Рустам Минниханов: «Мы с Михаилом Аслановичем вроде бы нашли путь»

ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в ОАО «ОАК» готовится смена генерального директора ОАО «КАПО». В ОАК эту информацию не обсуждают, в пресс-службе завода сообщили, что у них нет данных о кадровых изменениях. Однако сведения о близкой отставке нынешнего гендиректора Александра Бобрышева газете «БИЗНЕС Online» подтвердили несколько источников а авиастроительной отрасли и бизнес-сообществе Казани. «Тема по Бобрышеву есть, — отметил вчера источник в ОАК. — Скорее всего, на следующей неделе станет что-то известно». Косвенным подтверждением грядущих перемен можно считать и встречу 9 декабря в Москве президента РТ Рустама Минниханова с президентом ОАК Михаилом Погосяном. Примечательно, что по итогам рандеву не появилось никакой информации, но, по данным нашего источника, обсуждалась именно смена руководства КАПО.

Обращает на себя внимание незначительный срок правления Бобрышева — всего 9 месяцев (его предшественник Васил Каюмов руководил предприятием 5 лет, а до него завод 11 лет возглавлял Наиль Хайруллин). И, казалось бы, ничто не предвещало такого поворота событий. Напомним, Бобрышев был назначен гендиректором на волне реформы по объединению КАПО и ОАО «Туполев», которым он руководит с 2009 года. Смена руководства, видимо, диктовалась масштабностью задачи по интеграции компаний, которая была поставлена в рамках преобразования всей ОАК. Почти ровно год назад на предновогодней пресс-конференции Погосян заявил, что интеграция позволит более эффективно обеспечить взаимодействие двух предприятий по достижению целей, которые стоят перед ними в области стратегической и специальной авиации.

Эксперты тогда указывали, что речь идет прежде всего о повышении управляемости и без того существующей связки КАПО — «Туполев». Вместе с тем источники предупреждали, что, хотя о новой схеме руководства (сохранение двух компаний, руководимых одним человеком) в ОАК говорят как о временной, нет ничего более постоянного, чем временное. Похоже, эти пророчества сбываются. Ожидавшегося в 2013 году объединения пока так и не произошло. 7 августа этого года на своей первой в должности гендиректора КАПО пресс-конференции Бобрышев заявил, что завершение процесса откладывается до 1 апреля 2014-го. Он объяснил это процедурными сложностями.

«ДОЛЖНЫ НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПЕРЕЙТИ К НОВОЙ ЖИЗНИ»

Специалисты отмечали, что Бобрышев прекрасно понимает, какое хозяйство принимает в управление. Например, одни говорили, что КАПО, в отличие от других серийных авиазаводов, находится в наиболее сложной финансово-экономической ситуации. Другие указывали на неважное состояние самих «туполей». «На мой взгляд, фирма уже еле-еле дышит», — отметил один из специалистов, хотя и призвал не давать жестких оценок, поскольку «сейчас каждый день что-то меняется». Отметим, что эта нелицеприятная точка зрения на дела в туполевской фирме во многом совпадает и с мнением самого Бобрышева, которым они поделился в интервью «БИЗНЕС Online» за год до своего назначения в Казань.

В послекопыловскую эпоху гендиректора КАПО принимают друг у друга эстафету почти неразрешимых проблем (на снимке — Александр Бобрышев и Васил Каюмов)

Однако 2 марта этого года на церемонии представления Бобрышева коллективам КАПО и казанского филиала «Туполева» руководители отрасли и Татарстана постарались если и не представить дело в оптимистическом духе, то и не поддаваться панике. Погосян заявил, что если в 2012 году условная консолидированная выручка «Туполева» и КАПО составила 7,5 млрд. рублей, то в 2013-м она должна подняться до 17,5 млрд., а в 2015-м — до 20 млрд. рублей.

Президент ОАК говорил об объединении людей для достижения конечной цели. Бобрышев, призвав к коллективизму, подчеркнул, что слияние не формальность: «Мы должны найти в себе силы перейти к такой жизни, когда нам будет хотеться идти на работу, хорошо работать, а вечером с удовлетворением идти домой». Минниханов, назвав КАПО «нереализованным огромным резервом», заявил, что в Казани появится «мощный научно-производственный центр», и обнадежил: «Мы с Михаилом Аслановичем вроде бы нашли путь».

Главными ближайшими задачами «Туполева»-КАПО были названы ремонт и модернизация ракетоносцев Ту-22МЗ и Ту-160, строительство специальных Ту-214, производство хвостового оперения для Ил-476 (будет серийно строиться в Ульяновске), создание на базе КАПО технопарка.

ВОЕННЫЕ НЕДОВОЛЬНЫ

Что удалось сделать?

Первый комплект оперения для Ил-476МД должны были сдать в октябре. Пока никаких официальных заявлений об этом КАПО не делало.

Что по Ту-214? Согласно отчету КАПО за 2012 год, в 2013-м заказчику должны передать два Ту-214, а также завершить летные испытания еще двух «самолетов наблюдения Ту-214». Судя по открытым данным, под первыми двумя бортами подразумеваются Ту-214ВПУ для ФСБ и Ту-214ОН для минобороны. Вторая пара — еще один Ту-214ОН и Ту-214Р для ГРУ... Будет ли реализован план? Ту-214ВПУ, Ту-214Р и первый Ту-214ОН до сих пор испытываются, второй ОН только готовится к первому взлету. Так что очевидно, что задача на год не выполнена. Между тем указанная тройка Ту-214 для минобороны (есть и четвертый военный борт — второй Ту-214Р, но он находится в процессе сборки) — одна из первоочередных задач КАПО, и затягивание их строительства серьезно портит отношения ОАК и КАПО с военными. Представляя Бобрышева, Погосян в своем выступлении намекнул на это: «Приняты соответствующие решения руководством министерства обороны по комплексам специальной авиации, над которыми мы работаем. Думаю, мы должны успешно справиться со сдачей тех объемов, которые должны были быть сданы несколько ранее».

Военные с нетерпением ждут пару Ту-214ОН

Ремонт и модернизация Ту-22М3 и Ту-160 — вопрос, вообще, по всей видимости, находящийся на особом контроле у минобороны и правительства РФ. И здесь тоже не слава Богу. Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что военные критиковали «Туполев» и КАПО за работу по этой теме еще до назначения Бобрышева гендиректором казанского авиазавода. После визита министра обороны Сергея Шойгу в Казань (24 февраля 2013 года) пресс-служба оборонного ведомства подчеркнула, что поручено в кратчайшие сроки развернуть полномасштабные работы по ремонту и модернизации ракетоносцев. Сам Бобрышев на церемонии представления не скрывал обеспокоенности: «Времени на раскачку у нас уже нет. Затянувшееся решение вопроса, например, по 45-му изделию (Ту-22М3авт.) на сегодня уже есть». «Руководством страны сегодня приняты решения, которые существенно повышают нашу ответственность», — заявил тогда же о работах КАПО по боевой авиации Погосян.

Что касается технопарка, то там, как говорится, еще и конь не валялся, хотя на этот год Погосяном было намечено «начало первого этапа реализации решений» по данному вопросу. Более того, Бобрышев, видимо, и вовсе поставил под сомнение необходимость создания технопарка. Между тем развитие таких предприятий — одна из главных доктрин ОАК последнего времени. Впрочем, есть мнение, что ОАК пока и сама не понимает, что такое авиатехнопарк.

«ДУМАЕТЕ, ЕСЛИ КТО-ТО ДРУГОЙ ПРИДЕТ, ОН СПРАВИТСЯ?!»

Источники «БИЗНЕС Online» разошлись во мнениях на причину отставки.

Один из них полагает, что все дело — в затягивании модернизации ракетоносцев. Однако другой считает, что дело не в этом: «Об уходе Бобрышева стало известно еще примерно месяц назад. По моим сведениям, они с Погосяном «не сошлись характерами». А модернизация самолетов... думаете, если кто-то другой придет, он справится?! Там ситуация очень тяжелая!.. А отношения у Бобрышева с Погосяном давно напряженные... Нет, Бобрышев — вовсе не «человек Погосяна», как это принято иногда думать. Он пришел из военно-промышленной комиссии, условно говоря, он из другой компании людей, и круг поддержки у него абсолютно другой... Словом, для меня его отставка — ожидаемый результат».

Директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не стал рассуждать о возможных причинах ухода Бобрышева, поскольку отставка еще не состоялась, но тем не менее отметил: «Безотносительно к вашему вопросу могу сказать, что Александр Петрович — опытный управленец, человек с большим опытом в авиации, профессионал, работавший и на инженерных, и на административных руководящих должностях... Ход выполнения программы модернизации ракетоносцев комментировать не могу, но, по моему ощущению, более активно надо работать. Ту-160 нужна модернизация радиоэлектронного оборудования и другой «начинки», чтобы он стал многофункциональным, способным выполнять широкий круг задач. Понятно, что это «стратег», но он должен быть адаптирован и для выполнения обычных миссий. Не исключено, что нам придется наносить удары по «Талибану», когда он будет переносить военную активность на постсоветское пространство. Поэтому самолеты должны быть приспособлены для использования не только высокоточного оружия, но и других неядерных видов вооружений. Но по Ту-160 есть одна большая проблема — двигатели, производство которых необходимо запустить заново... Ту-22М3 особенно востребованы с учетом возможных решений по противодействию европейской противоракетной обороне — как один из элементов нанесения ударов в особый либо предвоенный период по командным центрам и инфраструктуре евроПРО».

Николай Савицких начинал карьеру слесарем-сборщиком на Таганрогском авиазаводе

«Сложно сказать, что стоит за этой отставкой, если она свершится, — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» (издание центра анализа стратегий и технологий) Андрей Фролов. — Но в любом случае программы модернизации Ту-160 и Ту-22М3 объективно сложны для КАПО в его нынешнем состоянии, да еще и с учетом загрузки по Ту-214. Думаю, тут сошлись несколько факторов, как это в большинстве случаев и бывает».

Остается непроясненным вопрос, будет ли Бобрышев по-прежнему возглавлять ОАО «Туполев». А что касается руководителя непосредственно КАПО, то им, по данным наших источников, наибольшие шансы имеет стать Николай Савицких. Сегодня он директор дирекции программ специальной авиации ОАК и председатель совета директоров КАПО (сменил в этой должности того же Бобрышева, когда его назначили гендиректором). Как и Бобрышев, он начинал карьеру слесарем-сборщиком на авиазаводе — Таганрогском, который, в конце концов, и возглавил.