«ФРС ФАКТИЧЕСКИ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

В декабре 2013 года федеральной резервной системе США исполнится 100 лет. Накануне в независимом пресс-центре известные российские эксперты говорили о специфике ФРС, чем она отличается от обычного центрального банка, зачем и кому нужна и насколько значима. Кроме того, они затронули вопросы о роли ФРС в истории США и всего человечества, а также о ее значении в условиях современного глобального кризиса.

Начальник аналитического департамента «Русского стандарта» Сергей Суверов в своем выступлении проанализировал работу ФРС, так как всех финансистов интересует, что же организация будет делать с печатным станком. Он напомнил, что в последнее время США проводят политику количественного смягчения, то есть ФРС выкупает с рынка казначейские ипотечные облигации на сумму $85 млрд. в месяц, что дает стабильность финансовым рынкам. «Я думаю, это был главный фактор, почему американские фондовые индексы в этом году выросли почти на 25 процентов. Это рекордный рост, этому росту обязаны рынки не столько президенту Бараку Обаме, сколько программе количественного смягчения, которую проводит федеральная резервная система», — сделал вывод эксперт.

Также он отметил, что ФРС проводит политику дешевых денег, то есть процентные ставки находятся на рекордно низком уровне. А это, в свою очередь, ведет к ослаблению доллара. «Дешевый доллар помогает американскому экспорту, — объяснил действия организации Суверов. — ФРС проводит политику смягчения серьезного кризиса, великой рецессии, процесса, в котором оказалась американская экономика». В целом аналитик позитивно оценил деятельность ФРС под председательством Бена Бернанке.

Чем же ФРС отличается от обычных центральных банков? Во-первых, структура собственности: с одной стороны, она частная, а с другой — это часть государственной машины США. «ФРС, хотя формально не входит в государственные институты, фактически является частью американской политической системой, даже говорят, что четвертой властью», — полагает Суверов.

Во-вторых, отличие ФРС от ЦБ в «двойном мандате»: ФРС отвечает и за инфляцию, и за экономический рост, тогда как Европейский ЦБ отвечает только за борьбу с инфляцией, а российский ЦБ, по закону, отвечает за стабильность валютного курса, несмотря на то, что глава Центробанка Эльвира Набиуллина среди задач выделяла и борьбу с инфляцией.

Поэтому, отметил Суверов, заседания ФРС проходят в атмосфере «конструктивной двусмысленности», когда аналитики не могут заранее оценить шаг ФРС — он непредсказуем.

При этом эксперт считает, что роль ФРС в истории была конструктивной, хотя и были, по его мнению, ошибки. «Наверное, самая главная ошибка была во времена великой депрессии», — заявил он. Свою точку зрения аналитик объяснил тем, что ФРС тогда увеличила нормы резервирования, как только начались первые признаки подъема, чем этот «подъем похоронила». А вот из положительных примеров деятельности ФРС он привел 70-е годы, когда инфляция достигала 14%. Назначенный тогда глава Пол Волкер принял решение поднять процентные ставки, чем «обуздал инфляцию».

Что касается сегодняшнего состояния ФРС, то Суверов не согласился с теми аналитиками, которые считают ее политику «прагматичным безумием»: с одной стороны, они смягчают последствия кризиса, а с другой — печатают доллары. По словам эксперта, такая политика привела к смягчению острого кризиса в Штатах: так, снизилась безработица, растет объем кредитования коммерческих банков, а инфляция при этом не ускорилась — держится на уровне 2%.

Кто же контролирует ФРС? Об этом среди экспертов, публицистов и СМИ есть много версий. Суверов отказался обсуждать конспирологические теории о масонах, еврейский банкирах и т.д. Он верит, что ФРС руководствуется исключительно экономическими показателями, а затем уже принимает решение о ставках и количественном смягчении. Однако он не стал отвергать влияние Уолл-стрит и инвестиционных банков. «ФРС во многом подыгрывает финансовым рынкам. Но сказать, что ФРС идет все время на поводу у финансовых рынков, я думаю, уже неправильно», — заявил аналитик и добавил, что высоко влияние академических кругов, так как сам Бернанке — выходец из этой среды.

Таким образом, Суверов пришел к выводу, что ФРС представляет собой профессиональный институт в структуре госвласти, а доллар занимает позицию резервной валюты вовсе не из-за ФРС, а всего лишь по причине, что «так сложилась история».

ФРС КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Профессор МГИМО Валентин Катасонов начал выискивать в мировой истории неслучайные события, так как, по его мнению, случайностей как раз и не бывает. ФРС была создана в декабре 1913 года, а уже 1 августа 1914 года началась Первая мировая война. «Дистанция во времени всего 7 месяцев. Это что, случайность? Да нет, конечно, не случайность , — убежден ученый. — Я думаю, что людям, знакомым с геоэкономическими играми, этот алгоритм вполне понятен, поскольку Первая мировая война — это был замах на перестройку мирового порядка, на радикальную смену лидеров в мире. И ФРС — это был инструмент такой геополитической борьбы».

Также Катасонов призвал не забывать о 50-летии убийства Кеннеди, так как изучение истории ФРС и даст ответ, кто готовил убийство президента и с какой целью. Скорее всего, Катасонов намекал на конспирологическую гипотезу некоторых как американских, так и отечественных экспертов, которые считают, что Кеннеди своим указом от 4 июня 1963 года наделил минфин США правом выпускать долларовые купюры под залог серебра, находившегося в казне. Таким образом, своим решением президент мягко отстранял ФРС от печатного станка, возвращая его в руки государства.

Профессор увидел и связь с датой 150-летия убийства Авраама Линкольна. «А это тоже интересная веха в американской истории. Это, по сути дела, полуторавековая борьба определенных сил за создание в Америке Центрального банка. На пути этих людей оказался американский президент Авраам Линкольн», — рассказал он. Напомним, что Линкольн для финансирования Гражданской войны, пытаясь избежать зависимости от лондонских кредитов, решился напечатать новые банкноты, а чтобы их отличать от других, находившихся в обращении, одну сторону покрасили в зеленый цвет. Тогда этими «зелеными спинками» рассчитались с войсками и обеспечили амуницией.

Вообще, создание ФРС он считает важной вехой в процессе «мировой перманентной денежной революции». А полтора века, предшествовавшие появлению ФРС, были борьбой за создание Центрального банка. При этом Катасонов поправил Суверова и заявил, что ФРС — это не четвертая ветвь власти, а первая.

«ФРС — это действительно уникальный институт, его нельзя сравнивать с другими центральными банками, потому что Федеральная резервная система — это центральный банк центральных банков. Есть определенная иерархия, и на вершине находится именно ФРС», — убежден Катасонов. Почему же именно ФРС во главе? Ответ очевиден: мировая экономика запрограммирована на американский доллар.

Однако профессор считает, что нынешней деятельностью ФРС загоняет себя в угол, «глотая лошадиные дозы токсинов». Поэтому, считает он, после своего 100-летнего юбилея ФРС протянет недолго. «Шатаются устои, шатаются основы нефтедолларовой системы, которая была заложена ровно 40 лет назад, я имею в виду те процессы, которые шли за кулисами арабо-израильской войны 1973 года», — пояснил он. Катасонов добавил, что ФРС некоторые справедливо связывают с именем Генри Кессинджера, потому что именно он вел переговоры со странами Ближнего и Среднего Востока, странами ОПЕК и добился, чтобы нефть продавалась исключительно за доллары.

12345.jpg

ФРС КАК ИНСТРУМЕНТ ПО ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЮ МИРА В СООТВЕТСТВИИ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ КЛАССОВЫМ ИНТЕРЕСОМ

Директор центра русских исследований Московского гуманитарного университета Андрей Фурсов рассуждал о ФРС с исторической точки зрения. По его мнению, и рынок, и ФРС — «политико-экономические феномены», которые определяются интересом верхушки мирового капиталистического класса. «Возникновение ФРС — очень важный момент в истории борьбы этой верхушки за реализацию своих интересов, планов, чаяний и так далее», — полагает Фурсов.

Историк выделил две параллели в истории, с которыми связано появление ФРС. Первая — отношения между британцами и американцами. С 1830 - 1840-х годов Ротшильды поставили задачу «вернуть Соединенные Штаты Америки». Поэтому во второй половине XIX века и начале XX века происходила борьба британского и американского капиталов за финансовый контроль над США. Фурсов также сделал отсылку к противостоявшему банкирам Линкольну, о котором говорил и Катасонов. Но историк напомнил и еще про двух президентов: Уильяма МакКинли и Джеймса Гарфилда — они тоже сопротивлялись созданию Центрального банка в Америке.

Вторая линия связана с 70 - 80-ми годами XIX века, когда в результате экономической депрессии «промышленно-экономическая гегемония Великобритании поехала вниз». Тогда были поставлены задачи: создать британско-американский истеблишмент и уничтожить Германию. «Эта линия тоже ведет к формированию Федеральной резервной системы», — считает Фурсов.

Уже в совместных англо-американских планах была мировая война, которую британцы готовили еще с конца 80-х годов. «Они решали свою задачу. Нужно было устранить Германию и как государство-конкурент, и как возможного претендента на роль наднациональной структуры», — объяснил эксперт.

И вот для финансирования военной деятельности была необходима определенная структура, которую и создали. «Формирование ФРС — это один из моментов в установлении англо-американского контроля над большей частью планеты», — сделал вывод историк.

Однако, что интересно, те же люди, которые создавали ФРС, активно участвовали в других процессах, которые могут показаться абсолютно не связанными с этой структурой, тогда множились общества изучения психики и евгеники. «Речь идет об установлении контроля над поведением человека через расовое очищение и психологические манипуляции», — пояснил Фурсов. Казалось бы, эти процессы в XIX веке не имели никакого влияния, но уже в XX веке, отметил историк, рокфеллеровские структуры использовали все наработки. Также параллельно шла линия антииндустриализма, а в 60-е годы было создано, опять же на деньги Рокфеллера, экологическое движение.

«Иными словами, ФРС важная сама по себе, это один из аспектов деятельности мирового капиталистического класса по переформатированию мира в соответствии с определенным классовым интересом», — заключил Фурсов.

«РОЛЬ ФРС, ВИДИМО, УЖЕ СЫГРАНА»

Директор центра проблем управления сложными социально-экономическими системами международного института проблем управления Сергей Батчиков согласился с рассуждениями и Катасонова, и Фурсова. «Если мы рассмотрим смысл создания и появления ФРС, то это, конечно, прежде всего создание механизма эффективного доминирования интересов мировой финансовой олигархии», — высказал свое мнение эксперт. При этом он считает, что с конструктивной и моральной точки зрения появление ФРС неэффективно и непродуктивно, так как обеспечивало интересы «абсолютно узкой группы олигархического капитала», в результате развитие всего человечества и цивилизации было подчинено этой группе.

Батчиков уверен, что пока есть нефтедолларовый стандарт, ФРС будет иметь огромное значение в мировой экономике. При этом он обратил внимание, что идет перезагрузка мировой финансовой системы. «Роль ФРС начинает размываться и от иерархии переходить к сетевому комплексу, — сказал экономист. — Роль ФРС, видимо, уже сыграна. Она пока продолжает осуществлять некий контроль... Перезагрузка приведет к тому, что возникнут новые, другие резервные валюты». Будущее Батчиков видит и за юанем, и за евро, которое уже увело часть экономики от доллара. Также экономист уверен, что не последнее место будет у криптовалюты, которую он видит аналогом золотого стандарта.

«ПОБЕДА БИЗНЕСА СДЕЛАЛА США ВЕЛИКИМ ГОСУДАРСТВОМ И ГЛОБАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ»

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в качестве ведущего своим обсуждением завершил дискуссию «Свободной мысли». «ФРС обеспечивает единство глобального бизнеса и государства», — сказал он. Делягин подчеркнул, что ФРС имеет уникальное устройство — это «формально частная система банков», которая на самом деле управляется государством через прямые назначения. Также у системы есть особый юридический статус независимого федерального агентства.

«История американского государства заключается в том, что США вырастали снизу и бизнес боролся с народом за контроль за государством. Формирование ФРС — знаковый момент, когда бизнес окончательно победил», — продолжал Делягин.

С сожалением он констатировал, что именно победа бизнеса «сделала США великим государством и глобальным лидером». А сегодня вся американская политика, по мнению Делягина, представляет собой борьбу глобального и национального подходов.

Новый порог, который предстоит перешагнуть в связи с глобальным кризисом, отражается и на ФРС. Четверо из семи руководителей ФРС в ближайшее время сменятся, напомнил эксперт.

Делягин уверен, что несмотря на то, что у американцев «передышка» (дефицит бюджета уменьшился, но экономический рост замедлился), политика количественных смягчений продолжится. Экономист согласился с теми экспертами, которые считают, что для оживления экономики нужна отрицательная ставка, чтобы люди тратили деньги и удерживали экономику на плаву. «Иначе удержаться от срыва в глобальную депрессию будет нельзя», — предупредил Делягин.

А срыв в эту депрессию приведет, в свою очередь, к разделению мира на макрорегионы, что неизбежно и опять же невыгодно ФРС, так как снизится ее влияние и доминирование.

Если Катасонов предсказывал недолгое будущее ФРС после 100-летнего юбилея, то Делягин не стал называть конкретные сроки, увязав лишь с глобальными тенденциями. «Я думаю, что ФРС будет существовать, пока существует американское государство. Другое дело, что она будет немного трансформироваться в силу сокращения влияния», — ответил он на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Катасонов тутже ответил на реплику Делягина: «Любой элемент этой системы настолько хрюпок и неустойчив, что если что-то произойдет с долларом, то и Америке тоже капут. Они прекрасно это понимают, поэтому пытаются контролировать все элементы системы, но им все меньше это удается».