Каждый без исключения несет ответственность за ту атмосферу, которая царит в нашем обществе. Татарстан имеет большой запас прочности межконфессионального и межнационального единства, но это не застывшая данность, а сумма ежедневных устремлений всех нас. Цена же забвения подобных истин может быть очень высока, и современная трагедия Сирии — тому лишнее подтверждение. Об этом в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», размышляет первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр.
«ГДЕ-ТО ИМ НЕ ХВАТИЛО МУДРОСТИ, ДАЛЬНОВИДНОСТИ, А МОЖЕТ, РЕШИМОСТИ И ДАЖЕ УПРЕЖДАЮЩЕЙ ЖЕСТКОСТИ»
Если вывернуть нашу республику наизнанку, то получится нынешняя Сирия. Именно этот мрачный сценарий ждет всех нас, стоит только пойти на поводу тех провокаций, которые в последнее время будоражат Татарстан. Сирийский народ тоже ведь гордился своей моделью межконфессионального мира. Однако им где-то не хватило мудрости, дальновидности, а может, решимости и даже упреждающей жесткости. В результате ситуацию в стране смогли раскачать до невиданных масштабов гуманитарной катастрофы. В очень короткое время внешним силам удалось умело вбить клинья во все трещинки многоконфессионального сирийского дома. Мусульмане и христиане, верующие и атеисты, шииты и сунниты — любую парность в сирийском народе все активнее раскалывают, делая из людей непримиримых и злейших врагов. Когда христианский крест воткнут в горло убитого мусульманина — это чистой воды провокация, подпитывающая в Сирии нескончаемый круговорот насилия и человеческого горя. Увы, не всегда люди могут найти в себе силы и благоразумие не вестись на подобные разводки.
Незадолго до кровавых событий в Сирии мне посчастливилось побывать на этой удивительной земле, одной из древнейших колыбелей человеческой цивилизации. И я не понаслышке знаю о том межрелигиозном согласии, которое еще совсем недавно было в этой стране. Люди там действительно жили одной большой семьей со своими радостями и сложностями. Как и везде, в Сирии не все было идеально. Были и свои поводы для недовольства. В любой стране есть трудности. Но все прежние проблемы вместе взятые ни в какое сравнение не идут с тем кровавым месивом, в которое столкнули сирийский народ за последнее время.
Большая часть населения Сирии — мусульмане, в основном сунниты. При этом где-то пятая часть мусульман — разные ответвления шиитов, в том числе алавиты и исмаилиты. 10% населения Сирии — христиане, в основном православные, но примерно пятая часть — католики. 3% сирийцев — это друзы. Есть и более малочисленные конфессиональные группы. Таков исторический расклад. Однако по факту многие сирийцы уже давно являются нерелигиозными людьми, хотя по инерции их все еще продолжают зачислять в число приверженцев той или иной религии. Коротко говоря, по конфессиональной пестроте населения Сирийская Арабская республика мало чем отличается от России в целом, и Татарстана в частности.
ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО МИРА РУШАТСЯ ПОД НАПОРОМ ВНЕШНИХ СИЛ
В Сирии есть много особо значимых исторических мест — от амфитеатра времен Римской империи до останков храма, где христианский монах Бахира предсказал малолетнему Мухаммаду его будущее пророчество. Большое впечатление производит и знаменитая омейядская мечеть в Дамаске, в которой, согласно мусульманскому преданию, будет явлен Иисус во время своего второго пришествия. В этой мечети установлено четыре михраба (т.е. ниши для имама) по числу тех толков (мазхабов), которые существуют в исламе. Представители данных школ практически по всему спектру вопросов религиозного права имеют разные, порой, диаметральные взгляды. И тем не менее они все одновременно признаны каноническими, истинными для мусульман. Четыре михраба в одной мечети — это как четыре алтаря разных христианских деноминаций внутри одного храма. Возможно, в каких-то современных экуменических движениях христианства и есть нечто подобное, однако исламу такая практика религиозного плюрализма была присуща испокон веков.
Данная установка ислама уважать мнение другого и заложила основы сирийской модели толерантности. При этом последняя распространяется не только на внутриисламское пространство, но обращена и к представителям других религий. Ведь, как известно, уважение к «библейскому народу» (ахль аль-китаб), т.е. к христианам и иудеям, является императивом Священного Корана. Неслучайно, например, многие арабы, исповедующие христианство, с вхождением в состав исламского мира сохранили приверженность своей вере. И по сей день арабы-христиане исчисляются миллионами в исламских странах.
Конечно же, сказанное для массового обывателя сильно разнится с тем демоническим образом мусульман, который все агрессивнее навязывается общественному сознанию через СМИ в последние годы. Часто в данной связи приводят пример кощунственного разрушения статуй Будды в Афганистане одиозным движением Талибан. Этот акт вандализма действительно не имеет оправдания и вполне справедливо вызывает возмущение у всех здравомыслящих людей. Однако мало кто задумывается над тем, как же статуи Будды на протяжении многих столетий могли благополучно стоять в мусульманской стране целыми и невредимыми? И только когда возникла необходимость придать легитимность ближневосточной экспансии США, как вдруг, словно по мановению волшебной палочки, местных мусульман осенила мысль разрушить буддийские святыни.
Нечто подобное сейчас разворачивается и в Сирии. Неслучайно многие дипломаты и эксперты указывают, что хаос ее гражданской войны имеет внешнее происхождение и иностранную подпитку. А что происходит в Татарстане?
КОМУ ВЫГОДНО «РАСКАЧИВАТЬ» СИТУАЦИЮ В ТАТАРСТАНЕ?
Давайте взглянем на факты.
Эпизод первый. В рамках всероссийской акции 27 сентября 2013 года активисты международной террористической организации Хизб ут-Тахрир в 9 мечетях Казани предприняли попытку распространить листовки своей партии. В этот же день ими было устроено 7 одиночных пикетов, а на дорожных развязках Казани, Набережных Челнов и Елабуги появился 21 баннер данной политической секты. Цель акции заключалась в том, чтобы настроить людей против нашего государства, на смену которого, как они полагают, должен прийти халифат.
Эпизод второй. 16 ноября неизвестными лицами были запущены 4 ракеты в сторону железнодорожной станции около «Нижнекамскнефтехима», на которой стояли цистерны с газом. Видимо, с расчетом спровоцировать масштабный взрыв, который бы нанес заводу значительный материальный урон.
Эпизод третий. 17 и 29 ноября неизвестные лица осуществили поджоги нескольких церквей в разных районах Татарстана.
Для полноты картины можно вспомнить и попытку поджога мечети «Фархад» в поселке Большие Клыки 13 августа и акты осквернения почитаемого в народе источника в Билярске осенью этого года.
Случайна ли вся эта вереница событий, или это разные акты единого действа? Сегодня этим вопросом задаются в республике многие. Одна версия сменяет другую. Кто-то говорит, что за попыткой дестабилизировать ситуацию в нашей республике стоят якобы олигархические круги внутри самой страны, которые дескать таким образом пытаются подмять под себя татарстанскую экономику. Именно эти силы, согласно данному мнению, и организуют лобби для информационной атаки на наш регион на федеральном уровне, а интеллектуальное сопровождение их действиям обеспечивается (вольно или невольно) стараниями таких исследовательских структур, как РИСИ.
Другие утверждают, что след нужно искать за рубежом. Ведь Хизб ут-Тахрир — международная организация, центры управления которой находятся за границей. Некоторые аналитики при этом указывают, что хронологически упомянутая всероссийская акция Хизб ут-Тахрира прошла практически сразу после того, как нашумевшая дипломатическая инициатива Владимира Путина в начале сентября этого года спутала Бараку Обаме все внешнеполитические карты, вынудив его отложить в конгрессе голосование по военному вторжению в Сирию.
Догадок можно строить много. И думаю, правоохранительные органы докопаются до истины и выйдут на след преступников. В таких вещах крайне важно опираться только на факты и избегать любых спекуляций. Кем бы ни оказались эти злоумышленники, духовные лидеры двух ведущих религиозных общин Татарстана — митрополит Анастасий и муфтий Камиль хазрат — в своем совместном заявлении уже осудили их деструктивные действия, которые с точки зрения наших традиционных религий и в целом общечеловеческих ценностей не имеют никакого оправдания.
МЫ ВСЕ ОТВЕЧАЕМ ЗА МИР В СВОЕЙ СТРАНЕ
Какая бы версия происходящих событий ни оказалась верной, все мы должны помнить прежде всего следующее: мир и согласие на нашей земле, которая дарована нам Всевышним и унаследована нами от наших предков, зависят от каждого из нас в отдельности, ибо океан, как известно, начинается с капли. Столкновения же на национальной и религиозной почве начинаются с шовинистических анекдотов на кухне. И каждый без исключения несет ответственность за ту атмосферу, которая царит в нашем обществе. Татарстан имеет большой запас прочности межконфессионального и межнационального единства, но это не застывшая данность, а сумма ежедневных устремлений всех нас. Цена же забвения подобных истин может быть очень высока, и современная трагедия Сирии — тому лишнее подтверждение.
Все мы разные. Но каждый из нас, если дорожит мирным небом над головой, должен научиться уважать право другого быть отличным от него. В этом уважении и лежит фрейм подлинного единства. Единства в многообразии. Мусульманам в таком отношении к людям помогают слова Священного Корана: «Если бы Бог пожелал, то Он сделал бы вас единой общиною», но «Мы создали Вас племенами и народами, дабы вы познавали друг друга».
Первый заместитель муфтия РТ,
член Общественной палаты РТ
Рустам Батыр
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.