— Вадим Владимирович, пошив штор — предмет вашего бизнеса уже 7 лет. Это действительно прибыльно?

— Сейчас да. А начиналось все очень сложно. Мы вложили в бизнес сразу все, что было, и это стало главной нашей ошибкой.

— А сколько вы вложили в бизнес?

— Сначала мы арендовали большое помещение на улице Ершова. Там был и торговый зал, и пошивочный цех. Вместе с ремонтом туда было вложено около 600 тысяч рублей. Еще на 500 тысяч закупили тканей, но они были получены на комиссию. Многие поставщики идут на встречу, можно заказать много тканей, а расплатиться потом. Это помогает.

Первые три года мы находились на грани выживания, продажи практически не шли, арендная плата была высокая. На старт и период становления ушли все деньги с продажи доли прошлого бизнеса.

А спустя три года мы переехали на Восстания, открыв там портьерный салон и пошивочный цех.

— И дело пошло?

— Не сразу, но да. Арендная плата там ниже, посещаемость выше. Потребность в таком салоне в спальном районе была сильнее. Мы сделали ремонт в счет аренды и первый год после переезда платили только половину стоимости за съем помещения. Всего потратились примерно на 400 тысяч.

Когда появилась первая реальная прибыль, мы как раз сменили концепцию бизнеса. Я стал относиться к нему не как к средству заработка, а как к любимому делу. Персонал это чувствует, перестает испытывать давление и начинает ощущать себя свободнее. А в нашем бизнесе, где есть творческая составляющая, это особенно важно. Когда нет жесткой финансовой привязанности, сотрудники работают эффективнее. На настроениях клиентов это тоже отражается. Им нравится приходить туда, где люди трудятся с удовольствием и добросовестно. В конечном итоге повышается доверие заказчиков.

«В августе в торговом комплексе «Савиново» мы взяли в аренду помещение. На ремонт, закупку тканей и мебели у нас ушло примерно 300 тысяч»

— Вы говорите «мы». С кем вы ведете бизнес?

— Сначала была идея — создать бизнес для моей жены, чтобы она могла чем-то заниматься. А впоследствии дело стало развиваться, и у меня самого возник интерес, стал включаться в работу. До этого я занимался продажей продуктов. С друзьями мы открывали продуктовые магазинчики. В 2000-х годах это было прибыльно. Но с появлением крупных магазинов рентабельность нашего бизнеса сходила на нет. Мне удалось уйти до наступления полного краха.

Сейчас мы ведем дела вместе с супругой. Она занимается всем, что связано с дизайном и закупкой ткани, хорошо в этом разбирается. На мне административные функции.

«КОНКУРЕНТЫ В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ»

— С какими еще сложностями вы столкнулись в самом начале?

— Тяжело было найти хороших сотрудников. И сейчас нелегко находить швей. У нас их примерно 6 - 8, время от времени их количество меняется. Конкуренты тоже постоянно в поиске персонала.

Еще мне не хватало каких-то дополнительных знаний. Не столько менеджерских навыков, сколько осознать с философской точки зрения тот момент, когда ты становишься руководителем, берешь на себя ответственность за других людей. Когда понимаешь, что придется выстраивать отношения с сотрудниками независимо от их хороших и плохих качеств характера, дабы в итоге люди приносили пользу для бизнеса.

— Внутри коллектива возникали проблемы?

Да они постоянно возникают. У нас женский коллектив, более эмоциональный, и требуется много терпения. Иногда бывает полезно выждать паузу, какие-то вопросы решаются сами собой. Важен каждый член коллектива, и при возникновении каких-то проблемных ситуаций стараюсь идти навстречу.

IMG_9700.jpg
«Опыт показывает, пока ты сам во всем не разберешься, никто из исполнителей задачу нормально не выполнит»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МАШИНКИ ЧАЩЕ ЛОМАЮТСЯ

— Недавно вы открыли еще один портьерный салон. Сколько было вложено?

В августе в торговом комплексе «Савиново» мы взяли в аренду помещение. На ремонт, закупку тканей и мебели у нас ушло примерно 300 тысяч. Для обоих салонов сейчас шьются изделия в цехе на улице Восход, там уже промышленная зона начинается, цены на аренду ниже. А в салоне на Восстания расширили выставочный зал.

— Вы работаете на розничном рынке или госзаказы тоже выполняете?

Мы работаем и по госзаказу. Шили шторы для Дома культуры села Балтаси, на 430 тысяч рублей тогда заказ вышел. Еще были Дом культуры в Чистополе и их прокуратора, обшивали школу-интернат в поселке Левченко, казанская музыкальная школа заказывала нам шторы, детские сады...

— За какими машинками работают ваши швеи?

Корейские закупаем, они надежные. Машины отечественного производства чаще ломаются.

РАБОТАЕМ НЕ НА МАКСИМУМЕ

— Какова мощность вашего производства?

Мы выполняем в год более 2 тысяч заказов. Нашими швеями обрабатывается более 20 тысяч погонных метров портьерной ткани и материи для гардин. Бизнес у нас сезонный, и зима из них — самый жаркий период. А время низких продаж удачно совпадает с отпускным сезоном наших сотрудников. На сегодняшний день загрузка максимальная. Мы не успеваем, отодвигаем по срокам клиентов.

— Работаете на максимуме, или есть ресурсы, с помощью которых можно увеличить свои мощности?

— Работаем далеко не на максимуме, еще как минимум на 30 процентов можно увеличить объем заказов за счет увеличения производительности труда.

У вас швеи ленивые?

— Нет, конечно. В самой организации труда много лишних движений. Например, уходит много времени на согласование заказов. Дизайнер разрабатывает модель штор, а швеям приходится подолгу уточнять детали. Часто приходится переделывать готовые шторы из-за того, что какая-нибудь деталь оказалась неправильной, и дизайнер ее корректирует.

Тогда у вас дизайнеры вредные?

— Они хорошие на самом деле. В этом я никого, кроме себя, винить не могу. Сейчас хожу на компьютерные курсы web-дизайна и 1С. Опыт показывает, пока ты сам во всем не разберешься, никто из исполнителей задачу нормально не выполнит.

Эти 30 процентов, благодаря которым возможно увеличение загрузки, наверняка не складываются только из взаимоотношений швей и дизайнеров. За счет чего еще возможен рост?

— Нет предела совершенству. Всегда не хватает каких-то знаний в технологиях пошива. И чем дольше мы работаем, тем больше понимаем, есть много нюансов, которых мы не знаем. Существует немалое множество стилей пошива того же ламбрекена или создания комбинированных полотен.

С какими неординарными заказами сталкивались?

— Таким становится каждый заказ из сложных тканей. Какую-то ткань при обработке достаточно разложить на столе и измерить длину, а другой материал на столе ведет себя по-другому, нежели когда он будет висеть на гардине. Возьмет и вытянется под своим весом. У нас есть парочка швей, которые разбираются во всех тонкостях разных тканей. В начале года мы планируем либо отправить кого-нибудь или поехать самим обучаться в Москву.

«Для декорирования существуют разные виды бахромы, шнуров, тесьмы - тысячи номенклатурных позиций»

НАЦЕНКА ОТ 30 ДО 50 ПРОЦЕНТОВ

— Вы занимаетесь продажей жалюзи, карнизов. Какую долю они занимают в бизнесе?

— Очень маленькую. Сами мы их не изготавливаем, закупаем у поставщиков. Это компании «Стелл», «Атланта». Карнизы у различных ИП закупаем. Продаем с наценкой. На ходовые товары наценка побольше, в целом от 30 до 50 процентов.

— Получается ли у игроков рынка, производящих жалюзи, сломать менталитет потребителя и перевести обывателя с занавесок на евростиль? Повышается ли спрос на жалюзи?

Нет, не получается. Хотя мы сами этого раньше побаивались. Я часто ездил в Германию, так там очень мало у кого висят на окнах портьеры. Как правило, жалюзи, рулонные шторы, и все автоматизировано. Думал тогда, что скоро нашему бизнесу придет конец. Но те, кто заказывал жалюзи, возвращаются обратно к шторам. В наших салонах продажи на жалюзи падают. Именно шторы сильно меняют интерьер в лучшую сторону, делают комнату уютной, создают домашнюю атмосферу.

Если сравнивать две страны, то россияне — эстеты, в отличие от немцев, которым важна практичность и экономичность. Например, девушки в Германии не уделяют столько внимания своему внешнему виду. Наши же представительницы прекрасного пола считают, что каждый день должны выглядеть красиво.

ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УСЛУГ МНОГИХ ПОСТАВЩИКОВ

— Кто ваши поставщики текстиля?

— Они формировались годами, от услуг многих поставщиков мы отказались из-за плохого качества, в основном от турецких производителей. Осталась только две турецкие фирмы — «Пинелла» и ANKA, сотрудничаем с немецкой фирмой SudBund, испанской «Валенсия». Когда супруга закупает ткани, то стремится покупать такие, которых нет у конкурентов, и, чтобы не облегчать им жизнь, не буду раскрывать всех наших поставщиков.

IMG_9655.jpg
«Сейчас клиенты предпочитают мягкие, струящиеся, хорошо драпирующиеся материи»

Чьи ткани нравятся больше?

— Конечно, европейское качество лучше, но турецкие производители стараются не отставать. Неизменно хорошее качество у «Радикс» и «Зюдбунд» (Германия). Турецкие ткани в 2 раза дешевле. Про Россию говорить не приходится. Здесь нет производителей портьерной ткани.

Самые популярны ткани для гардин — вуаль, органза. Что-нибудь меняется в предпочтениях заказчиц?

— Особенно нет, по-прежнему в ходу вуаль, органза, микровуаль и микроорганза. А в основном сейчас движение идет к стилю модерн, переход к более простому.

— А для портьер какие ткани сейчас выбирают?

— Не знаю, с чем это связано, но сейчас заказывают портьеры из дорогих тканей. Очень много заказов из европейских тканей, а из турецких — все меньше. 7 лет назад, когда мы только начинали, все было с точностью до наоборот.

Сейчас клиенты предпочитают мягкие, струящиеся, хорошо драпирующиеся материи. А также натуральные ткани — из хлопкового, льняного волокна. Мода меняется в сторону практичности, функциональности. Уходят из потребления ткани непрактичные, сложные в уходе. Также отказываются от ламбрекенов, акцент делается на качестве ткани.

ЗАКАЗЫВАЮТ, А ЧЕРЕЗ ГОД СНОВА ПРИХОДЯТ

— Какова сумма самого дорогого заказа?

— 70 тысяч рублей, но это только одно окно. Коттеджи, например, могут стоить и 400 тысяч. Встречаются клиенты, которые очень большое значение придают шторам. Могут каждый год менять их. Подолгу выбирают, заказывают, а потом через год снова приходят. Шторы имеют большое значение в интерьере. Я сам раньше этого не понимал.

IMG_9698.jpg
«Фактически мы все самоучки. В институтах не учат шить шторы»

— А VIP-ы к вам обращались?

— Была родственница Шаймиева. Не знаю, кто именно. Наши швеи ей то ли клуб, то ли кафе обшивали.

— Какой у вас оборот за прошлый год?

15 миллионов рублей.

— Какова рентабельность?

— Около 15 процентов.

— А как вам в кризис жилось?

Мы не так сильно пострадали, как многие другие отрасли. В целом торговля у нас шла потихоньку, какого-то спада в своем деле я не заметил.

— Заказ штор активно начинает переходить в интернет. Вы планируете развивать эту услугу?

— Можно оставить заявку на звонок дизайнера или менеджера, но заказать шторы через интернет очень сложно. Сайт у нас есть и работает очень активно, оттуда идет много продаж. Но большое значение имеет общение клиента с дизайнером и выбор ткани. А через интернет можно заказать только какой-то бюджетный вариант.

«ВЫБИРАЕМ СПОСОБНЫХ, ОБУЧАЕМ»

— Сколько всего сотрудников и какова их средняя заработная плата?

— Всего 18. Средняя заработная плата швей — 20 тысяч, дизайнеров — 25 тысяч рублей.

— Как решаете вопрос с текучкой кадров?

— Создаем хорошие условия для сотрудников. Если раньше были проблемы с отоплением, то мы вложили немалые деньги, чтобы обеспечить работу в тепле. Закупили современные компьютеры, наладили программное обеспечение. Многие портьерные салоны до сих пор заказы оформляют на бумаге.

А вообще не хватает дизайнеров, потребность в этих специалистах очень высока. И швей на рынке очень много, но очень часто бывает, что они работали на фабриках, и когда просишь их что-то сделать, то они не могут, потому что заточены только под определенную операцию.

Готовых специалистов найти сложно. Выбираем способных, обучаем. Новеньких готовят более опытные швеи, за это они получают доплату к зарплате 5 тысяч рублей.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СГОРАЮТ

— Оцените конкурентную среду, насколько она насыщена и кто ваши прямые конкуренты?

— Прямые конкуренты, наверное, «Элизабет М», «Промо А», «Атланта», «Феерия». Очень мало салонов в Казани работают слаженно, профессионально. В 2004 - 2005 годах, когда этот бизнес только развивался в Казани, салонов было очень мало. Была «Азалия», «Феерия»... Сейчас их чуть ли не сотня. Но в городе начинают закрываться портьерные салоны. На рынке останутся только сильные игроки. Многие жалуются, что еле-еле работают и скоро могут закрыться. Предприниматели сгорают. Не хватает знаний. Чтобы продолжать развивать свой бизнес, я прошел курс обучения в Международном институте менеджмента ЛИНК. Там хорошие знания дают.

— Еще какое-то дополнительно образование потребовалось?

— Оно и сейчас требуется. Фактически мы все самоучки. В институтах не учат шить шторы. К нам приходят выпускники, которые знают, как шить одежду, а со шторами они не умеют работать. Проблема в этом. Многие считают, что в портьерах ничего сложного нет. Я и сам так раньше думал. Порезал ткань, обработал края, и все на этом. Даже один и тот же элемент, например сваги, бандо, дежаботы, можно сделать разными способами. Для декорирования существуют разные виды бахромы, шнуров, тесьмы — тысячи номенклатурных позиций.

КИТАЙ НЕДАЛЕК ОТ ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ

— Россия практически потеряла внутренний рынок текстиля. Какие-то перспективы видите для страны в производстве текстиля?

— Что-то смутно. Сейчас на рынок активно выходит Китай. Если раньше их качество оставляло желать лучшего, то сейчас они подтягиваются к европейскому уровню.

IMG_9683.jpg
«Всего 18 сотрудников. Средняя заработная плата швей - 20 тысяч, дизайнеров - 25 тысяч рублей»

— Среди стран-импортеров лидер — Китай. Какие страны идут за ним следом?

— Турция, Германия, Испания, Италия, и даже из Америки привозятся ткани. Мне нравится Германия. Но на рынке их перспективы уменьшаются, турки часто копируют европейский дизайн текстиля.

— На сегодняшний день на российском рынке штор наблюдается рост количества производителей. К нам федеральные игроки приходят?

— В Казани нет компаний, которые работают на федеральном уровне. В сетевом формате наш бизнес трудно представить, велика доля индивидуальных услуг.

«СКИНУЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ОТКРЫЛИ ЛАРЕК»

— Расскажите о себе. Где вы учились?

— В КАИ на программиста, но я не доучился. Бросил институт, скинулись с друзьями, построили и открыли ларек. Закупали продукты в розничных магазинах, выставляли в ларьке в 2 - 3 раза дороже, и все «улетало». Мне тогда 22 года было. Потом впятером стали развивать бизнес, появилось три магазина.

Успешный период был с 1998 по 2004 годы. Но, когда все начиналось, время, конечно, страшное было. Разборки постоянные, у меня в машине всегда ружье было. В 90-е все могли зарабатывать деньги. Тогда другие качества для бизнеса нужны были — выдержка, терпение, а сейчас важно быть лидером, уметь нести ответственность.

В разное время было разное количество учредителей, в итоге осталось три. Когда я уходил из бизнеса, конечно, был конфликт. Но сейчас мы все общаемся, каждый понимает, что времена были тяжелые.

— А почему ваша жена решила заняться шторами?

— Случайно. Она работала экономистом, занимала руководящую должность. Многочисленные обязанности. Поэтому творчество особенно не проявишь. И вот по рекомендации друга Наиля Нагаева — ему принадлежит салон «Азалия», занимается продажей тканей оптом и в розницу — решили заняться этим бизнесом. Он дал мне толчок, помогал, советовал.

«БОЮСЬ ОБ ЭТОМ ДУМАТЬ»

— Вы еще читаете в школе лекции о вреде алкоголя, разве метод лекций эффективен?

— Считаю, что особенно у руководителя должна быть дополнительная общественная деятельность. Я состою в благотворительной организации «Общее дело», где бескорыстные люди, с которыми приятно общаться, и это меня подпитывает. Если не заниматься благотворительной деятельностью, то погрузишься в рабство денег. Бизнес — рисковое дело, отдавая деньги, ты не знаешь, вернутся они тебе или нет.

Лекции провожу несколько раз в месяц, также отчисляю средства на нужды фонда. А лекции эффективны, потому что на них рассказывается о таких фактах пагубного влияния алкоголя, о которых люди и не задумываются.

— Почему решили заняться просвещением школьников?

— Откуда у человека появляются проблемы в жизни? От эгоизма, мы все делаем для себя, а потом появляются раздражители, оттого что ничего не получается для себя самого. Проблемы наслаиваются друг на друга. А когда начинаешь заниматься тем, что полезно для других, собственных трудностей становится меньше.

— У вас есть дети?

У меня есть сын, 8 лет.

— Мечтаете спустя годы вести бизнес втроем?

— Я боюсь об этом думать, он должен развиваться по своей природе, не буду на него давить.

Будете ему советовать закончить институт?

Не уверен. Для мальчика важно научиться брать на себя ответственность. Российское высшее образование мало дает, и оно готовит научных сотрудников, а те, кто выбирает другой путь, знания применить не могут. Люди заканчивают институты, а потом ни одного дня по специальности не работают. Каждый для себя сам должен определиться в жизни.

IMG_9711.jpg

— Наш традиционный вопрос: три составляющих успешного бизнеса?

— Относиться к бизнесу как своему любимому делу. Обязательно получить требуемое для бизнеса образование. Третье — забота о персонале.