ГОРОД В ГОРОДЕ

Базовая концепция развития стадиона «Казань-Арена» такова, что помимо футбола менеджеры планируют предложить горожанам целый ряд развлечений. С относительно низкими ценами на билеты и посещаемость, которая сейчас есть у «Рубина», расходы на содержание стадиона окупить невозможно. К тому же футбольный клуб проводит максимум 25 матчей на домашнем поле с учетом всех турниров. На стадионе уже открыт ресторан, проходят платные экскурсии, планируют открытие двух музеев: «Рубина» и собрание ретроавтомобилей. Также в дирекции стадиона говорили о больших арендных площадях. В принципе, уже сейчас можно проводить на стадионе конференции, а в ресторане организовывать торжества. Планируется также использовать арену в качестве концертной площадки, благо такой опыт уже был во время Универсиады. Летом 2015 года в чаше стадиона будут установлены два бассейна, и здесь пройдет открытие и закрытие чемпионата мира по водным видам спорта, а также часть финальных соревнований. В 2018 году арена примет матчи группового этапа чемпионата мира по футболу, возможно, также и один из матчей четвертьфинального этапа.

Схожая схема заработка денег действует и на «Донбасс Арене», разве, что такого количество нефутбольных спортивных событий в Донецке никогда не было, но стадион уже прошел проверку Чемпионатом Европы по футболу в 2013 году. В Донецке есть целый отдел, отвечающий за нефутбольные мероприятия на арене. При этом организация самого футбольного действа также поставлена на высочайшем уровне.

В сообщении пресс-службы «Донбасс Арены» говорится о сотрудничестве и обмене опытом не только в части проведения футбольного матча, но и в области содержания и эксплуатации стадиона вне игр.

В Донецке, в отличие от Казани, арена и клуб входят в одну организационную структуру, которая принадлежит известному украинскому олигарху Ренату Ахметову. Бизнесмен — большой поклонник футбола и фанат донецкого «Шахтера» (клуба, который ему принадлежит). Как говорят в Донецке, для него важно, чтобы стадион заполнялся, а клуб в перспективе приносил доход и стал лучшим в Восточной Европе как по игровым, так и по бизнес-результатам. Большую часть маркетинговой стратегии клубу разработали специалисты из Великобритании, а сейчас ее реализуют местные специалисты совместно с подданными английской короны.

В столице Татарстана новый стадион и футбольный клуб — разные организации, которыми управляют разные люди. По словам источников «БИЗНЕС Online», этот факт мог сыграть свою роль, чуть ли не ключевую, в том, что «Рубин» в нынешнем сезоне так и не сыграл на новой арене, где уже постелен газон, а сам стадион уже был готов принять матч, но в клубе не согласились с ценой за аренду поля, посчитав ее завышенной. Отметим, что накануне казанцы сыграли на Центральном стадионе против пермского «Амкара» и эта встреча стала последней домашней игрой для подопечных Курбана Бердыева в нынешнем календарном году. Весьма вероятно, что после нового года «Рубин» будет играть все матчи внутренного чемпионата на «Казань-Арене», а игры Лиги Европы проводить на Центральном стадионе, либо на стадионе «Рубин», что в Соцгороде. Эти поля заявлены клубом на еврокубки, как основной и резервный, таким образом, на новеньком стадионе игры евровесны точно не состоятся.

МОДЕЛЬ «ДОНБАСС АРЕНЫ» ПРИМЕНИМА И В КАЗАНИ

На сайте «Донбасс Арены» распостранили пресс-релиз, в котором была цитата генерального директора украинского стадиона Александр Атаманенко — пожалуй, самого известного директора спортивного сооружения на всем постсоветском пространстве. Атаманенко часто выступает на профессиональных семинарах и дает мастер-классы, а его команды ставят в пример практически всем руководителям клубов и субъектов федерации, которые получат новые стадионы по программе подготовки России к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

«Мы гордимся тем высоким уровнем партнерских отношений, который установился между нашими аренами, — говорит Атаманенко, — и постараемся передать нашим коллегам максимум практических навыков, накопленных нами за четыре сезона. Выбрав для себя страны СНГ в качестве фокусного рынка, мы сознательно сделали ставку на максимальную открытость и информационную полноту нашего консалтинга, что уже почувствовали наши казанские партнеры, получившие в рамках прошедшего на днях ознакомительного визита серьезный объем информации, относящейся к пакетам гостеприимства, центру управления стадионом, стадионной навигации. И мы продолжим наше движение в таком же духе максимальной практической ценности и далее. Если в Украине многие называют «Донбасс Арену» донецким бриллиантом, то мы сделаем все возможное, чтобы «Казань-Арена» стала настоящим казанским рубином!»

Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор стадиона «Казань-Арена» Радик Миннахметов, главная цель сотрудничества: с помощью опыта украинских коллег структурировать работу казанского стадиона, а также перенять их лучшие наработки. Как рассказал Миннахметов, выбор площадки донецкого стадиона «Донбасс Арена» для сотрудничества в первую очередь связан с практически одинаковыми исходными данными. Это почти аналогичные размеры как стадиона, так и города.

«Мы обсуждали вариант привлечения западных специалистов. Но поняли, что в нашем случае нужна компания, которая работает в похожих условиях. Это и схожий менталитет болельщиков, коллектива, персонала, и, что очень важно, отсутствие языкового барьера». На данный момент, по словам Миннахметова, взаимодействие уже началось: более десятка казанских специалистов побывали на стажировке в Донецке, сейчас в Казани ждут группу украинских специалистов, которые в процессе работы будут формировать свои рекомендации к работе. «Это будет взаимополезный обмен». Финансовую сторону вопроса Миннахметов раскрывать не стал.

В ДОНЕЦКЕ ЛУЧШАЯ АРЕНА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Перспективы взаимодействия газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Михаил Степанов — директор филиала АНО «Спортивное вещание» в Казани:

— В 2012 году во время чемпионата Европы по футболу я был на «Донбасс Арене» в качестве зрителя. Могу сравнить казанский стадион и арену в Донецке. Неслучайно домашний стадион «Шахтера» называют чуть ли не лучшей ареной во всей Восточной Европе и одним из лучших в Европе. Думаю, что «Казань-Арена» вполне может войти в этот элитный клуб, разве что у нас поле чуть дальше от трибун, но болельщицкие галереи просторнее и комфортнее. С одной стороны, использовать чужой положительный опыт можно и нужно, тем более когда он положительный, с другой - еще несколько лет назад некоторые новинки были внедрены на Центральном стадионе Казани даже раньше, чем в Донецке. Например, карты абонементов с функцией Pay-Pass, точки питания и разнос еды и чая во время матча на трибунах. Причем делали все это местные специалисты. Конечно, сравнивать новый стадион и старую арену в Казани сложно, но тенденция была такая, что они могли бы и на «Казань-Арене» сделать много интересного.

Юрий Шеин — депутат горсовета Набережных Челнов, гендиректор футбольного клуба "КАМАЗ":

— Практика перенятия украинского опыта пока у нас не имеет успеха. Взяли уже Климову с Украины, которая провалила задачу наполнения стадиона, ее уже пора увольнять. А вообще, чтобы люди ходили на игры, нужно в первую очередь показывать качественный футбол. Конечно, всем нужна победа, но самое главное, чтобы команда боролась и старалась. Поэтому система изначально должна строиться единая, и наверху этой системы стоит команда, цель, выработанная философия. Необходимо, чтобы в Татарстане была сильная детская футбольная школа, чтобы в «Рубине» играло хотя бы процентов 30 наших игроков. Также непонятно, к чему этот ребрендинг, зачем менять эмблему, которая просто не подходит команде. К тому же платить за нее огромные деньги Италии, что у нас в Татарстане нет своих талантливых дизайнеров? Пять поколений футболистов играли под этой эмблемой, традиции-то нужно сохранять.

Что касается, самого стадиона, то, наверное, футбол — это праздник. Праздник семейный, куда должны приходить дети, мамы. Территория у новой «Казань-Арены» большая, кафе, рестораны будут там очень уместными. Праздник должен быть у всех, поэтому все интересы должны быть учтены. Какие-то детские мероприятия, мини-футбольные матчи, чтобы было интересно всем. В первую очередь нужно начинать с детей, чтобы они вели взрослых на матчи. Почему не разрешить минимальную продажу алкоголя между рядами, такая практика в Европе есть. Просто ужесточить меры наказания за злоупотребление. Наш спорт объявили профессиональным, но профессионализма как такового в нашем спорте нет.

СПОРТИВНАЯ АРЕНА, КАК И ТЕАТР, НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ

Олег Брызгалов — директор волейбольного клуба «Зенит-Казань», директор центра волейбола «Санкт-Петербург»:

— Любой положительный опыт я всегда оцениваю только за. Главное, чтобы мы понимали, что этот опыт действительно будет нам на пользу. На мой взгляд, каждый город обладает своими особенностями. Это и особенность менталитета зрителей, и особенность того, как ведет себя клуб по отношению к болельщикам, история этих взаимоотношений. Поэтому одни и те же подходы в этой работе могут где-то сработать, а где-то нет. В любом случае любой реальный опыт, который мы можем перенять у России или у Украины, должен иметь отклик в виде полного стадиона. Вообще, «Рубину» уже давно пора задуматься над тем, кто будет заполнять эти 45 тысяч мест на этом шикарном стадионе. Поэтому нужно использовать любой опыт. Главное, что в этом договоре мы видим движение, нет стояния на месте. Посмотрим, что будет дальше.

Что касается самого стадиона, то я сужу из своего опыта. Что может привлечь людей на трибуны? Во-первых, транспортная инфраструктура, дружелюбный вход, удобные стояночные места, адекватная ценовая политика на билеты. Чтобы с точки зрения семейного похода это было необременительно. Также, как правило, детям очень сложно «высидеть» на месте полтора часа. Поэтому нужно создавать условия для детей, чтобы и им возможно было провести время на матче. Не стоит забывать и о качественном и своевременном информировании, также работа в социальных сетях. Необходимо постоянно держать своего болельщика в информационном тонусе. Живое общение болельщиков со своими кумирами, встречи с игроками клуба. Сама политика должна быть открыта и дружелюбна к журналистам, ведь именно они создают тот информационный фон, в котором живет арена. Много слагаемых. Магазины, рестораны. Должно хотеться прийти на стадион пораньше. Место, где можно и покушать и что-то приобрести.

Самое важно, что когда ты узнал информацию о матче, ты должен понимать, что прийти туда тебе несложно: есть куда поставить машину, есть удобная транспортная сетка, созданы комфортные условия нахождения там. Театр начинается с вешалки, и вот эта вешалка должна быть организована.