-8zasDjU_v8.jpg
Татьяна Мангушева

«СВЕТА ТОЛЬКО СКАЗАЛА: «НАВЕРНОЕ...»

Татьяна Мангушева, как следует из рассказов ее коллег, не очень-то жаловала самолеты и старалась ездить поездами. И вдруг решила возвратиться из Москвы именно самолетом — выпал ей роковой рейс «Боинга-737». Кстати, на этот раз она и в Москву летела самолетом. Это было в пятницу, женщина рассчитывала, что успеет сделать все дела за субботу.

- Она должна была вернуться поездом утром в воскресенье, но, очевидно, задержалась и решила лететь. Она торопилась, потому что на утро понедельника у нее было намечено несколько неотложных дел, — рассказывает главный бухгалтер фирмы «РЕКОН», где Мангушева была директором, Любовь Гродская.

Мангушева бывала в Москве часто, там жили ее коллеги старшего поколения, с которыми она любила консультироваться, так было и на этот раз. Кроме этого, прилетели партнеры из Германии, с которыми у «РЕКОНа» также есть прочные деловые связи. Поездка была приятной — Татьяна Ахметовна должна была представить новые образцы изделий, которые собиралась запускать в своей фирме. Планов у нее было много.

— Я узнала о катастрофе из новостной программы по телевизору, тут же залезла в интернет, посмотрела списки. Увидела фамилию Татьяны и сразу же позвонила Светлане — ее дочери. Я только успела сказать ей: «Света...» — она тут же перебила меня и ответила тихо: «Наверное...» Она еще в этот момент на что-то надеялась, — рассказывает соседка Мангушевой Лима Габидуллина.

Светлана сейчас ни с кем практически не общается, на звонки не отвечает.

— Я потом видела ее один раз в подъезде, она спускалась вниз, сказала, что едет в аэропорт. На нее трудно смотреть, Света и так худенькая, но за несколько часов еще больше похудела, щеки ввалились, — говорит Габдуллина.

ТАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ БОЛЬШЕ В КАЗАНИ НЕТ

Татьяна Ахметовна была по специальности химиком, кандидат химических наук, старшим научным сотрудником Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Но очень многие казанцы знали ее как известного технолога-реставратора, спасающего уникальные казанские здания.

Татьяна Мангушева была еще и директором созданной ей компании ООО «НПФ «РЕКОН». Эта фирма занимается исследованиями в области реставрации, обследованием памятников архитектуры, а также разработкой и производством ремонтно-реставрационных материалов, которым нет аналогов. Многие разработки Мангушевой и ее коллег являются ноу-хау. Под ее непосредственным руководством проводились работы по усилению стен и сводов Благовещенского собора, Спасской башни, губернаторского дворца в Казанском Кремле, в здании Гостиного двора, Городской Думы, Александровского пассажа и многих других объектов культурного наследия, расположенных на территории Татарстана.

Татьяна Ахметовна разработала свои методики и технологии восстановления сплошных стен и их гидроизоляции, их уже более 20 лет используют при реставрации памятников в республике и за ее пределами. Материалы для реставрации лицевой поверхности кирпича, обмазки, штукатурки и краски прекрасно зарекомендовали себя, сохраняя наши памятники. Ее труд ценили — разработки Мангушевой неоднократно отмечались дипломами на профессиональных выставках.

Будучи практически единственным технологом-реставратором в республике, Татьяна Ахметовна принимала участие как консультант или разработчик проектов реставрации на всех значимых объектах. Среди них, например, Казанский Кремль и уникальнейшие сооружения в Свияжске. Многие старинные здания в городе, которые являются украшением Казани, мы еще долгие годы будем видеть благодаря работе над ними Мангушевой. Кстати, любовь к Казани она передала и дочери. Светлана — ведущий советник отдела сохранения объектов культурного наследия минкульта РТ.

«УТРОМ ПОДТВЕРДИЛАСЬ ИНФОРМАЦИЯ, ДО ПОСЛЕДНЕГО НАДЕЯЛИСЬ»

Какой она была в жизни? Доброй, отзывчивой, обязательной, лишенной снобизма, — так вспоминают о ней и коллеги, и соседи. Последние годы Татьяна Мангшушева с дочерью жили на Карла Маркса, в знаменитой «сталинке», которую в народе называют «дом чекистов». Это здание, построенное в 1937 году, сейчас переживает нелегкие дни — в доме идет капитальный ремонт.

— У нас в доме постоянно были какие-то проблемы, и мы одни с ними бы никогда не справились, она была профессионалом, поэтому могла компетентно говорить и с управляющей компанией, и с подрядчиками, — говорит ее соседка Алла Уточкина.

Утром 18 ноября она написала на своей страничке в Facebook: «Хочу поехать в аэропорт — почтить память (цветы, свечи). Кто хочет, предлагаю объединиться. У меня погибла соседка по дому — Мангушева Татьяна. Утром подтвердилась информация, до последнего надеялись». Через несколько часов Алла разместила фото из аэропорта — горы цветов и траурных лент у заграждения перед выходом на поле.

— Трудно найти такого второго обязательного человека, иногда попросишь что-то ее сделать для жильцов дома, во время ремонта же проблем много, думаешь, она человек занятой, может, и забудет. Но нет, звонит, говорит, что все сделала. Соседи ее очень любили и уважали, за Свету сейчас очень переживаем, чем ей помочь? — говорит Габидуллина.

В «РЕКОНе» пока все в шоке. Коллектив, в котором 10 человек, не может поверить, что Татьяны Ахметовны с ними больше нет. Кто возглавит фирму, они об этом пока даже не думают. На их сайте можно прочесть слова скорби и сочувствия близким Татьяны Мангушевой.