— Михаил, какими были ваши первый видеоролик и первый заработок?

— Это был графический ролик для клуба «Арена» с анонсом выступления одного из диджеев. Я тогда за пять дней заработал 5 тысяч рублей — для студента, если сравнить со стипендией в 1200 рублей, это было просто wow! Может, это и стало мотивацией заниматься видеопроизводством дальше. Я нашел портфолио одного российского дизайнера. Оно меня очень вдохновило, я подумал: почему я не могу делать такие вещи? И начал потихонечку учиться.

Изначально учился по видеоурокам на Vimeo и YouTube, стал снимать фильмы для КАИ на «Студенческую весну» и так далее. Потом уже посещал мастер-классы, ездил в Москву. Помните, была команда «Четыре татарина»? Мы для них делали видеоролики. Года два назад делали ролик для команды КВН «Бак и соучастники», в этом году делали для «Триод и Диод».

— Когда зарегистрировали компанию?

— В 2010 году, скоро нам будет три года.

— Как раз кризисный период...

— Очень странно, но именно кризисные моменты на нас негативно не влияют. Предприниматели, наоборот, начинают больше вкладывать в рекламу, чтобы у них покупали товар.

— То есть вам помогло то, что вы открылись тогда, когда у других был спад?

— На самом деле мы открывались под Универсиаду с прицелом на объем проектов. На таких проектах очень интересно работать. Хотя бы с той точки зрения, что это отличные результаты для портфолио. Живешь жизнью города и показываешь его с разных сторон. Естественно, мы будем предлагать свои услуги на предстоящих в Казани международных спортивных соревнованиях.

— Какой объем вам заказала дирекция Универсиады?

— Мы сделали презентационный ролик «Моя Казань», также были графические видеоролики, своеобразные инструкции. Допустим, приезжают спортсмены, им нужно рассказать, какая у них последовательность действий — как пройти аккредитацию, как сдать багаж, как его получить. Были ролики, которые объясняли обратную последовательность действий, то есть как отсюда улететь. Делали обзорные ролики по спортивным объектам. Был 3D-фототур по спортивным объектам, можно было виртуально по ним прогуляться. На сайте Универсиады, по-моему, до сих пор висит этот проект.

В 2009 году мы зарегистрировали ООО, но до этого три года шла работа на имя. Сейчас у нас собрался хороший коллектив. Больше не надо и меньше тоже. Надо просто укрепить производство, наладить поток проектов и стараться отправлять людей на курсы, где они будут повышать квалификацию, тем самым делая команду мощнее.

TĦ-T¦--6.jpg
«Входной билет — это мозги и компьютер. Если ты делаешь в этой индустрии продукт качественно, то, как ни крути, у тебя все равно будут заказы»

— Какой начальный капитал у вас был?

— Мы его накопили, пока работали как фрилансеры. То есть мы заработали какой-то капитал, поняли, что нам хватит на открытие и содержание офиса в течение двух месяцев, и попробовали. Уставный капитал компании — 32 тысячи рублей, то есть два компьютера (улыбается).

— Получается, что входной билет на рынок видеопроизводства недорогой.

— Входной билет — это мозги и компьютер. Если ты делаешь в этой индустрии продукт качественно, то, как ни крути, у тебя все равно будут заказы. Мы, например, сами ни разу не рекламировались.

С ОБОРОТОМ В 20 МИЛЛИОНОВ

— Сегодня насколько ваша компания крупная по сравнению с конкурентами?

— Если говорить о Казани, где нет больших видеопродакшнов, самое большее — три человека, то мы крупные. Если говорить в целом, учитывать Москву, то, как видеопродакшн бутиковых продуктов, не потоковых заказов, а уникальных, мы сравнительно большие. Мы конкурируем на рынке Москвы, с Казанью работаем мало.

Сколько у вас сейчас в команде человек?

— 15. Восемь человек —это моушн-дизайнеры, которые занимаются 2D и 3D-графикой. Креативный отдел состоит из креативного директора и двух копирайтеров. Остальные — продюсеры. Мы занимаемся всем спектром услуг по видеопроизводству. Не занимаемся только съемкой свадеб и event`ов.

— Какой у вас сейчас оборот?

— По итогам прошлого года 20 миллионов рублей.

— Какой год был наиболее финансово успешным?

— Каждый последующий.

— А какие из республиканских компаний заказывают вам видеоролики?

— Наши клиенты — в основном средний бизнес. Клиники заказывают в большом объеме, например, «Клиника 9 месяцев», «Клиника Нуриевых». «Татхимфарм» любит рекламировать свои новые препараты. Еще мы делали рекламу «Летай» для «Таттелекома», работали с «Фоном», «Унистроем» и другими клиентами.

Но в основном мы работаем с Москвой, где рекламные агентства активно продают концепции и затем привлекают нас для производства видео. В Казани у нас заказов гораздо меньше, чем в столице.

— Сколько у вас в портфеле составляют казанские и московские заказы?

— Казань — это примерно 30 процентов. На нашем сайте мы стараемся размещать в равных долях как казанские проекты, так и другие. С каждым годом все больше и больше предпринимателей в Казани начинают ощущать необходимость в качественной видеорекламе, и запросов стало намного больше. Даже по сравнению с прошлым годом.

«Я ПРАКТИЧЕСКИ ГОД ЖИЛ В МОСКВЕ, ХОДИЛ ПО ТУСОВКАМ, ЗНАКОМИЛСЯ С НУЖНЫМИ ЛЮДЬМИ»

— Когда и как вы начали выходить на рынок Москвы?

— Буквально года полтора назад. Получилось не сразу. Чтобы добиться контракта с сетевым агентством, надо очень постараться. Я практически год жил в Москве, ходил по тусовкам, знакомился с нужными людьми. Только после года упорных знакомств мы смогли получить первый контракт с сетевым рекламным агентством.

— Есть ли какие-то особенности работы в Москве и Татарстане?

— В Татарстане схема работы не устоявшаяся, а в Москве действует четко отточенная схема. Есть рекламные агентства первого эшелона — сетевые агентства, которые работают по всему миру. Есть рекламные агентства второго эшелона — это частные рекламные агентства, которые просто «сидят» на каких-то брендах. Есть продакшны — это те, кто занимается видеопроизводством. И есть «руки», которые, грубо говоря, это делают, — операторы, дизайнеры. Существует негласное правило: если у тебя есть контракт с этим рекламным агентством, ты не можешь работать с другим.

А у нас в Казани ты работаешь с рекламным агентством и на проект привлекаешь какого-то режиссера. Смотришь, а следующий проект этот режиссер снимает с рекламным агентством в обход тебя, несмотря на то что ты их познакомил. В Казани специфика бизнеса такая — урвать побольше и съездить на Канары отдохнуть, снова урвать — снова отдохнуть. Люди не думают, что в этой индустрии можно выстроить реальный финансовый поток.

TĦ-T¦--4.jpg
«Можно придумать сценарий и ты снимешь ролик за 100 тысяч рублей, а можно так раскрутить идею, что на видеосъемку три миллиона уйдет»

— Как увеличился оборот компании, когда вы вышли на Москву?

— Где-то на 60 - 70 процентов. Основные потоки теперь идут из Москвы.

— Кто ваши московские клиенты?

— HP, Asus, Samsung, Kraft Foods, Bork, «Яндекс», «Тинкофф».

— В Москве заказчики придают значения, кто и где им делает рекламу?

— Нет.

— Есть ли другие регионы-заказчики?

— Работали с Питером, Екатеринбургом. Но это единоразовые проекты. Один был вообще из Амстердама. У меня друг уехал туда жить и работать, я ему говорю: продавай нас там. Вот — продал.

Наша студия разработала ролик для проекта Airlike. Что такое Airlike? Это некое приложение для iPhone, которое при помощи bluetooth передает информацию, а точнее — фотографии, контакты и видеоролики с одного iPhone на другой при помощи одного жеста. Ты запускаешь приложение и быстрым движением пальца перемещаешь файл. Получается, что фотка как будто перелетает в другой iPhone. Суть приложения в этом. От нас требовалось его разрекламировать, объяснив суть этого сервиса. Он стоил 120 долларов за секунду. Хронометраж ролика — 50 секунд. Выходит 6 тысяч долларов. Вообще, 120 долларов — это средний ценник за анимацию. Так можете смело вычислять цену на любые графические видеоролики.

261798_107318112696085_107291156032114_60703_3889919_n-(1).jpg
«Мы привыкли работать в команде, в одной студии, чтобы каждый элемент был отточен до идеала»

«ПРОЩЕ ЗАКАЗАТЬ ТАКУЮ РЕКЛАМУ, ГДЕ РАЗ 100 ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ПОКАЖУТ: «СКИДКА 20 ПРОЦЕНТОВ! ПРИХОДИТЕ!»

— Как бы вы оценили казанский рынок видеопродукции?

— Я читал у вас на сайте интервью Натальи Хамидуллиной из Concepto, которая сказала, что Татарстан — это рынок видеооткрыток. Абсолютно согласен! Если тебе нужна реклама, ты идешь на «Эфир», они делают простейшую видеооткрытку за 2 тысячи рублей, а потом размещают ее на телеканале за огромную сумму. Эта реклама стандартная, и она тоже, как ни странно, работает. Креативная, интересная реклама, которая, по сути, является последствием планомерной рекламной кампании, в Казани пока встречается очень редко. Проще заказать такую рекламу, где раз 100 по телевизору покажут: «Скидка 20 процентов! Приходите!» Люди привыкли, что реклама стоит копейки, выглядит просто как визитная карточка, и ее часто крутят на ТV.

— Региональные телеканалы испортили вкусы заказчика?

— В некотором смысле да.

— Расскажите о перспективных направлениях работы на рекламном рынке.

— Когда человек может одним щелчком скрыть, пропустить рекламу, единственный выход — делать рекламу, которая будет ему интересна. Это непростая задача, которая требует креативного подхода. Я думаю, в сфере рекламы грядут большие изменения, и если эта волна перемен уже захлестнула западные рынки, то в России эти изменения только начинают появляться.

Как два наиболее перспективных направления рекламы можно выделить digital и ambient. Digital-направление будет набирать популярность в связи все большим влиянием цифровых технологий на нашу жизнь. И так как реклама на обычных носителях в стандартной форме просто перестала привлекать внимание, на помощь приходит аmbient — креативный подход к вопросу размещения рекламы и налаживания обратной связи с потребителями. Главный плюс такой рекламы в том, что люди ею с радостью делятся, и вовсе не нужно тратить огромные деньги на распространение контента. Кроме того, зритель получает неподдельные эмоции от такой рекламы и лучше запоминает рекламный посыл.

Хорошим примером может служить проект Interactive Doors To Europe компании SNCF Railways. Французские железные дороги реализовали в Париже замечательную интерактивную рекламную акцию, призывающую людей к путешествиям.

На улицах города появились двери, открыв которые прохожие попадали в другой город. В реальном времени на видеоэкране транслировалось то, что происходит в данный момент в Брюсселе, Барселоне, Женеве и других европейских городах.

ЕМКОСТЬ КАЗАНСКОГО РЫНКА — 5 МИЛЛИОНОВ В МЕСЯЦ

— Сколько на рынке Татарстана постоянных игроков, ваших конкурентов?

— Всего продакшн-студий в Казани четыре-пять: студия «Магазин», «Я-продакшн», «Вега» и мы. Но так получается, что мы все дружим и обмениваемся заказами.

— Какая доля рынка приходится на эти четыре компании и на вас отдельно?

— Весь рынок делят пополам между собой эти компании и фрилансеры. Мы занимаем примерно 20 процентов рынка.

Но точно сказать на самом деле очень сложно, так как поток проектов идет волнами. Бывает, что заказов очень много, а бывает, что ты сидишь и не знаешь, чем заняться, работы нет. Это зависит от практически непредсказуемых сезонных всплесков. Чтобы не было таких провисов, мы выстраиваем партнерские отношения с агентствами, кто мог бы снабжать проектами постоянно.

— Какова емкость казанского рынка видеопродакшна?

— Если говорить о производстве рекламных роликов, а не об их размещении, и не брать во внимание презентационные фильмы, то, наверное, это примерно 5 миллионов рублей в месяц.

YIG7kQr0A8I.jpg
«Когда человек может одним щелчком скрыть, пропустить рекламу, единственный выход — делать рекламу, которая будет ему интересна»

— Это же небольшая цифра.

— Небольшая, но у нас не изготавливают дорогостоящие видеоролики, а штампуют дешевые видеооткрытки. Мы работали с одной группой компаний, которая включает в себя 8 направлений. Они на производство рекламы для каждой организации тратят ровно по 5 тысяч рублей в месяц, то есть 40 тысяч они выделяют на видеопроизводство. Но зато каждая организация тратит по миллиону на видеоразмещение. Вот и получается: с одной стороны — 8 миллионов, с другой — 40 тысяч рублей.

— Почему вы так стремитесь на казанский рынок, если люди не готовы заказывать такую рекламу и не готовы платить?

— Это же дом, и мы хотим сделать его красивее и уютнее. Деньги не самоцель, это средство для реализации идей и новых проектов. Порой даже делаем проекты в ноль, просто потому что они нам понравились. При этом мы получаем эстетическое удовольствие и добавляем хороший ролик в портфолио на будущее.

РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ СПАДА

— Сейчас у предприятий в Татарстане падают объемы производств, говорят даже о стагнации. Вы чувствуете по заказам подобные изменения?

— Если бы мы занимались только видеороликами, то это тенденция сильно отразилась бы на нас, но мы не стоим на месте и развиваем разные направления, что и выручает нас. Например, благодаря тому, что мы активно развивали 3D и моушн-дизайн-направление, в период спада спроса на видеоролики мы занимались графическими роликами, спрос на которые рос и продолжает расти.
Наш рынок очень динамичный, он не дает расслабиться, поэтому мы продолжаем искать новые решения и подходы. Если раньше мы снимали ролики для ТV, то теперь мы расширяем формат, а также пробуем себя в новых направлениях, таких так ambient и digital. Сейчас мы делаем маппинг-проект (3D-шоу на зданиях и в помещении) для волейбольной команды «Зенит» на открытие сезона Лиги чемпионов.

— «Татнефть-Арена» подобное делала на поле...

— У них он был очень простенький.

— Вы не думали о том, чтобы сократить число сотрудников до четырех-пяти, а остальных перевести на фриланс и аутсорсинг, чтобы не нести издержки?

— Когда заказ кидаешь на аутсорсинг, продукт делает один человек, а мы привыкли работать в команде, в одной студии, чтобы каждый элемент был отточен до идеала. Один делает анимацию, другой — визуализацию и так далее.

— Сколько процентов заказов отнимают фрилансеры?

— Больше 50 процентов проектов.

— Какова доля государственных и частных компаний среди ваших заказчиков?

— Соотношение 10 на 90, где львиная доля, конечно же, коммерческие организации.

— Госкомпаниям не нужна реклама?

— Государственные компании нуждаются в продуманной имиджевой рекламе, основанной на четкой бренд-стратегии. Но при этом они не хотят принимать современные правила игры этой сферы и из года в год заказывают похожие как две капли воды ролики, которые не выполняют возложенной на них роли и, попросту говоря, слишком скучные. Нам гораздо интереснее работать с клиентами, ищущими нестандартные подходы. Выполняя такие проекты, студия помогает бизнесу клиента и получает новый опыт.

TĦ-T¦--2.jpg
«В ролике с пальцами было задействовано 14 человек»

ТАНЦУЮЩИЕ ПАЛЬЦЫ ДЛЯ HP

— Какой проект был самым необычным и интересным?

— Самой необычной была работа с HP, мы снимали ролик «Пальцы». У нас пальцы танцевали в штанах. Кадры были стилизованными под 80-е, под 90-е, и так далее. HP запускали новую линейку ноутбуков, где отсоединяется экран, который можно использовать как планшет. HP готовы к нестандартным решениям, а нам интересно работать с такими технологическими нюансами и сложностями.

— Цена заказа зависит от степени креатива?

— Все звонят и спрашивают: сколько стоит ролик? Можно придумать сценарий, и ты снимешь ролик за 100 тысяч рублей, а можно так раскрутить идею, что на видеосъемку 3 миллиона уйдет.

— Какова средняя цена видеоролика?

— Средняя — примерно 450 тысяч рублей. Минимальная — от 250 тысяч рублей. Самый дорогой ролик у нас был для компании Dirol. Это был графический ролик про новую жевательную резинку Dirol Mega Mystery, он создавался как вирусный. Проект длился три месяца, это сложная работа.

TĦ-T¦--5.jpg
«Средняя цена за ролик примерно 450 тысяч рублей. Минимальная — от 250 тысяч рублей. Самый дорогой ролик у нас был для компании Dirol»

— Из чего складывается цена?

— Если нужен просто сценарий, то это одна сумма, если нужен сценарий и storyboard (раскадровка), то другая. После утверждения сценария составляется смета на проект.

В смете учитываются все необходимые расходы на проект плюс персонал. Например, в ролике с пальцами было задействовано 14 человек. Были гримеры, которые следили за тем, чтобы руки не блестели, оператор, его помощник, световики, техгруппа, режиссер с помощником. Кто-то шил костюмы на пальцы, кто-то из команды хореографов следил за четкостью движений.

Отсюда эти цены и берутся. Все думают, что снять ролик — значит взять оператора, снять и смонтировать ролик. Препродакшн к видеоролику занимает обычно 70 процентов времени. Затем идет продакшн, сам съемочный процесс. И уже после того как съемочная группа все сняла, есть постпродакшн, когда идет монтаж, цветкор, накладывание VFX, графическое оформление. Сроки производства рекламного видеоролика — от 20 дней. Если это корпоративный ролик, то примерно месяц.

— Как планируете увеличить оборот на следующий год?

— В геометрической прогрессии. Направление, на которое будет сделана ставка, — это креативная реклама. Выйти на московский уровень и подтянуть общий уровень рекламы в Казани — наша цель. Старые приемы рекламы все менее эффективны, поэтому мы будем искать новые, нестандартные подходы для решения проблем бизнеса. Например, ТV-реклама, стандартная наружная реклама уже не работают так эффективно, как раньше, поэтому мы развиваем digital, ambient, нестандартный outdoor направления, которые помогают сделать рекламные компании более персонализированными, более интересными и нацеленными на конкретного человека. Многие крупные бренды, такие как Google, BMW, Coca Cola, уже выбрали эти направления продвижения в качестве основных, оценив их перспективность.

— У вас есть представление об идеальном клиенте? Каким он должен быть?

Какого-то конкретного клиента назвать я не смогу. Мы хотим комплексных клиентов, не тех, кто пытается на всем сэкономить и заказывает продукты в разных компаниях по принципу «где дешевле». Нужен комплексный клиент, кто нам доверяет. Самое интересное — решать задачи комплексно.

«ПЫТАЮСЬ НАПИСАТЬ ИГРУ ДЛЯ IPAD, КОТОРАЯ ПРИСНИЛАСЬ ВО СНЕ»

— Что самое сложное в работе?

— Продолжать соблюдать четкий тайминг работы, даже после того как от клиента приходит очередная итерация комментариев по проекту.

— Бывают случаи, когда вы отказываете клиенту?

— Когда мы никак не успеваем, или проект нам кардинально неинтересен, или заказчик общается на повышенных тонах, и нам неприятно.

— Если бы не видео, чем бы вы стали заниматься?

— Мне интересно работать над интерактивными проектами. Наверное, на этой сфере я бы и остановился. Кстати, я веду курс по продюсированию. Сейчас помимо всего прочего я пытаюсь сделать игру для iPad. Недавно во сне играл в игру какую-то на iPad, проснулся и сразу ее записал. Пошел, поискал в AppStore, игры этой не оказалось. Я думаю, это знак. Менделеев не зря же так таблицу создал, надо игру эту написать. Сейчас собрал программистов, и мы пишем игру.

— Как вы проводите свободное время?

Как только я понимаю, что есть свободная неделька, надо куда-то свалить. Самая лучшая разгрузка — сменить вид деятельности. Если я куда-то еду, а не просто смотрю направо-налево, а стараюсь заняться интересным видом спорта, связаться с туристической командой, полазить по каким-то развалинам, то есть максимально разнообразить отдых. После такого отдыха у меня такой чистый мозг, что я снова хочу все делать. А если про спорт говорить, то это сноуборд, я его люблю и занимаюсь им уже 8 лет.

Вы родились в Германии. Как попали в Набережные Челны и когда переехали в Казань?

Долгая история. Отец инженер-строитель. Этим и сказано мое перемещение в Набережные Челны на КАМАЗ.

— Наконец, наш традиционный вопрос: назовите три совета для успешного бизнеса.

Во-первых, крафтинг, то есть саморазвитие, поиск новой информации, новых знаний и так далее. Во-вторых, всегда выкладываться на 100 процентов. И, в-третьих, любить свою работу. Если ты будешь соблюдать эти три правила, то, какое бы ты дело не начинал, оно будет успешным!

51988.jpg
«Продолжать соблюдать четкий тайминг работы, даже после того как от клиента приходит очередная итерация комментариев по проекту»