НЕ ФЕСТИВАЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО ЕДИНЫМ

В качестве награды за несомненные успехи в различных областях Казань за последнее время получила целый ряд официальных и не очень титулов и может позволить себе называться, к примеру, третьей или спортивной столицей России. Да и в области культуры в столице Татарстана все выглядит достаточно неплохо. У нас проходит крупнейшая выставка импрессионистов из петербургского Эрмитажа, раз в год поклонников Мельпомены ждет встреча со спектаклями вильнюсского театра «Мено Фортас» и великого режиссера Эймунтаса Някрошюса, за последние пару лет наш город посетили оперные и балетные звезды первой величины: Рене Папе, Альбина Шагимуратова, Ильдар Абдразаков, Диана Вишнева. С поп-культурой дело обстоит тоже очень недурственно, вот и сэр Элтон Джон, посетив в декабре Казань, впервые выступит в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Вот только с «важнейшим из искусств» (по версии вождя мирового пролетариата) — кинематографом — дело обстоит гораздо хуже.

Нет, в столице Татарстана достаточно вместительных и многозальных кинотеатров, есть вполне себе медийный фестиваль мусульманского кино, но лучшие картины доходят до нашего зрителя очень редко. Кстати, у того же Абделатифа Кешиша уже был неудачный опыт общения с местной кинообщественностью. В 2007 году его блестящий фильм о частной истории из жизни мусульманской общины Франции «Кус-кус и барабулька» прошел с большим успехом на Венецианском фестивале и планировался для показа на казанском форуме, носившем тогда название «Золотой Минбар». Препятствием к этому стал... танец живота, исполняемый главной героиней в одной из сцен фильма.

ОБОШЛОСЬ БЕЗ ДЕПУТАТА МИЛОНОВА

«Жизнь Адель» в Казани не видел еще никто, хотя на сайте компании «Кино без границ», занимающейся прокатом картины в России, имеется довольно внушительный список городов, которые увидят новый фильм Кешиша, в нем есть, к примеру, Сыктывкар, Кострома, Астрахань и Кемерово. Но нет столицы Татарстана. Пришлось корреспонденту «БИЗНЕС Online» отправиться в культурную столицу Отечества Санкт-Петербург, дабы увидеть своими глазами кинопроизведение о любви двух девушек из французского промышленного центра Лилля, победившее на Каннском фестивале-2013 и объявленное критиками киношедевром начала XXI века. Любопытно, что перед ночным сеансом «Адель» в кинотеатре в центре Питера не было никаких демонстраций от фанатов известного депутата Виталия Милонова, «экстремисты от нравственности» почему-то выпустили из вида шумную премьеру об однополой любви, изобилующую откровенными сценами.

ФИЛЬМ О ЛЮБВИ, КОТОРАЯ НЕ ЗНАЕТ НИ ПОЛА, НИ ПРЕГРАД

Три с лишним часа экранного времени (сеанс завершился глубокой ночью) оказались очень мощным художественным высказыванием на тему любви, чувственности и телесности. Молодая актриса Адель Экзаркопулос, которой не исполнилось еще и 20 лет, проснулась настоящей большой европейской звездой на следующий день после премьеры фильма в Каннах, а ее лицо, постоянно показываемое крупным и сверхкрупным планом, волнует и раздражает одновременно. Это кино сделано в модном для последнего десятилетия жанре «нового реализма», когда камера, как в документальном фильме, фиксирует события повседневной жизни человека, максимально приближая зрителя к героям и к происходящему на экране. Вот только раньше такие картины в основном поднимали социальные темы бедности и неустроенности как в нынешнем Евросоюзе, так и на позднем этапе существования социалистического лагеря в Восточной Европе. Об этом лучшие произведения каннских триумфаторов: бельгийцев Жан-Пьера и Люка Дарденнов и румына Кристиана Мунджиу. Кешиш же рискнул маскимально реалистично рассказать о труднопостижимой и труднопонимаемой сфере сексуальных чувств и выплеснуть это на экран в таком концентрированном виде, что зрители, глядя на действительно далеко выходящие за грань дозволенного эротические сцены, начинают ерзать на своих креслах, испытывая чувство неловкости, ощущая себя подсматривающими в замочную скважину за жизнью обитателей соседней квартиры. Хотя, в сущности, «Жизнь Адель» — это фильм о любви, которая не знает ни пола, ни преград, появляясь ниоткуда и отправляясь в небытие безо всяких на то оснований.

ПОЧЕМУ METROPOLITAN OPERA НЕ ДОЕДЕТ ДО КАЗАНИ?

Итак, в Казани кинофильма «Жизнь Адель» не будет. Каннских триумфаторов очень сложно увидеть в наших кинотеатрах. Повезло лишь «Древу жизни» Терренса Малика. До сих пор вспоминается афиша в «Каро Фильм», которая гласила примерно следующее: «Брэд Пит и Шон Пенн в драме «Древо жизни». И ни слова про «пальмовую ветвь» и режиссера, у которого почли за честь сыграть голливудские звезды. Говорят, что в России — самый худший репертуар кинотеатров, если брать страны с развитой киноиндустрией. Думается, что Казань в этом смысле — яркая тому иллюстрация. Но, к примеру, в Екатеринбурге, как и в ряде других городов страны, можно познакомиться со знаменитым проектом «Опера в кино», когда в кинотеатрах в прекрасном качестве демонстрируют постановки главного оперного театра мира нью-йоркского Metropolitan Opera. В казанских же мультиплексах по-прежнему безальтернативны «пилы», «муравьи в штанах» и прочие «пипцы».

Алексей Юсев — независимый кинокритик (Москва):

— Предполагаю, что в Казани очень сильна мусульманская вера. Уверен, чтобы не смущать народ нетрадиционными сценами, в Чечне этот фильм тоже не прокатывался. Также нужно учитывать и тот момент, ходят ли вообще казанцы на фестивальное кино. Кроме того, были ли вообще у прокатчиков этого фильма связи с Казанью? У фильма не так много копий, и вполне вероятно, что «Адель» просто не дошла до Казани по плану. Вообще, вопрос требует более детального рассмотрения. Нельзя так с ходу ответить на него. Нужно глубоко вдаваться в эту тему. Но, на мой взгляд, причины таковы. Конечно, таким образом, отрывают казанцев от общемирового культурного процесса. Но, с другой стороны, кому нужно будет, тот найдет. Есть интернет, есть DVD. Поэтому если отрыв и будет, то небольшой. Казань не станет после этого отсталым регионом. Просто это плохой знак, плохая практика для региона в целом.

«КУЛЬТУРТРЕГЕРСТВО ДОЛЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬСЯ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РТ»

Ильшат Латыпов — руководитель киноклуба «Непоследний киносеанс» (2007 - 2012), программный директор VII - VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино:

— Разумеется, отсутствие фестивальных новинок в казанском прокате отрывает нас от общемирового культурного процесса. Но это проблема не только Казани, а любого города в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Даже когда у нас проходят премьеры авторского кино (например, была «Меланхолия» фон Триера), на нее приходят три с половиной человека. И прокатчики, разумеется, не хотят рисковать и расплачиваться рублем за свои эксперименты. В-общем, здесь простая экономика. Прокатывать фильм в провинции невыгодно. Тем более надо понимать, что тунисский режиссер Кешиш имеет неоднозначную репутацию в исламском мире. Надо иметь определенную смелость, чтобы прокатывать «Жизнь Адель» в Татарстане, где роль религии довольно высока.

Культуртрегерство должно поддерживаться министерством культуры РТ. У руководства республики должно быть понимание, что культура в целом и кинематограф в частности — важная часть развития Татарстана и его народа, что финансироваться культура должна не по остаточному принципу.

Айгуль Давлетшина — заместитель директора по маркетингу и PR театра им. Камала:

— Самое интересное, что я буквально на днях думала об этом фильме, очень уж хотелось его посмотреть... Жаль, конечно, что придется где-то его доставать, а не наслаждаться просмотром в кинотеатре. Думаю, дело не в теме. И даже не в восприятии. Дело в востребованности. Так называемое «фестивальное кино» у нас показывают в паре кинотеатров (в лучшем случае). Иногда только в одном. При этом в Казани есть зритель для такого кино. Говорю это уверенно не только потому, что я оптимист. У меня есть пример, спектакль «Однажды летним днем» в нашем театре, театре имени Камала. Это «сложный для восприятия» спектакль, однако у него есть свой зритель, от показа к показу зал заполняется, зрители получают удовольствие. Владельцы кинотеатров, как и все бизнесмены, в первую очередь думают о доходе, о цепочке «спрос — товар — предложение». Зачем им «прокатывать» кино, на которое нет спроса. Однако я уверена, что скоро ниша «фестивального кино» в Казани сформируется, и кинотеатры не будут нести убытки от проката таких замечательных кинокартин. Я оптимист, думаю, Казань дождется.

«КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ»

Айрат Бик-Булатов — поэт, доцент кафедры журналистики КФУ:

Отрывает, конечно. Есть системная проблема организации проката в России, точнее, ее развал и ориентация на Голливуд. Об этом часто и подробно говорили многие режиссеры, приезжавшие в Казань на «Минбары». В Казани, кроме «Мира», нет кинотеатров, ориентированных на показы фестивального кино. С «Аделью» может быть и отдельный случай в связи с известной проблематикой. Но и без этого фильма казанцы уже много чего не смогли поглядеть, где не было гомосексуальной темы. Тем не менее кто ищет, тот всегда найдет. Торренты, киноклубы. Сами казанцы больше ничего не могут сделать, а на государственном уровне нужны системные решения, которых я в ближайшее время не ожидаю.

Алмаз Загрутдинов — киноредактор проекта «Культурничаем.рф»:

— Причина того, что один из самых важных фильмов года не вышел в прокат в Казани, очень проста. Это точно никакой не цензурный заговор или что-то в этом роде. Все уперлось в то, что в городе просто не нашлось подходящей площадки или ее не стали искать. Потому что в случае с таким фильмом, как «Жизнь Адель», речь, конечно же, не идет о массированном прокате 10 сеансами в день. Одна копия в миллионном городе совершенно точно собрала бы свою немалую аудиторию, которая ждала и, так получилось, до сих пор ждет этот фильм. Поэтому в этой ситуации вообще нет логики. А «Жизнь Адель», конечно же, не об однополой любви, и презентовать этот фильм так в корне неверно. Важность этого фильма в том, что он дает промежуточный ответ о роли различных меньшинств (национальных, сексуальных и т.д.) в современном обществе вообще. Показать этот фильм было бы очень полезно в свете нашей российской новой действительности. Поэтому не думаю, что отсутствие «Жизнь Адель» как-то связано с заботой о нравах. Хотя и не отрицаю, что у кого-то могут возникнуть мысли вроде: «Как можно в одном месте проводить фестиваль мусульманского кино и показывать фильм с лесбиянками?» Опять же, нужно ли задавать себе такие вопросы в городе, который сделал понятия «толерантность» и «терпимость» своими главным общемировым брендом? В городе, где Восток встретился с Западом, фильм французского режиссера тунисского происхождения смотрелся бы очень хорошо.