— Вадим Владимирович, пошив штор — предмет вашего бизнеса уже 7 лет. Это действительно прибыльно?
— Сейчас да. А начиналось все очень сложно. Мы вложили в бизнес сразу все, что было, и это стало главной нашей ошибкой.
— А сколько вы вложили в бизнес?
— Сначала мы арендовали большое помещение на улице Ершова. Там был и торговый зал, и пошивочный цех. Вместе с ремонтом туда было вложено около 600 тысяч рублей. Еще на 500 тысяч закупили тканей, но они были получены на комиссию. Многие поставщики идут на встречу, можно заказать много тканей, а расплатиться потом. Это помогает.
Первые три года мы находились на грани выживания, продажи практически не шли, арендная плата была высокая. На старт и период становления ушли все деньги с продажи доли прошлого бизнеса.
А спустя три года мы переехали на Восстания, открыв там портьерный салон и пошивочный цех.
— И дело пошло?
— Не сразу, но да. Арендная плата там ниже, посещаемость выше. Потребность в таком салоне в спальном районе была сильнее. Мы сделали ремонт в счет аренды и первый год после переезда платили только половину стоимости за съем помещения. Всего потратились примерно на 400 тысяч.
Когда появилась первая реальная прибыль, мы как раз сменили концепцию бизнеса. Я стал относиться к нему не как к средству заработка, а как к любимому делу. Персонал это чувствует, перестает испытывать давление и начинает ощущать себя свободнее. А в нашем бизнесе, где есть творческая составляющая, это особенно важно. Когда нет жесткой финансовой привязанности, сотрудники работают эффективнее. На настроениях клиентов это тоже отражается. Им нравится приходить туда, где люди трудятся с удовольствием и добросовестно. В конечном итоге повышается доверие заказчиков.
«В августе в торговом комплексе «Савиново» мы взяли в аренду помещение. На ремонт, закупку тканей и мебели у нас ушло примерно 300 тысяч» |
— Вы говорите «мы». С кем вы ведете бизнес?
— Сначала была идея — создать бизнес для моей жены, чтобы она могла чем-то заниматься. А впоследствии дело стало развиваться, и у меня самого возник интерес, стал включаться в работу. До этого я занимался продажей продуктов. С друзьями мы открывали продуктовые магазинчики. В 2000-х годах это было прибыльно. Но с появлением крупных магазинов рентабельность нашего бизнеса сходила на нет. Мне удалось уйти до наступления полного краха.
Сейчас мы ведем дела вместе с супругой. Она занимается всем, что связано с дизайном и закупкой ткани, хорошо в этом разбирается. На мне административные функции.
«КОНКУРЕНТЫ В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ»
— С какими еще сложностями вы столкнулись в самом начале?
— Тяжело было найти хороших сотрудников. И сейчас нелегко находить швей. У нас их примерно 6 - 8, время от времени их количество меняется. Конкуренты тоже постоянно в поиске персонала.
Еще мне не хватало каких-то дополнительных знаний. Не столько менеджерских навыков, сколько осознать с философской точки зрения тот момент, когда ты становишься руководителем, берешь на себя ответственность за других людей. Когда понимаешь, что придется выстраивать отношения с сотрудниками независимо от их хороших и плохих качеств характера, дабы в итоге люди приносили пользу для бизнеса.
— Внутри коллектива возникали проблемы?
— Да они постоянно возникают. У нас женский коллектив, более эмоциональный, и требуется много терпения. Иногда бывает полезно выждать паузу, какие-то вопросы решаются сами собой. Важен каждый член коллектива, и при возникновении каких-то проблемных ситуаций стараюсь идти навстречу.
«Опыт показывает, пока ты сам во всем не разберешься, никто из исполнителей задачу нормально не выполнит» |
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МАШИНКИ ЧАЩЕ ЛОМАЮТСЯ
— Недавно вы открыли еще один портьерный салон. Сколько было вложено?
— В августе в торговом комплексе «Савиново» мы взяли в аренду помещение. На ремонт, закупку тканей и мебели у нас ушло примерно 300 тысяч. Для обоих салонов сейчас шьются изделия в цехе на улице Восход, там уже промышленная зона начинается, цены на аренду ниже. А в салоне на Восстания расширили выставочный зал.
— Вы работаете на розничном рынке или госзаказы тоже выполняете?
— Мы работаем и по госзаказу. Шили шторы для Дома культуры села Балтаси, на 430 тысяч рублей тогда заказ вышел. Еще были Дом культуры в Чистополе и их прокуратора, обшивали школу-интернат в поселке Левченко, казанская музыкальная школа заказывала нам шторы, детские сады...
— За какими машинками работают ваши швеи?
— Корейские закупаем, они надежные. Машины отечественного производства чаще ломаются.
РАБОТАЕМ НЕ НА МАКСИМУМЕ
— Какова мощность вашего производства?
— Мы выполняем в год более 2 тысяч заказов. Нашими швеями обрабатывается более 20 тысяч погонных метров портьерной ткани и материи для гардин. Бизнес у нас сезонный, и зима из них — самый жаркий период. А время низких продаж удачно совпадает с отпускным сезоном наших сотрудников. На сегодняшний день загрузка максимальная. Мы не успеваем, отодвигаем по срокам клиентов.
— Работаете на максимуме, или есть ресурсы, с помощью которых можно увеличить свои мощности?
— Работаем далеко не на максимуме, еще как минимум на 30 процентов можно увеличить объем заказов за счет увеличения производительности труда.
— У вас швеи ленивые?
— Нет, конечно. В самой организации труда много лишних движений. Например, уходит много времени на согласование заказов. Дизайнер разрабатывает модель штор, а швеям приходится подолгу уточнять детали. Часто приходится переделывать готовые шторы из-за того, что какая-нибудь деталь оказалась неправильной, и дизайнер ее корректирует.
— Тогда у вас дизайнеры вредные?
— Они хорошие на самом деле. В этом я никого, кроме себя, винить не могу. Сейчас хожу на компьютерные курсы web-дизайна и 1С. Опыт показывает, пока ты сам во всем не разберешься, никто из исполнителей задачу нормально не выполнит.
— Эти 30 процентов, благодаря которым возможно увеличение загрузки, наверняка не складываются только из взаимоотношений швей и дизайнеров. За счет чего еще возможен рост?
— Нет предела совершенству. Всегда не хватает каких-то знаний в технологиях пошива. И чем дольше мы работаем, тем больше понимаем, есть много нюансов, которых мы не знаем. Существует немалое множество стилей пошива того же ламбрекена или создания комбинированных полотен.
— С какими неординарными заказами сталкивались?
— Таким становится каждый заказ из сложных тканей. Какую-то ткань при обработке достаточно разложить на столе и измерить длину, а другой материал на столе ведет себя по-другому, нежели когда он будет висеть на гардине. Возьмет и вытянется под своим весом. У нас есть парочка швей, которые разбираются во всех тонкостях разных тканей. В начале года мы планируем либо отправить кого-нибудь или поехать самим обучаться в Москву.
«Для декорирования существуют разные виды бахромы, шнуров, тесьмы - тысячи номенклатурных позиций» |
НАЦЕНКА ОТ 30 ДО 50 ПРОЦЕНТОВ
— Вы занимаетесь продажей жалюзи, карнизов. Какую долю они занимают в бизнесе?
— Очень маленькую. Сами мы их не изготавливаем, закупаем у поставщиков. Это компании «Стелл», «Атланта». Карнизы у различных ИП закупаем. Продаем с наценкой. На ходовые товары наценка побольше, в целом от 30 до 50 процентов.
— Получается ли у игроков рынка, производящих жалюзи, сломать менталитет потребителя и перевести обывателя с занавесок на евростиль? Повышается ли спрос на жалюзи?
— Нет, не получается. Хотя мы сами этого раньше побаивались. Я часто ездил в Германию, так там очень мало у кого висят на окнах портьеры. Как правило, жалюзи, рулонные шторы, и все автоматизировано. Думал тогда, что скоро нашему бизнесу придет конец. Но те, кто заказывал жалюзи, возвращаются обратно к шторам. В наших салонах продажи на жалюзи падают. Именно шторы сильно меняют интерьер в лучшую сторону, делают комнату уютной, создают домашнюю атмосферу.
Если сравнивать две страны, то россияне — эстеты, в отличие от немцев, которым важна практичность и экономичность. Например, девушки в Германии не уделяют столько внимания своему внешнему виду. Наши же представительницы прекрасного пола считают, что каждый день должны выглядеть красиво.
ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УСЛУГ МНОГИХ ПОСТАВЩИКОВ
— Кто ваши поставщики текстиля?
— Они формировались годами, от услуг многих поставщиков мы отказались из-за плохого качества, в основном от турецких производителей. Осталась только две турецкие фирмы — «Пинелла» и ANKA, сотрудничаем с немецкой фирмой SudBund, испанской «Валенсия». Когда супруга закупает ткани, то стремится покупать такие, которых нет у конкурентов, и, чтобы не облегчать им жизнь, не буду раскрывать всех наших поставщиков.
«Сейчас клиенты предпочитают мягкие, струящиеся, хорошо драпирующиеся материи» |
— Чьи ткани нравятся больше?
— Конечно, европейское качество лучше, но турецкие производители стараются не отставать. Неизменно хорошее качество у «Радикс» и «Зюдбунд» (Германия). Турецкие ткани в 2 раза дешевле. Про Россию говорить не приходится. Здесь нет производителей портьерной ткани.
— Самые популярны ткани для гардин — вуаль, органза. Что-нибудь меняется в предпочтениях заказчиц?
— Особенно нет, по-прежнему в ходу вуаль, органза, микровуаль и микроорганза. А в основном сейчас движение идет к стилю модерн, переход к более простому.
— А для портьер какие ткани сейчас выбирают?
— Не знаю, с чем это связано, но сейчас заказывают портьеры из дорогих тканей. Очень много заказов из европейских тканей, а из турецких — все меньше. 7 лет назад, когда мы только начинали, все было с точностью до наоборот.
Сейчас клиенты предпочитают мягкие, струящиеся, хорошо драпирующиеся материи. А также натуральные ткани — из хлопкового, льняного волокна. Мода меняется в сторону практичности, функциональности. Уходят из потребления ткани непрактичные, сложные в уходе. Также отказываются от ламбрекенов, акцент делается на качестве ткани.
ЗАКАЗЫВАЮТ, А ЧЕРЕЗ ГОД СНОВА ПРИХОДЯТ
— Какова сумма самого дорогого заказа?
— 70 тысяч рублей, но это только одно окно. Коттеджи, например, могут стоить и 400 тысяч. Встречаются клиенты, которые очень большое значение придают шторам. Могут каждый год менять их. Подолгу выбирают, заказывают, а потом через год снова приходят. Шторы имеют большое значение в интерьере. Я сам раньше этого не понимал.
«Фактически мы все самоучки. В институтах не учат шить шторы» |
— А VIP-ы к вам обращались?
— Была родственница Шаймиева. Не знаю, кто именно. Наши швеи ей то ли клуб, то ли кафе обшивали.
— Какой у вас оборот за прошлый год?
— 15 миллионов рублей.
— Какова рентабельность?
— Около 15 процентов.
— А как вам в кризис жилось?
— Мы не так сильно пострадали, как многие другие отрасли. В целом торговля у нас шла потихоньку, какого-то спада в своем деле я не заметил.
— Заказ штор активно начинает переходить в интернет. Вы планируете развивать эту услугу?
— Можно оставить заявку на звонок дизайнера или менеджера, но заказать шторы через интернет очень сложно. Сайт у нас есть и работает очень активно, оттуда идет много продаж. Но большое значение имеет общение клиента с дизайнером и выбор ткани. А через интернет можно заказать только какой-то бюджетный вариант.
«ВЫБИРАЕМ СПОСОБНЫХ, ОБУЧАЕМ»
— Сколько всего сотрудников и какова их средняя заработная плата?
— Всего 18. Средняя заработная плата швей — 20 тысяч, дизайнеров — 25 тысяч рублей.
— Как решаете вопрос с текучкой кадров?
— Создаем хорошие условия для сотрудников. Если раньше были проблемы с отоплением, то мы вложили немалые деньги, чтобы обеспечить работу в тепле. Закупили современные компьютеры, наладили программное обеспечение. Многие портьерные салоны до сих пор заказы оформляют на бумаге.
А вообще не хватает дизайнеров, потребность в этих специалистах очень высока. И швей на рынке очень много, но очень часто бывает, что они работали на фабриках, и когда просишь их что-то сделать, то они не могут, потому что заточены только под определенную операцию.
Готовых специалистов найти сложно. Выбираем способных, обучаем. Новеньких готовят более опытные швеи, за это они получают доплату к зарплате 5 тысяч рублей.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СГОРАЮТ
— Оцените конкурентную среду, насколько она насыщена и кто ваши прямые конкуренты?
— Прямые конкуренты, наверное, «Элизабет М», «Промо А», «Атланта», «Феерия». Очень мало салонов в Казани работают слаженно, профессионально. В 2004 - 2005 годах, когда этот бизнес только развивался в Казани, салонов было очень мало. Была «Азалия», «Феерия»... Сейчас их чуть ли не сотня. Но в городе начинают закрываться портьерные салоны. На рынке останутся только сильные игроки. Многие жалуются, что еле-еле работают и скоро могут закрыться. Предприниматели сгорают. Не хватает знаний. Чтобы продолжать развивать свой бизнес, я прошел курс обучения в Международном институте менеджмента ЛИНК. Там хорошие знания дают.
— Еще какое-то дополнительно образование потребовалось?
— Оно и сейчас требуется. Фактически мы все самоучки. В институтах не учат шить шторы. К нам приходят выпускники, которые знают, как шить одежду, а со шторами они не умеют работать. Проблема в этом. Многие считают, что в портьерах ничего сложного нет. Я и сам так раньше думал. Порезал ткань, обработал края, и все на этом. Даже один и тот же элемент, например сваги, бандо, дежаботы, можно сделать разными способами. Для декорирования существуют разные виды бахромы, шнуров, тесьмы — тысячи номенклатурных позиций.
КИТАЙ НЕДАЛЕК ОТ ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ
— Россия практически потеряла внутренний рынок текстиля. Какие-то перспективы видите для страны в производстве текстиля?
— Что-то смутно. Сейчас на рынок активно выходит Китай. Если раньше их качество оставляло желать лучшего, то сейчас они подтягиваются к европейскому уровню.
«Всего 18 сотрудников. Средняя заработная плата швей - 20 тысяч, дизайнеров - 25 тысяч рублей» |
— Среди стран-импортеров лидер — Китай. Какие страны идут за ним следом?
— Турция, Германия, Испания, Италия, и даже из Америки привозятся ткани. Мне нравится Германия. Но на рынке их перспективы уменьшаются, турки часто копируют европейский дизайн текстиля.
— На сегодняшний день на российском рынке штор наблюдается рост количества производителей. К нам федеральные игроки приходят?
— В Казани нет компаний, которые работают на федеральном уровне. В сетевом формате наш бизнес трудно представить, велика доля индивидуальных услуг.
«СКИНУЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ОТКРЫЛИ ЛАРЕК»
— Расскажите о себе. Где вы учились?
— В КАИ на программиста, но я не доучился. Бросил институт, скинулись с друзьями, построили и открыли ларек. Закупали продукты в розничных магазинах, выставляли в ларьке в 2 - 3 раза дороже, и все «улетало». Мне тогда 22 года было. Потом впятером стали развивать бизнес, появилось три магазина.
Успешный период был с 1998 по 2004 годы. Но, когда все начиналось, время, конечно, страшное было. Разборки постоянные, у меня в машине всегда ружье было. В 90-е все могли зарабатывать деньги. Тогда другие качества для бизнеса нужны были — выдержка, терпение, а сейчас важно быть лидером, уметь нести ответственность.
В разное время было разное количество учредителей, в итоге осталось три. Когда я уходил из бизнеса, конечно, был конфликт. Но сейчас мы все общаемся, каждый понимает, что времена были тяжелые.
— А почему ваша жена решила заняться шторами?
— Случайно. Она работала экономистом, занимала руководящую должность. Многочисленные обязанности. Поэтому творчество особенно не проявишь. И вот по рекомендации друга Наиля Нагаева — ему принадлежит салон «Азалия», занимается продажей тканей оптом и в розницу — решили заняться этим бизнесом. Он дал мне толчок, помогал, советовал.
«БОЮСЬ ОБ ЭТОМ ДУМАТЬ»
— Вы еще читаете в школе лекции о вреде алкоголя, разве метод лекций эффективен?
— Считаю, что особенно у руководителя должна быть дополнительная общественная деятельность. Я состою в благотворительной организации «Общее дело», где бескорыстные люди, с которыми приятно общаться, и это меня подпитывает. Если не заниматься благотворительной деятельностью, то погрузишься в рабство денег. Бизнес — рисковое дело, отдавая деньги, ты не знаешь, вернутся они тебе или нет.
Лекции провожу несколько раз в месяц, также отчисляю средства на нужды фонда. А лекции эффективны, потому что на них рассказывается о таких фактах пагубного влияния алкоголя, о которых люди и не задумываются.
— Почему решили заняться просвещением школьников?
— Откуда у человека появляются проблемы в жизни? От эгоизма, мы все делаем для себя, а потом появляются раздражители, оттого что ничего не получается для себя самого. Проблемы наслаиваются друг на друга. А когда начинаешь заниматься тем, что полезно для других, собственных трудностей становится меньше.
— У вас есть дети?
— У меня есть сын, 8 лет.
— Мечтаете спустя годы вести бизнес втроем?
— Я боюсь об этом думать, он должен развиваться по своей природе, не буду на него давить.
— Будете ему советовать закончить институт?
— Не уверен. Для мальчика важно научиться брать на себя ответственность. Российское высшее образование мало дает, и оно готовит научных сотрудников, а те, кто выбирает другой путь, знания применить не могут. Люди заканчивают институты, а потом ни одного дня по специальности не работают. Каждый для себя сам должен определиться в жизни.
— Наш традиционный вопрос: три составляющих успешного бизнеса?
— Относиться к бизнесу как своему любимому делу. Обязательно получить требуемое для бизнеса образование. Третье — забота о персонале.
Визитная карточка руководителя
Вадим Иванов
Дата и место рождения: 12.12.1973, Чистополь
Образование: незаконченное высшее КАИ им. Туполева (ныне КНИТУ-КАИ им. Туполева)
Семейное положение: женат, воспитывает сына
Визитная карточка компании
Портьерные салоны «Магия штор»
Год создания — 2006.
Организационно-правовая форма — ИП Иванова Ю.В.
Стартовый капитал — 1 млн. 100 тыс. рублей.
Годовая выручка за 2012 год — 15 млн. рублей.
Направления деятельности: два портьерных салона, пошивочный цех.
Количество сотрудников — 18 человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.