— Нурислам, вам 28, и вы директор, совладелец двух ресторанов. Удалось поймать бога за бороду?

Все не так. Я начинал даже и не официантом, а его помощником в закусочной около вокзала в городе Ташкенте, откуда я родом. Но и в этой забегаловке мне не удалось надолго задержаться. Там быстро поняли, что мне не 16, а только 14 лет, выгнали. Пришлось искать другое кафе. Сменил много мест, набирался опыта. Желание чего-то добиться было очень велико, и к 17-ти годам я стал старшим официантом фешенебельного ресторана.

— Почему вы подались в сферу общепита?

— С 12 лет работал на барахолке, продавал что попало. Я понимал, чтобы заняться торговлей всерьез, нужно иметь деньги. О каком-то стартовом капитале не могло быть и речи. Я из не очень благополучной семьи, поэтому и дальше-то учиться не пошел, нужно было работать.

— А как вы оказались в Казани?

— Мне было 18 лет, когда мама решила переехать сюда. С ней вдвоем мы и перебрались, а отец остался жить там. Здесь я отправился работать барменом, перед этим прошел обучающие курсы. Но они мне ничего не дали, если честно. Вообще, система обучения обслуживающего персонала в Татарстане, да и в России, можно сказать, отсутствует.

В 2004 году я попал в боулинг-клуб «Тимерхан». Оттуда я вынес для себя много полезного. Общаясь с руководителем Сергеем Юрьевичем Лаптевым, я смог немало узнать о построении бизнес-процессов. Там же познакомился с Лилией Шакировой, которая впоследствии стала управляющей в «Приюте холостяка». Она мне тоже передала какие-то знания в ресторанном деле. К тому же директор боулинг-клуба давал мне возможность заниматься самообразованием, всегда отпускал на какие-то учебные курсы, выставки, форумы. Я старался много читать профессиональной литературы. И мне нравится выражение Рэя Брэдбери: «Библиотека дает людям все, что нужно, абсолютно бесплатно».

Потом пришло понимание, что знания в принципе-то появились, но нет никаких навыков. И за гораздо меньшие деньги я пошел открывать столовые.

460.jpg
«Мне задали вопрос: смог бы я открыть столовую? Я, не задумываясь, сказал да»

«МОСКВА ВЫСАСЫВАЕТ ЭНЕРГИЮ»

— Как вчерашнему бармену доверили открывать столовые?

— У меня уже стали появляться какие-то друзья, знакомые в этой сфере, которые видели мое стремление развиваться. Мне задали вопрос: смог бы я открыть столовую? Я, не задумываясь, сказал да. А потом отправился на собеседование в «Нур-холдинг». Сначала я отвечал за строительство столовой в новом автосалоне «Нур-авто», потом стал ответственным за все пищеблоки, а затем меня перевели на должность заместителя генерального директора в «Туган авылым», который тоже входит в этот холдинг.

Уже для дальнейшего роста я уехал в Москву заниматься организацией питания сотрудников «Ашана» по приглашению от «Кантина-Сити» (организация корпоративного питания предприятий по всей России прим. авт.). Мы познакомились с руководителем этой компании на каком-то очередном бизнес-форуме.

— В чем заключалась ваша новая работа?

— В центральный офис «Ашана» нужен был менеджер, которой смог бы вести корпоративное питание — это взаимодействие с поставщиками, согласование меню, организация новогодних корпоративов... Но я там только полгода поработал.

— Не понравилось?

— Во-первых, Москва — город, который высасывает энергию. И потом, хоть работа и была не такая уж простая, но по большому счету от меня требовалось лишь поддерживать уже выстроенные процессы. Мне же хотелось создать что-то свое. Так что набрался опыта и вернулся в Казань.

«За 74 дня появился ресторан по образу и подобию «Рубаи», что на улице Профсоюзной»
«За 74 дня появился ресторан по образу и подобию «Рубаи», что на улице Профсоюзной»

«ТЕМИРОВ ЗАВЯЗАЛ ДВА КОНЦА В ОДИН УЗЕЛ»

— И куда решили податься?

— Перед тем как уехать в Москву, я успел поработать барменом в ресторане «Рубаи» у Александра Темирова. Мы с ним очень хорошо начали общаться, он стал моим старшим товарищем, в чем-то наставником. И вот именно к нему я отправился, когда вернулся в Казань, дабы сообщить, что нахожусь в поиске работы. Он свел меня с моим нынешним партнером — Сулеймановым Рафаилем Ринатовичем, который и выступил в последующем инвестором. У меня на тот момент не было свободных средств. Темиров завязал два конца в один узел.

Мы сначала хотели открыть заведение узбекской кухни, а Александр Андреевич (Темировприм. авт.) предложил открыть «Рубаи». Так за 74 дня появился ресторан по образу и подобию «Рубаи», что на улице Профсоюзной. И он изначально задумывался как некий филиал. Мы так себя и позиционировали. Но для филиала, я считаю, должна быть единая дисконтная база, объединенный маркетинговый бюджет. И вот по этим вопросам мы не нашли взаимопонимания. После чего решили, самое лучшее — сменить название и плыть своим курсом.

— Насколько облегчил продвижение вашего ресторана известный бренд?

— Старт был в принципе очень тяжелым, потому что мы боялись. Мы не устраивали никакого пышного открытия, не было никаких попыток привлечения гостей. Просто открыли двери и приступили к работе. Сначала был запущен один зал, спустя время — второй. Когда мы начинали работать, нас было всего пять человек: я, наш шеф-повар и еще несколько сотрудников. И первый месяц работали в режиме нон-стоп.

Но, конечно, благодаря тому, что мы открылись под именем наработанного бренда, удалось избежать многих ошибок. И сам ресторан был построен очень быстро. Внутри помещения работал визуализатор, который перенес в наш ресторан концепцию ресторана «Рубаи». А аксессуары для антуража мы привезли из Узбекистана.

«ПОТРЕБИТЕЛЬ ПРИУЧЕН К ВЫСОКОМУ КАЧЕСТВУ»

— Сколько было вложено в ресторан?

— Примерно 15 миллионов рублей. Это собственные средства партнера и привлеченные инвестиции.

— За какой период окупились первоначальные вложения?

— Трудно сказать. Как только мы начали зарабатывать здесь, стали вкладывать в другой ресторан. Ну, первые полгода можно назвать пусконаладочными. Мы выстраивали стандарты качества, систему обслуживания и взаимодействия с гостями. Потом появились хорошие результаты, а вместе с ними прибыль.

«Человек выбирает нас ровно в тот момент, когда хочет покушать плов, лагман, манты, шашлык, чебуреки, самсу»
«Человек выбирает нас ровно в тот момент, когда хочет покушать плов, лагман, манты, шашлык, чебуреки, самсу»

— А насколько сложно открывать собственный бизнес в сфере общепита?

— Если ты в этой сфере не варился, не стоит и лезть. В условиях мировой глобализации сетевые бренды очень активно развиваются, и выходить на рынок с каким-то авторским рестораном, не имея четкой концепции, — самоубийство. Это без преувеличения так. Потребитель уже приучен к высокому качеству, знает, что есть качественная кухня и сервис. Многие ездят по разным странам, ходят в мишленовские рестораны, есть с чем сравнивать. Если еще лет 5 - 6 назад можно было открыть заведение с достаточно размытой концепцией, то сейчас это уже не прокатит.

«КАЖДЫЙ ДЕНЬ ОН ВСТАЕТ В 6 УТРА И ЕДЕТ НА КОЛХОЗНЫЙ РЫНОК»

— «Дархан» — древнемонгольское слово. Как оно вяжется с узбекской кухней вашего ресторана?

— Так называется элитный район в центре Ташкента. А вообще слово означает «кузнец».

— Почему изначально остановили свой выбор на узбекской кухне?

— Мы с моим партнером нашли много точек соприкосновения: оба из Узбекистана, любим эту кухню и, я считаю, знаем в ней толк. Нам очень повезло, удалось найти хорошего шеф-повара с опытом более 25 лет. У него было свое кафе халяльное на месте «Дархана». Мы его переманили к себе.

— Расскажите о нем подробнее.

— Он из Таджикистана, города Худжанда. Зовут его Ибодулло Алиев. Это человек, который умеет готовить все. Для него готовить — это не просто готовить. Это вся его жизнь. Он сам ездит за продуктами, лично выбирает мясо для плова и шашлыка. Каждый день встает в 6 утра и едет на Колхозный рынок, выбирает там все самое свежее. А рис, например, мы заказываем из Узбекистана. Ибодулло лично следит за тем, чтобы привезли именно тот рис, который нужен ему. Только благодаря этому человеку кухня «Дархана» считается хорошей.

— Где еще закупаете продукты?

— «Гурман-Сервис», «Глобал Фудс», «Сладкая жизнь», Cash&Carry. Сотрудничаем с фермерами Арского района.

«Ибодулло лично следит за тем, чтобы привезли именно тот рис, который нужен ему»
«Ибодулло лично следит за тем, чтобы привезли именно тот рис, который нужен ему»

«СРЕДНИЙ ЧЕК — 700 - 800 РУБЛЕЙ»

— Какова годовая выручка «Дархана»?

— Идет стабильная динамика роста. Выручка за 2011 год — 20 миллионов рублей, в прошлом году был рост еще примерно на 20 процентов, в итоге выручка составила 24 миллиона.

— Какова рентабельность?

— В зависимости от сезона она варьируется от 20 до 24 процентов.

— Самый пиковый сезон, наверное, середина декабря?

— Да, как и во всех ресторанах. Но мы не специализируемся на банкетах. У нас просто нет площадки для этого. Зато когда во всех ресторанах идут корпоративы, другим людям становится некуда сходить отдохнуть. И вот они приходят к нам.

— На кого ориентирован ваш ресторан и каков средний чек?

— Как правило, к нам приходят люди среднего достатка и высокого. Средний чек без алкоголя — 700 - 800 рублей. На тысячу рублей можно заказать салат, первое, второе, хлеб и чай. В принципе, поход в наш ресторан может себе позволить любой среднестатистический гражданин. В обеденные перерывы приходят деловые люди. По выходным — семейные посиделки, встречи с друзьями.

— Какова оборачиваемость одного столика? И сколько человек в среднем посещают ресторан?

— Оборачиваемость одного столика в день — минимум два раза. Изначально у нас была очень хаотичная посещаемость, потому что мы находимся в спальном районе. Бывало такое, что в понедельник в 13 часов дня у нас заполнена посадка во всем ресторане, а в субботу в 8 вечера нет. Сейчас посещаемость начинает стабилизироваться. Мы наработали свою публику. Пятница, суббота, воскресенье — это стопроцентная рассадка на ужин. Один зал мы всегда заполняем на обед и на ужин. На сегодняшний день 85 процентов — постоянные клиенты. Мы держимся за счет них.

«Со временем наш ресторан стали воспринимать не как заведение узбекской кухни, а как некую кальянную на «квартале»
«Со временем наш ресторан стали воспринимать не как заведение узбекской кухни, а как некую кальянную на Квартале

РИСКОВАННЫЙ ШАГ К «МЕДУЗЕ»

— Какие предложения пользуются наибольшим спросом?

Кальян у нас сейчас пользуется хорошей популярностью.

— Какова его доля в выручке?

— Примерно 20 процентов.

— В чем же особенность ваших кальянов?

— Кальян всегда привлекает молодежь. Они могу сидеть часами, но к кальяну заказать только чай. А у нас всего 15 столов, и поэтому было важно повысить сумму среднего чека на эту услугу. Тем более что со временем наш ресторан стали воспринимать не как заведение узбекской кухни, а как некую кальянную на «Квартале».

Я решил, что именно кальян может стать отличительной особенностью нашего заведения. Как раз в этот момент подруга скинула мне в Twitter фотографию московского кальяна «Медуза». На следующее же утро я полетел в столицу. Попробовал этот кальян и захотел такой же для «Дархана».

Для этого нужно было купить франшизу. Шаг достаточно рискованный, потому что продукт новый, неизвестный на казанском рынке. Но мы все-таки решились. Поставили кальян. Пригласили всех наших гостей. И этот продукт приняли очень хорошо, несмотря на то, что его цена выше средней по городу в два-три раза.

Мы сделали кальян почасовой услугой. В течение часа чашки меняются каждые 15 минут, и кальян все время свежий, не горчит. Если гость хочет курить дальше, то нужно оплатить продление. Соответственно, сумма чека вырастает значительно, что выгодно с точки зрения бизнеса. Это привлекло к нам еще дополнительных гостей.

— У кого вы купили франшизу и какова цена вопроса?

— У компании ArtSmoke. Это московская сеть, официальный дистрибьютор кальяна «Медуза» в России и СНГ. Только за возможность купить кальян и пройти обучение мы отдали около 250 тысяч рублей. Примерно 55 тысяч стоил каждый кальян. Их в Чехии делают. Они из богемского стекла (дутое стеклоприм. авт.). Также сейчас за 9 кальянов мы выплачиваем разработчикам 36 тысяч ежемесячно. А в Москве мы проходили стажировку, где нам разъясняли стандарты сервиса. Сейчас на постоянной основе у нас работают два своих кальянщика.

«У нас не бывает сезонных предложений. Мы как-то консервативно к этому вопросу подходим»
«У нас не бывает сезонных предложений. Мы как-то консервативно к этому вопросу подходим»

«НЕ РАЗБАВЛЯЕМ МЕНЮ КАКИМИ-ТО СУШИ»

— По какому принципу происходит смена блюд в «Дархане»?

— Основное меню не меняется. Человек выбирает нас ровно в тот момент, когда хочет покушать плов, лагман, манты, шашлык, чебуреки, самсу. Мы не разбавляем наше меню какими-то суши, например. У нас аутентичный ресторан узбекской кухни, и мы стараемся выдержать эту концепцию. У нас не бывает сезонных предложений. Мы как-то консервативно к этому вопросу подходим.

«РЫНОК КАЗАНИ НЕ ЗАПОЛНЕН»

— Что скажете о конкурентной среде?

— Я считаю, что рынок Казани еще не заполнен. Есть куда развиваться. У нас очень много заведений с размытыми концепциями, непонятной кухней и невнятными названиями. В 90-х годах это работало. Рынка не было, спрос превышал предложения. И поэтому ты мог открыть что-то, и люди бы пришли. А сейчас любой потребитель хочет понимать, куда он идет.

— Кто прямые конкуренты «Дархана»?

— Если говорить о национальной кухне, то конкурентов много. Если оценивать территориально, то меньше. Ну, нас часто сравнивают с рестораном «Рубаи». И можно сказать, что мы сейчас прямые конкуренты. Но это как посмотреть. Гость, который находится в центре города, никогда не поедет на «Квартал» в ресторан, и, наоборот, живущие, работающие в районе улицы Амирхана вряд ли рванут в центр города через пробки, чтобы попасть в «Рубаи». А если говорить о «Квартале», то наш конкурент это «Мамаджан» сети OFS.

«Я ЗА НИМИ НАБЛЮДАЮ...»

— Получается, OFS дважды ваш конкурент. Этой весной вы открыли стейк-хаус «Родео», и уже летом с помпой они открыли свой матадор-бар «Рашпер». Как оцениваете такие действия «коллег»?

— Я всегда за конкуренцию. Это развивает и держит в тонусе. OFS — одна из немногих компаний с хорошим представлением о менеджменте. Я за ними наблюдаю с 2006 года, когда они начали открывать Italiano, «Йохо»... И отношусь к их работе с большим профессиональным уважением.

Конечно, мы являемся прямыми конкурентами. Но у нас все-таки немного другой подход. Если, например, в «Рашпере» стоит хоспер — печка, которая мясо больше запекает, потому что это шкаф на углях, куда засовывается мясо и закрывается крышкой, мы же готовим мясо на открытом огне. У нас печь — пария. Двухметровый гриль за полтора миллиона рублей, привезенный из Аргентины. Его сделали на небольшом заводе, с конвейера которого сходит всего около 10 грилей в год. Печь позволяет готовить мясо на одной из шести степеней прожарки. У гриля решетки расположены так, чтобы жир не стекал на угли, благодаря чему не вырабатываются вредные вещества.

Возможно, у двух заведений схожи концепции, но подход к технологическому процессу совершенно разный. И у нас мясо одинаковой категории, только поставщики разные.

— И у обоих заведений из Австралии...

— Но мы являемся партнерами Австралийского торгового дома — крупнейшего поставщика мяса с материка. У нас есть некоторые финансовые преференции, и это облегчает работу, потому что австралийское мясо с учетом транспортировки, тем более в охлажденном виде, достаточно дорогостоящее удовольствие. Какое-то время были проблемы по логистике и сбои по поставкам, но мы стали возить мясо только авиаперевозками, и эта проблема исчезла.

«УДИВИЛИСЬ ТАКОЙ НАГЛОСТИ, НО ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ»

— Как родилась идея со стейк-хаусом?

«Мы понимали, что при любом раскладе откроем стейк-хаус, потому что рынок пустой»
«Мы понимали, что при любом раскладе откроем стейк-хаус, потому что рынок пустой»

— В Москве я случайно попал в мясной ресторан «Торро Гриль» и загорелся идеей, что я хочу открыть здесь такое же заведение. Я встретился с их руководителями. На мое предложение купить франшизу они ответили положительно. Начали подготовку к открытию заведения. И мы понимали, что при любом раскладе откроем стейк-хаус, потому что рынок пустой. В процессе переговоров мы отправили в Москву план БТИ нашего помещения. Они сказали, что по их корпоративным стандартам наше здание под стейк-хаус не подходит: не в центре, мало открытого пространства — и не продали франшизу. После чего мы купили такую же печку, как у них. Мы скопировали их концепцию, адаптировав под себя. Все лучшее копируется, улучшается. Мы сделали более сдержанный дизайн.

Итак, печь у нас появилась, мясо есть, но жарить-то мы не умеем. Я приехал снова в «Торро Гриль» и сказал, что хочу ангажировать их повара. Они удивились такой наглости, но деньги решают все. Мы выкупили у них шеф-повара на короткий период. Он приехал, научил жарить мясо. Наш шеф-повар Олег Кукарин успешно перенял технологию. У нас, кстати, ресторан с мясом халяль. В Австралии мы получили международный сертификат халяльного мяса.

— Во сколько вам обошлись услуги шеф-повара?

— Сумма заключенного контракта составила 300 тысяч рублей.

— А почему вы поставляете мясо из Австралии?

— Мы везем оттуда мраморное мясо. И его никогда не прожаривают на 100 процентов, для такого вида мяса существуют понятия степени прожарки. Идеальный уровень, который употребляется в России, — медиум. В Америке и Европе едят вообще наполовину сырое мясо.

Австралийцы контролируют мясо для экспорта на государственном уровне. Это все экологически чистое мясо. У них выращивание крупнорогатого скота — сложившийся бизнес.

Сейчас в России стали производить хорошую телятину, но пока еще не было ни одного поставщика, который бы смог обеспечить стабильно высокое качество продукта. В Австралии, где 300 дней в году солнце, достаточно выпустить стадо пастись на поле, и все. Себестоимость хозяйства невысока. И там налоговые послабления есть, чего нет в России. К тому же у нас нужно содержать животных в зимних условиях, плюс затраты на корм скотине в зимнее время...

«ЗА ЧЕТЫРЕ ДНЯ — ТОННУ МЯСА»

— Сколько было вложено в «Родео»?

— Примерно так же, как в предыдущий ресторан — 15 миллионов рублей. Это все заработано в «Дархане».

— Какова выручка стейк-хауса?

Когда открылись, за первые четыре дня «прокачали» тонну мяса, выручка была 1,2 миллиона. На период проведения Универсиады сильно просели. Мы не находились на пути следования туристов и делегаций. Соответственно, все прошло мимо нас. А наши постоянные гости поспешили покинуть город перед студенческими Играми. Но с наступлением осени выручка вновь начала расти. За октябрь, например, — свыше 2 миллионов.

«47 ТЫСЯЧ ЗА 15 ДНЕЙ»

— С воровством сотрудников сталкиваетесь?

Двухметровый гриль за полтора миллиона рублей, привезенный из Аргентины
Двухметровый гриль за полтора миллиона рублей, привезенный из Аргентины

— Нет. Они хорошо зарабатывают. У официантов нет оклада. Они могут получить 10 тысяч рублей, а могут — 40 тысяч, и это без чаевых. Мы никогда не ограничиваем сотрудников в заработке. Зарплата складывается от процента его выручки. Самая высокая зарплата у нас была 47 тысяч 890 рублей за 15 дней работы.

— Как подбираете персонал, как с ним работаете потом?

— Целенаправленным поиском занимается специалист. Новенький стажируется, потом с ним работает тренинг-менеджер. Каждый месяц для всех сотрудников я провожу стресс-тест. Еще у нас есть батлы. Раз в квартал или чаще я надеваю фартук и соревнуюсь с лучшим официантом последнего периода. Кто из нас заработал меньше, отдает чаевые другому.

— Вы наверняка никогда не проигрывали, и потом — вас же узнают.

— Да, но я прошу гостей забыть о том, что я директор, сейчас я их официант. В целом такое соревнование очень стимулирует сотрудников.

«ИСТЕРИЯ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ»

— Вы уже затронули Универсиаду. Оцените, как в целом такое массовое спортивное мероприятие отразилось на авторских ресторанах.

— Во время Игр успешными были заведения, находящиеся в центре. Во время Универсиады все федеральные бренды значительно подняли свою выручку, а все рестораны авторской кухни просели. Такая же история была на Олимпиаде в Лондоне.

Игры доставили очень много хлопот. Перед Универсиадой случилась истерия надзорных органов. Тотальная проверка всех точек общепита.

Но вообще я за то, чтобы надзорные органы проверяли заведения на старте. Должен работать некий естественный фильтр. Очень много начинающих бизнесменов, которые считают, что если они поставят стол, стул, плиту — к ним выстроится народ. Нет. Рынок сейчас становится более цивилизованным, поэтому нужно взаимодействовать с надзорными органами, чтобы все пришло в соответствии с требованиями современности.

«РЫНОК НАЧНЕТ ВЫДАВЛИВАТЬ ДИЛЕТАНТОВ»

— Какие есть перспективы развития ресторанного рынка Казани?

«Игры доставили очень много хлопот. Перед Универсиадой случилась истерия надзорных органов»
«Игры доставили очень много хлопот. Перед Универсиадой случилась истерия надзорных органов»

— В ближайшие три-четыре года рынок продолжит расти. Основной рост придется на федеральные и местные сети. Рост будет также происходить за счет поглощения авторских ресторанов. Сейчас рынок начнет выдавливать всех дилетантов и случайных людей. Когда это произойдет, будет серьезная конкуренция на рынке за персонал.

В будущем все сведется к тому, что все пойдут по пути McDonald’s в хорошем смысле — переход на полуфабрикаты высокой готовности. Лет через пять это будет на 100 процентов актуально. Сейчас в Москве открываются заводы, которые начинают производить полуфабрикаты высокого качества, и продукты для них используются натуральные. Это экономически рентабельно. Происходит минимизация человеческого фактора, что исключает нарушение стандартов качества, ведет к удешевлению технологического процесса и уменьшению площади кухни.

— Кого считаете сильными игроками на рынке?

— OFS, «Булатов Групп», «Рубаи», Айрат Забиров, который не боится экспериментировать, «Танго Групп» хорошо развиваются.

«МОЯ МАМА ИСКРЕННЕ НЕ ПОНИМАЕТ, КАК МЫ СУЩЕСТВУЕМ НА ЭТОМ РЫНКЕ»

— Расскажите о себе и своей семье.

— Мои родители обычные работяги. Папа — тракторист, мама бухгалтером работала, когда в Казань переехали, она была уборщицей.

— Ваша мама, наверное, постоянный клиент?

— Нет. Она очень критичный человек и считает, что шашлык мы готовим невкусный, кофе у нас тоже не очень, и вообще она искренне не понимает, как мы существуем на этом рынке.

— Вы активный пользователь Twitter. Это помогает в работе?

— Да, очень. Его пользователи — активный слой населения. То, о чем они говорят, всегда является неким посылом, первым звоночком. Даже об открытии каких-то заведений я узнаю из Twitter. Потом прихожу туда, после изучаю, что люди пишут. Для меня это некий инструмент для анализа. И это, безусловно, способ оповещения своих гостей.

— Как любите проводить свободное время?

«Я же сейчас студент третьего курса Института управления, экономики и права. Учусь на технолога общественного питания»
«Я же сейчас студент третьего курса Института управления, экономики и права. Учусь на технолога общественного питания»

Мне очень нравится путешествовать, люблю читать, почти всегда это профессиональная литература. Из последнего запомнилась книга «McDonald's. О чем молчит БИГМАК?» А еще я же сейчас студент третьего курса Института управления, экономики и права. Учусь на технолога общественного питания. Решил упорядочить свои знания.

— И последний наш традиционный вопрос: три составляющих успешного бизнеса.

— Во-первых, работать и понимать, что вся ответственность лежит на тебе. Во-вторых, быть всегда в тонусе и никогда не расслабляться. Как только ты начинаешь почивать на лаврах, обязательно найдется моложе, амбициознее и умнее. И еще важно никогда не забывать, зачем ты это делаешь, не терять связи с самим собой. Часто бывает, ты достигнешь, наконец, цели, а это уже не актуально, и наступает внутреннее опустошение.