IMG_4281.jpg

УСЛУГИ ВЫРОСЛИ НА 2%, ПЛАТА ЗА НИХ — НА 13%

На 46-м заседании Госсовета РТ депутаты присмотрелись к деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами республики. Чем обусловлена динамика роста стоимости жилищных услуг, пытался объяснить депутатам министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ирек Файзуллин, предварительно получивший от аудитории письменные вопросы. Теме был посвящен правительственный час текущей сессии.

Доклад Файзуллин делал о некоммунальной составляющей стоимости ЖКУ — плате за содержание жилищного фонда. Для начала он напомнил, что собственники сами устанавливают форму управления жилым фондом и размер платы за содержание и ремонт жилья. Это делается на общем собрании. Файзуллин ознакомил депутатов с жилищной статистикой. Площадь жилфонда РТ составляет 90,7 млн. кв. метров. 2,3 млн. жителей Татарстана проживают в 17,3 тыс. многоквартирных домов, общая площадь которых превышает 67 млн. кв. метров. 64% от общего количества домов управляются УК, 32% — ТСЖ и ЖСК, 4% находятся под непосредственным управлением собственников.

— В среднем рост набора жилищных услуг в 2013 году составил 2 процента по отношению к 2012 году, — сообщил Файзуллин. — ЖКУ в среднем подорожали на 13 процентов за счет ликвидации перекрестного субсидирования в части тепловой энергии.

В общем наборе, по словам Файзуллина, теплоснабжение подорожало на 21%, газ — на 15%, водоснабжение — на 7%, водоотведение — на 10%, электроснабжение — на 9%. При этом доля стоимости жилищных услуг в составе жилищно-коммунальных услуг снизилась с 34% в прошлом году до 24% в этом.

IMG_4180.jpg

О РАЗНИЦЕ В ПЛАТЕЖКАХ И 344-М ПОСТАНОВЛЕНИИ

Суммы в платежках могут различаться у разных домов и в средних значениях у разных районов в зависимости от поставляемых услуг. Файзуллин отметил этот факт в связи с многочисленными, по его словам, вопросами населения касательно разницы в цене услуг за вывоз ТБО и за общее управление жилым фондом.

— Одним из самых частых нареканий стала разница в стоимости вывоза ТБО. Так, 7,9 рубля на квадратный метр — тариф Кайбицкого района, до 22 рублей — в Набережных Челнах, 22,5 рубля — в Казани. Это обусловлено количеством и качеством предоставляемых услуг, — коротко, в стиле самих управляющих компаний ответил министр на частые нарекания. — Динамика изменения платы за управление жилым фондом в муниципальном разрезе тоже характеризуется существенной дифференциацией. Разница в тарифах в разных районах обусловлена наличием перекрестного субсидирования. Здесь наша задача — продолжать наводить порядок. На собрания собственников выносятся тарифы, которые утверждает муниципалитет для нанимателей и для тех домов, которые не выбрали форму управления своим жилым фондом. Министерство ежегодно рекомендует муниципалитетам пересматривать тарифы на величину, не превышающую размер инфляции.

Главной помехой в нормальной работе жилищно-коммунального комплекса традиционно винят законодательство. Файзуллин особо выделил в этом ключе проблему распределения расходов на общедомовые нужды, где 344-е постановление (постановление правительства РФ от 16 апреля 2013 года №344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг») сыграло негативную роль.

— Постановление, с одной стороны, успокоило население, ограничив размер ОДН нормативным значением, — пояснил министр. — Мы утвердили норматив по воде, госкомитет по тарифам утвердил норматив по электричеству. С другой стороны, возникла новая проблема — бремя недоначисленных платежей легло на управляющие компании. Сегодня общий объем недоначисленного ОДН составляет по Татарстану порядка 100 миллионов рублей. Управляющие компании накопили долги перед организациями коммунального комплекса, их работа дестабилизировалась. Чтобы управляющие компании не обанкротились, мы обратились в правительство от лица президента республики с предложением изменить законодательство.

Министр рассказал, как 344-е постановление подкосило работу УК, исполкомов и самих жителей по снижению расходов на ОДН. С октября 2012 года общими силами выявлялись хищения ресурсов, незаконно проживающие в квартирах без счетчиков люди, заниженные данные, сдаваемые в расчетные центры, и потери на внутридомовых инженерных коммуникациях. К маю 2013 года количество проблемных домов по всем услугам снизилось более чем на 60%. Однако вступление в силу 344 постановления лишило стимула как органы самоуправления, так и собственников.

КАПРЕМОНТОМ ЗАЙМЕТСЯ НОВЫЙ ОПЕРАТОР

Со следующего года жители многоквартирных домов Татарстана примут на себя новые платежные обязательства в виде взносов за капремонт. Минимальная сумма взноса составит 5 рублей за 1 кв. метр. Платеж станет обязательным после внедрения новой бессрочной региональной программы капремонта.

Если с 2010 года до сих пор в Татарстане работала своя программа капремонта, в рамках которой был создан специальный фонд и появилась возможность привлекать средства населения, то теперь на ее основе разрабатываются аналогичные программы в других субъектах федерации. Уже создан региональный оператор, наделенный большими функциями, чем республиканский фонд. Министерство с помощью депутатов подготовило поправки в закон, которые позволят республике сохранить сложившуюся систему. Программа рассчитана на 25 лет, и на весь срок будет расписано, когда, что и в каких домах будет сделано в рамках капремонта.

На данный момент в России только пять субъектов привлекают деньги собственников на капремонт. В Татарстане за время действия местной программы капремонта жильцы внесли более 7 млрд. рублей в общую кассу фонда, которой управляет ГКУ «Главинвестстрой РТ». За эти годы в общий котел собрано 34,3 млрд. рублей. Сам фонд вложил более 10 млрд. рублей, бюджет РТ — почти 10 млрд., местные бюджеты — 6,5 млрд. рублей. На эти деньги отремонтировано более 11 тыс. домов, в которых проживают более 2 млн. человек.

По словам Файзуллина, эффективность затрат защищена определенными механизмами. Это установленная максимальная планка стоимости работ, казначейский учет, регистрация поставок материалов на площадке агентства по госзаказу и контроль со стороны жилищной инспекции.

IMG_4255.jpg

РЕСПУБЛИКА ЗАДОЛЖАЛА ЗА ЖКУ ОДИН МЕСЯЧНЫЙ ПЛАТЕЖ — 3,4 МИЛЛИАРДА

Оставшееся время правительственного часа председатель Госсовета Фарит Мухаметшин отдал в распоряжение депутатов с их устными вопросами. Илсур Сафиуллин поинтересовался, что случилось с реформой, которая должна была передать управление жилищными услугами в ведение собственников, и что входит сегодня в 2 рубля стоимости этого управления. Министр ответил, что государства и так нет в законодательной базе, однако собственник настолько пассивен, что все меры все равно идут сверху — государству при всем желании не удается выйти из отрасли.

— Помните период, когда высокие платежи по ОДН вывели людей на митинги? — напомнил Файзуллин. — Нам пришлось заняться вопросом, в итоге мы получили новую головную боль в виде 344-го постановления. А управление в общей стоимости набора услуг не превышает 2 процентов.

Артем Прокофьев спросил, почему в сентябрьских платежках появилась графа «перерасчет за отопление» с ростом общей стоимости ЖКУ на 1 - 1,5 тыс. рублей. По словам министра, никаких изменений, требующих перерасчета, не должно было случится, но на разбирательства по отдельным УК нужно время, и оно пошло.

На вопрос Валентина Кострина о том, будет ли отыгран назад переход на летнее повышение тарифов, который был политическим решением перед выборами, Файзуллин ответил отрицательно: «Если посмотреть на структуру платежей за ЖКУ, то в основном сумму делают свет, тепло и горячая вода. Летом эти ресурсы используются меньше, поэтому летнее повышение тарифов упростило работу, избавив нас от сложных перерасчетов». Рафаилу Нурутдинову министр сообщил, что на сегодня общий накопленный долг жильцов достиг 3,4 млрд. рублей, и это равно примерно одному месячному платежу всех жителей республики.

Вопрос конкуренции в сфере ЖКХ поднял депутат Леонид Иванов, уточнив, что в этом отношении делает министерство. Файзуллин ответил, что это опять же компетенция жильцов: передать бразды правления другой компании никогда не поздно, но никто почему-то не принимает таких решений на общих собраниях. Министерство всегда готово на разукрупнение УК. В этой связи Мухаметшин уточнил, сколько, по мнению министра, домов нужно одной УК для оптимального управления.

— Чтобы на этот вопрос четко ответить, надо создавать систему общественного контроля, — пожал плечами Файзуллин, но по настоянию Мухаметшина все же поделился секретными аналитическими выкладками министерства. — Если в фонде компании меньше 250 тысяч квадратных метров, то платежи получаются слишком высокими. В крупном городе около 500 тысяч квадратов на одну компанию, наверно, оптимально. Такие рекомендации мы и даем исполкомам.

На декабрь запланирован следующий правительственный час, который будет посвящен формированию тарифов ЖКУ.