ЯВЛЯЯСЬ МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ, В УСТНОЙ ФОРМЕ ПОРУЧИЛ ПОДЧИНЕННЫМ...

В отношении экс-министра обороны России Анатолия Сердюкова возбуждено уголовное дело по статье «Халатность», ущерб оценивается в 56 млн. рублей. Об этом сообщил сегодня официальный представитель следственного комитета РФ Владимир Маркин. На фоне миллиардных афер в структурах минобороны сегодняшнее заявление силовиков, прямо скажем, выглядит очень скромно.

«По данным следствия, Анатолий Сердюков, являясь министром обороны, в устной форме поручил подчиненным построить за счет бюджета автодорогу от села Краса Икрянинского района Астраханской области до острова Школьный, на территории которого располагается некоммерческое партнерство «Житное», — рассказал Маркин.

Это распоряжение Сердюков, по данным следствия, мотивировал желанием создать базу отдыха для нужд минобороны.

«Кроме того, по распоряжению бывшего министра также были проведены работы по обустройству территории «Житного». Работы по озеленению проводились бойцами-срочниками авиационной части, а автодорогу строил батальон железнодорожных войск», — сообщил Маркин.

В итоге была построена дорога, которой могли пользоваться лишь владельцы и посетители объекта частной собственности «Житное». При этом каких-либо распорядительных документов, приказов или директив, которые обосновывали бы расходование бюджетных средств или устанавливали бы юридические права минобороны на дорогу, не издавалось.

Сердюков в настоящее время находится в России, подчеркнул Маркин. «Сердюков в настоящее время находится в стране, вопрос о мере пресечения ему будет решен позднее», — цитирует официального представителя «Интерфакс». Как сообщает СКР, Сердюкова уведомили о возбуждении уголовного дела. Он уже вызван на допрос.

Напомним, неделю назад, 21 ноября, глава СК РФ Александр Бастрыкин, говоря о деле Сердюкова, пообещал «изменения, которые всех обрадуют». Это стало возможным после проведения финансово-экономических экспертиз. Расследование дел о коррупции в минобороны было начато осенью 2012 года.

2.jpg
КАМАЗ не подписал новый договор на проведение испытаний техники с ФИИЦМ

А во вторник, 26 ноября, стало известно, что КАМАЗ не подписал новый договор на проведение испытаний техники с Федеральным исследовательским испытательным центром машиностроения, которое с 1 ноября возглавил Сердюков. Как предположил первый замгендиректора ФИИЦМ Захид Годжаев, новый договор с КАМАЗом, вероятно, подписан и не будет. «Автопроизводитель приостановил некоторые НИОКРы, которые считает неприоритетными», — пояснил он. На момент публикации материала комментарий КАМАЗа получить не удалось.

Тем временем адвокат Сердюкова Константин Ривкин сообщил, что его подопечный намерен сотрудничать со следствием и давать показания. Однако Сердюков не намерен признавать своей вины, так как давно заявлял об отсутствии нарушений в своей деятельности на посту министра обороны.

ГОРЖУСЬ, ЧТО ВЫДЕРЖАЛА УДАР

Отметим, что накануне большое интервью с главной фигуранткой громкого дела «Оборонсервиса» Евгенией Васильевой в ее квартире записала Ксения Собчак на телеканале «Дождь». Васильева, находясь под домашним арестом, призналась, что гордится собой за то, что «сумела сдержать удар».

«Я не знаю, должен ли был весь удар приходиться именно по Анатолию Сердюкову. Но то, что я этот удар сумела сдержать, я этим горжусь. Я человек порядочный, я никому не желаю зла, я верю в Бога. Я никогда не собираюсь никого предавать. Я знаю, что Сердюков никогда не давал незаконных поручений, и я никогда их не выполняла», — заявила Васильева.

Она также рассказала, что во время следствия на нее оказывалось давление. «На меня действительно давили в отношении того, что я должна предоставить любые данные, которые могли бы опорочить министра обороны, — приводит РБК слова Васильевой. — На сегодняшний день у меня показания на него уже не требуют».

Атаку на Сердюкова Васильева объяснила большим количеством врагов, которые появились у экс-министра обороны в связи с сокращением затрат на покупку вооружения — за два года почти на 500 млрд. рублей. И пообещала назвать фамилии людей, которые инициировали возбуждение уголовного дела.

...А ДАЛЬШЕ БУДУТ В СПОКОЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ РАЗБИРАТЬСЯ

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» по-разному оценили возбуждение уголовного дела против Сердюкова.

Анатолий Вассерман — политконсультант:

— Почему так долго тянули с обвинениями против Сердюкова? Очевидно потому, что обвинения мало выдвинуть, их надо еще и доказать. Если мошенник мало-мальски опытный и ловкий, то доказать намного сложнее, чем выявить преступление. Например, Юлия Владимировна Григян, более известная по фамилии мужа Тимошенко, сейчас осуждена за превышение служебных полномочий, хотя ей в разное время предъявляли обвинения и гораздо серьезнее. Превышение полномочий было совершенно очевидным, достаточно сказать, что на переговоры в Москву она повезла большую печать кабинета министров Украины. Ту печать по закону нельзя выносить не то что из здания кабинета министров, но из определенных комнат канцелярии кабинета. Это легко было доказать, поэтому предъявили сразу. Теперь, пока она сидит, следователи внимательно разбираются в остальной ее деятельности.

Думаю, что и российские следователи столкнулись с той же проблемой, что легко доказать, а что тяжело. И решают ее примерно так же, как следователи Украины, то есть обвиняют не в самых тяжелых преступлениях, а в самых очевидных: скрыть дорогу, построенную на дачу, практически невозможно. А дальше будут в спокойной обстановке разбираться.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— С делом не тянули, это следует рассматривать в контексте назначения Сердюкова в структуры «Ростехнологий». У нас сейчас элита разделилась в отношении Сердюкова на два лагеря. Один желает, скажем так, если не посадки Сердюкова, то вынесения в отношении него обвинительного приговора, чтобы он официально был признан преступником. Второй лагерь считает, что все-таки борьба с коррупцией не должна распространяться на высшие эшелоны власти. Если бороться с коррупцией, то на муниципальном и региональном уровне, но никак не на федеральном — федеральные чиновники неприкосновенны. До последнего времени представители первого лагеря, настроенные на признание Сердюкова обвиняемым, у них стратегией была раскрутка дела «Оборонсервиса», чтобы поменять статус экс-министра со свидетеля на обвиняемого. Но когда он был назначен в структуру «Ростехнологий», это был четкий сигнал, что теперь Сердюкова трогать нельзя, поскольку он назначен в одну из крупнейших корпораций России, к тому же оборонную, более того, ее возглавляет один из тех людей, который в свое время пролоббировал отставку Сердюкова, Сергей Чемезов.

Поэтому ставки в этой игре повысились, оппоненты Сердюкова должны были тоже продемонстрировать, что готовы играть по повышенным ставкам. Это было сразу заявлено, поскольку как только Сердюкова назначили, представители следственного комитета заявили, что экс-министру рано расслабляться. Вот они слова подтверждают делом — возбудили уголовное дело. Ставки в игре возросли. Раньше была ставка на мягкое вовлечение Сердюкова в расследование дела. Сейчас, судя по всему, СК пришел к жесткой тактике.

Сергей Михеев — генеральный директор центра политической конъюнктуры:

— Несколько дней назад следственный комитет выступил с заявлением, что возможно изменение статуса Сердюкова. Вот, я думаю, это как раз то, что ведомство имело в виду. Почему именно сейчас? Наверное, долго шло расследование, с одной стороны, а с другой, выдвинуть обвинения против него было непросто. Также определенную роль играет сложившаяся вокруг этого ситуация, когда «Оборонсервис» обвиняют в хищении крупной суммы, а Сердюков как бы не при чем. Соответственно, возникает вопрос: а как это могло быть? Это не то что в угоду общественному мнению, но, думаю, общественное мнение сыграло свою роль.

Дмитрий Абзалов — президент центра стратегических коммуникаций:

— Прежде всего следует отметить, что Сердюков фигурировал как свидетель. Он проходил в основном по одному делу, так называемому «Делу о даче Сердюкова». Еще осенью появилась информация, что дела в отношении него будут закрыты, а программа давления на экс-министра обороны будет свернута. Как показала практика, дача осталась в реестре дел, по которым проводятся расследования, плюс к нему добавились новые. Это говорит о том, что оставлять дела вокруг «Оборонсервиса» не будут, несмотря на то, что Васильева не дает показания против своего экс-начальника. Следствие все равно пытается доказать связь между нарушениями и личностью экс-министра.

Если человек фигурирует в деле, общество ждет посадок. Вопрос в том, как к этому подойти и произойдет ли вообще. Сомневаюсь, что этот способ успокоит население, скорее, это способ активизировать работу Сердюкова со следователями. Напомню, что за последнее время Сердюков никаких порывов в этом не проявлял.