Уважаемый Владимир Владимирович!

В аэропорту города Казани произошла очередная авиакатастрофа с большим числом человеческих жертв. При посадке разбился бывший в употреблении самолет американского производства. Это заставляет вновь обратиться к Вам как гаранту конституционных прав граждан Российской Федерации. В частности — права на жизнь. Уже много лет оно очевидным образом игнорируется высокопоставленными государственными служащими, чья прямая обязанность — обеспечение российских авиакомпаний надежными новыми самолетами отечественного производства.

Для этого, в частности, были созданы Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ОАО «Ильюшин Финанс Ко.». В первую вошло большинство авиационных конструкторских бюро и авиазаводов. В уставе второго прописано, что оно создается для помощи в производстве и внедрении российских гражданских авиалайнеров.

К сожалению, ОАК, руководимая Погосяном М.А., не только не наладила производство гражданских авиалайнеров. Его усилиями было преступно сорвано производство ближне-среднемагистрального самолета Ту-334, получившего еще в 2005 году все необходимые документы на его эксплуатацию. Им было проигнорировано распоряжение правительства и лично Ваше на начало серийного производства. Вместо этого, по разным оценкам, были потрачены многие десятки миллиардов рублей для проектирования и производства самолета «Сухой Суперджет 100». Он так и не нашел себе места в российском небе в силу известных специалистам недостатков. Один «Суперджет» разбился в Индонезии с иностранными заказчиками на борту. Еще один лежал разрушенный около ВПП аэропорта Рейкьявик (Исландия), словно надгробный памятник.

Тем временем, помимо Ту-334, готового к летной эксплуатации вот уже 10 лет, только что получил все сертификаты летной годности среднемагистральный самолет Ту-204 СМ. О его надежности говорит тот факт, что самолеты такого типа используются в президентском летном отряде и в интересах МО РФ. Но и этот самолет, к серийному производству которого готов Ульяновский авиазавод «Авиастар», усилиями Погосяна остается недоступным российским авиакомпаниям. Руководимая им ОАК накручивает 30%-ную наценку. Чего не скажешь о самолетах иностранного производства, в том числе летном хламе, каким был потерпевший катастрофу в Казани «Боинг-737».

Несколько слов о ЗАО «Ильюшин Финанс». Характеризует его такой красноречивый факт. В начале текущего года руководство «Ильюшин Финанс» принудили заключить в Канаде контракт на покупку и эксплуатацию в России 32 канадских самолетов «Бомбардье» CS300, хотя они не проходили даже летных испытаний. Сделка прошла в присутствии министра промышленности и торговли Д. Мантурова.

На таком фоне в гражданском авиастроении Российской Федерации продолжает развиваться тяжелейший кризис. Его главная причина в том, что управляют отраслью люди, либо имеющие очевидно преступные намерения, либо не понимающие ничего в предмете. К примеру, руководитель ОАК М. Погосян прежде занимался только военной авиацией. Гражданские авиалайнеры оказались ему явно не по силам. Им была создана почти семейная структура «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), которая безрезультатно освоила сотни миллиардов рублей. При этом знаменитые на весь мир конструкторские бюро Туполева и Ильюшина, выпустившие в небо сотни и тысячи гражданских самолетов, были попросту унижены, если не уничтожены. Не помогли обращения к Вам и президента Татарстана Рустама Минниханова, чей сын Ирек погиб в этой ужасной катастрофе. Как и его предшественник Минтимер Шаймиев, он настаивал на серийном производстве новых гражданских самолетов «Ту» на простаивающих мощностях Казанского авиазавода.

Таким образом, катастрофы в Казани и ранее в Перми того же типа американского самолета могло не быть. Достаточно было еще 10 лет назад запустить в серийное производство новые отечественные лайнеры. Этого так и не произошло. В российском небе сегодня летает до 750 бывших в употреблении самолетов иностранного производства, и число их продолжает расти. При этом известно, что прямо с американских и европейских конвейеров к нам не доходит почти ничего. То же самое касается и запасных частей. Часто это восстановленные детали. О масштабах говорит такой факт. Для поддержания летной годности этих самолетов российские авиакомпании тратят в месяц около 200 миллионов долларов. Поэтому и цена на авиабилеты в России самая высокая в мире.\\


К сожалению, будучи уже премьер-министром, и Д.А. Медведев не сумел разобраться с реальным положением вещей в гражданском авиастроении. Господа Погосян и Мантуров получили его подпись под программой развития гражданского авиастроения, которая не учитывает ничего, что могло бы еще спасти и отрасль, и тысячи человеческих жизней. В ней не нашлось места ни КБ им. Туполева, ни КБ им. Ильюшина. Только фантомам, более чем наполовину состоящим из иностранных комплектующих, как тот же «Суперджет».

Уважаемый Владимир Владимирович! У нас еще есть время все исправить. Достаточно прислушаться к экспертному мнению, которое может быть выработано в кратчайшие сроки, и навести порядок в отрасли. Если Вы советуетесь с политическими партиями о кандидатуре губернатора или мэра, то почему нельзя прислушаться к профессиональным авиаконструкторам и производителям гражданской авиатехники, назначив руководителем ОАК профессионального специалиста. В противном случае Вас и дальше будут обманывать профессиональные «наперсточники от авиапрома», чья цель — «освоить бюджет», обогатиться, а все неудачи списать на мировой кризис. Но в мировом авиастроении кризиса не было, нет и не будет! К мировым производителям выстроилась огромная очередь покупателей самолетов на годы вперед. Почему погосяны-мантуровы на радость конкурентам лишают нашу страну такой привилегии?\\


Если срочные и необходимые меры, в первую очередь кадровые, так и не будут приняты, то вина за все будущие авиакатастрофы и человеческие жертвы ляжет на руководство страны. Только оно в силах остановить запланированное убийство людей.

Герой Советского Союза, летчик-космонавт
Волк Игорь Петрович;
Герои России, заслуженные летчики-испытатели РФ:
Есаян Рубен Татевосович,
Кнышов Анатолий Николаевич,
Матвеев Владимир Николаевич,
Толбоев Магомед Омарович,
Щепетков Олег Адольфович;
Герой России, испытатель аэрокосмических систем
Кирюшин Евгений Александрович

«МЫ ПРОСИМ ДРУГИЕ СТРАНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ НАМ ПО КУСОЧКУ САМОЛЕТА,
ЧТОБЫ НАЗВАТЬ СБОРКУ РОССИЙСКОЙ»

Авторы письма объяснили свой поступок газете «БИЗНЕС Online», а эксперты прокомментировали его.

Игорь Волк — летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса:

— Необходимость написать письмо Путину назрела, во-первых, потому, что погибли граждане нашей Российской Федерации и вашей конкретно Республики Татарстан. Во-вторых, разве не надоели нам эти катастрофы, которые случаются с определенной периодичностью?

Разве объединенная авиастроительная корпорация, возглавляемая Погосяном, наладила производство гражданских самолетов? Где наши самолеты? Она для чего создавалась? Для того, чтобы развивать авиационную промышленность России. А мы развиваем какую? 86 процентов комплектующих того же Superjet являются нероссийскими, с МС-21 (название среднемагистрального пассажирского самолета Як-242 в ходе разработкиприм. авт.) та же самая штука! Мы просим у других стран со всего мира предоставить нам по кусочку самолета, чтобы назвать сборку российской. Потом эти страны занимаются обслуживанием «российских» самолетов: они поставляют нам запчасти и все необходимое, чтобы эти самолеты существовали. Авиапромышленность этих стран расцветает, в то время как российское авиастроительное производство стоит на месте.

Посмотрим, принесет ли письмо в адрес Путина результаты. Разве я могу быть уверен, что президент услышит, вернее, до него доведут? Потому что, скорее всего, до Владимира Владимировича могут просто не довести наше письмо.

Из той информации, которую дают средства массовой информации, я считаю, что катастрофы можно было бы избежать, но для этого надо готовить летчиков. Потому что, если, например, заклинило руль на посадке, нужно просто было бы сажать на той скорости, на которой самолет летает. Увеличить скорость на несколько километров в час, чтобы можно было изменять траекторию, и на этой скорости садиться. Пускай это будет 400 километров в час, а не 250. Да, конечно, проблемы какие-то были бы. Но люди, возможно, хотя бы кто-то, остались бы живы.

Игорь Калыгин — главный конструктор Ту-334:

— Я считаю, что то, что сказали летчики, все правильно. Больше мне добавить к этому нечего.

Олег Пантелеев исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт»:

Неумение эксплуатировать воздушные суда, что демонстрируют ряд авиакомпаний, допустивших катастрофы за последние годы, говорит о том, что разбить можно все: и старые советские, и новые иностранные, и новые российские самолеты. Это достаточно некорректные действия экипажа. Что касается обвинений в адрес ОАК относительно того, что они провалили какую-то работу, то перед этим работу по насыщению парка российских авиакомпаний современными гражданскими самолетами провалили Туполев, Илюшин и Яковлев. ОАК создана в 2006 году, до этого момента ситуация с производством современных гражданских самолетов в Российской Федерации была ничуть не лучше, чем сейчас.