугульминского района РТ Ильдус Касымов.

«ПРОСТО НАДО ДОЧИТАТЬ ДО КОНЦА»

Примечательно, что именно Касымов, взяв слово после основных докладчиков мероприятия, высказал вполне резонные опасения, что «дорожная карта» по развитию МСБ в РТ» может повторить судьбу многих аналогичных хороших инициатив и «лечь под сукно». Тем более в условиях предстоящего «сжимания» бюджетных расходов. «Мы знаем, как руководители республики трепетно относятся к целевым программам. Чтобы «дорожная карта» не пропала, должны быть расписаны сроки, конкретные задачи и исполнители», — настоятельно рекомендовал Касымов. В ответ Николаев, соглашаясь, терпеливо отметил, что в проекте документа это уже все есть, просто «надо дочитать до конца».

И действительно, на последних 7 страницах «дорожной карты» указаны мероприятия, исполнители и сроки. К примеру, уже в первом квартале 2014 года (если документ утвердят) минфин и минэкономики РТ должны будут разработать и внести предложения по налоговым льготам и налоговым «каникулам» для МСБ, а также дифференциации доходности по патентам по различным муниципальным образованиям (пока дифференциация предельно проста — Казань и остальные). Кроме того, на минэкономики РТ «дорожной картой» в те же сроки возлагается создание НКО «Фонд микрофинансирования РТ», а также разработка программ развития МСБ на уровне муниципальных образований. В частности, Сибгатуллин на пресс-конференции после заседания пообещал, что минэкономики будет создавать конкуренцию между районами, резонно отметив, что «важно, не сколько денег выделяется (на господдержку МСБавт.), а как эффективно ими распоряжаются».

Впрочем, на чтение пока есть еще время. Судьба документа, а значит и малого бизнеса РТ, вектор развития которого задает «дорожная карта», будет во многом зависеть от предложений предпринимателей — они принимаются в течение месяца. 25 января 2014 года прием заявок будет закрыт, но, как пообещал Николаев, перед тем, как направить документ на утверждение в кабмин, его последнюю версию вновь разместят на сайтах ТПП, минэкономики и ассоциации ПМБ РТ. После окончательного одобрения бизнес-сообществом проект «дорожной карты» развития предпринимательства РТ на 2014 - 2016 годы» будет вынесен на утверждение кабмина РТ и затем примет форму постановления. Произойдет это, по оценке Сибгатуллина, уже в первом квартале следующего года.

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ХОРОША ТЕМ, ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ ОДНОЗНАЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ЧИНОВНИКОВ»

Итак, у малого и среднего бизнеса РТ вскоре появится своя «дорожная карта». Допустим, это и невольная дань «моде», возникшая с легкой руки федерального агентства стратегически х инициатив (АСИ). Однако документ разительно отличается от ранее действовавших аналогичных программ и подходом, и глубиной анализа. Но повысит ли эта глубина и емкость его шансы не попасть в конечном счете «под сукно»? И насколько данный «стратегический вектор» на 187 страницах носит практический характер для развития МСБ в республике? Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением экспертов — участников конференции.

Фарида Галеева — генеральный директор ЗАО «Йолдыз-Лита»:

— Сегодня конференция была специализированной: обсуждалась «Дорожная карта» развития МСБ», а фактически — программа развития малого бизнеса в республике, на которую государство выделяет, кстати, более 3 миллиардов рублей. Хотя здесь встает вопрос эффективности такой поддержки. Очень сложная ситуация сейчас у индивидуальных предпринимателей: вдвое подскочили страховые взносы (фиксированный платеж ИП «за себя»авт.), помимо этого, в Татарстане в десятки раз увеличились платежи по патентам по ряду видов деятельности. И эти факторы схлестнулись таким образом, что у нас только за первые два месяца этого года подали заявление о прекращении деятельности 11 тысяч ИП из примерно 100 тысяч. И вал шел дальше.

Мы поделили размер выделяемых государством средств (на поддержку МСБред.) на число закрывшихся, и получилось, что тех, кто закрылся, можно было бы на 10 лет освободить от этого налога. Ведь предприниматель работает на свой страх и риск, и его не финансирует и не субсидирует государство, но требует почему-то обязательный платеж! И этих людей, которые и так под гнетом собственных неудач, ошибок (может, это начинающие предприниматели, фермеры, самозанятые, самые незащищенные), еще и «прибили» подорожавшим патентом. При этом у нас выделено 3 миллиарда на развитие предпринимательства... Как-то это, на мой взгляд, немножко не укладывается. Почему бы не дать возможность выжить тем, кто и так на полусогнутых стоит? Мне кажется, у нас сейчас наблюдается крен в сторону усиления государственного регулирования предпринимательства. Средства выделяются на субсидирование отдельных категорий предпринимателей за счет того, что всем остальным условия ужесточаются. Но МСБ — та сфера, которая должна регулироваться рынком. Получается, что за счет этой политики ужесточения вырезается основной слой, чтобы поддержать какие-то определенные группы. В этом плане «дорожная карта» хороша тем, что предполагает однозначность действий чиновников, эффективность расходования. Но я бы пошла по пути улучшения делового климата в целом, обратив внимание на то, что, с одной стороны, наиболее нуждающиеся выпали, с другой — усилилось регулирующее воздействие государства.

Зуфар Исмагилов — генеральный директор ООО «Нур-пластик»:

— Мы занимаемся производством полимерных компонентных изделий. Я уже не в первый раз принимаю участие в конференции ассоциации, сегодняшнее мероприятие, считаю, прошло успешно. На обсуждение были вынесены два важных документа, и большинству это было интересно — люди сидели до конца (заседание шло четыре часа без перерываавт.). Выступали даже больше, чем положено по регламенту — это говорит о том, что люди заинтересованы.

Для начинающего бизнеса, на мой взгляд, ключевой проблемой является вопрос финансирования. В аграрном секторе краеугольным камнем стоит дороговизна электроэнергии: почему хозяйства, даже семейные, не могут развиваться? Потому что уход за животными требует значительных расходов электроэнергии... Что касается нас, то продукт, который мы выпускаем — новый вид полимера — пока является не до конца понятным для населения, и еще пока не нашел применения, хотя его значимость высокая. Хотя есть указание руководства республики на увеличение доли внутренней переработки полимеров, здесь есть свои трудности на пути малого и среднего бизнеса. Прежде всего цена сырья, которая растет быстрее, чем возможности его приобрести. Впрок его не закупишь. Для МСБ в этой сфере нужны определенные льготы.

Елена Белоглазова — КФХ «Белоглазова Е.Е.»:

— Мы занимаемся переработкой молока, производим масло-молочную продукцию. В данной конференции принимаем участие во второй раз, но первый у нас был на уровне района. Я считаю, что если конференция будет проходить в дискуссионном формате, это более эффективно, а если предприниматели будут просто заслушивать итоги, — что у нас уровень предпринимательства падает и так далее, — нам от этого легче не становится. Мы не получили перед конференцией документы, которые выносились сегодня на обсуждение — и в этом, я считаю, тоже большая ошибка, потому что тогда мы бы их изучили и уже тогда давали конкретные предложения, нежели мы о них первый раз услышали. Мне сегодня показалось, что высший эшелон власти от муниципалитетов что-то требовал — для меня это был такой диалог.

Я считаю, что мало просто привлекать и зажигать инициативу в людях. Им нужно создать инфраструктуру — у нас очень мало рынков сбыта для мелких и средних производственников. Хотя их продукция гораздо дешевле и прочая, крупные розничные площадки диктуют свои условия, на которых мы не можем работать. Агропромпарк? Он не привлекает не только меня — они не нашли ту изюминку, за счет которой могли бы привлечь туда людей. Фермер сейчас туда не идет. А привозить мне за 200 километров продукцию для того, чтобы два дня продавать какой-то минимальный объем... Это не то, что формирует бюджет моего бизнеса.