ПИЛОТ БЕЗ ПОЛЕТА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», незадолго до трагедии в казанском аэропорту авиакомпания «Татарстан» (АКТ) приняла решение отказаться от бортового журнала AviaReview и до конца года заключить договор на выпуск нового журнала с ОАО «Татмедиа». Исполнительный директор АКТ Руслан Шакиров подтвердил нашему изданию, что переход с AviaReview на новое издание должен был состояться с 1 января 2014 года. После истории с «Боингом» встал вопрос о будущем авиакомпании. Однако главный редактор нового бортового журнала подтвердил, что пока все планы в силе. «Первый номер журнала практически готов. Мы ждем какой-то готовности. Это зависит от понимания ситуации», — сказал он.

Тем временем, как рассказал нашему изданию генеральный директор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов, новым изданием станет журнал под названием «AVIA Татарстан». «На сегодня есть предварительные договоренности с авиакомпанией «Татарстан», и выпущен пилотный номер журнала «AVIA Татарстан». Журнал «Татарстан» является филиалом ОАО «Татарстан», вот мы и сделали проект на его базе. Есть планы заключить долгосрочный контракт, но пока посмотрим, как будет расходиться журнал», — сообщил он. Пилотный выпуск не распространяется по бортам.

— Мы вышли со своим предложением на авиакомпанию, и нас поддержали, предложив выпустить пилотный проект, что мы и сделали. Если обе стороны все устроит, будем продолжать реализацию проекта, — рассказал гендиректор «Татмедиа». — Пока больших инвестиций не надо, потому что у журнала «Татарстан» есть свой коллектив. В дальнейшем «AVIA Татарстан» будет самоокупаемым за счет рекламы. Уже есть предварительные договоренности с некоторыми рекламодателями.

Шагиахметов.jpg
Фарит Шагиахметов

Журнал AviaReview выходил тиражом в 25 тыс. экземпляров и был официальным бортовым журналом авиакомпании «Татарстан», выходил ежемесячно и распространялся бесплатно на внутренних и международных рейсах, регулярных и чартерных направлениях авиакомпании, а также в кассах и залах ожидания аэропорта Казань. На сайте журнала можно скачать электронные версии. Судя по информации на сайте, архив насчитывает номера с ноября 2010 года. Учредителем и издателем журнала было ООО «Медиа Персона», учредителем которого является Эльвира Харисова. Связаться с ней на момент подготовки материала, к сожалению, не удалось.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ АВИАКОМПАНИИ

Фото обложки пилотного выпуска уже появилось в соцсетях. Тираж пилотного выпуска — 1 тыс. экземпляров, в дальнейшем планируется печатать до 10 тысяч. Полноценный выпуск, по словам Шагиахметова, будет выпущен в ноябре-декабре для рейсов авиакомпании «Татарстан». Периодичность — раз в месяц, главным редактором будет Артем Тюрин, как и в журнале «Татарстан».

Тюрин рассказал «БИЗНЕС Online», что первый выпуск журнала планировался на декабрь. «Это обычное бортовое издание. У каждой уважающей себя авиакомпании есть свой бортовой журнал. В нем будет размещаться полезная и развлекательная информация для пассажиров», — сказал он. Стать главным редактором издания Тюрину (по его версии) предложили в АКТ. Сама же АКТ, по словам Тюрина, вышла на руководство «Татмедиа» с предложением о сотрудничестве, в частности, об издании бортового журнала.

«Для рекламодателей очень интересны такие авиаиздания. Это совершенно конкретная целевая аудитория, которая в любом случае прочитает журнал. Информация обязательно дойдет до потребителя. Рекламодатели обычно из сегмента life-style, автомобили, туризма», — ответил главный редактор на вопрос о рекламодателях.

ЖУРНАЛ — MUST-HAVE ДЛЯ АВИАКОМПАНИИ

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, сможет ли стать успешным продукт государственного медиахолдинга, была ли необходимость менять бортовые журналы и насколько рекламодателям интересны авиаиздания.

Азамат Сабиров — генеральный директор компании AVT:

— Я пока не читал новый журнал, видел только обложку пилотного выпуска. По дизайну она выполнена неплохо. Думаю, что журнал будет не хуже предыдущего. Иметь свой журнал под своим брендом — это must-have для авиакомпании.

AviaReview был достаточно интересным журналом, содержал полезную информацию. Если «Татмедиа» объединяет все государственные средства массовой информации, то, вероятно, у нее большой ресурс для привлечения журналистов, копирайтеров. Для такого большого холдинга не является проблемой создание любого журнала, поэтому проект «AVIA Татарстан» может быть сделан хорошо.

Если рекламодатели хотят попасть в сердце и душу каждого пассажира этой авиакомпании, то разместят в журнале свою рекламу. Все зависит от направлений полетов: если это Москва, то бизнес-сегмент, например, а вообще разброс по сегментам очень большой.

Василий Ананьин — генеральный директор AdIndex.ru:

— Государственный медиахолдинг может выпускать такой проект. Существует огромное количество примеров, когда государство владеет различными СМИ. Рекламодателям интересно размещаться в бортовых изданиях, так как длительность контакта с рекламой выше, чем в других изданиях.

Не каждый пассажир может успеть в аэропорту купить газету или журнал. При этом сейчас много изданий имеют версии для мобильных устройств. Когда все, что было с собой, прочитано, рука тянется к журналу, который лежит в кармане кресла напротив, и там, как правило, лежит авиаиздание.

Сергей Арасланов — главный редактор журнала «Авиация общего назначения»:

— Основное назначение бортового журнала — занять пассажира во время относительно краткосрочного полета. Поэтому основным содержанием бортового журнала не должны быть серьезные материалы, поскольку большинство пассажиров в полете хочет отвлечься от проблем и отдохнуть. Разумеется, бортовой журнал можно и нужно использовать для рекламы собственной авиакомпании, поскольку за пределами борта большинство пассажиров вряд ли будет искать подробную информацию об авиакомпании более той, что необходима для приобретения билетов.

Естественно, тираж в 10 тысяч экземпляров — средний для журнала, поэтому, в зависимости от количества страниц, бумаги, применяемых технологий печати и затрат на подготовку материалов, он может быть как убыточным, так и рентабельным. Неважно, какая организация будет печатать журнал — медиахолдинг или частная типография. Роль играют затраты и качество. Поскольку в настоящее время пассажир самолета, как правило, — человек состоятельный, он предъявляет высокие требования к качеству изданий, которые он берет в руки. Следовательно, в бортовом журнале может быть эффективной и реклама товаров, предназначенных для состоятельных граждан. За счет рекламы можно повысить рентабельность издания бортового журнала.

17a7d993.jpg

Алена Камбикова — главный редактор журнала «Ижавиа»:

— Конечно, медиа-холдинг ОАО «Татмедиа» может выпускать любое издание, но не нужно забывать о том, что бортовой журнал — это информационно-развлекательное издание, и здесь главное — не перегнуть палку. Журнал, в первую очередь, должен занять пассажира на протяжении всего полета и дать возможность отдохнуть от насыщенных дел. Я говорю о том, что все, что касается государственных медиахолдингов, всегда пересекается с политикой, а это все-таки может оставить свой почерк. Я считаю, что у каждой уважающей авиакомпании должен быть свой имиджевый бортовой журнал.

Реклама в бортовых изданиях считается одной из самых эффективных рекламных площадок. Бортовой журнал, который находится в кармане каждого пассажирского кресла, предназначен для чтения в полете. Как показывает практика, в условиях авиаперелета пресса прочитывается от корки до корки, что значительно повышает эффективность размещенных в таком издании рекламных материалов.

Алексей Синицкий — главный редактор «Авиатранспортное обозрение»:

— Насколько мне известно, бортовые журналы существуют у многих авиакомпаний, как российских, так и иностранных. Это такой своеобразный вариант глянцевого журнала «понемногу обо всем», который пассажир может лениво перелистывать во время полета или взять с собой.

Технически государственный медиахолдинг наверняка справится с таким изданием. Справится ли по содержанию — не знаю, но, наверное, в авиакомпании тоже неспроста принимали решение, а авиакомпания «Татарстан» ведет весьма грамотную и взвешенную политику. Рекламодателям подобные издания обычно интересны, поскольку достаточно понятна целевая аудитория.

Бортовые журналы — это особый нишевой продукт, он несет некий персональный подход со стороны авиакомпании, обращение гендиректора, парк компании, другая полезная информация, например, схемы аэропортов и так далее. Так что обычной прессой бортовые журналы не заменить.

Справка

ООО «Медиа Персона»

Директор — Эльвира Харисова.

Уставный капитал (согласно базе данных СПАРК) на 13.04.2012 — 10 тыс. рублей.

Выручка от продажи на 31.12.2012 — 5,5 млн. рублей. Чистая прибыль — 15 тыс. рублей.

ОАО «Татмедиа»

Крупная региональная медиакомпания в Республике Татарстан.

На сегодняшний день ОАО «Татмедиа» объединяет 130 средств массовой информации: 61 газета, 10 журналов, 28 телекомпаний, 19 радиостанций, 1 информационное агентство, 1 электронная газета и другое. В состав компании входит крупнейший в Поволжье издательский комплекс «Идел-пресс». Выручка в 2012 году — 1,2 млрд. рублей. В компании работают 2,3 тыс. человек.

Основные направления деятельности компании: производство и распространение газет, журналов, теле- и радиопрограмм, фильмов и иной продукции средств массовой информации; рекламная деятельность в средствах массовой информации, действующих на территории Татарстана; предоставление газетной площади, эфирного времени и других возможностей информирования населения; организация и проведение пресс-конференций.

Филиалы ОАО «Татмедиа» (телерадиокомпании, печатные СМИ) присутствуют в каждом районе РТ.

В конце октября этого года генеральным директором был назначен Фарит Шагиахметов.

Журнал «Татарстан»

Главный редактор — Артем Тюрин. Ранее 4,5 года возглавлял журнал «Деловой Квартал — Казань».

За более чем 90 лет существования наш журнал сменил много имен: «Вестник Татарского областного комитета РКП(б)», «Коммунистический путь», «Путь Ильича», «Причал», «Спутник партийного активиста», «Джитакче», «Большевик Татарии», «Коммунист Татарии» и, наконец, с 1991 года — «Татарстан».

В 2009 году журнал обновил дизайн, рубрики, концепцию, приоритеты, стиль подачи текстовых и иллюстративных материалов. В конце 2012 года был сделан очередной апгрейд журнала.